Главные вкладки

    Конспект урока по предмету "Искусство" для учащихся 9-х классов. Тема: "Искусство и власть"

    Лебединская Виктория Александровна

    Урок, является составной частью раздела «Воздействующая сила искусства».  
    Работа с ментальной картой. 

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по предмету   "Искусство"

    для учащихся 9-х классов

    Тема: "Искусство и власть"

    1. Цели и задачи урока

    Цели:

    Деятельностная: 

    формировать у обучающихся способности к структуризации и систематизации полученных знаний о нововведениях и  реформах в области музыкального искусства Петра I; развивать умение перехода от частного к общему и от общего к частному при знакомстве с музыкой, звучавшей во времена его правления.

    Образовательная: 

    учить обобщать, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, учить видению нового знания в структуре общего курса искусства и истории России, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

    Задачи:

    Предметные:  

    • актуализировать знания, определять и использовать  известные способы действия при анализе музыкального произведения по введённому ранее алгоритму;
    • знакомить учащихся с деятельностью Петра Первого, которая способствовала развитию музыкальной культуры в Петербурге;
    • создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению понятий: хор, кант, ассамблея, контртенор, капелла.
    • создать условия для  установления обучающимися  закономерностей и взаимосвязей различных сторон общественно-политической и культурной жизни России Петровской эпохи
    •  способствовать использованию учащимися нового знания в практической деятельности (исполнении музыкальных произведений)

    Метапредметные:

    Познавательные:

    • способствовать развитию умений работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать): учиться слушать и анализировать музыкальные произведения соответственно алгоритму: голос (солирующий инструмент), аккомпанемент, инструменты, выразительные средства, характер исполнения.
    • Учиться  исполнять вокальные произведения.

    Регулятивные:

    • обеспечить условия для развития разнообразных форм рефлексии:

    -  Самооценки (при исполнении канта),

    - Способов взаимопроверки (работа с кроссвордами, графики мелодии Ациса)

    Коммуникативные:

    • развивать  умения  слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания в ходе оценки и анализа музыкального произведения;
    • содействовать развитию умений работать в статичных и мигрирующих группах ;
    • содействовать развитию умений работать в диалоге,  сотрудничестве со сверстниками и учителем.

    Личностные:

    • создать условия обеспечивающие воспитание интереса к  слушанию классической музыки, посещению концертных залов, в которых звучит классическая музыка.
    • развивать  творческое отношения к учебной деятельности в процессе анализа и сопоставления исторических событий;
    • обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы по созданию ментальной карты урока;
    • включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельного целеполагания и рефлексии.

    2. Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся

    Самоопределение. Мотивация к деятельности

    Знакомство обучающихся с Ментальной картой, как методом обобщения и систематизации знаний. Создание ситуации необходимости дополнения созданной ментальной карты. Дополнение и расширение знаний о городе, как о культурной столице.

    Знакомятся с ментальной картой. Чувствуют потребность дополнения материалами о культуре Петровских времён.

    Актуализация необходимых знаний и фиксирование затруднений

    Руководит процессом заполнения разделов ментальной карты, касающихся ранее изученного материала.

    Заполняют ментальную карту в разделах «Античность» и «Москва-третий Рим».

    Определяют область незнания.

    Постановка учебной задачи, целей урока.

    Осуществляет руководство целеполаганием.

    Предполагают  цели и определяют задачи урока.

    Организация познавательной деятельности

    Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

    Руководит созданием плана по разрешению затруднения

    Планируют учебную деятельность по аналогии тем,  изученных ранее

    Реализация выбранного проекта

    Направляет работу обучающихся по созданному плану (архитектура, скульптура, музыка), выделяя основное направление – развитие хорового пения.

    Анализируют возможности аспектов, обозначенных в плане и выделяют основное направление – музыкальное искусство (хоровое пение).

    Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

    Предлагает обучающимся структурировать информацию о развитии музыкального искусства в петровскую эпоху.  

    Руководит слушанием, анализом, разучиванием  и исполнением музыкального произведения.

    Заполняют разделы ментальной карты в процессе получения информации.

    Обучающиеся слушают, анализируют, разучивают   и исполняют музыкальные произведения. Графически и в цвете изображают мелодическую линию произведения.

    Рефлексия деятельности

    Организует и руководит процессом само- и взаимооценки составления ментальных карт, подводит обучающихся к формулированию выводов об использовании искусства для поднятия престижа и формирования имиджа государства и правителя.

    Формулируют вывод о значении искусства в государственной политике.

    3. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов

    учащихся на уроке.

          Используются разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями этапов урока, текущими учебными задачами.

    (Словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-ти балльной системе, адаптированной к уровням успешности.

    Самоанализ и самооценка обучающихся.) На уроке также используется индивидуально-дифференцированная система оценивания домашнего задания (сформированы УУД или в стадии формирования); индивидуально-педагогический мониторинг.

    4. Текст методической разработки материалов в соответствии с критериями

    оценивания работы.

    1-й этап урока. Самоопределение. Мотивация к деятельности.

    В начале урока учитель организует внимание обучающихся и поясняет,  для того, чтобы собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает  составить ментальную карту , в которой можно отразить все изученные разделы: Искусство и власть в период Античности; Искусство и власть Московского государства 15 века; и тему сегодняшнего урока, которую обучающиеся должны сформулировать самостоятельно.

    2-й этап урока. Актуализация необходимых знаний и фиксирование затруднений.

    Учитель объясняет  что такое ментальная карта и как нужно ее заполнять. Учитель показывает  заполнение карты на примере тем предыдущих уроков: Искусство и власть в Античный период; Искусство и власть Московского государства в 15 веке.

    3-й этап урока. Постановка учебной задачи, целей урока.

    Далее учитель создает проблемную ситуацию, поясняя, что существует еще один важный исторический период, в котором искусство играет несколько иную роль в жизни государства и правителя, чем в рассмотренные периоды.  Этот период связан со строительством необычайно красивого города, который называют Культурной столицей России. Обучающиеся догадываются , что речь идет о Санкт-Петербурге.

    Учитель предлагает обучающимся ответить на вопрос: для чего  Петр Первый мог использовать разные виды искусства при строительстве Петербурга. Согласно ранее предложенному плану изучения этой темы, обучающиеся анализируют  использование Петром Первым архитектуры, скульптуры и музыкального искусства для становления государственности. В процессе дискуссии обучающиеся приходят к выводу, что архитектура и скульптура являются приоритетом европейских мастеров. А истинно русским является развитие хорового искусства.

    4-й этап урока. Организация познавательной деятельности

    Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

    Учитель предлагает детям вспомнить дату рождения нашего города (16 мая по-старому, 27 мая по-новому стилю, 1703 года.)

    Далее учитель рассказывает, что история музыкального Петербурга началась в день его рождения. При закладке крепости на торжественной церемонии раздавались орудийные залпы, звучала музыка - пел ПРИДВОРНЫЙ ХОР.

    Хор государевых певчих дьяков царь привез из Москвы. Это был тот хор, в котором когда-то пел и сам Петр (у Петра - бас). Петр с детства любил церковные песнопения, иногда сам выполнял  роль уставщика, так в прошлом называли руководителя хора. Позже ХОР государевых певчих переименовали в Придворный певческий хор. В столицу направлялись лучшие певчие из различных частей страны, прежде всего с Украины, а также из  всех петербургских церквей. Хор был частью структуры придворного штата и одновременно находился при особе государя. Он был его свитой и участвовал не только в церковных богослужениях, но и во всех придворных церемониях. Хоровое пение было обязательным элементом придворной культуры начала 18 века.

    Старейший русский хор был создан в 1479 году по приказу Ивана III .Это был мужской хор государевых певчих дьяков для церковных служб и увеселений.

    В 1717году Придворный певческий хор сопровождал Петра I в его дипломатической поездке в Польшу, Германию, Голландию и Францию. Впервые зарубежные меломаны услышали этот прекрасный хор, состоявший к тому времени из 60 человек, и были восхищены его мощным и стройным звучанием.

    Обучающиеся отмечают в ментальной карте статус государственности хора.

    5-й этап урока. Реализация выбранного проекта.

    Учитель задает вопрос : Что же пел хор Петра I ? Далее следует объяснение.

    Это были виватные,  заздравные КАНТЫ в честь воинских побед. Учитель предлагает послушать кант.

     СЛУШАНИЕ:  Петровский кант "Как на матушке, на Неве-реке..."

    Учитель с учениками анализирует прослушанное:

    - Это кант прославляющий Петра I , Российский флот и державу.

    - Как звучит кант? ( торжественно, гордо, неторопливо, важно)

    - Кто исполняет, какие голоса? ( мужской хор)

    Далее идет обсуждение типов хоров:

    Хоры бывают разными по составу. Какие вы знаете? ( смешанные, мужские, женские, детские).

    Учитель объясняет понятия кант и хор:

    КАНТ - от латинского  пение, распев. Старинная многоголосная куплетная песня для хора.

    ХОР - тоже латинское слово, в переводе  толпа, собрание. Это певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку, преимущественно многоголосную

    Учитель предлагает послушать (разучить) Петровский кант "Музы согласно" на древнем русском языке.

    Учитель объясняет  смысл канта, переводит с древнерусского языка:

     музы согласно и дружно звучите, всем велено радоваться, печалиться и грустить нельзя. Желаем быть здоровыми, счастливыми, иметь продолжение рода во многих поколениях. Всем велено дружить и не обижать друг друга.

     СЛУШАНИЕ:  работа по разучиванию и исполнению канта.

    После исполнения  канта обучающиеся устно оценивают качество своего исполнения  (самоанализ исполнения) и дополняют ментальную карту новым жанром в музыке.

    Далее идет обсуждение канта. Учитель задает примерные вопросы:

    - Как вы думаете, когда Петр I требовал исполнить этот кант, на каких празднествах, церемониях?

    - Каков кант по характеру?

    Учитель поясняет, что подобные канты звучали в День Рождения Петербурга. В тот день во славу русской столицы пели 28 придворных певчих. Так начала свою биографию Академическая певческая  Капелла  имени М.И. Глинки Санкт- Петербурга.

    Далее учитель рассказывает, что реформы Петра I коснулись всех сторон русской жизни, даже музыки. За границей Петр I  познакомился с военной духовой музыкой. И, создавая регулярную армию по европейскому образцу, издал в 1711 году УКАЗ об организации полковых оркестров из труб, литавров и гобоев. Любимым военным инструментом Петра был барабан, на котором он виртуозно исполнял самые сложные ритмы. В те времена престиж барабанщиков в войсках был велик, потому что они были связными , выполняли разные команды условными сигналами. Играл Петр и на гобое и на волынке. Любил он музыку громкую насыщенную по звучанию.

    СЛУШАНИЕ:  сигналы, принятые Петром в русской армии. (Стр.8 книги Ткачевой "Звучащий город". Учитель играет их на фортепиано).

    Учитель спрашивает учащихся, где в настоящее время они могли слышать подобные музыкальные сигналы? ( в летних детских лагерях: команда построение, зарядка, обед и т.д.)

    Обучающиеся дополняют ментальные карты реформами военной музыки.

    Учитель  обьясняет  далее:

    -В конце 1718 года население столицы было извещено об устройстве АССАМБЛЕЙ. Они стали символом петровской эпохи.

    Учитель спрашивает, знают ли обучающиеся что называлось ассамлеями? И предлагает выбрать, методом исключения , правильный ответ.

    -Петр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей.  Ассамблея, разъяснял царь в указе, - слово французское, оно означает род бала для некоторого числа людей, собравшихся для своего увеселения или для "рассуждения и разговоров дружеских".

    -Это была школа СВЕТСКОГО воспитания. Именно здесь зарождался жанр СВЕТСКОЙ МУЗЫКИ, которая позже стала звучать на балах, в салонах, на сцене театров.

    На ассамблеи велено было являться обязательно с женами и взрослыми детьми, тщательно, с мылом вымытыми в бане и одетыми в чистое, нарядное, европейского покроя платье. Лица, пренебрегавшие ассамблеями, высылались из Петербурга.

    Обучающиеся дополняют ментальные карты понятием «ассамблея» и светские жанры.

    Далее учитель рассказывает Что звучало на ассамблеях.

    На дворцовых ассамблеях танцевали ТОЛЬКО французские, польские и английские танцы: контрданс, аллеманда, менуэт, полонез.

    Звучала музыка знаменитых для того времени европейских композиторов: Телемана, Корелли, Кайзера, Тартини, Порпоры.

    Обучающимся  предлагают послушать произведение, которое могло звучать на ассамблеях.

    СЛУШАНИЕ: Николо Порпора . Ария Ациса из оперы "Полифем".

    Учитель задает вопросы,  анализирует прослушанное произведение, согласно алгоритму «Слушания музыки».

    Какой голос исполняет? (контртенор - самый высокий мужской голос).

    Какая музыка по характеру? ( рассказываю перевод арии и содержание оперы).

    Какова музыкальная форма арии?

    Учитель кратко поясняет содержание оперы для того, чтобы обучающиеся могли полнее представить и выразить характер, настроение героя: Полифем-сицилийский циклоп- влюблен в Галатею(лесную нимфу). Она влюблена в Ациса (сын лесного бога Пана). Полифем подстерег Ациса и раздавил его скалой. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку.

    Учитель спрашивает:

    - Музыка понравилась? Какая музыка по характеру?

    - В наше время на вечеринках мы будем ее слушать?

    -Какая форма у этой арии?

    6-й этап урока. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

    Творческое задание.

    Изобразить графически  и в цвете мелодию этой арии.(график должен отображать характер, интонации мелодии, настроение, эмоции).

    Учитель повторяет, что именно на ассамблеях появляются ЖАНРЫ  светской музыки, которые сегодня мы слушаем в концертных залах Санкт-Петербурга.

    Далее обучающиеся проверяют друг у друга графически изображенные мелодии и анализируют, верно ли подобраны цвет и способ изображения, соответствуют ли они характеру, содержанию произведения и эмоциональному исполнению. В устной форме обучающиеся оценивают творческие работы.

    7-й этап урока. Рефлексия деятельности.

    Учитель комментирует заполнение ментальных карт. Обучающиеся проверяют друг у друга правильность заполнения.

    Учитель направляет обучающихся к  формулированию выводов об использовании Петром Первым  искусства для поднятия престижа , имиджа государства и правителя .

    Далее учитель подводит обучающихся  к общему  выводу  о значении искусства для власти в Античный период, в Московском государстве и в Петербурге: Разные эпохи, новые стили правления, новые отношения между людьми будут диктовать  свои  формы использования разных видов искусства

    Обучающиеся получают дифференцированное домашнее задание:

    1. заполнить кроссворд, подготовленный учителем;

    2. самостоятельно составить кроссворд с использованием новых определений, понятий, жанров, о которых шла речь на сегодняшнем уроке.

    Список литературы:

    • Л.В. Беляева-Казанская. Силуэты музыкального Петербурга. Издательство "Композитор",  Санкт-Петербург, 2011.

    • Е.Е. Ткачева. Звучащий город. Издательство "Композитор", Санкт-Петербург, 2011.
    • Научно – популярное издание. Полная иллюстрированная энциклопедия «МУЗЫКА».  Издательство АСТ, Астрель, Москва, 2009.
    • Энциклопедия для детей «ИСКУССТВО». Том 7 часть3, «Музыка. Театр. Кино.» Издательство Аванта+, Москва, 2001.
    • Краткий музыкальный словарь – справочник. Москва, Кифара, 2005.
    • В.И.Садкина. 101 педагогическая идея. Как создать урок — М. :ООО «Издательская Группа “Основа”», 2013. — 87, [1] с. :табл. — (Серия «Золотая педагогическая коллекция»).

    Интернет – ресурсы:

    • www.musicovery.com
    • www.shkolazhizni.ru
    • www.myphology.narod.ru
    • www.artclassic.edu.ru
    • www.classic-music.ru