Самостоятельная работа студентов над школьно-песенным репертуаром

Пачганова Татьяна Владимировна

Тема к выступлению на научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_studentov.docx21.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АУ ПО «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

Отделение искусств и культуры

Научно-практическая конференция

 «Самостоятельная работа студента в индивидуальном обучении игре на фортепиано»

Тема выступления «Самостоятельная работа студентов над школьно-песенным репертуаром»

                                                                                   

                                                                                       

                                                                                       Подготовили:                

                                                                                          Пачганова Т.В.,

концертмейстер высшей категории,

Чобану А., студентка 531 гр.

2014 год

Работа содержит методический материал по самостоятельной подготовке студентов над школьно-песенным репертуаром и применением их в практических занятиях, адресована преподавателям и студентам музыкально-педагогических отделений средних профессиональных учебных заведений.

Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с предлагаемой информацией на основе рациональной организации её изучения.

Задачи методических рекомендаций:

  • активизация самостоятельной работы студентов;
  • выработка умений самостоятельно подбирать песенный репертуар в соответствии с существующими критериями;
  • формирование навыков грамотного и профессионального процесса работы над школьно-песенным репертуаром.

Введение

В настоящее время процесс формирования компетентного специалиста является приоритетным направлением в педагогической науке XXI века. Современные требования к подготовке педагога высоки, они заключаются во владении синтезом общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций, необходимости непрерывного самообразования, способствующего повышению уровня профессионализма.  

 Целью среднего профессионального образования является формирование профессионально образованной и культурно развитой личности будущего специалиста, способной к практической деятельности.  

Работа учителя музыки, по мнению исследователя Л.Г.Арчажниковой, характеризуется многоплановостью деятельности, которая «сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания» [1, с.18].

На старших курсах отделения искусств студенты стараются целенаправленно подходить к процессу самоподготовки, учитывая и применяя знание методик преподавания в образовательных учреждениях.

Самостоятельная работа над школьно-песенным репертуаром

Перед показом хорошо выученной школьной песни на зачетах и экзаменах в колледже или разучивании ее на практике в школе, необходимо хорошо подготовится во внеурочное время.

Чтобы составить комплексное впечатление о звучании сочинения, нужно постараться сразу услышать «про себя» всю «музыкальную ткань» песни, а также постараться быстро воспринять и оценить логику гармонического, тембрового и ритмического содержания песни, предвидев движение мелодии и особенности кульминации.

В разучивании песни можно выделить три этапа:

  • ознакомление
  • разучивание всей песни
  • закрепление и художественное исполнение

      На первом этапе анализируется объем и диапазон песни, сложность мелодического и ритмического рисунков, просматривается весь нотный и литературный текст, включая нюансы и агогику (мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа), далее определяется основная тональность, размер, темп, динамика.

 Второй этап работы над песней является самым объемным и длительным. Учитывая анализ песни на первом этапе, здесь проводится основательная работа. В начале нужно играть песню в оптимально-умеренном темпе, чтобы успевать обращать внимание на все аспекты работы, учитывая характер и настроение. В зависимости от подготовки музыканта, необходимо проработать отдельно партию аккомпанемента (метроритм, динамика, агогика, аппликатура и др.,) и отдельно вокальную партию (работа над мелодией, дикцией, дыханием, характером звуковедения, выразительностью).

На третьем этапе закрепляется выученная мелодия и партия сопровождения, дополняется художественными средствами выразительности.

Пример. Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского «Все мы делим пополам». Песня о крепкой дружбе исполняется в умеренно быстром темпе. Отличается яркостью динамических оттенков и богатством штрихов. В пении обратить внимание на пропевание гласных на коротких длительностях и на штрихе «стаккато», допевать окончания слов. В партии фортепиано альбертиевы басы (- изложение партии левой руки в форме ритмически равномерно разложенных аккордов), исполняемые в двух вариантах (с удержанным басом и без), помогают вести мелодию вперед. В длинных мелодических линиях необходимо услышать и проинтонировать каждый мотив. Особое внимание следует уделить динамике.

      Для разучивания песни со школьниками используется следующий план:

  1. Вступительное слово учителя (сообщается название песни, автор, кратко раскрывается содержание, основная идея).
  2. Показ песни (исполнение в характере, эмоционально, с хорошей дикцией, выразительной мимикой, нюансами, агогикой).

Аккомпанемент играть тише, чем пение мелодии. Не допускать ошибок в аккомпанементе, не делать остановок, знать хорошо слова песни.

Пение учителя должно соответствовать детскому голосу (пению), т.е. правильному в отношении характера звука.

  1. Беседа по содержанию не должна перегружаться излишними подробностями. Привлекать учащихся к разбору содержания и определению характера.
  2. Работа над текстом песни.

Текст читается учителем выразительно, объясняются непонятные слова, учащиеся негромко читают выразительно текст, ясно проговаривая слова.

  1. Репетиционный план:

а) разучивание ведется по фразам, предложениям (поет учитель, учащиеся повторяют, перед началом пения интонационно чисто выстроить первый звук);

б) работа над дыханием, округлостью звука, характером звуковедения, ансамблем, строем, каждый раз ставя конкретную задачу перед учащимися;

в) использовать дирижерский жест (играть одной рукой, другой – тактировать).

Использовать жесты, фиксирующие характерные текстовые, метроритмические особенности (направление мелодии, интонационные особенности, ритмический рисунок, окрашенность звука, графический показ).

             В работе над ритмом можно использовать:

  • простукивание ритма
  • четкое проговаривание текста песни в ритме мелодии, ставя различные учебные задачи

Если фразы сходны, объяснить детям, в чем их сходство.

Выученные фразы соединяются в предложения, предложения в периоды.

Использовать нотную запись.

Пение на слоги, отвечающие характеру песни.

В работе над дикцией использовать метод Ренье – активное проговаривание песни шепотом, в ритме мелодии, что активизирует работу артикуляционного аппарата.

В работе над кантиленой использовать плавные движения рук по горизонтали.

      Пение – самое важное средство художественного воспитания в школах; обладает большой организующей и дисциплинирующей силой. Пение (индивидуальное и групповое) приобщает учащихся к музыкальному искусству и культуре, дает возможность ознакомить с лучшими образцами музыкальной литературы, классического наследия, народного творчества, помогает воспитывать нравственные качества.

Литература

  1. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: книга для учителя / Л.Г.  Арчажникова. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.
  2. Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под ред. Л.В.Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
  3. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М.: АКАДЕМИЯ, 2000. – 128 с.