Коммуникативна-деятельностный подход к обучению.

Веснина Ольга Викторовна

Коммуникативно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей привести учащихся к самоопределению.

Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

«Православная гимназия»

Доклад на тему:

«Коммуникативно – деятельностный подход к обучению»

        

Выполнила:

Веснина Ольга Викторовна

Учитель музыки

Нижневартовск

2015-2016 учебный год

Коммуникативно – деятельностный подход к обучению.

Коммуникативно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей привести учащихся к самоопределению.

«Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе» (ФГОС. Фундаментальное ядро).

Коммуникативно-деятельностный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов:

  • умение увидеть задачу с разных сторон,
  • проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.

В коммуникативно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент cтандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Основная идея такого подхода: новые знания не даются в готовом виде.

Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Главная задача учителя -  организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала в результате собственного поиска.

Ключевой технологический элемент технологии  - ситуация затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации:

  • мотивация деятельности,
  • проблематизация,
  • личное решение проблемы участниками ситуации,
  • демонстрация образовательных продуктов,
  • их сопоставление друг с другом,
  • рефлексия результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися.

Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта.

Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Основной  формой организации обучения является урок, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках коммуникативно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Типология уроков А.К. Дусавицкого:

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.
  2. Урок решения учебной задачи.
  3. Урок моделирования и преобразования модели.
  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  5. Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. Уроки «открытия» нового знания;
  2. Уроки рефлексии;
  3. Уроки общеметодологической направленности;
  4. Уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  1. предъявление контролируемого варианта;
  2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
  4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Уроки  развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  1. написание учащимися варианта контрольной работы;
  2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа взаимодействия между учителем и учеником.

Основные  компоненты образовательного процесса:

1.Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности.

Для чего будет осуществляться предстоящая деятельность?

Будет получен личностный результат воспитания и обучения, а также - система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии).

Образовательные  цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов.

Способы создания ситуации следующие:

  • выход на противоречие или проблему через учебное задание,
  • нарушение привычных норм образовательной деятельности,
  • несоответствие полученных результатов ожидаемым,
  • сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов,
  • введение противоречивых культурно-исторических аналогов,
  • самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

2.Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности.

Знание не является системообразующим, а включается только как один из компонентов.

Наиболее важным является мыследеятельность как метадеятельность.  

Содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской).

Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена на преобразование на основе системного видения окружающей действительности.

3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности ученика. Коммуникативно-деятельностный подход предполагает применение техник и технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.

4.Знаниевый компонент

  • основное средство - тексты (в частности, учебник)
  • содержание осваивается за счет прочтения (слушания) и понимания текстов
  • содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации.

5.Коммуникативно-деятельностный компонент

  • главное средство – ситуации;
  • содержание осваивается за счет действенной включенности и рефлексии в ситуации;
  • технологии организации коллективной мыследеятельности и конструирование эвристической ситуации;
  • -преобладающими являются методы, которые обеспечивают саморазвитие, самоактуализацию человека, позволяют ему самому искать и осознавать подходящие именно для него способы решения жизненных ситуаций;
  • -мыследеятельностная педагогика, задачный подход в обучении, метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО (коллективный способ обучения), технологии проблемного, критического, модульного обучения и т.д.

Преимущества деятельностного подхода:

1. В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции.

2. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт.

3. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою.

4. Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.

6. Рефлексивно-оценочный компонент.

Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его самостоятельной познавательной деятельности и её продуктов.

Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Осуществить такую оценку, а также разить рефлексию ученика - как основу индивидуального роста и развития, позволяет использование портфолио. Оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился и как можно использовать приобретенные знания.

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

  • развитие мышления через обучение деятельности:
  • - умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение),
  • - осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация)
  • - адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
  • формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Урок в основной школе, согласно идеям модернизации образования, должен иметь проектную направленность, предусматривать созидательную, коллективную работу, обеспечивающую высокий уровень познавательного интереса школьников.

Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач, определяемых стратегией модернизации образования:  

- целеполагания с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;

- конструирования (отбора) содержания образования с ориентацией на специфику обучения на каждой ступени школы;

- совершенствования форм и методов обучения;

- психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Классификация нетрадиционных уроков.

Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.

Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.

Уроки творчества: урок-выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок.

Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, зачетно-тематический урок или урок - научное заседание по определенной теме.

Проведение нетрадиционных уроков, переход на нелинейное расписание являются показателем модернизации образования в ОУ.

Анализ урока

1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2. Организация урока: тип урока, структура, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы?

4.Ориентация на новые образовательные результаты. Использование современных технологий ( проектная, исследовательская, ИКТ и другие). Нацеленность деятельности на формирование УУД.

5. Содержание урока: Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям. Соответствие содержание урока  требованиям программы. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников  с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи

6. Методика проведения урока: Актуализация знаний и способов  деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой ( исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение:

Примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»);

Примерное число заданий поискового характера  («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку».

Использование наглядного материала в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки,  для решения обучающих задач.

Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

7. Психологические основы урока:

Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

Реализация развивающей функции обучения.

      Развитие качеств:

  • восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.
  • Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.
  • Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.

8. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.

9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя

( отсутствие шаблона)

Конструктор ситуационных задач:

Ознакомление:

1.Назовите основные части…

2.Сгруппируйте вместе все…

3.Составьте список понятий, касающихся…

4.Расположите в определенном порядке

5.Изложите в форме текста…

6.Вспомните и напишите…

 7.Прочитайте самостоятельно…

Понимание:

8.Объясните причины того, что…

9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

10.Покажите связи, которые направлены на…

11.Постройте прогноз развития…

12.Прокомментируйте положение о том, что

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

14.Приведите пример того, что (как, где)…

Применение:

15.Изобразите информацию о…графически

16.Предложите способ, позволяющий…

17.Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

18.Сравните…, а затем обоснуйте…

19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

20.Проведите презентацию…

21.Рассчитайте на основании данных о…

Анализ:

22. Раскройте особенности…

23.Проанализирцйте структуру… с точки зрения…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих … с точки зрения…

25.Постройте классификацию… на основании…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…

27.Сравниете точки зрения…и на…

28.Выявите принципы, лежащие в основе…

Синтез:

29.Предложите новый (иной) вариант…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

31. Найдите необычный способ, позволяющий…

32.Придумайте игру, которая…

33.Предложите новую (свою) классификацию…

34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития…

35.Изложите в форме…свое мнение, понимание…

Оценка:

36.Ранжируйте… и обоснуйте…

37.Определите, какое из решений является оптимальным для…(ваш взгляд), существуют между…

38.Оцените значимость… для…

39.Определите возможные критерии оценки…

40.Выскажите критические суждения о…

41.Оцените возможности… для…

42.Проведите экспертизу состояния..

Заключение.

Алексей Николаевич Леонтьев говорил: «Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией».

Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний: с книгой, кинофильмом, с лектором, с любым умелым и знающим человеком.

Для ребенка таким источником, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умение учиться, который должен быть достигнут младшим школьником.

Не стоит забывать и о внеклассной деятельности, которая обладает огромным потенциалом для формирования коммуникативной компетенции. В школе могут проходить:

-неделя иностранного языка

-серия интересных уроков для маленьких детей проводят учащиеся старших классов

-праздники.

Список литературы:

  1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика,1991.
  2. Арешина Е.В., Плаксина Е.Н. Коммуникативно – деятельностный подход к обучению на уроках в начальной школе (технология проведения урока)
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.
  4. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  5. Зольникова, В.И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением / В.И. Зольникова. – М.:Просвещение, 1978
  6. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003
  7. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения – Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. – Вып.3 – М.: Баласс,1999
  9. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.