Урок музыки в 5 классе "Музыка в кино и на телевидении"

Малышева Наталья Николаевна

Урок музыки в 5 классе "Музыка в кино и на телевидении".

На уроке использована краткая история развития кино и появление в нем музыкального сопровождения.

Роль музыкив кино и на телевидении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2016_muzyka_v_kino.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Селиховская средняя общеобразовательная школа»

                      Курская область Курский район

Тема урока: Тема урока:

 «Музыка в  кино и на телевидении»

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.

 

Подготовила и провела

Учитель музыки Малышева Н.Н.

Категория первая

Тема урока:

 «Музыка в  кино и на телевидении»

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.

 

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель  урока: 

Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

  • обучающие:

-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей музыки в кино;

- показать этапы развития кино, как вида искусств;

2. воспитательные:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как музыка в кино,

- прививать навык вдумчивого слушания музыки,

-воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.

3. развивающие:

- развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам лучшей  музыки из кинофильмов, телепередач,

- развивать познавательный интерес обучащиюхся.

Формируемые УУД на уроке:

Личностные

  • Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений.
  • Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства.
  • Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.

Передавать собственные музыкальные впечатления в процессе музыкально-творческой деятельности.

Познавательные

  • Формулируемые проблемы урока.
  • Расширение представления о  музыке в кино;
  • Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

Коммуникативные

  • Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
  • Формирование учебного сотрудничества внутри класса
  • Воспитание уважения к культурным традициям своего народа

Регулятивные

1. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом.

2. Планирование собственных действий в процессе восприятия                                                                                                                                                                       музыки, оценки своей музыкально-творческой деятельности.

3.Воспитание любви к  музыке своей страны.

  • Сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Тип урока - освоение новых знаний.

На уроке применён метод проектной деятельности.

Музыкальный материал:

А.Рыбников

Музыка из к/ф «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку»,

Е.Крылатов «Приключения Электроника»

ХОД УРОКА:

1.Организационное начало учебного занятия:

Музыкальное приветствие.

2.Повторение изученного:

Учитель: Мы уже знакомы с музыкой в театре. Какие виды искусств в театре  мы знаем?

Обучающиеся: опера, балет, музыкальный спектакль.

  • Актуализация темы урока:

Слайд №1

Загадка.

У: Дети  скажите, а где вы можете слышать музыку дома, из каких источников.

Дети: радиоприемники, музыкальный центр, телевизор.

(Включается фрагмент из детского кинофильма «Маленький Мук»)

У. А сейчас что прозвучало?

Дети: Музыка из кинофильма «Маленький Мук».

У: Мы прослушали музыку из художественного фильма, а вдругих художественных фильмах звучит музыка? Какие фильмы с звучанием музыки, песен Вы знаете? Для чего звучит музыка в кино? На эти вопросы мы сегодня вместе  с Вами постараемся ответить. Давайте сформулируем тему  нашего урока. (Музыка в кино, на телевидении) 

Правильно, тема нашего урока Музыка в кино и на телевидении.    

 А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?

Какую  роль играет музыка в этом виде искусства.

4. Усвоение новых знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом искусства.

Кино – кинематограф. 

Что бы вы хотели узнать о кино и музыке в кино на уроке?

Д: Кто писал музыку для кино, какие композиторы?

Для чего нужна музыка в кино?

Как появилось кино?

Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.

Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.

Слайд 2.

У: Ребята, а вам интересно узнать, как появилось кино?

Д: (Да).

Проведём исследование этапов становления и формирования кино.

Кино – движущаяся фотография. Первые фотоаппараты были большого размера. Вместо пленки вставлялись светочуствительные большие пластины. Затем появилась пленка, после пленки камеры и фотоаппараты стали цыфровыми.

Учитель: 

А что нужно для создания кинофильма? Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма  необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.

 Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю или кинофильму.

Первые кинофильмы были без озвучивания – немое кино.

Самым популярным актером был Чарли Чаплин.  С помощью

жестов и мимики он мог передать спектр человеческих переживаний, сделать смешной даже очень серьезную ситуацию. Чтобы зрителям было более интересно смотреть фильм в кинотеатре было озвучивание фильма, музыкантами-пианистами.

Тапёр (фр. tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы.

Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.    

Иногда таперы стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли.  

Выдающийся мастер немого кино, Чарли Чаплин с болью переживал наступление эры звукового кино. Но остановить ход истории и развитие технического прогресса было не в его силах.

Слайд 3.  –  Слайд 9.

Учитель: какие профессии участвуют в создании кинофильма?

У: я загадаю вам загадки, кто нужен еще для создания кинофильма.

Он работает играя.

                           (Есть профессия такая!)

                           Он на сцене с давних пор.

                           Та профессия -        (актер)

Он всем фильиои заправляет,

                           Наизусть все сцены знает,

                           Учит он как роль играть.

                           Как профессию назвать? (режиссер)

На самом деле над созданием кинофильма работают целые киностудии, съемочные площадки. Это и художники, операторы, гримеры, продюсеры, и мн.др. профессии, а также композиторы, которые пишут музыку к кинофильмам. Обратите внимание на нашу доску, здесь имена русских композиторов, писавших музыку к кинофильмам и мультипликационным фильмам. А для кого создаются кинофильмы?

Со звонком он в зал придет,

                           Место нужное займет.

                           Посмотрев спектакль хороший

                           Будет хлопать он в ладоши?    (зритель)

Слайд 10. - Слайд .13

У: сегодня мы познакомимся с героями кинофильмов образы которых рисует не только сюжет фильма, костюм героя, но и музыка.

Посмотрите внимательно и скажите, к какому художественному кинофильму относятся следующие иллюстрации?

Я покажу Вам картинки из этого фильма. (показ). Вы угадали этот фильм, верно.

Написал музыку к этому замечательному детскому художественному кинофильму композитор – Алексей Львович Рыбников.

Салогубов Никита подготовил сообщение об этом композиторе.

Х/Ф «Приключения Буратино» Прослушать песенку «Карабаса-барабаса».

Если я уберу звук, интересно нам будет смотреть фильм?

У: ребята, как вы думаете какой музыкальный образ написал композитор  этому герою.

Д: характер музыки гневный, грозный, могучий, строгий. Ритм четкий. Темп умеренный.

У: Дети представьте, что мы актеры нам отведена роль кукол из театра Карабаса Барабаса,  давайте попробуем ее сыграть эту роль.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 14.

У: Мы сейчас посмотрим еще один   фрагмент художественного фильма, где главная героиня исполняет песню.

- Думаю все Вы угадали кто эта героиня?  Из какого это художественного фильма.

У: Ребята, а ка вы думаете, какую роль играет музыка в кинофильмах?

Музыка играет совершенно разные роли:

служит музыкальной характеристикой героев,

создает атмосферу действия,

показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,

создает национальный колорит,

делает популярными произведения композиторов,

показывает мастерство певцов и музыкантов. 

настраивает зрителя на предстоящий просмотр.

У: В кинофильмах, мультипликационных фильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. Многие песни из кинофильмов становятся  очень популярными.  Какие вы знаете художественные фильмы

Д: (ответы детей)

Одной из таких песен стали «Песня Красной шапочки» из кинофильма «Про Красную шапочку», музыку которой написал советский композитор Алексей Рыбников, слова Ю.Михайлов.

У: сейчас мы с вами разучим эту песню.

Исполним распевку лесенка.

Слайд 15.

Давайте мы ее разучим.

 ( Вокально-хоровая работа) 10 мин.

Разучивание песни из кинофильма «Про Красную шапочку»

Но где же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр, кинотеатр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Какие вы знаете телепередачи, где звучит музыка.

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», «Голос» мультфильмы и конечно кинофильмы.

У: совершенно верно, кроме художественных фильмов существует множество телепередач, которые имеют музыкальное сопровождение. Сейчас мы узнаем насколько внимательно вы смотрите телевидение.

Музыкальная викторина (Угадай мелодию вступление к телепередаче)

У Вас на столах есть названия телепередач, слушаем мелодию и в парах определяем ее, показываем поднятием вверх название телепередачи.

Слайд 16.

Музыка в кино на телевидении может выполнять различные функции:

главных ролей, иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, рааскрывая содержание кино,  телепередачи, подчеркивает эмоциональное состояние, настроение героев.

Слайд 17-18.

Задание:

Уберите лишнее:

Роль музыки в кино

А. Создает настроение.

Б. Раздражает.

В. Раскрывает характер героя.

 

Найдите правильное определение: тапёр – это…

Тапёр - это:

А. Артист

Б. Художник

      В. Музыкант – пианист

Композиторы, писавшие музыку к кинофильмам:

Алексей Рыбников

И.С. Бах

Максим Дунаевский

Слайд 19 - 28.

5. Этап рефлексии. Самопроверка знаний.

РЕФЛЕКСИЯ

1.Я СЕГОДНЯ НА УРОКЕ УЗНАЛ НОВОЕ……

2. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ……

3. Я ХОЧУ УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ТОМ, ЧТО……

4. Я РАССКАЖУ СЕГОДНЯ ДОМА О ТОМ ЧТО…..

Я знаю, для чего нужна музыка в кино.

Я могу назвать композиторов написавших музыку к детским кинофильмам.

Я   хотел бы смотреть  музыкальные кинофильмы.

Я знаю виды хоровой музыки.

Я запомнил фамилии композиторов, музыку в кино.

Вывод:

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке? 

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении.

Обобщение урока:

Музыка в кино играет совершенно разные роли:

служит музыкальной характеристикой героев,

создает атмосферу действия,

показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,  

создает национальный колорит,

делает популярными произведения композиторов,

показывает мастерство певцов и музыкантов. 

2016 год – год кино, поэтому я хочу закончить наш урок

  песней, которая соответствует теме нашего урока.

6. Выставление оценок

7. Домашнее задание. Вам отведена роль сценариста, придумайте сюжет наша школа через 10 лет, какую музыку вы включите в свой сюжет.