Методическая разработка урока гармонии в 10, 11 классах на тему: П.Г. Чесноков. Хор на слова С. Скитальца «Утром зорька» (Опыт целостного анализа).

Орел Юлия Антоновна

Ученики 10-11 классов разучивают и исполняют хор П.Г. Чеснокова на слова С. Скитальца «Утром зорька» в рамках учебного предмета Хоровой класс.

Цель данного урока по Гармонии – помочь ребятам проанализировать текст и музыку хора П.Г. Чеснокова на слова С. Скитальца «Утром зорька» для того, чтобы глубже вникнуть в суть этого произведения, понять и почувствовать его музыкально-поэтический образ, что даст возможность им более осмысленно, заинтересованно и творчески отнестись к работе над этим сочинением в рамках Хорового класса. Данный урок выявляет межпредметные связи дисциплин Гармония, Литература, Хоровой класс, Анализ муыкальных произведений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Орел Ю.А.

Урок гармонии

в 10, 11 классах.

Тема урока:

П.Г. Чесноков. Хор на слова С. Скитальца

«Утром зорька»

(Опыт целостного анализа).

Ученики 10-11 классов разучивают и исполняют хор П.Г. Чеснокова на слова С. Скитальца «Утром зорька» в рамках учебного предмета Хоровой класс.

Цель данного урока по Гармонии – помочь ребятам проанализировать текст и музыку хора П.Г. Чеснокова на слова С. Скитальца «Утром зорька» для того, чтобы глубже вникнуть в суть этого произведения, понять и почувствовать его музыкально-поэтический образ, что даст возможность им более осмысленно, заинтересованно и творчески отнестись к работе над этим сочинением в рамках Хорового класса. Данный урок выявляет межпредметные связи дисциплин Гармония, Литература, Хоровой класс, Анализ муыкальных произведений.

Ход урока:

  1. Приветствие, объявление темы урока (слайд 1).
  2. Краткая беседа о творчестве П.Г. Чеснокова (слайд 2).
  3. Краткая беседа о творчестве С. Скитальца (слайд 3).
  4. Чтение и анализ стихотворения С. Скитальца «Утром зорька»: художественный образ (поэтическая картина – морской пейзаж утром), «действующие лица» и их характеристика (море любит зорьку, а зорька не замечает его чувств).
  5. Картина И.К. Айвазовского «Восход солнца» может быть живописной иллюстрацией к стихотворению С. Скитальца «Утром зорька» (слайд 4).
  6. Обсуждение выбора композитором исполнительского состава для данного произведения (женский хор и партия фортепиано ассоциируются с образами зорьки и моря, обрисованными в стихотворении) (слайд 5).
  7. Анализ музыки хора П.Г. Чеснокова «Утром зорька» в связи со структурой и образным строем поэтического текста: вступление, первый куплет (слайд 5), второй куплет (слайд 6), третий куплет (слайд 7, начиная с пятого такта), четвертый и пятый куплет (слайд 8). Учитель играет раздел, затем он предлагает ученикам высказать свои образные ассоциации, после чего помогает ребятам выявить в музыкальном тексте те средства, которыми композитор создает этот образ. Фортепианное вступление рисует образ легкого покачивания волн спокойного моря в утренний час. Создать этот образ помогают: светлая тональность G-dur, ласковые задержания в мелодии, мягкое чередование альтерированных аккордов субдоминанты и доминанты с тоникой в гармонии. В первом куплете стихотворения речь идет, в основном, о зорьке, поэтому исполняет его женский хор почти а'cappella, в партии фортепиано – только отдельные тонические звуки в нижнем регистре (тонический органный пункт) – море как-будто притихло, оно любуется зорькой. Во втором куплете пробуждение чувств моря изображают красочные аккордовые «волны» фортепианной партии. Модуляция в доминантовую тональность также придает активность музыке этого раздела. Третий куплет – кульминация в тексте и в музыке. Яркие краски разволновавшегося моря («перлы, жемчуг и рубины») передаются в музыке свежими тональными сопоставлениями (D-dur, F-dur, Des-dur), россыпью «драгоценных» эллиптических сочетаний в гармонии. Расширение ритмических длительностей в хоровой партии (четверти и восьмые в прежних куплетах сменяются здесь на половинные и четверти), а также постепенное уплотнение фактуры и достижение высокого регистра в фортепианной и хоровой партиях (наивысшая точка - ля бемоль во второй октаве на фоне квартсекстаккорда Ре бемоль мажора) – все это вызывает ассоциации с нарастающей и мощной морской волной. В музыке четвертого куплета вдруг наступает оцепенение: фортепиано удивленно замерло на неустойчивых аккордах, а в хоровой партии после мощного tutti внезапно мы слышим чуть вопросительные интонации solo альтовой партии -– море вдруг обратило внимание на то, что зорька не замечает его чувств. В тексте пятого куплета стихотворения слышится возвращение к настроению его начала. П.Г. Чесноков передает это репризой музыки первого куплета. Небольшое фортепианное заключение построено на музыкальном материале вступления, но его ласковые, волнообразные интонации звучат здесь не в нисходящем, а в восходящем направлении – зорька «беспечно убежала». Особое внимание при анализе музыки хора обращается на тональный план и выбор гармонических средств. Наиболее характерные гармонии подписываются учениками в музыкальном тексте хоровой партитуры, по которой они исполняют это произведение на уроках Хорового класса.
  8. Выводы об особенностях стихотворной и музыкальной формы (строфическая с элементами трехчастной репризной), об особенностях воплощения текста в музыке при помощи фактуры (аккордовая), гармонии (красочная, романтическая, богатая яркими тональными сопоставлениям, аккордами с «украшениями» в виде альтераций, «драгоценными» эллиптическими сочетаниями) и других выразительных средств.
  9. Итоги урока: художественные итоги (Что может музыка в процессе воплощения поэтического текста?), методические итоги (Понравился ли такой подход к сочинению П.Г. Чеснокова? Был ли интересен и полезен такой анализ? Какие произведения вы хотели бы проанализировать таким образом?).