Роль дыхательной гимнастики на занятиях хорового коллектива

Киреева Светлана Вячеславовна

Используемые на занятиях хорового коллектива дыхательные упражнения (в т.ч. из методики А. Н. Стрельниковой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_statya_kireevoy_s.v.docx18.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль дыхательной гимнастики на занятиях хорового коллектива

Мы все испытываем волнение перед публичным выступлением. Не являются исключением и маленькие артисты. Выход на сцену, выступление, страхи и тревоги. В этот момент педагог должен помочь своим воспитанникам, вселить в них чувство уверенности в собственных силах.

В  своей работе, руководителя хорового коллектива, я давно использую различные упражнения дыхательной гимнастики, некоторые мне знакомы еще со студенческой скамьи, другие я позаимствовала в методике А. Н. Стрельниковой.

Каждое занятие с ребятами я начинаю с дыхательных упражнений. Формирование правильного вокального дыхания, пение «на опоре» - одно из ключевых направление в деятельности хормейстера детского коллектива. Но дыхательные упражнения имеют еще и большую практическую ценность для общего здоровья человека. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой является одной из наиболее популярных методик оздоровления организма. При условии регулярного и правильного выполнения освоенных на занятиях дыхательных упражнений, ребята меньше болеют, снижается количество пропусков  из-за ОРЗ (ОРВИ). Разработанная в середине прошлого века методика А.Н. Стрельниковой лечит астму, заикание, потерю голоса. «Стрельниковской гимнастикой» пользуются до сих пор во всём мире. Любовь Казарновская, Алла Пугачёва, София Ротару, Валерий Леонтьев используют эту гимнастику.

В волнительный момент перед выходом на сцену мы обязательно выполняем некоторые упражнения из дыхательной гимнастики. Это позволяет снять нервное напряжение и настроить голосовой аппарат.

В методике А.Н. Стрельниковой  особенностью и важным преимуществом является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы - диафрагмы. В гимнастике используются динамические дыхательные упражнения, сопровождающиеся движениями рук, туловища и ног. Они всегда соответствуют определенным фазам дыхания, становясь условным раздражителем, который вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.  

Основные требования при выполнении «стрельниковской» гимнастики:

1.Думай только о вдохе – коротком и активном!

2.Не закрывай плотно рот, чтобы выдох мог уйти свободно!

3.Считай только вдохи!

Вдох должен быть шумным, резким, коротким, активным, как хлопок в ладоши.

Перед концертным выступлением в своей практике я остановилась на следующих упражнениях:

Упражнение «Погончики»

Исходное положение: стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к животу на уровне пояса. При вдохе необходимо резко толкнуть вниз к полу кулаки (плечи при этом не напрягать, руки выпрямлять до конца, потянувшись к полу). Затем вернуть кисти на уровень пояса в исходное положение. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Затем повторить вдохи, но кулаки оставить на поясе (для формирования тактильного ощущения нижнего дыхания).

Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч, руки внизу. Сделать легкий наклон (тянуться руками к полу, но не касаться его) при этом во второй половине наклона делать короткий и шумный вдох через нос. Заканчивается вдох вместе с наклоном. Немного приподняться, но не полностью, и снова наклон плюс вдох. Можно представить, что вы как будто накачиваете шину в автомобиле. Наклоны выполняются легко и ритмично, низко наклоняться не стоит, достаточно наклониться до уровня пояса. Спину округлить, голову опустить. Важно!!! «Качать шину» в ритме строевого шага. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Упражнение «Кошка» (полуприседание с поворотом)

Исходное положение: стоя, ноги немного уже, чем ширина плеч (во время выполнения упражнения ступни ног от пола не отрываются). Сделать танцевальное приседание с поворотом туловища вправо и при этом короткий, резкий вдох. Потом тоже с поворотом влево. Выдохи выполняются самопроизвольно. Колени немного сгибаются и выпрямляются (сильно не приседать, а легко и пружинисто). Руки слева и справа выполняются хватательные движения. Спина прямая, поворот в районе талии. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: стоя, руки согнуты и подняты до уровня плеч. Необходимо с размахом перекрещенными руками сделать движения, как будто бы хотите обнять себя за свои плечи. И с каждым движением делается вдох. Руки во время «объятия» должны быть параллельно по отношению друг к другу; очень широко в стороны разводить не стоит. Сделать подряд 8 вдохов-движений.

И в заключении мы выполняем упражнение на развитие длины фразы и распределение дыхания. Я назвала его «Цветок».

Исходное положение: стоя, одна руки согнута в локте, ребята представляют, что у них в руках одуванчик с белой шапкой. Необходимо энергично вдохнуть через нос и медленно выдохнуть через рот (повторите 6 раз). Это упражнение служит не только своеобразным “массажем” для связок, но развивает продолжительность дыхательных фаз, следовательно, и длину музыкальной фразы.

  Такой цикл упражнений я использую перед концертными выступлениями моих воспитанников. Это позволяет в игровой форме разогреть голосовой аппарат (ведь полноценно распеться перед выступлением получается не всегда), а также снять психологическое напряжение перед выходом на сцену.

Киреева С.В, учитель музыки, педагог дополнительного образования