О некоторых особенностях в методике преподавания в школе искусств

Обучать без насилия.

Часто учат детей игре на музыкальном инструменте против их желания. Как правило, у таких горе-учеников, когда, наконец, они с горем пополам оканчивают музыкальную школу (если, конечно, до этого не взбунтуются и не бросят  школу самовольно),остается только отвращение к музыке. По нашему убеждению, обучение игре на муз. инструменте требует как склонности, так и некоторых музыкальных способностей-слуха, чувства ритма, эмоционального отклика. Однако при правильном раннем муз воспитании все эти качества можно развить у каждого ребенка- и к этому нужно стремиться.

 

ӀӀ. Сохранять индивидуальный подход.

Этот принцип, четко сформулированный и примененный на практике в начале прошлого века итальянским педагогом Марией Монтессори, кажется нам очень важным. Особенно в муз. воспитании, где многое зависит от характера малыша, его музыкальных способностей, вкусов эмоциональной восприимчивости(одним нравится Бах, другим Чайковский)

 

 

             

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

[Введите название организации]

Доклад на педагогический совет

О некоторых особенностях в методике преподавания в школе искусств

[Введите имя автора]

                                  Ездочное 2016г.


Обучать без насилия.

Часто учат детей игре на музыкальном инструменте против их желания. Как правило, у таких горе-учеников, когда, наконец, они с горем пополам оканчивают музыкальную школу (если, конечно, до этого не взбунтуются и не бросят  школу самовольно),остается только отвращение к музыке. По нашему убеждению, обучение игре на муз. инструменте требует как склонности, так и некоторых музыкальных способностей-слуха, чувства ритма, эмоционального отклика. Однако при правильном раннем муз воспитании все эти качества можно развить у каждого ребенка- и к этому нужно стремиться.

ӀӀ. Сохранять индивидуальный подход.

Этот принцип, четко сформулированный и примененный на практике в начале прошлого века итальянским педагогом Марией Монтессори, кажется нам очень важным. Особенно в муз. воспитании, где многое зависит от характера малыша, его музыкальных способностей, вкусов эмоциональной восприимчивости(одним нравится Бах, другим Чайковский)

ӀӀӀ. Как рассказать о музыке

Многие считают, что вовсе не обязательно обьяснять ребенку, что такое симфония или соната. Все равно не поймет. Он не поймет, конечно, в чем сущность симфонии. Это верно. Но он узнает, что такая форма существует и что музыка имеет разные формы. Усвоение знаний ,о  музыке, муз инструментах, композиторах и музыкантах(разумеется, если обо всем этом говорится доступным малышам языке) помогает муз-ому развитию ребенка. Лучше всего рассказывать о муз-ых  инстр-ах в том виде, который маленькому человеку ближе всего- в виде сказки. Приведем пример такой сказки- о скрипке.

                          Сказка о скрипке.

В одном царстве, в одном государстве жила девочка. Ее родители любили музыку. Потому они назвали девочку Скрипка и учили ее играть на скрипке. Девочка выросла и стала музыкантом. Она разьезжала по городам и деревням, играла на скрипке и приносила людям радость.

        

В этом царстве жил злой человек. Он не любил музыку, и ему не нравилось, что люди радуются, когда слышат звуки скрипки. Однажды перед концертом он тайком пробрался в комнату, где лежала скрипка, и перерезал три струны. А последнюю, четвертую перерезать не успел. Однако девочка сумела очень хорошо сыграть и на одной струне.

Тогда на другом концерте злой человек снова пробрался в комнату, где лежала скрипка, и вырвал все волосы из смычка, которым Скрипка извлекала звук. В этот раз злодею удалось сорвать концерт, потому что, другого смычка у девочки не было. А главное, в этом царстве не было лошади, из хвоста которой можно было взять волосы для смычка.

Скрипка без смычка не могла играть. Девочка сидела на дороге и плакала.

В это время мимо проезжал на белом коне принц из соседнего королевства.

-Что ты плачешь? – спросил принц.

-У меня нет конского волоса для смычка, и я не могу играть на скрипке, - сказала Скрипка.

-Не плачь. Я дам тебе волос из хвоста моего коня,- сказал принц.

Он вставил волосы из хвоста своего коня в смычек, и Скрипка заиграла.

Игра скрипки и сама Скрипка так понравились принцу, что он предложил девочке поехать с ним в его королевство и стать его женой.

Так скрипка стала королевой, а ее скрипка- королевой музыки.

ӀV. Занятия музыкой приучают к труду

Чтобы научиться играть на любом муз-ом инструменте, надо ежедневно трудиться, снова и снова повторяя отдельные аккорды, фразы, пассажи. Все без исключения большие музыканты в детстве занимались игрой на инструменте по много часов в день. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно, научиться концентрировать внимание.                                                                  

Расскажем одну притчу. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один- посредственный скрипач-оркестрант. В течении нескольких лет он ездил за великим итальянским скрипачом и просил взять его в обучение. Наконец маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспеченного виртуоза спрашивали о методе Паганини-педагога, он был краток: «Паганини научил меня концентрации внимания».

Музыкальные занятия, как, пожалуй, никакие другие, развивают это важное качество, которое пригодится не только музыкант, но и человеку любой другой профессии. Хотя бы поэтому можно утверждать, что если ваш ребенок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом и занимается совсем другим делом, время, проведенное за инструментом, не прошло зря. Он научился одному из самых важных умений в жизни- сосредоточенно и много трудиться.

V. Занятия музыкой делают человека сильней.

Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира, но и развивает, так сказать, мужские качества: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: « музыка должна высекать огонь из мужественной души».

В истории не мало ярких примеров воздействия музыки, особенно песенной на человека и даже на массы людей.

10 августа 1792 года, Париж… Во время штурма королевского дворца вспыхнул жестокий бой. Перевес был на стороне королевской охраны. Но вот зазвучала «Марсельеза» Руже де Лиля. Восставший народ бросился на штурм с новой энергией. Дворец взят. Монархия уничтожена. На следующий день по приказу  революционного правительства песня издается  неслыханным  для того времени тиражом в 10000 экземпляров и расходится по всей стране. Один из революционных генералов писал в донесении: «Пришлите подкрепление в тысячу человек или в тысячу экземпляров «Марсельезы».

В годы Великой Отечественной  войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И здесь, конечно, вспоминается знаменитая песня А. Александрова «Вставай, страна огромная». Она была исполнена для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале 25 июня, через три дня после начала войны.

Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на «Титанике» возник пожар, корабль стал тонуть и спасения уже не было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе, остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила  ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.