Конспект НОД в области "Музыка" с ипользованием УМК "Музыкальная страница" для подготовительной группы.

Иванова Александра Валерьевна

План – конспект примерной непосредственной образовательной деятельности в области «Музыка» с использованием

учебно-методического комплекта «Музыкальная страница»

Цель:

  • закрепить основные   понятия  музыкальной грамоты на тему «Интервалы»
  • повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Образовательная: формировать первичные знания, умения и навыки по теме: «Интервалы».

2. Развивающая: развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.

3. Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Форма урока: групповая

Методы реализации поставленных задач:

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),

- Наглядный

- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

- Игровой.

Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.

 

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

  •  Демонстрационная магнитно-маркерная доска с нотным станом;
  • Раздаточный материал карточки-интервалы с изображением животных и птиц;
  • Ритмические карточки;
  • Нотные знаки;
  • Магнитный маркер и губка;
  • Настольная магнитная папка с нотным станом, клавиатурой и цветной лесенкой;
  • Шумовые инструменты
  • Фортепиано

 

 

Применение педагогических технологий  

 

  1. Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое гамма?», «Сколько ступеней в гамме?», «Назовите устойчивые и неустойчивые ступени?», «Что такое мажор и минор?», «Что такое тоника?». Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.

  1. Технология личностно-ориентированного обучения

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение текста на заданный ритм и т. д.). Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества.

  1. Технология индивидуализации и дифференциации.

Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

  1. Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов – «Угадай-ка!», « Музыкальная зарядка» – повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).

5.Здоровьесберегающая технология.

На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку),  музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).

Пояснительная записка к уроку

Учитывая возрастные особенности детей – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. 

Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная  ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования.

          Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).

 

 

План урока:

  1. Организационный момент.                                                                       
  2. Теоретическая разминка (по карточкам).                                           

Вокально-интонационная работа.

  1. Ритмическая разминка. Шумовой оркестр.                                        
  2. «Музыкальна зарядка»                                                                              
  3. Интервалы. (Сказка про интервалы). Слуховой анализ.                  
  4. Музыкальный диктант.                                                                               
  5. Вывод. Подведение итогов урока.                                                           

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

 

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. Давайте друг друга поприветствуем нашей песенкой «Пора начать урок».

 

II.     Теоретическая разминка.

Учитель: А теперь давайте приготовим, наши карточки-помощники и вспомним всё то, что мы с вами проходили. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне будете показывать правильные ответы на карточках.

У.:1. Ключ красивый, необычный, друг высоких нот…

Дети: скрипичный ключ – показывают карточку

У.:2.В начале нотного стана знак стоит неустанно.

   Басовым нотам подсказка, когда звучит страшная сказка.

Д.: басовый ключ – показывают карточку

 

У.:А теперь давайте споём песенки про эти музыкальные ключи.

(Звучит песенка «Ключи скрипичный и басовый»).

 

У.:3.Четыре чёрточки, похожих на решёточки.

    Всякий это слышит – стала нота выше!

Д.: Диез – показывают карточку

   

У.:4.Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль,

     Называется он просто: понижающий …

Д.: бемоль

 

У.: Вспомним с вами песенку про диез и бемоль.

(Звучит песня «Динамические оттенки»).

 

У.:5.Светлый мир просторный, открыл нам лад … (мажорный)

6.Мир в полумрак погружённый, лад нарисует… (минорный)

 

А сейчас мы с вами исполним 2 песни. Одну в мажорном ладу, а другую в минорном. Поём и дирижируем в размере 2/4.

 

IV.      Ритмическая разминка. Шумовой оркестр.

 

У.: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в «Ритмическое эхо». Но для начала давайте вспомним  ритмослоги, которые мы проходили.

У.: Молодцы! А теперь я буду простукивать ритм, а вы мне как эхо будете повторять, но  не просто повторять, а выкладывать в карточках.  (Звучит «Ритмическое эхо»).

- Кто сможет повторить?

 Дети повторяют ритмический рисунок, на шумовом инструменте проговаривая вместе с учителем ритмослоги (Ти-ти-та, ти-ти-та и.д.)  После чего один из учеников выкладывает ритм на  магнитной доске.

 

У.: А сейчас мы с вами изобразим шумовой оркестр. Перед вами на доске ритмическая партитура на песню «В погреб лезет жучка». Только петь её буду я, а вы будете моим оркестром, только ритмическим.

- Что такое оркестр?    Ответы детей.

Дальше выходят по одному человеку из каждой ударной группы-ложки, маракас и бубен. Разбирается ритмический рисунок каждой ударной группы, проговаривая ритмослогами. Остальные ребята на местах также работают с инструментами.

V.           « Музыкальная зарядка».

VI.            Интервалы. Сказка про интервалы.

 

     Первый этап-  знакомство с интервалами. Каждому интервалу соответствует наглядный, доступный образ.  ( воробей – прима, мышка – секунда, зайчик – терция, сорока – кварта, медуза – квинта, олень – секста, носорог – септима, жираф – октава, крокодил – тритон). Выбор образа неслучаен – он эмоционально соответствует звучанию интервала, его настроению. Каждый интервал имеет по крайней мере два имени – «образное» (игровое) и академическое. Дети на уроках знакомятся с соответствующими каждому интервалу образами и слышат, как их характер выражается в звучании. В итоге они учатся узнавать, различать и сравнивать созвучия.

     Учитель во время демонстрации  той, или иной карточки, проигрывает интервал на фортепиано, дети пропевают его внизу вверх.

Методические рекомендации:

  1. Рассказывая  сказку  при интервалы, увлечь детей, сопровождая звучанием в разных регистрах (на фортепиано).
  2. После завершения сказки провести занимательный слуховой анализ. Преподаватель играет интервалы, а дети показывают картинку с соответствующим персонажем сказки, на которой написано академическое название интервала.

 

 СКАЗКА ПРО  Интервалы.

В далёкой, стране  жили-были друзья: высокий Жираф (ч8), олень (б6), и носорог (Б.7).Друзья весело проводили время, играя в разные забавные игры. Очень часто мечтали они о далёких путешествиях. Но самое длинное путешествие было для них всегда одно – поход к дальнему озеру, где жила медуза (ч5) на водопой.  Проходя по тропинке, они всегда  резвились с веселым зайчиком  (Б.3) и встречали птиц – сороку  (ч. 4) и воробья (Ч.1) и болтали с ними обо всех  новостях.

 И вот однажды, возвращаясь с водопоя, друзья остановились под своим любимым деревом. Они обсуждали то, что им сегодня рассказали птицы: в речке, что протекала через их озеро поселился ужасный крокодил (тритон)…

Он был такой страшный и ужасный, что никто не решался переплыть через речку на другую сторону.

Вдруг внимание друзей привлёк странный шум, исходящий откуда-то из-под  огромного старого дерева. Внезапно оттуда выскочила мышка (Б.2). Раньше друзья никогда не видели такого зверя.

Долго ли, коротко ли, но друзьям удалось познакомиться со странным зверем. Он оказался не такой уж и страшный, как им показалось поначалу. Зверька звали Секунда. Зверек поведал свою печальную историю. Он не помнит, как очутился здесь под этим  огромным  деревом. Но он точно знает, что его дом там, в маленьком лесочке, на другом берегу реки. Но вот как перебраться туда? Секунда  этого не знала.

Не знали и друзья, как помочь . Тогда решили они пойти за советом к птичкам Сороке и Воробью.

Все вместе: Жираф, носорог, олень, мышка отправились к озеру. Там они быстро разыскали свою знакомых  птичек и все  рассказали как есть. Немного подумав, сорока полетела на разведку к тому месту, где видела последний раз крокодила.
Она быстро нашла его, так как он так громко ревел (тритон), что его нашёл бы даже слепой…Птица сразу же принялась за дело: она выяснила, почему крокодил так зол, и почему он так громко кричит. Всё оказалось очень просто: крокодил никогда не чистил зубы, и поэтому они у него сильно разболелись. Сорока предложила крокодилу  помощь своей  друга воробья свою помощь – удалить больные зубы, а он за это обещал ей пропустить через реку её друзей. Сказано – сделано. Воробей  быстро справился со своей задачей.

После этого Сорока и воробей слетали за друзьями, которые без труда смогли помочь  Мышке перебраться через речку. На этом заканчивается история про то, как  друзья помогли  Мышке вернуться домой.

Слуховой анализ.

- А теперь давайте вспомним – как звучат наши сказочные животные. Я буду озвучивать их на инструменте, а вы мне будете показывать картинки с соответствующим персонажем. И называть интервалы.

VII.         Музыкальный диктант.

Цель: развитие ладовых ощущений учащихся

Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы,  демонстрационная магнитно-маркерная доска с нотным станом  и магнитными  нотками

Участники: все учащиеся

1 диктант

   - Перед вами мелодия диктанта с пропущенными звуками. Пользуясь слуховыми «подсказками», допишите недостающие ноты.

2 диктант-устный « №126» ( Ю. Фролова., Музыкальные диктанты»., 2012 г. )

Звучит  диктант «№ 126». Задача ребят - настроиться по устойчивым ступеням и спеть ноты, тактируя. А затем выложить этот диктант на своих нотоносцах нотами.

                   VIII.       Вывод. Подведение итогов.

Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.

Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока. Затем подсчитываюся «сердечки», которые раздаются на протяжении всего урока  за правильные ответы и правильно выполненые задания– у кого самое большое количество, получают пятёрки.

- Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия интервалов, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно.

Преподаватель: Вот подошёл урок к концу. Сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать, большое спасибо! До свидания!

Учащиеся: До свидания!

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >