Опыт просветительской деятельности педагога дополнительного образования как средство популяризация русских народных инструментов.

Cегодня многие педагоги, которые обучают детей игре на русских народных инструментах, основной миссией своей работы, считают сохранение, распространение и популяризацию традиций исполнительства на русских народных инструментах. При этом основная форма, которую используют педагоги, обучающие игре на музыкальных инструментах – это подготовка детей к концертной деятельности. Наша идея состоит в системном подходе к обучению, который отражается в том, чтобы не только научить ребенка играть на инструменте, но и расширить его кругозор в области русского народного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_prosvetitelskoy_deyatelnosti.docx21.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт просветительской деятельности педагога дополнительного образования как средство популяризация русских народных инструментов.

Клейменова Людмила Ивановна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга, руководитель ансамбля народных инструментов «Скоморошина»; Мартынова Марина Владимировна, методист ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга; Попова Наталья Витальевна, педагог-организатор ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга

В Федеральном законе об Образовании Российской Федерации просветительская деятельность понимается как разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию. Основной целью просветительской деятельности является повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Наша роль в просветительской деятельности подрастающего поколения представлена деятельностью, направленной на передачу и распространение знаний об истории создания и усовершенствования русских народных инструментов  (домры, гуслей, балалайки), которая  включает в себя систему воспитательно-образовательных мероприятий в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (ДООП).

Почему это актуально сегодня? Дмитрий Сергеевич Лихачев, советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН говорил: "Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний". И введение в XXI веке в действие новых ФГОС подтвердило его слова и в корне изменило подход к образовательному процессу, приоритетным стало развитие личности и возможность использования знаний на практике. В настоящее время ФГОС начального общего образования направлен на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Поэтому сегодня многие педагоги, которые обучают детей игре на русских народных инструментах, основной миссией своей работы, считают сохранение, распространение и популяризацию традиций исполнительства на русских народных инструментах. При этом основная форма, которую используют педагоги, обучающие игре на музыкальных инструментах – это подготовка детей к концертной деятельности. Наша идея состоит в системном подходе к обучению, который отражается в том, чтобы не только научить ребенка играть на инструменте, но и расширить его кругозор в области русского народного творчества. Эта идея начала реализовываться в 2006 году, когда был собран материал для первого занятия. Это была информация об истории русских народных инструментов (домры, гуслей, балалайки), их фотографии, картины художников, фрагменты музыкальных произведений, где звучали русские народные инструменты. Этот опыт стал началом работы по популяризации русских народных инструментов, который успешно продолжается уже в течение 10 лет. Был разработан цикл занятий «Ах, домра, гусли, балалаечка — России удивительные струны». Просветительская работа в рамках данного цикла осуществляется с двумя категориями учащихся:

  • обучающиеся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Скоморошина»
  • учащиеся начальных классов общеобразовательных школ по соглашению с администрацией школ.

Цикл занятий «Ах, домра, гусли, балалаечка — России удивительные струны» состоит из 4-х тематических занятий. На первом занятии «Знакомство с русскими народными инструментами» (домра, гусли, балалайка) ребята знакомятся с историей русских народных инструментов (домра, гусли, балалайка), впервые слышат живое звучание инструментов. Для активизации познавательного интереса детей и сопровождения рассказа демонстрируется презентация. На втором занятии «Русские народные инструменты в отечественной мультипликации ХХв» посредством мультипликации происходит непосредственное знакомство детей с русскими народными инструментами: трещотка, гармошка, балалайка, домра, гусли, рожок, береста, ложки. За основу взят мультфильм «Русские потешки» 1969г. музыка Вадима Бибергана. Третье занятие посвящено выдающемуся реформатору русских народных инструментов, создателю и руководителю первого Великорусского оркестра, педагогу, композитору, дирижеру, исполнителю-виртуозу игры на балалайке и гармонике Андрееву В.В., которое проводится в формате музыкальной гостиной. На четвертом занятии «Угадай-ка» дети закрепляют свои знания, отвечая на вопросы викторины, отгадывают загадки и ребусы. В ходе апробации системы материал занятий дополнялся, редактировался. Приобретаемый опыт нашел свое отражение в методических разработках, которые представлены:

  • в сборнике «Уроки истории и толерантности в современной школе». Из опыта работы педагогов Московского района Санкт-Петербурга (СПб.: ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, 2012.-112с.)
  • на районном культурологическом семинаре «Кино как синтез искусств» в рамках Года кино в Российской Федерации, 23.03.2016 (ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, Церковь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменская))
  • на конкурсах:
  • IV открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе», 2012 (Международный Институт Развития «ЭкоПро», образовательный портал «Мой университет»)
  • районный конкурс «Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании» в номинации «Слайдовая презентация, сопровождающая мероприятие, занятие», 2016 (Отдел образования администрации Московского района Санкт-Петербурга, ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга)
  • районный конкурс методических разработок «Киноискусство и образование» в номинации «Музыка в кинематографе ХХв.» (ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт-Петербурга, 2016)