Концерт-лекция "Музыка в кино"

Баранова Елена Алексеевна

сценарий концерта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kino_27_dekabrya_2016.docx29.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Егорьевская детская музыкальная школа

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА – ЛЕКЦИИ

 «МУЗЫКА В КИНО»

                                                                    Подготовила:

                                                                                            преподаватель фортепиано

                                                                     Баранова Е.А.

27 декабря 2016 год

Цели:

  • знакомство с историей зарождения и развития кинематографа, с музыкой, сопровождавшей киноленты.
  • музыкальное и нравственное воспитание обучающихся;
  • творческая практика учащихся класса фортепиано.

Задачи:

  • развитие творческого воображения и мышления;
  • развитие художественного эстетического вкуса;
  • развитие навыков публичных концертных выступлений.

Участники концерта:

  • учащиеся класса.

Тип мероприятия: концерт - лекция.

Оборудование:

  • фортепиано;
  • оборудование для показа презентации.

ВЕДУЩИЙ:

СЛАЙД №1

Здравствуйте дорогие гости. Мы рады видеть вас на нашем концерте. Походит к концу 2016 год, который был объявлен «Годом кино».

28 декабря 1895 года — родилась новая муза — муза кино. Более века кино захватывает сердца и умы миллионов людей. Поколения сменяют друг друга, а любовь к кинематографу не ослабевает. И мы хотим посвятить наш сегодняшний концерт этому чуду – искусству КИНО, а точнее, соединению кинематографа, искусства «оживших картинок», с музыкой.

СЛАЙД №2

Мир кинематографа – сказочный сон, мир, где оживают мечты, где всё возможно. В каждом кинофильме мы слышим музыку. Мы так привыкли к этому, что даже не всегда отдаем себе отчёт: зачем нужна музыка в фильме, каково её назначение? Меняет что-либо музыка в восприятии кинофильма зрителем? Является ли композитор одним из авторов фильма, наряду с режиссером и сценаристом, или подчиняется им?

СЛАЙД №3

История киномузыки началась, как это ни странно, еще до изобретения звукового кино. Немые фильмы обычно сопровождались музыкой, чаще всего в исполнении пианиста-импровизатора, тапёра.

Перед глазами зрителей совершалось чудо: на экране оживало фотографическое изображение, двигались, спешили, разговаривали люди, но все это происходило в полнейшем безмолвии. Этот удивительно реальный, но немой мир казался зрителям странным и даже немного страшным. Поэтому музыка и оказалась необходимой в кино.

СЛАЙД №4 (ВИДЕО)

СЛАЙД №5

К 1910 г. в Европе и Америке действуют уже тысячи кинотеатров. Но по-настоящему большим бизнесом кино стало после 1912 г., когда увидели свет первые художественные фильмы. Длившиеся час и более (вместо прежних 15-16 минут), они открывали простор для более масштабных постановок. Несмотря на все богатство визуальных приемов, немое кино оставалось слишком неповоротливым в развитии сюжета и упрощенным в характеристике персонажей. Поэтому почти сразу после выхода фильма "Певец джаза" (1927) с синхронизированной музыкой и диалогами наступил конец эпохи "Великого немого". Начался век звукового кино.

Итак, кино и музыка были вместе с самого начала - ведь звуковое кино появилось только через 30 лет после изобретения синематографа.

СЛАЙД №6

Конечно же, мы не можем обойти вниманием, такой жанр киноискусства, как мультипликация.

Во времена Советского Союза люди во многом испытывали дефицит. Но что действительно было – так это мультфильмы и замечательная музыка из мультфильмов, созданная профессионалами, с любовью и душой.

Мир советского мультфильма это воплощенной красоты очаровательных белочек с длинными ресницами и пушистыми хвостами, трогательных зайчат, трудолюбивых бобров, мудрых оленей, сильных и добрых медведей, всегда готовых прийти на выручку слабым. А мир мультипликационной сказки был прекрасным, наполненным тайной и чудесными персонажами.

СЛАЙД №7

1.Б.Савельев «Песня кота Леопольда» исп. Порядина Я., Казарова А.

Слайд №8

Песни к мультфильмам писались на легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому роль поэта-песенника здесь была особо высокой. Наиболее заметный поэт-песенник - Юрий Энтин.  Его песни знают и дети, и взрослые, а фразы из песен стали крылатыми: «Никто не водится со мной…», «Такая-сякая сбежала из дворца», «Лучший мой подарочек — это ты…» и множество других. Произведения Юрия Энтина нередко критиковали в художественных советах, отказывали в разрешении издавать и транслировать по телевидению и радио. Возражения вызывали даже безобидные формулировки: «Ох, рано встает охрана», «Эх, жизнь моя, жестянка! Живу я как поганка», «Чудо-остров, жить на нём легко и просто». Некоторые произведения удалось отстоять, другие пришлось переделывать.

СЛАЙД №9

2.Г.Гладков «Расскажи Снегурочка» исп. Храмов Матвей

Слайд №10

Владимир Шаинский – легенда в современной музыке. За более чем 40 лет композиторской деятельности Владимир Шаинский сочинил множество произведений. Среди них опера для детей «Трое против Марабука», несколько мюзиклов, однако самый большой успех выпал на долю его детских песен из мультфильмов, среди них: «Чебурашка», «Куда идет слоненок», «Мама для мамонтенка», «Крошка-енот», «Трям, здравствуйте!» и многие другие любимые всеми мультфильмы.

Владимиром Шаинским написаны более 300 песен, многие из которых стали популярными: «Когда цвели сады», «Не плачь, девчонка», «Идет солдат по городу», «Песня Крокодила Гены», «Улыбка», «Пропала собака», «Любви негромкие слова».

СЛАЙД №11

3.В.Шаинский «Кузнечик» исп. Лазаревы Валерия и Виктория

4.В.Шаинский «Веселая карусель» исп. Михалева Виктория

5.В.Шаинский «Белые кораблики» исп. Басова Ксения

6.В.Шаинский «Антошка» исп. Епифанова Александра

7.В.Шаинский «Облака» исп. Титова Татьяна

СЛАЙД №12

Евгений Крылатов – советский и российский композитор. Началом его широкой композиторской известности стала музыка к мультипликационным фильмам «Умка» со знаменитой «Колыбельной медведицы» и «Дед Мороз и лето»; кинофильмам «О любви», «Достояние республики», «Ох уж эта Настя». С тех пор Евгений Крылатов на протяжении 25 лет был одним из самых востребованных композиторов отечественного кинематографа, написал музыку к художественным картинам: «Не болит голова у дятла», «С любимыми не расставайтесь» , «Приключения Электроника», «Чародеи» , «Гостья из будущего», «Дети понедельника», мультипликационной трилогии «Простоквашино» и многим другим. Евгений Крылатов является автором музыки более чем к 140 фильмам – документальным, художественным, телевизионным и мультипликационным. Из кинематографа вышли все популярные песни Евгения Крылатова. 

СЛАЙД №13

8.Е.Крылатов «Песенка про лето» исп. Лукьянова Елизавета

9.Е.Крылатов «Прекрасное далеко» исп. Оброкова Елизавета

10.Е.Крылатов «Колыбельная медведицы» исп. Насибулина Жасмин

11.Е.Крылатов «Кабы не было зимы» исп. Боев Антон

СЛАЙД №14

Их молодых композиторов мне бы хотелось пару слов сказать о Василии Богатыреве. Василий Богатырев - продюсер, певец, композитор, аранжировщик, звукорежиссер и любимый гитарист Софии Ротару.

Выпустил одиннадцать сольных альбомов. Пять из которых изданы в США. Им написана и спродюсированна музыка для девяти шоу которые гастролируют по всему миру. Его песни исполняют популярные артисты России, такие как: Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте, Татьяна Буланова, Наталья Ветлицкая, Евгений Осин, Лолита и другие. Так же написана музыка для мультсериала «Маша и Медведь».

12.В.Богатырев «Песенка про варенье» исп. Ерофеева Дарья

СДАЙД №15

Как большинство из нас любит проводить сегодня свободное время? Многие ответят на этот вопрос: «Смотреть кино». Чаще всего мы обращаем внимание на актеров и сюжет фильма. Но ведь музыка тоже важна. Каждый фильм всегда ассоциируется с какой-то песней или мелодией. Часто мы даже не можем вспомнить названия фильма, но можем напеть мелодию, которая там звучала.  А кто не знает слов из песен из советских кинофильмов «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы или с легким паром», «В бой идут одни старики». И не важно, что многие из этих фильмов были сняты давно. Песни из них вечные. И не важно, это просто мелодия без слов или песня. Услышав ее, сразу в памяти всплывают картинки из фильма.

Каждому жанру кино характерна своя музыка. Ни один режиссер не согласится поставить быструю и заводную музыку в мелодраме. Или реквием в комедии. Благодаря музыке многие фильмы становится интереснее смотреть. Часто в качестве саундтрека используют уже существующие композиции. Но намного интереснее, когда приглашают композитора, чтобы создать что-то индивидуальное, что будет принадлежать только этому фильму.

Чтобы создать нужную композицию, автор музыки всегда общается с актерами, изучает сценарий, и только потом приступает к сочинению. Музыкой он должен отобразить суть задумки автора фильма.

СЛАЙД №16

Разве можно представить себе XX век без песен великого Александра Зацепина. Любимые миллионами шлягеры и песни из комедий Леонида Гайдая сделали его творчество бессмертным. Уже с первых аккордов «Песенки о медведях», «А нам все равно», «С любовью встретиться», «Куда уходит детство» или «Волшебника-недоучки» хочется подпевать. В творческом багаже композитора 100 фильмов (художественных, мультипликационных, документальных) и более 300 песен.

13.А.Зацепин «Есть только миг» исп. Куликова Виктория

СЛАЙД №17

Исаак Иосифович Шварц — советский и российский композитор. В кинематографе И. Шварц дебютировал в 1958 году, став автором музыки к картинам «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент» и «Балтийское небо». Так сложились обстоятельства – работа в кино, на многие годы стала главной в творчестве композитора.

Шварц был своего рода музыкальным драматургом. Он лирически осмысливал, а не иллюстрировал события, происходящие на экране. Он создавал характеры, наполняя жизнь героев картины ощущениями и чувствами. Уникальный талант Исаака Иосифовича заключался также в умении при помощи звуков удивительно чётко передать настроение эпохи, воспроизводить атмосферу ушедших в историю времён.

Исаак Шварц написал музыку более чем к 120 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа. Многие мелодии, песни и романсы Шварца из кинофильмов сошли с экрана и получили самостоятельную жизнь в музыкальном быту и на эстраде, принесли автору всенародную любовь: Вальс и «Песенка кавалергарда» из кинофильма «Звезда пленительного счастья», песня «Ваше благородие, госпожа разлука» («Белое солнце пустыни»), романс «Наряд подвенечный» («Нас венчали не в церкви»), песни из кинофильма «Соломенная шляпка» и др. Особую роль в жизни композитора сыграли дружба и долголетнее плодотворное сотрудничество с поэтом Булатом Окуджавой, на стихи которого он написал 32 песни и романса. Многие из них стали поистине народными («Не обещайте деве юной», «Ваше благородие...», «Любовь и разлука», «Капли датского короля», песенки из кинофильма «Соломенная шляпка» и др.). Окуджава очень высоко ценил редкостный дар Шварца «извлекать музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки».

Романс «Дождик осенний» (слова Булата Окуджавы) был написан к кинофильму «Капитан Фракасс» (1984), так же исполнялся в сериале «С новым счастьем!» (1999), в фильме «Турецкий гамбит» (2005).

14. И. Шварц «Романс» исп. Широкова Юлия

СЛАЙД №18

Микаэл Таривердиев — советский и российский композитор. Написал музыку к 132 кинофильмам. Наибольшую известность Таривердиеву принесла музыка к кинофильмам, прежде всего — «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Однако мало кто знает, что первоначально он отказался работать над фильмом «Семнадцать мгновений весны». До этого он уже писал музыку к шпионскому фильму Вениамина Дормана «Ошибка резидента», и эта работа его не удовлетворила. Поэтому в 1967 году он отказался от еще одного предложения поработать в кино про разведчиков — написать музыку к картине Саввы Кулиша «Мертвый сезон» (о чем он позднее сильно сожалел). Та же участь могла постигнуть и «Семнадцать мгновений весны». Когда Таривердиев узнал, что фильм из той же серии, что и два предыдущих, он высказал режиссеру свое твердое «нет». Но сценарий все-таки взял, прочитал его и тут же изменил свое мнение. Он вдруг понял, что фильм хотя и будет рассказывать про разведчиков, но совсем иначе, чем это было ранее в других картинах. В процессе работы над музыкой Таривердиев написал десять песен, однако в фильм вошли только две из них: «Где-то далеко…» и «Мгновения». Восемь других пришлось убрать, поскольку их некуда было вставить.

Певцы под песни пробовались разные. Сначала пригласили Вадима Мулермана. Однако его кандидатуру зарубило высокое телевизионное начальство. Тогда Лиознова пригласила не менее популярного певца Муслима Магомаева, который записал все песни к фильму. Лиознова их послушала… и забраковала. Она попросила Магомаева перепеть песни в другом ключе, но певец отказался. Сказал, что никогда не под кого не подстраивается. Тогда для записи песен был приглашен Иосиф Кобзон, чье исполнение всех удовлетворило.

15.М.Таривердиев «Песня о далекой родине» исп. Любушкина Дарья

СЛАЙД №19

Творчество композитора Андрея Петрова многогранно. Он написал ряд популярных мелодий к разным кинофильмам. Многие отечественные картины своей достаточно долгой экранной жизнью во многом обязаны музыке Андрея Петрова. За небольшой период времени Андрей Павлович стал признанным мастером, а его музыка к картинам «Я шагаю по Москве», «Человек-амфибия», «Берегись автомобиля», «Песня о друге» стала всенародно популярной. Всего Андрей Петров написал музыку в более чем 80-ти картинам. Его песни и музыка звучат в фильмах «Служебный роман», «Жестокий романс», «Осенний марафон», «О бедном гусаре замолвите слово» и телесериале «Петербургские тайны».

16. А. Петров «А на последок я скажу» исп. Ерышалова Ольга

СЛАЙД №20

Вы знаете, какой киногерой самый популярный? Самый популярный герой фильмов — Шерлок Холмс, он был экранизирован более 200 раз! Одна из лучших экранизаций – многосерийный фильм режиссёра Игоря Масленникова. 15 июня 2006 года в Москве посол Великобритании Энтони Брентон вручил 70-летнему Василию Ливанову, исполнителю роли Шерлока Холмса, знаки Ордена Британской империи; актёр стал почётным членом Ордена. Сотрудник секретариата Кабинета министров Алан Туоми заявил: «Я могу сказать вам, что мистер Ливанов был награждён за исполнение роли Шерлока Холмса».  Ещё один узнаваемый лейтмотив, мелодия Владимира Дашкевича, прекрасно вписывается в художественную канву фильма.

17.В.Дашкевич «Шерлок Холмс» исп. Лазарева Валерия

Кино - это чудо, разгадать которое ещё никто не смог. Как вид искусства, как таинственный мир грёз, как воплощение мечты, оно нас всегда интересует. Музыка в кино играет наиважнейшую роль!

18.Г.Гладков «Песенка охраны» исп. Ерышалова О. и Баранова Е.А.

Надеемся, что сегодняшняя встреча с музыкой кинематографа доставила вам, дорогие друзья, немало приятных минут. Осуществить эту встречу помогли учащиеся класса. Поблагодарим их аплодисментами

СЛАЙД № 20 (включить музыку)

Искренне поздравляю Вас с Наступающим Новым годом! Желаю Вам в грядущем году быть в окружении исключительно положительных и доброжелательных людей, переживать только приятные эмоции, радоваться каждому прожитому дню, дарить радость и улыбки окружающим. И пусть этот Новый год станет для Вас особенным.

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Список использованной литературы:

  1. Берган Р. «Кино. Иллюстрированная энциклопедия» - Издательство АСТ, 2008
  2. Баженова Л. «Мировая художественная культура XX век. Кино. Театр. Музыка» -  Издательство « Питер» 2008
  3. Соколова Л. «Великие советские фильмы»  - Издательство «Центр полиграф» 2011

Использованные интернет - ресурсы: