Самостоятельная работа студентов над школьно-песенным репертуаром
Тема к выступлению на научно-практической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_studentov.docx | 21.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АУ ПО «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»
Отделение искусств и культуры
Научно-практическая конференция
«Самостоятельная работа студента в индивидуальном обучении игре на фортепиано»
Тема выступления «Самостоятельная работа студентов над школьно-песенным репертуаром»
Подготовили:
Пачганова Т.В.,
концертмейстер высшей категории,
Чобану А., студентка 531 гр.
2014 год
Работа содержит методический материал по самостоятельной подготовке студентов над школьно-песенным репертуаром и применением их в практических занятиях, адресована преподавателям и студентам музыкально-педагогических отделений средних профессиональных учебных заведений.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с предлагаемой информацией на основе рациональной организации её изучения.
Задачи методических рекомендаций:
- активизация самостоятельной работы студентов;
- выработка умений самостоятельно подбирать песенный репертуар в соответствии с существующими критериями;
- формирование навыков грамотного и профессионального процесса работы над школьно-песенным репертуаром.
Введение
В настоящее время процесс формирования компетентного специалиста является приоритетным направлением в педагогической науке XXI века. Современные требования к подготовке педагога высоки, они заключаются во владении синтезом общекультурных, общепрофессиональных и специальных компетенций, необходимости непрерывного самообразования, способствующего повышению уровня профессионализма.
Целью среднего профессионального образования является формирование профессионально образованной и культурно развитой личности будущего специалиста, способной к практической деятельности.
Работа учителя музыки, по мнению исследователя Л.Г.Арчажниковой, характеризуется многоплановостью деятельности, которая «сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания» [1, с.18].
На старших курсах отделения искусств студенты стараются целенаправленно подходить к процессу самоподготовки, учитывая и применяя знание методик преподавания в образовательных учреждениях.
Самостоятельная работа над школьно-песенным репертуаром
Перед показом хорошо выученной школьной песни на зачетах и экзаменах в колледже или разучивании ее на практике в школе, необходимо хорошо подготовится во внеурочное время.
Чтобы составить комплексное впечатление о звучании сочинения, нужно постараться сразу услышать «про себя» всю «музыкальную ткань» песни, а также постараться быстро воспринять и оценить логику гармонического, тембрового и ритмического содержания песни, предвидев движение мелодии и особенности кульминации.
В разучивании песни можно выделить три этапа:
- ознакомление
- разучивание всей песни
- закрепление и художественное исполнение
На первом этапе анализируется объем и диапазон песни, сложность мелодического и ритмического рисунков, просматривается весь нотный и литературный текст, включая нюансы и агогику (мысленное прочтение материала является эффективным методом для овладения навыками чтения с листа), далее определяется основная тональность, размер, темп, динамика.
Второй этап работы над песней является самым объемным и длительным. Учитывая анализ песни на первом этапе, здесь проводится основательная работа. В начале нужно играть песню в оптимально-умеренном темпе, чтобы успевать обращать внимание на все аспекты работы, учитывая характер и настроение. В зависимости от подготовки музыканта, необходимо проработать отдельно партию аккомпанемента (метроритм, динамика, агогика, аппликатура и др.,) и отдельно вокальную партию (работа над мелодией, дикцией, дыханием, характером звуковедения, выразительностью).
На третьем этапе закрепляется выученная мелодия и партия сопровождения, дополняется художественными средствами выразительности.
Пример. Сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского «Все мы делим пополам». Песня о крепкой дружбе исполняется в умеренно быстром темпе. Отличается яркостью динамических оттенков и богатством штрихов. В пении обратить внимание на пропевание гласных на коротких длительностях и на штрихе «стаккато», допевать окончания слов. В партии фортепиано альбертиевы басы (- изложение партии левой руки в форме ритмически равномерно разложенных аккордов), исполняемые в двух вариантах (с удержанным басом и без), помогают вести мелодию вперед. В длинных мелодических линиях необходимо услышать и проинтонировать каждый мотив. Особое внимание следует уделить динамике.
Для разучивания песни со школьниками используется следующий план:
- Вступительное слово учителя (сообщается название песни, автор, кратко раскрывается содержание, основная идея).
- Показ песни (исполнение в характере, эмоционально, с хорошей дикцией, выразительной мимикой, нюансами, агогикой).
Аккомпанемент играть тише, чем пение мелодии. Не допускать ошибок в аккомпанементе, не делать остановок, знать хорошо слова песни.
Пение учителя должно соответствовать детскому голосу (пению), т.е. правильному в отношении характера звука.
- Беседа по содержанию не должна перегружаться излишними подробностями. Привлекать учащихся к разбору содержания и определению характера.
- Работа над текстом песни.
Текст читается учителем выразительно, объясняются непонятные слова, учащиеся негромко читают выразительно текст, ясно проговаривая слова.
- Репетиционный план:
а) разучивание ведется по фразам, предложениям (поет учитель, учащиеся повторяют, перед началом пения интонационно чисто выстроить первый звук);
б) работа над дыханием, округлостью звука, характером звуковедения, ансамблем, строем, каждый раз ставя конкретную задачу перед учащимися;
в) использовать дирижерский жест (играть одной рукой, другой – тактировать).
Использовать жесты, фиксирующие характерные текстовые, метроритмические особенности (направление мелодии, интонационные особенности, ритмический рисунок, окрашенность звука, графический показ).
В работе над ритмом можно использовать:
- простукивание ритма
- четкое проговаривание текста песни в ритме мелодии, ставя различные учебные задачи
Если фразы сходны, объяснить детям, в чем их сходство.
Выученные фразы соединяются в предложения, предложения в периоды.
Использовать нотную запись.
Пение на слоги, отвечающие характеру песни.
В работе над дикцией использовать метод Ренье – активное проговаривание песни шепотом, в ритме мелодии, что активизирует работу артикуляционного аппарата.
В работе над кантиленой использовать плавные движения рук по горизонтали.
Пение – самое важное средство художественного воспитания в школах; обладает большой организующей и дисциплинирующей силой. Пение (индивидуальное и групповое) приобщает учащихся к музыкальному искусству и культуре, дает возможность ознакомить с лучшими образцами музыкальной литературы, классического наследия, народного творчества, помогает воспитывать нравственные качества.
Литература
- Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: книга для учителя / Л.Г. Арчажникова. – М.: Просвещение, 1984. – 111 с.
- Музыкальное образование в школе: учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Школяр, В.А.Школяр, Е.Д.Критская и др.; Под ред. Л.В.Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 232 с.
- Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие / Г. П. Сергеева. – М.: АКАДЕМИЯ, 2000. – 128 с.