"Мир детства в музыке С.С. Прокофьева"

Ставицкая Юлия Юрьевна

Материал содержит статью о жизненном и творческом пути С.С. Прокофьева с кратким описанием музыки для детей и исследованием и анализом сборника "Детская музыка". К статье прилагается презентация,  которая может служить иллюстрацией к статье и быть использована в открытом уроке по музыке или публичном докладе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc631 КБ
Файл mir_detstva_v_muzyke_s.pptx2.67 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

«Мир детства в музыке С.С. Прокофьева»

                                               Автор:

                                                                                                       Почетный работник    

                                                                                                        общего образования РФ,

                                                                                                        педагог дополнительного

                                                                                                        образования,

                                                                              учитель фортепиано  

                                                                              Ю.Ю. Ставицкая

             

Санкт-Петербург

2017 год

(1 слайд)                              

(2 слайд)                          

Содержание статьи:

1. Введение.

2. Характеристика жизненного и творческого пути С. С. Прокофьева.

3. Музыка для детей.

4. Список литературы.

Тезисы статьи:

1. О детях и для детей писали многие композиторы. В XX веке «эстафету» детской музыки подхватил С.С. Прокофьев.

2. С.С. Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка, на Украине. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству, брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра, а с 1904 года учился в Петербургской консерватории. Окончил консерваторию: как композитор — в 1909 году, как пианист — в 1914 году. С 1918 по 1936 год жил и работал за границей, а в 1936 году вернулся в СССР. Скончался в Москве 5 марта 1953 года, в день смерти Сталина. С первых же своих шагов на музыкальном поприще Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» средств выразительности.

3. Детская музыка Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», песни, циклы фортепианных пьес, среди которых «Детская музыка» и «Сказки старой бабушки». Образами детства проникнуты балет «Золушка», Седьмая симфония.

2. ВВЕДЕНИЕ

    Мир детства с его наивностью, непосредственностью, любопытством и неукротимой энергией находит отражение в творчестве многих великих композиторов. О детях и для детей писали И.С. Бах, Й. Гайдн, Л. Моцарт, Р. Шуман, П. Чайковский, М. Мусоргский. Создавая детские репертуарные сборники и отдельные пьесы, они ставили различные задачи. И.С. Бах и Л. Моцарт в своих произведениях стремились обучить детей премудростям исполнительства на различных инструментах; Й. Гайдн хотел развлечь и доставить удовольствие; в альбомах для детей у Р. Шумана и П. Чайковского – попытка взглянуть на мир глазами ребёнка, а у М. Мусоргского – понять детскую душу и защитить от несправедливости. В XX веке «эстафету» детской музыки подхватил С.С. Прокофьев.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

    Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка, Бахмутского уезда, Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области Украины) в семье учёного агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910). Воспитание сына взяла на себя мать, (3 слайд) Мария Григорьевна (урождённая Житкова; 1855—1924), которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. (4 слайд) Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». (5 слайд) В возрасте девяти—десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 годах брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. С 1904 года учился в Петербургской консерватории: у Н. А. Римского-Корсакова  — по инструментовке, у А. К. Лядова  — по композиции, у Я. Витола  — по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой  — по фортепиано, у Н. Н. Черепнина  — по дирижированию. В годы учёбы в консерватории завязал дружеские отношения с композитором Николаем Мясковским. Окончил консерваторию: как композитор — в 1909 году, как пианист — в 1914 году. Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна — рояль. По 1917 год включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.

    События октября 1917 г. заставили Сергея Прокофьева покинуть страну на долгие годы. (6 слайд) С 1918 по 1936 гг. он жил за рубежом. Отправившись в 1918 г. на гастроли в США, он в 1922 г. переселился в Германию, а в 1923 г. перебрался в Париж, где провел десять лет. (7 слайд) За границей Прокофьев много работал, писал музыку, выступал с концертами, совершал длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (выступал как пианист и как дирижер). В 1936 году вернулся в СССР и вместе с семьёй  окончательно обосновался в Москве. (8 слайд) В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезоне 1936/37 и 1938/39 г. г.

    В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм,  и с 1949 года  почти не выезжал с дачи, но продолжал писать музыку.  (9 слайд) Скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. (10 слайд)

    С первых же своих шагов на музыкальном поприще Сергей Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала 20 века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Музыка раннего С. Прокофьева проникнута всесокрушающей радостной энергией; в то же время ей не чужд своеобычный, несколько «застенчивый» лиризм.

    С начала 1930-х годов музыкальный стиль Прокофьева стал более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Композитор стремится к общечеловеческим идеям и темам, обобщающим образам истории, светлым, реалистически-конкретным музыкальным характерам. Особенно углубилась эта линия творчества в 40-е гг. в связи с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю советского народа в годы войны. (11 слайд) Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

(12 слайд) Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов; 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта; 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра; камерные сочинения. Особую страницу его творчества составляют произведения, связанные с миром детей.

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Об этой грани творчества С.С.Прокофьева замечательно сказал Дмитрий Кабалевский: «Для маленьких любителей музыки сочиняли многие …, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьёзных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Прокофьев». По словам музыковеда Владимира Блока, великий композитор обладал талантом особого рода, чтобы «подобрать волшебные ключи к детским сердцам, найти образы, созвучные ребячьему мироощущению и, в свою очередь, обогатить детское восприятие».

(13 слайд) Детская музыка Прокофьева представлена самыми разнообразными жанрами. Это симфоническая сказка «Петя и волк», сюита «Зимний костёр», песни, циклы фортепианных пьес. Образами детства проникнуты балет «Золушка», Седьмая симфония.

     Его детская музыка - дар большого художника детям. Он часто обращался к сказочным сюжетам. Еще в юные годы сочинил музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам», пронизанная острым юмором.

     Всем известна симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк», написанная в 1936 году на собственный текст композитора. Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определённым инструментом в оркестре или группой инструментов: Птичка - флейтой, Утка - гобоем, Волк - валторнами, а Петя - целой группой струнных. Это произведение -  своеобразный мост, перекинутый Прокофьевым из мира сказок в действительную жизнь. Петя - не сказочный герой, а обыкновенный мальчик. И дедушка его - самый обычный, строгий и очень добрый старичок. И охотники - тоже обыкновенные охотники. А вот звери - умеющие «по-человечьи» думать, разговаривать и действовать - это мир сказочный, но сочетающийся с миром  живых людей.
     «Зимний костер» - увлекательная сюита из жизни ребят для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра на стихи С. Маршака, и на его же стихи написана большая оратория «На страже мира», где дети являются центральным «действующим лицом» сочинения. В «копилке» произведений для детей композитора - полная юмора песня-скороговорка на стихи А. Барто - «Болтунья» и альбом пьес для молодых пианистов, названный Прокофьевым - «Детская музыка».                                              (14 слайд)

С.С. Прокофьев подошёл к его написанию как композитор XX века – композитор-новатор. Цикл «Детская музыка» был написан в 1935 году. Вспоминая о работе над этим циклом, композитор писал: «Летом 1935 года, одновременно с «Ромео и Джульеттой», я сочинял лёгкие пьески для детей, в которых проснулась моя старая любовь к сонатности, достигшая здесь, как мне казалось, полной детскости». К осени их набралась целая дюжина, которая затем вошла в цикл под названием «Детская музыка».

Композитор очень точно почувствовал образы и интонации, близкие детворе. И в этом, может быть, основной секрет популярности «Детской музыки», которая словно сроднилась с восприятием детей уже нескольких поколений.

Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

(15 слайд) Интересно, что все двенадцать пьес имеют чётко выраженную трёхчастность строения. Понятно, что трёхчастная форма, сочетающая в себе контрастность и повторность в изложении основных музыкальных мыслей, способствует «удобству» восприятия музыки, предназначенной для маленьких слушателей и исполнителей.

Рассматривая сюиту в целом, можно заметить одну интересную закономерность этого цикла – многие его части словно перекликаются по своему образному содержанию. Так, музыка «Вечера» со своим мягким «акварельным» колоритом чем-то близка «Утру», «Сказочка» и «Ходит месяц над лугами» тонко и неназойливо вводит маленького слушателя в волшебный мир сказочности и песенности. Эта «перекличка» крайних частей цикла (двух начальных и двух завершающих) образует своеобразное, двойное обрамление. Известно, что композиционный приём обрамления существует не только в музыке, но и в литературе (обрамление рассказа повествованием «от автора»), в былинном фольклоре (зачин и завершение былины сказителем), в драматургии (пролог и эпилог пьесы).

Пьесы сюиты Прокофьева композиционно связаны, их объединяет сюжетная линия музыкального повествования, описывающего события дня ребёнка – с утра и до вечера.

     (16 слайд) Уже в первой пьесе - «Утро»между аккордами, звучащими то в высоком, то в низком регистрах, видны все эти качества сборника. Солнце еще не взошло, но его первые лучи освещают природу. А в глубоких басах словно слышны остатки уходящей ночи, туда еще не дошли первые предвестники наступающего дня. Но вот исчезли последние тени.

   (17 слайд) Следующая пьеса «Прогулка» приносит с собой утреннюю бодрость и радость. Все кругом посветлело и повеселело,                                

и как будто слышится подпрыгивающая ребячья походка и незатейливая утренняя песенка.

    (18 слайд) Затем следует «Сказочка», тихая, нежная, очень русская по мелодичности  и характеру - одна из лучших пьес сборника.

     (19 слайд) А за «Сказочкой» - «Тарантелла» - итальянский танец со стремительным движением, с острыми акцентами и неожиданными сменами тональностей. 
   
(20 слайд) «Раскаяние» - самая серьезная из всех двенадцати пьес. Хорошо передает чувства ребенка, быть может, впервые в жизни задумавшегося над какими-то очень важными вопросами и впервые в жизни сурово отнесшегося к своим поступкам.
     (21 слайд) Дальше «Вальс», заставляющий вспомнить лучшие страницы прокофьевских балетов.

    (22 слайд) А за «Вальсом» - очень забавное «Шествие кузнечиков», прытких проказников на длинных изогнутых ножках.

     (23 слайд) Следующая пьеса - «Дождь и радуга». Сначала музыка рисует унылое, грустное настроение - нельзя выйти на улицу из-за дождя! А затем мелодия вдруг освещает этот скучный пейзаж своими радужными бликами.
     (24 слайд) Затем -  шаловливые  «Пятнашки», (25 слайд) веселый «Марш» и, наконец, последние две пьесы, словно завершающие прошедший день.  

   (26 слайд)  Музыка «Вечера» совсем не похожа на музыку«Утра», но очень перекликается с ней. Там - первые солнечные лучи разгоняли ночные тени, здесь - вечерние сумерки приходят на смену последним, уходящим лучам вечернего солнца.

    (27 слайд) А в заключении - «Ходит месяц над лугами», миниатюрные вариации на мелодию, звучащую как русская народная песня. Это картинка природы, спокойной и поэтичной, тихо спящей, чуть освещенной холодным блеском плывущего по ночному небу месяца...

     Фортепьянный цикл «Детская музыка» стал настоящим сокровищем для педагогов, обучающих детей игре на рояле. Сам Прокофьев – гениальный пианист, сумел создать нечто, доступное в полной мере только детям, предназначенное для детей, которые хотят услышать и собственноручно исполнить музыку на этом инструменте. Он сделал «Детскую музыку» полностью отвечающей не только возможностям, но и потребностям юного пианиста, изучающего секреты звучания. В фортепьянном цикле сочетается плавность и резкость, переходы ритмов и гармоний, возможность использовать то самые простые, то сложные сочетания клавиш таким образом, чтобы юный виртуоз мог учиться и, учась, улыбаться своим отличным результатам.

    (28 слайд) «Детская музыка» – прочувствованная, светлая, наполненная кристальной чистотой и нежностью, необычностью и сказочностью, стала подарком Прокофьева начинающим пианистам и их преподавателям, получившим легкое и удобное средство сохранять внимание своего ученика и развивать его способности.

      (29 слайд) Музыка Прокофьева — крупнейшего композитора 20 в. — воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление современной эпохи. Завоевав огромную популярность во всём мире, музыка Прокофьева оказала значительное влияние на творчество многих русских и зарубежных композиторов.

   (30 слайд)                          

Список литературы


-Арановский М.Г. Мир открывающий заново. Рассказы о музыке и

          музыкантах. – М., Советский композитор, 1973

-Бергер Л. Черты стиля С.Прокофьева. – М., 1962.

-Блок В. Музыка Прокофьева для детей. − М., Музыка, 1969.

-Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. — М., Советский композитор, 1973.

          -Трембовельский Е. Перерастание традиционных черт в современные в

          «Детской музыке» Прокофьева. // Моцарт-Прокофьев: Тезисы докладов

          Всесоюзной научной конференции. − Р-н/Д, РГМПИ, 1992.

          -Очаковская О. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М., Музыка, 1990.

           -Очаковская О. С.С. Прокофьев. Книга для школьников. − М., Музыка,

          1990.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир детства в музыке С.С. Прокофьева автор: Ю.Ю.Ставицкая Сергей Сергеевич Прокофьев 1891-1953

Слайд 2

Содержание работы: 1. Введение. 2. Характеристика жизненного и творческого пути С. С. Прокофьева. 3. Музыка для детей. 4. Список литературы.

Слайд 3

Родители С.С Прокофьева

Слайд 4

Маленький Сережа с родителями

Слайд 5

С. Прокофьев с партитурой его первой оперы «Великан»

Слайд 6

С.С. Прокофьев в 1918 году

Слайд 7

Прокофьев за роялем Рисунок Г.С.Верейского , 1927 год

Слайд 8

С.С. Прокофьев с сыновьями

Слайд 9

Москва, Камергерский переулок , д.6 Здесь С.С. Прокофьев жил с 1946 по 1953 год

Слайд 10

Могила С.С. Прокофьева на Новодевичьем кладбище

Слайд 11

Раскрытие ценностей человеческого духа, глубокие художественные обобщения становятся главным стремлением Прокофьева: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства».

Слайд 12

Прокофьев оставил огромное творческое наследие — 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов; 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта; 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра; камерные сочинения. Особую страницу его творчества составляют произведения, связанные с миром детей.

Слайд 13

МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Любовь к трем апельсинам» «Зимний костёр», «Золушка», «Гадкий утенок», «Сказ о каменном цветке». «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего », «Сказки старой бабушки» «Петя и волк», «Болтунья» «Детская музыка».

Слайд 14

«Детская музыка» Цикл «Детская музыка» был написан в 1935 году. Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»).

Слайд 16

Утро

Слайд 18

Сказочка

Слайд 19

Тарантелла

Слайд 20

Раскаяние

Слайд 21

Вальс

Слайд 22

Шествие кузнечиков

Слайд 23

Дождь и радуга

Слайд 24

Пятнашки

Слайд 25

Марш

Слайд 26

Вечер

Слайд 27

Ходит месяц над лугами

Слайд 29

Юбилейная монета СССР , посвящённая С. С. Прокофьеву, 1991 , 1 рубль Почтовая марка СССР , посвящённая С. С. Прокофьеву, 1991 , 15 копеек ( ЦФА 6314, Скотт 5993)

Слайд 30

Список литературы - Арановский М.Г. Мир открывающий заново. Рассказы о музыке и музыкантах. – М., Советский композитор, 1973 - Бергер Л. Черты стиля С.Прокофьева. – М., 1962. -Блок В. Музыка Прокофьева для детей. − М., Музыка, 1969. - Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. — М., Советский композитор, 1973. - Трембовельский Е. Перерастание традиционных черт в современные в «Детской музыке» Прокофьева. // Моцарт- Прокофьев: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. − Р-н/Д, РГМПИ, 1992. - Очаковская О. Сергей Сергеевич Прокофьев. – М., Музыка, 1990. - Очаковская О. С.С. Прокофьев. Книга для школьников. − М., Музыка, 1990.