Сценарий классного часа "П. Чайковский в письмах и воспоминаниях"

Ремнева Ирина Викторовна

Сценарий знакомит обучающихся с малоизвестными эпизодами из жизни Великого композитора,  и произведениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kl._chasa_chaykovskiy.docx27.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городской округ «Александровск-Сахалинский район»

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Сценарий

музыкально-литературной композиции

«П.И. Чайковский в письмах и воспоминаниях»

Составитель:

Ремнева И.В. – преподаватель

первой квалификационной категории

г. Александровск-Сахалинский

2016 г.

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ

В ПИСЬМАХ И ВОСПОМИНАНИЯХ

(музыкально-литературная композиция)

Пояснительная записка

         

Основная цель данного сценария - ознакомить обучающихся с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского в объеме, значительно превышающем школьную программу. Сценарий, составленный практически полностью из отрывков писем и дневников П.И. Чайковского, дает возможность узнать композитора как неординарную личность, заглянуть в его творческую лабораторию как бы изнутри, и таким образом, научиться понимать и любить музыку великого русского композитора.

Возраст детей: 8- 15 лет.

Место проведения: хоровой класс или актовый зал.

Оформление класса: стулья расставлены полукругом, направленным к доске или к сцене.

На стене, в центре сцены портрет П.И. Чайковского, рядом маленький стол накрыт красивой тёмной скатертью, свеча в красивом подсвечнике и скромный букетик цветов.

Оборудование:  рояль или фортепиано.

Интерактивная доска, компьютер, телевизор.

Подготовительная работа.

Подготовка музыкальных номеров начинается задолго до даты проведения мероприятия.  К участию в композиции привлекаются преподаватели, старшие учащиеся хорового и фортепианного  классов. Программа составляется с учетом выученных произведений учащимися, либо слушателям предлагается увидеть и послушать музыкальные произведения в исполнении профессиональных певцов.  Материал подбирается в сети интернет с учетом мнения профессионалов - преподавателей теоретических дисциплин. В ходе демонстрации могут использоваться аудио и видео - ресурсы, предназначенные для учебного процесса. Зная музыкальные номера, преподаватель сам составляет музыкальную программу. Данный сценарий можно использовать лишь как схему. Допускается подбор любого музыкального материала из наследия П.И. Чайковского.  

Лучше если в роли ведущего будут  выступатъ: преподаватель, учащиеся старших классов либо родитель, обязательно обладающий артистическими способностями.

Ход вечера.

         

На сцену выходит ведущий. Он неспешно подходит к портрету П.И. Чайковского и зажигает свечу.

Ведущий:

Петру Ильичу Чайковскому посвящается...

 

Прослышанье потусторонних звуков.

Безумье. Боль. Неврастения. Жуть.

Он разбудил живущию в нас суть        :

И, показав, исчезнул, убаюкав.

Как жив он в нас, он будет жить для внуков,

Он, чьим мотивом можно бы вздохнуть.

Его забыть ли нам когда-нибудь,

Кто в сердце оживлял так много стуков?

И позабыть ли нам порыв простой,

Как на Канавке Зимней в час пустой

Во встречу с Лизой верили упрямо?

И знали на Литейном особняк,

Где перед взорами ночных гуляк

Мелькала в окнах Пиковая Дама...

(Стихотворение "Чайковский" Игоря Северянина)

(Звучит фрагмент из увертюры к опере П.И. Чайковского "Пиковая дама")

Слайд 1

Ведущий:

Самый лучший способ узнать Чайковского - это слушать его музыку. Но это не так просто, как кажется. Чтобы понять его музыку, надо её хотя бы немного знать. А чтобы её узнать, надо сначала постараться научиться её понимать. Чтобы говорить о Чайковском, мало изучить его сочинения. Надо любить и чувствовать его музыку как родную. Надо разговаривать с самим Чайковским.

Пётр Ильич писал замечательные статьи о музыке и очень интересные письма. Но с тех пор прошло уже более ста лет. Мира, в котором жил Чайковский, больше не существует. Людям трудно сделать нужное усилие, чтобы понять Чайковского. К его музыке надо прислушаться. Надо перестать бежать, надо остановиться, сосредоточиться. Но у людей нет времени. Все бегут, спешат. Кто обращает внимание на музыку?

О, всё, что ты помнишь, что знаешь

Играй мне, играй в этот вечер:

У моря и в северном мае

Чайковский особо сердечен.

(Отрывок из стихотворения Игоря Северянина)

Прислушайтесь, какой покой! Какая умиротворенность!

(Звучит романс "Нам звёзды кроткие сияли": слова А.Н. Плещеева)

Ведущий:

Самые сильные свои впечатления человек почти всегда получает в детстве. Родители Чайковского очень любили. Они верили, что Пьер будет замечательным музыкантом. Однажды ночью, услыхав, что маленький Пьер плачет, гувернантка поднялась в детскую и спросила, что с ним. "О, эта музыка! Избавьте меня от неё! Она у меня здесь, здесь, - указывая на голову и рыдая, отвечал мальчик, - она не даёт мне покоя!"

Позднее, Чайковский писал: "Мне кажется, что испытанные в годы юности восторги от искусства и литературы оставляют след на всю жизнь и имеют огромное значение..."

Чайковский верил в Бога, верил по-настоящему. К вере нельзя прийти вдруг, ни с того ни с сего. Веру надо постигать с детства. Пётр Ильич вспоминал, что "литургия производила на него глубочайшее поэтическое впечатление". В своих письмах он писал: "Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него. При моём малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до такой степени, что я стремлюсь к небытию, - что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?"

(Звучит фортепианная пьеса "В церкви" из "Детского альбома" и

романс "Был у Христа - младенца сад": слова А.Н. Плещеева  

 

Ведущий:

Чайковский писал, "что буквально не может жить не работая". Он объяснял, что, как только закончит какое-нибудь сочинение и хочет насладиться отдыхом, на него тут же наваливаются "тоска, хандра, мысли о тщете всего земного, страх за будущее, бесплодное сожаление о невозвратном прошлом, мучительные вопросы о смысле земного существования". Чтобы отделаться от этих тягостных мыслей, Чайковский должен был немедленно приниматься за новую композицию: "Я так создан, что раз начавши что-нибудь, не могу успокоиться, пока не закончу".

Чайковский признавался: "Терпеть не могу праздники! В будни работаешь по расписанию, и всё идёт гладко, как машина; в праздники перо валится из рук, хочется побыть со своими близкими людьми, отвести с ними душу. Появляется ощущение сиротства и одиночества". "С тех пор, как я начал писать, я поставил себе задачей: бытъ в своем деле тем, чем были в нём величайшие музыкальные мастера - Моцарт, Бетховен, Шуберт. Я имею в виду, не такими же великими, как они, но такими же, как они сочинителями на манер сапожников, а не на манер бар... Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Шуман сочиняли свои бессмертные творения совершенно так, как сапожник шьёт свои сапоги, - то есть изо дня в день и по большей части по заказу. В результате выходило нечто колоссальное". И Чайковский добавляет: " Музыкант. Если он хочет дорасти до той высоты, на которую по размерам дарования может рассчитывать, должен воспитать в себе ремесленника".

(Звучит облегченное переложение темы из «Симфония №5 ч.2» в исполнении учащейся, далее фрагмент из  Пятой симфонии

Ведущий:

Чайковский безумно любил Россию! "Я ещё не встречал человека, более меня влюбленного в Русь... Русская природа мне бесконечно более по душе, чем все хваленые красоты Европы". Чайковский написал это в последний год своей жизни, но и двадцатью годами раньше находим в его дневнике запись: " Русская глушь. Русская весна!!! Это верх всего, что я люблю. Чем ближе продвигаешься к старости, тем живее чувствуешь наслаждение от близости к природе... Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю и в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, от тех неизъяснимо  сладких и опьяняющих ощущений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом всё, что составляет убогий русский, родимый пейзаж".

Для Чайковского жизнь в деревне - это возможность побыть в одиночестве. " Я нахожусь в каком-то экзальтированно-блаженном состоянии духа, бродя один днём по лесу, под вечер по незримой степи, а ночью, сидя у отворенного окна и прислушиваясь к торжественной тишине".

(Звучит романс "Рассвет": слова И.З. Сурикова)

Ведущий:

Когда Чайковский начал сочинять "Евгения Онегина" он писал брату: "Ты не поверишь, до чего я одержим этим сюжетом. Какая бездна поэзии в "Онегине" Пушкина. Я не заблуждаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки".

(Звучит "Сцена писъма Татьяны"из оперы "Евгений Онегин")

Ведущий:

Балетная музыка Чайковского такая же замечательная, как и его оперы: её можно петь! Мелодии - совершенно вокальные!

Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» в исполнении учащейся

 

Для многих Чайковский - это, прежде всего "Лебединое озеро", "Спящая красавица" и "Щелкунчик". "Щелкунчик" - абсолютный шедевр Чайковского. Он заранее говорил, что напишет такую музыку, от которой все плакать будут. "Щелкунчик - балет о Рождестве, балет для больших и маленьких детей. То есть для детей - и для взрослых, которые остались детьми. Потому что если взрослый, хороший человек, то в душе своей он остается ребёнком. В каждом человеке главное, самое лучшее - это то, что в нём осталось от детства.

(Звучит "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик")

Ведущий:

Чайковский - самый известный русский композитор. Как только заиграет его музыка, во всем мире люди сразу знают - это Чайковский. Почти с первой ноты можно сказать - это он, это всё - его!

Когда Пётр Ильич умер, ему было всего 53 года.

А музыка его будет жить вечно и всегда звучать во славу России и всего русского искусства!

(Звучшп фрагмент финала Шестой симфонии)

Ведущий гасит свечу и медленно уходит со сцены. Музыка затихает.

Список использованной литературы:

Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. - М., 1953.

Чайковский П.И. О композиторском мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей / Сост. И.Ф. Кунина. - М., 1952.

Кашкин Н.Д. Избранные статьи о П.И. Чайковском. - М., 1998.

Ларош Г.А. Воспоминания о П.И. Чайковском. - М., 1994.

Вайдман П.Е. Чайковский в воспоминаниях современников, интернет -портал "П.И. Чайковский", 2003-2004.

Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Избранное. -Л., 1972.

П.И. Чайковский. О музыке, о жизни, о себе. Литературная композиция А.А. Орловой. -Л., 1972.

Волков С. Страсти по Чайковскому (разговоры с Жоржем Баланчиным). -М., ЭКСМО, 2002.

Э.Г. Кузнецова. Сценарий музыкальной гостиной // Игры, викторины, занимательные уроки в школе. - М., Аквариум, 1998.

М.И. Янсен П.И. Чайковский в письмах и воспоминаниях «Музыка в школе» №6 -2008г.

 

Приложение1:

- Презентация «П.И.Чайковский – великий русский композитор»;

- Презентация «Видеофрагменты из произведений П.И.Чайковского»