Принимая хоровую эстафету...

Лебединская Виктория Александровна
 
Эта работа направлена на поиск того, как поднять интерес к хоровому пению у возможно большего числа детей. Представляется, что необходимо не только заниматься чисто музыкальной работой, но и рассказывать детям об истории хорового пения, о концертных площадках своего города и региона. Главная задача - это сформировать понимание того, каким образом хоровое пение связано с окружающей действительностью и человеческой историей. Это понимание дает детям уверенность, что то, чем они занимаются органично вплетается в реальную жизнь и несет пользу и радость людям. 
Такое отношение к школьному хоровому пению было использовано при создании хора на базе общеобразовательной школы №630 Приморского района Санкт-Петербурга. Я точно знаю, что когда мои ученики поют, они счастливы, и этим счастьем готовы поделиться со всем миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Принимая хоровую эстафету...68.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Лебединская Виктория Александровна,

учитель музыки ГБОУ СОШ №630 Приморского района Санкт-Петербурга. 2014

Принимая хоровую эстафету...

И в час, когда хор тихо пел

О "Свете тихом", - в умиленье

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел...

                     И.А.Бунин

Хоровое пение в школе - один из путей возрождения национальной духовности, достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации, психического и физического здоровья детей. Главная  задача, которую решают музыкальные занятия  в общеобразовательной школе, - научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекает внимание все большего круга музыкантов - педагогов, ученых разных специальностей.  Прежде  всего, потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, и подготовка подлинных ценителей музыки, и наконец, воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается  на физическом состоянии поющих  . « Пение не только доставляет  поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье.»

Для того, чтобы хоровые занятия  были более интересными и привлекали современных детей, я считаю, необхомо знакомить учащихся с историей  создания того или иного произведения,  авторами и,  конечно же, с вековой историей хоровой музыки.  Всегда интересно, узнать  "с чего все началось?"

Обратимся к музыкальному словарю.

 Хор (др.-греч. χορός — толпа, собрание) — хорово́й коллективпе́вческий коллективмузыкальный ансамбль, состоящий из  певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов . Хор отличается

  от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием, как минимум, двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий  не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением  a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр.  

Немного древнейшей истории:

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под кифару, также игравшую в унисон с хором.

На Руси в 988 году произошло очень важное событие для русского народа - Крещение Руси. Киевский князь Владимир (Красно Солнышко) по примеру своей бабушки - княгини Ольги - провозгласил на Руси христианскую веру, веру в единого Бога - Иисуса Христа. Обряд крещения князя  Владимира происходил на полуострове Херсонес  (в современном Севастополе) в Византийском храме. В настоящее время там берегут и почитают купель , в которой крестили русского князя.

Раннее христианство переняло античную традицию, и до X-XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Это выражало идею единомыслия, единения сердец и умов: "Пусть язык твой поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения  ."

 Отличительной чертой русской православной музыки является пение без музыкального сопровождения - a capella. Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, который мог звучать в церкви.

 Затем  началось  разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий . До XV (а в церковном песнопении — до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры монашек)  . В XV веке в русской иконописи развивается богословское учение о Троице, триедином Боге - Отце, Сыне, Святом Духе. Самой известной иконой того времени становится "Троица" Андрея Рублева. В этот период появляется многоголосная церковная музыка. В хоре звучат три голоса.

В XVII веке русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы.  

История русского хора:

На Руси  хоровая история  начинается с  12 августа 1479 года, когда основанный великим князем Московским Иваном III,  хор Государевых певчих дьяков принимал участие в службе освящения Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля. Именно Иван III издал приказ о создании мужского хора для церковных служб и увеселений, ставшего колыбелью русского хорового искусства.

Певчие постоянно находились при государе и обеспечивали разнообразные нужды двора: участие в богослужениях, сопровождение государей при паломничестве, в гостевых визитах и военных походах, пение на торжественных приемах и обедах, при наречении на царство, в дни  крестин. Помимо музыки, певчие обучались грамоте и наукам. Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII в. с развитием многоголосного пения в составе хора появились мальчики.

Иван Грозный привез из Новгорода в Александрову слободу двух замечательных мастеров-распевщиков – Федора Крестьянина и Ивана Носа, основателей первой русской певческой школы. Певцы хора были и творцами новых музыкальных произведений. В числе певчих дьяков были известные теоретики,композиторы и регенты XVI–XVII вв.: Ян Коленда, Николай Бавыкин, Василий Титов, Михаил Сифов, Стефан Беляев и др.

Воспитание в государевой семье обязывало досконально знать церковную службу, а значит, владеть музыкальной грамотой и уметь петь в хоре. Иван Грозный, например, не только пел, но и сочинял музыку. Сохранились два его собственных произведения – стихиры в честь митрополита Петра и Владимирской иконы Богоматери.

В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор. Певчие постоянно сопровождали государя в его поездках и военных походах. Придворный хор побывал на берегах Невы ещё до основания Санкт-Петербурга и участвовал в молебне в честь победы войск Петра при Ниеншанце. А 16 (27) мая 1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы (история сохранила для нас имена всех 28 певчих).

Вся последующая биография хора связана уже с Санкт-Петербургом... 

История Певческой капеллы Санкт-Петербурга.

. В новую столицу направлялись лучшие певчие из различных частей страны, прежде всего с Украины, а также из  всех петербургских церквей. Хор был частью структуры придворного штата и одновременно находился при особе государя. Он был его свитой и участвовал не только в церковных богослужениях, но и во всех придворных церемониях. Хоровое пение было обязательным элементом придворной культуры начала 18 века.

В 1717году  Придворный певческий хор сопровождал Петра 1 в его дипломатической поездке в Польшу, Германию, Голландию и Францию. Впервые зарубежные меломаны услышали этот прекрасный хор, состоявший к тому времени из 60 человек, и были восхищены его мощным и стройным звучанием.

"Капелией придворных певчих" или " Предворной  КАПЕЛИЕЙ" хор стали называть во времена царствования Елизаветы Петровны (дочери Петра). Это слепок с названия вокально-инструментальных коллективов Европы. И уже при Екатерине II  этот коллектив назван "Придворной Певческой Капеллой".

 В настоящее время в нашем городе находится самое старинное здание, в котором и разместилась Певческая Капелла еще при Екатерине II.

Капелла -от латинского часовня. Профессиональный хоровой коллектив.  В средние века капеллой называлась небольшая часовня, примыкавшая к католическому храму. В ней размещался хор.

История Петербургской Академической Капеллы  хранит имена великих русских музыкантов. Максим Березовский - великий русский композитор получил свое начальное образование в певческой школе в городе Глухове (на Украине ), в 1758 году был зачислен певчим в Капеллу.  Марк Полторацкий , с 16 лет служивший певчим, затем регентом, в 1763 году стал первым директором Придворной певческой капеллы.  Эстафету служения русской музыке перенял Дмитрий Бортнянский. В период его руководства (1796-1825) произошел дальнейший подъем в деятельности Капеллы. Главная заслуга Бортнянского заключается в создании сорока пяти духовных хоровых концертов.

Под руководством Бортнянского в Капелле пел, учился и работал выдающийся русский композитор Александр Варламов.

Десять лет ( 1826-1836) Певческую капеллу возглавлял Федор  Петрович Львов -отличный скрипач, знаток церковного и народного пения. Его сын Алексей Федорович , служивший флигель-адъютантом при Николае I, написал российский гимн "Боже, царя храни".

Роберт Шуман после посещения Капеллы, в 1844 году, записал в дневнике: "Капелла - самый прекрасный хор, какой нам когда-либо приходилось слышать; басы по временам напоминают низкие звуки органа, а дисканты звучат волшебно, лучше самых прекрасных женских голосов".

Особенно приводило в трепет иностранцев звучание басов Капеллы. Их сильные голоса, способные извлекать ноты контроктавы, сравнивались и со звуками органа, и с раскатами грома. Легендой Капеллы был бас-октавист Телегин-отец (а был еще и Телегин-сын, также великолепный бас), певший самую низкую для человеческого голоса ноту- "фа" контроктавы. Эта нота начертана на его надгробии на Волковском кладбище.

С Капеллой связана и недолгая, но очень интересная и плодотворная часть деятельности М.И.Глинки. После успешной премьеры оперы "Жизнь за царя" Николай I поручил Глинке занятия с певчими Капеллы, сказав "ласковые слова" : "Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и , следовательно, стоят, чтобы ты занялся ими. Только прошу, чтобы они не были у тебя итальянцами".

Глинка состоял на службе в Придворной капелле с 1 января 1837 года по 18 декабря 1839 года а должности капельмейстера, специально для него придуманной.

После революции 1917 года Придворная певческая капелла была переименована в Государственную академическую капеллу. В 1920 году в состав хора были включены женские голоса. А мальчики образовали отдельный Хор, который существует  и в наше время. С 1974 года и поныне художественным руководителем и главным дирижером Капеллы является народный артист СССР, профессор Владислав Александрович Чернушенко. Его сын Александр Владиславович Чернушенко возглавляет оркестр из воспитанников консерватории.

Современное хоровое движение.

В 2013 году Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал положение о возрождении в России хорового движения.

15 февраля 2013 года прошел учредительный съезд Всероссийского хорового общества, председателем которого единогласно был избран художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Вместес председателем был избран и исполнительный директор хорового общества. Им стал председатель Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло. Целью учреждения новой общественной организации является осуществление деятельности по сохранению, развитию и популяризации хорового искусства, приобщению к хоровому пению широких слоев населения страны.

Павел Пожигайло: «Я считаю, что хоровое пение в стране — это основа ее безопасности. И если бы я сейчас разра-батывал доктрину национальной безопасности России, то одним из первых пунктов было бы возрождение хорового пения во всех средах — в армии, системе МВД, в школах, на заводах.Хоровое пение — это не просто хобби, это в определенном смысле условие выживания нации как нации и государства как государства.

В Америке 28 млн. человек поют, дети приходят в 7 утра в школу и до занятий час поют в хоре.  В Латвии с 1 по 10 класс дети поют в хоре, в аттестат ставится оценка по хоровому пению, хоровое пение есть в Вен-

грии, Болгарии и других странах.Хоры — это самая массовая форма культуры и искусства, и, если они зазвучат по всей стране, то сама страна будет ощущать себя единым культурным пространством. Безусловно, возрождение хорового общества — это историческое событие.

Наша первостепенная задача – провести тотальную ревизию того, что есть в стране, чтобы как можно быстрее создать реестр хоровых коллективов, педагогов, чтобы никого не потерять. Мы планируем в дальнейшем создать собственный фонд архивных, библиотечных материалов. Мы должны овладеть немецкими, американскими методиками по организации хоров. И в конечном итоге, в каждом школе должен зазвучать хор. Мы возрождаем то, что Россия утеряла».

  Наш школьный хор принимает эстафету времени и участвует в хоровом движении, являясь малой частицей общего народного дела.

Очень важно, чтобы ребенок  был не на улице; чтобы он не чувствовал себя одиноким и ненужным и, главное, чтобы не тянулся к сигаретам и наркотикам, а нашел достаточно простой способ самовыражения и получал от него радость, удовольствие и положительные эмоции. Тогда у него не возникнет потребности совершать что-либо жестокое и аморальное. Если у родителей нет возможности водить его в музыкальную школу, художественную или на различные другие занятия , он всегда может посещать занятия школьного хора. Дружба, взаимовыручка,  внимание,  умение слышать друг друга воспитывают в детях качества, которые нужны для дальнейшей жизни. Основа семьи - это  тоже умение слышать свою половинку. Хоровые занятия  являются своеобразной школой воспитания счастливого человека в будущем, в его взрослой жизни. Поэтому я говорю всем своим ученикам : "Добро пожаловать в наш школьный  ХОР"!


ЛИТЕРАТУРА: 

  • Л.В. Беляева-Казанская. Силуэты музыкального Петербурга. Издательство "Композитор", Санкт-Петербург, 2011.
  • Е.Е. Ткачева. Звучащий город. Издательство "Композитор", Санкт-Петербург, 2011.
  • Научно – популярное издание. Полная иллюстрированная энциклопедия «МУЗЫКА».  Издательство АСТ, Астрель, Москва, 2009.
  • Энциклопедия для детей «ИСКУССТВО». Том 7 часть3, «Музыка. Театр. Кино.» Издательство Аванта+, Москва, 2001.
  • Краткий музыкальный словарь – справочник. Москва, Кифара, 2005.
  • http://www.sevhor.ru/download/gazeta_inet.pdf