Значение инструментальной самоподготовки в становлении учителя музыки общеобразовательных школ.

Пачганова Татьяна Владимировна

Методическая тема (из сборника материалов межрегиональной научно-практической конференции «Концептуальные основы формирования социально-культурного облика специалистов художественных профессий на современном этапе»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_iskusstv.docx23.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АУ СПО ХМАО-ЮГРЫ

«Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

                                             Методическая тема

Значение инструментальной самоподготовки

                     в становлении учителя музыки

                        общеобразовательных школ

      (из сборника материалов межрегиональной научно-практической конференции «Концептуальные основы формирования социально-культурного облика специалистов художественных профессий на современном этапе»)

                                                                                   Подготовила

  Пачганова Татьяна Владимировна,

                                                                   концертмейстер высшей категории

                                 

                              

Ханты-Мансийск

2008 г.

На отделение «Искусств и культуры» педагогического колледжа поступают учащиеся с разным уровнем инструментальной подготовки – часто, совершенно не умеющие самостоятельно работать за инструментом, хотя это является одним из ключевых моментов в образовательном процессе.

В развитии самостоятельности студентов важную роль играет методика их ежедневной самоподготовки. Повышение значения удельного веса самостоятельного труда обучаемых характерно для учебного процесса в колледже. Постоянно должен расти и коэффициент полезного действия этого труда – за счет его продуманной рациональной организации, овладения студентами наиболее эффективными способами и приемами работы. Данная проблема особенно актуальна на музыкально-педагогических отделениях педагогических колледжей: в процессе освоения такой многопрофильной профессии, как учитель музыки, студенты неизбежно оказываются в весьма сложных условиях: здесь и необходимость повседневной самоподготовки сразу по нескольким музыкальным специальным предметам, и растянутый учебный день, и зачастую недостаточное количество свободных классов с музыкальными инструментами. Вместе с тем наблюдения показывают, что значительная часть студентов не владеет в должной мере приемами рациональной организации рабочего времени, проводимого за инструментом. Если исключить случаи недобросовестности в отношении к занятиям, малая продуктивность ежедневных упражнений студентов за фортепиано объясняется, как правило, отсутствием соответствующих навыков самоподготовки. Продуктивная работа за инструментом требует, прежде всего, точного определения ее цели и конкретных задач. «Мастерство в работе, в выучивании произведения, а это есть один из верных критериев достигнутой пианистом зрелости, характеризуется своей прямолинейностью и способностью не тратить время попусту», - подчеркивал выдающийся педагог – музыкант Г.Г. Нейгауз.

Научить учащегося самостоятельно ставить и точно формулировать задачи в процессе работы – одна из самых трудных, но и наиболее насущных проблем фортепианной педагогики. Она должна решаться уже с того момента, когда студент впервые показывает выбранное произведение на уроке. Очень часто показ нового сочинения превращается в демонстрацию формального разбора текста с многочисленными остановками, поправками, небрежностями. Если терпеливое выслушивание педагогом такого разбора с исправлением неверных нот, аппликатуры, неточно расшифрованных указаний автора превращается в систему, ущерб от нее много больший, нежели стойкое неумение студента разобраться в нотной записи.

Как известно, на первой стадии ознакомления с произведением опытный музыкант создает целостное представление о нем – ту «рабочую гипотезу», которая служит целью и критерием последующей технической проработки деталей, совершенствуясь в этом процессе. Пассивное выполнение указаний преподавателя подменяет собственную инициативу студента по предварительному самостоятельному ознакомлению с произведением и определяет соответствующий характер его текущей самоподготовки.

Нередко приходится наблюдать, как студент, благополучно доигравший в медленном темпе новую пьесу, растерянно молчит в ответ на вопрос педагога о задачах и способах дальнейшей работы над ней, не может верно определить наиболее сложные в исполнительском отношении фрагменты. Возникающая при этом проблемная ситуация может быть удачно использована для обучения студента эффективным способом ознакомления с произведением. Первые же попытки исполнить пьесу в темпе, схватить и передать характер, образно – художественную сущность новой музыки позволяет ему решить поставленную проблему.

Увиденная яркая цель в значительной мере стимулирует и ускоряет процесс овладения новым музыкальным материалом. Если в процессе разбора текста студент систематически пробует, ради проникновения в эмоциональный подтекст, исполнить произведение в темпе, не пугаясь временных технических неудач, то есть разбор идет параллельно с ознакомлением, он протекает гораздо более активно и успешно как устранение помех на пути влекущей творческой цели.

Для повышения качества фортепианной самоподготовки должны быть созданы условия для успешной работы на уроке. Большое внимание следует уделить:

- качественной роли педагога. Она заключается в совместном открытии новых страниц музыки, творческом поиске способов и приемов ее воплощения на инструменте;

- новой фактуре произведения. В процессе приспособления к новой фактуре студенты часто не умеют разграничивать трудности физического и психического порядка. Если первые преодолеваются путем тренировки, путем физического приспособления и выработки двигательных навыков, то вторые в значительной степени решаются в уме и в памяти. Многие пианистические и технические трудности снимаются вдумчивым исследованием. Часто после безрезультатной двух – трех недельной работы над трудным фрагментом студент достигает успеха за 15 – 20 минут анализа его на уроке под руководством педагога. В таких случаях студенту следует рассматривать работу на уроке как образец самостоятельной технической тренировки.

Как свидетельствует опыт, сильнейшим стимулом к тщательному анализу фактуры и ее освоению является требование выучить сложный эпизод на память. В этом случае, всякое усилие, направленное на быстрое и точное запоминание, связано с анализом фортепианной фактуры и поэтому ощутимо влияет на процесс технического овладения им.

Нельзя недооценивать и чисто «двигательные» моторные трудности. Обычно студент предпочитает раз за разом «штурмовать» технически сложный эпизод вместо того, чтобы сначала вычленить из него пианистически неудобные элементы – скачок, часть пассажа, связанную с внезапной сменой положения кисти и т.п. Необходимо объяснить ему, что многократные повторения с целью автоматизации игрового навыка принесут пользу только после того, как этот навык закреплен и проанализирован.

Студент должен работать над произведением так, чтобы у него все время что–то получалось, «выходило». Это придает самостоятельной тренировке за инструментом положительную эмоциональную окраску, поддерживает интерес к труду, укрепляет уверенность в своих возможностях.

Умение разбивать сложные технические задачи на ряд простых, поддающихся решению в короткий срок, особенно важно для тех студентов, которые плохое качество самоподготовки объясняют недостатком времени, утомляемостью.

Приступая к ежедневной тренировке за инструментом, студент должен мысленно наметить объем и план предстоящей работы. Учитывая, что будущие учителя–музыканты располагают ежедневно самое большее одним –двумя часами для самоподготовки по классу «спец.инструмента», мы рекомендуем им каждые несколько дней выдвигать на первый план то или иное произведение.

Работа носит более эффективный характер, когда ее задачи достаточно разнообразны. А это достигается в том случае, если произведения находятся на разных этапах освоения: одна пьеса, например, выучивается на память, другая требует усиленной технической проработки, третья доведена до определенной стадии исполнительской готовности, что предполагает поиск более тонких художественных нюансов. Между тем, многие студенты привыкли к иной организации работы: сначала вся программа разбирается, затем «выигрывается», затем наступает авральный период запоминания, а на более тщательную художественную отделку времени зачастую не остается. Практически с начала одного семестра до следующего навыки разбора и ознакомления с новым репертуаром не совершенствуются, а преобладание «черновой», узкотехнической работы в середине полугодия приводит к снижению эмоциональной яркости музыкального восприятия. Поэтому преподаватель фортепианного класса должен планировать работу студента в течении семестра так, чтобы постепенно, по мере освоения вводить произведение за произведением, в том числе и материал, предназначенный для эскизного изучения.

Процесс освоения исполнительских навыков имеет свои психологические закономерности, согласно которым работа над произведением более плодотворна, если в ней делаются перерывы. Упорные повторения и упражнения приводят к моменту, когда, несмотря на все усилия, качество работы перестает прогрессировать – нужны свежие впечатления, отдых, переключение на новый материал. Опытные педагоги всегда учитывают этот фактор в занятиях с учениками. Так, Л. Маккиннон, автор широко известного труда «Игра наизусть», предлагает план, по которому три дня работы над произведением чередуются с тремя днями отдыха, когда изучаются другие пьесы.

При продуманном плане и рациональной организации занятии их необходимый объем резко сокращается.

Для студентов музыкальных отделений педагогических колледжей, один–два часа ежедневной самоподготовки можно считать реальной средней нормой. При условии продуманности работы и владения рациональными методами труда она обеспечит решение важных задач фортепианного обучения будущих учителей музыки, не допуская их перегрузки.

Экономя время, проводимое за инструментом, не следует забывать о таком мощном, но, к сожалению, мало используемом студентами методе, как работа над произведением без инструмента. Даже при условии, что студент еще не обладает столь совершенно развитым внутренним слухом, чтобы в мельчайших деталях проучивать пьесу в представлении, в его распоряжении имеются такие приемы, как дирижирование по нотам мысленно исполняемым произведением, закрепление в памяти только что выученных за инструментом фрагментов текста и, конечно, всесторонний целостный анализ сочинения.

Успех самоподготовки студентов, как это вытекает из всего вышесказанного, в значительной степени определяется методикой фортепианных уроков. Хотелось бы выделить здесь следующие моменты.

Огромную роль играет сам стиль работы педагога, постоянно заботящегося о развитии самостоятельности студентов. Педагог должен руководствоваться принципом: не работать с учеником над тем, что он может и обязан сделать сам, а помогать ему лишь там, где это необходимо.

Особенно важно выдерживать этот принцип при первом показе нового произведения. Указав студенту на несколько типичных ошибок разбора, лучше прекратить дальнейшее прослушивание некачественно выполненного задания. В дальнейшем необходимо добиваться, чтобы студент самостоятельно проводил всю «черновую» работу над текстом нового произведения и осмысленно исполнял его при первом же прослушивании.

Для работы на уроке должны выбираться типовые трудности, характерные в данном произведении для данного студента. Проработав один-два фрагмента под руководством преподавателя, студент обязан самостоятельно отыскать в сочинении аналогичные трудности и считать их преодоление задачей своей самоподготовки. Данный вид работы может показать, насколько студент готов заниматься самостоятельно.

Эффективен также следующий педагогический прием: преподаватель предлагает студенту 10-15 минут поработать над избранным отрывком под его наблюдением. Затем проводится детальный критический анализ этой работы, после чего следует проработка других фрагментов с учетом вскрытых недостатков и возможной рационализации труда. Важно, чтобы студент почувствовал напряженный ритм работы и, вместе с тем, ощутил ее результативность. Можно быть уверенным, что, несколько раз наглядно убедившись в эффективности предлагаемых педагогом способов работы, студент будет активно использовать их в самостоятельной тренировке.

На своих занятиях мы часто обращаемся и к педагогическому самопоказу процесса работы над произведением. При этом отработанный эпизод не демонстрируется сразу в завершенном виде, но показывается на последовательных стадиях исполнительской готовности с объяснением способов работы и причин их выбора.

В своей подготовке студенты уделяют мало времени таким видам работы, как чтение с листа, эскизное ознакомление с литературой, подбор по слуху, транспонирование. Такой ситуации оправдан метод однократных заданий, имеющих заранее оговоренные со студентами объем и срок выполнения (просмотреть в течение недели два-три сборника, подобрать песни по списку и т. п.).

На музыкальном отделении Ханты-Мансийского педагогического колледжа регулярно проводятся открытые мероприятия, где студенты исполняют не только программные произведения, но и самостоятельно выученный дошкольно-школьный репертуар. Такие выступления повышают у учащихся интерес к работе, а также прививают интерес к выступлениям на публике.

Заканчивая, следует сказать, что повышение качества самостоятельной работы студентов неотъемлемо от формирования у них многих психологических качеств: волевой сферы, настойчивости, целеустремленности, сосредоточенности. Самостоятельные ежедневные занятия студента во многом являются прообразом его будущей профессиональной работы, залогом ее творческого характера. Поэтому, еще раз подчеркивая актуальность рассматриваемой проблемы - самоподготовки студентов музыкальных отделений, необходимо сказать, что в ее решении должны слиться усилия педагогов всех музыкальных дисциплин.