Работа над выразительностью текста.

Веснина Ольга Викторовна

Предлагаю открытый урок по хоровому пению "Работа над выразительностью текста".

Целью урока является формирование у детей навыка осмысленного произнесения текста при разучивании нового произведения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по хоровому пению в начальных классах общеобразовательной школы.

Тема занятия: «Работа над выразительностью текста».

Составила:

Учитель музыки

Плохоцкая Ольга Викторовна

Негосударственное Образовательное  Учреждение

Нижневартовская Православная Гимназия

Нижневартовск

2015г

Этап обучения: начальный.

Цель: формировать у детей навык осмысленного произнесения текста при разучивании нового произведения.

Задачи:

  1.  Обучать детей осмысленно разучивать произведение.
  2. Добиваться ухода от метричности музыкальной фразы, подчиняя ее тексту.
  3.  Прививать навык выразительного исполнения песни.
  4. Обучать основам певческого искусства.
  5. Воспитывать эстетический вкус.

Тип занятия: комбинированный.

Используемые формы, приемы, методы:   рассказ, показ, эксперимент.

Ход занятия:

  1. Разминка для лица.

Разминка позволяет:

  • активизировать артикуляционный аппарат;
  • устранить его напряженность;
  • разогреть мышцы лица;

         Сели ровно. Выпрямили спину. Ноги поставили на пол, для этого надо сесть на край стула и сделать упор в ноги.

           Начинаем разминку для лица:

- Покусали нижнюю губу;

- покусали верхнюю губу;

- покусали кончик языка;

- покусали весь язык;

- пожевали его на одной стороне, на другой;

- кончиком языка с внешней стороны проводим поочередно по нижним и верхним зубам;

- вытягиваем губы в трубочку, потом резко растягиваем их в улыбке;

- втянули щеки, чмокнули;

- пощелкали языком;

- надули щеки и перекатываем воздух с одной стороны в другую;

- подняли брови – удивились;

- опустили – рассердились;

- подвигали всеми мышцами лица;

  1. Упражнения на развитие речевого и певческого дыхания.

Упражнения позволяют:

  • «разогреть» мышцы дыхательной системы;
  • «удлинить» выдох, сделав его более глубоким;
  • «экономить» выдох, распределяя его на всю фразу.

Упражнения:

- сдуваем пушинки-парашютики с воображаемого одуванчика, сначала плавно и легко, а затем берем глубокий резкий вдох и делаем короткий, активный резкий выдох.

Скороговорка «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки: 1 Егорка, 2 Егорка, 3 Егорка и т.д.»

- делаем спокойный глубокий вдох перед началом скороговорки и в процессе проговаривания дыхание не берем.  

  1. Распевание.

Сели ровно, начинаем распевание:  

Сначала разогреваем грудной регистр, начиная с «ля бемоль» малой октавы до «ми бемоль» первой. Потом соединяем его с верхним от «ми бемоль» первой октавы до «ми бемоль» второй. И распеваем верхний регистр от «ля бемоль» первой до «ми бемоль» второй октавы.

  1.  Работа над произведением.

Взяли партитуру  Г.Струве «С нами друг!».

Прослушайте это произведение в моем исполнении, а прослушав, скажите какое оно по настроению, о чем оно?

Слушание позволит:

  • добиться у слушателей ощущения целостности, законченности произведения;
  • передать настроение композиции;
  • дает представление о его смысле.

Слушаем исполнение.

Кто может сказать о чем эта песня? Какое настроение она у вас вызвала?

Ответы детей: веселое,  дружелюбное, задорное… О дружбе, о мире, о том, что Земля наш общий дом…

Молодцы!

А сейчас, поиграем в игру, которая называется «Эхо». Я вам буду петь слова этой песни на одной ноте, а вы повторяйте.

        Пение на одном звуке позволит: сосредоточить внимание детей на выполнении поставленной задачи, не отвлекаясь на интонирование звуков разной высоты.

            С нАми друг (выделяем смысловое ударение)

- С нАми друг (дети должны копировать смысловое ударение)

            ВмЕсте

- ВмЕсте  

ЗапевАй

- ЗапевАй

 ПЕсню

- ПЕсню

              И тогда сОлнце

- И тогда сОлнце

         Улыбнется  нАм с высоты

- Улыбнется  нАм с высоты

А сейчас я буду петь только мелодию, без слов, но с теми же смысловыми ударениями. Скажите как можно петь без слов, что получится?

- Без слов можно петь на любой гласный звук или слог. Это называется «Вокализ».

Молодцы! Вы снова ответили правильно.

 Я пою на гласную «у» с широко раскрытым ртом, губы собраны. Вы  повторяете  как можно точнее, не забудьте про смысловые ударения  (поем мелодию с выделением тех мест, где будут смысловые ударения в словах)!

         Теперь споем эту мелодию на гласную «о» с тем же широко раскрытым ртом, губы тянутся вперед, как у уточки.

А сейчас на слог «да» (добиваемся, чтобы уголки рта не были растянуты в стороны, а были собраны, как на «о»)

Если интонационно звучит фальшиво, то можно спеть мелодию на слог «ма» штрихом «стакатто», при этом всегда сохраняя фразировку, стремления к ударным слогам.

Чтобы добиться кантиленного звучания, округлить гласные можно спеть на слог «лё», при этом следим за выполнением смысловых ударений.

Настало время исполнить куплет со словами. Но прежде, послушайте вступление, я покажу в какой момент надо вступать.

Задачи исполнения вступления:

  • задать темп;
  • задать настроение для исполнения песни;
  • сориентировать во времени вступления голоса для дальнейшего исполнения произведения.

Еще раз слушаем вступление и начинаем петь.        

Ту же работу проводим с припевом:

              Вместе мы пострОим дом

- Вместе мы пострОим дом

             Вместе мы посАдим сад

- Вместе мы посАдим сад

             Вместе пропоем эту пЕсню

- Вместе пропоем эту пЕсню

             ЗнАем мы, что вместе нам

- ЗнАем мы, что вместе нам

             Вместе нам всегда интерЕсней

- Вместе нам всегда интерЕсней

Поем на «у», «о», «да», «ма», «лё», со словами, с аккампанементом.

        Повторяем все от начала до конца припева  с аккомпанементом.

Задача исполнения: выдержать непрерывное исполнение первого куплета с припевом, выполняя фразировку и смысловые ударения.        

Когда учащиеся справятся с поставленной задачей, дальнейшая работа проходит над округлением звучания гласных звуков, высокой позицией и краткостью и четкостью звучания согласных. При этом следить за соблюдением динамики, штрихов, исключая пение по слогам и перенапряженным голосом.

В конце занятия подвести итоги, обратить внимание на достигнутые результаты в разучивании песни.