"Метод интегративного подхода в обучении эстрадному вокалу в условиях инновационной деятельности ДШИ".

Марданова Гульнара Мубаракзяновна

Учреждения дополнительного образования – одна из наиболее доступных площадок для реализации методов и форм интегративного подхода. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Метод интегративного подхода в обучении эстрадному вокалу

в условиях инновационной деятельности ДШИ.

Г.М.Марданова

МБУДО «ДШИ № 15» г. Казани

            В современной социальной среде наиболее яркую эмоциональную реакцию вызывает музыкальное искусство эстрады, как демократичный вид, обращённый к массовому слушателю.

           Эстрада – искусство зрелищной формы, включающее в себя музыку,

 художественное слово, сценическое движение, актёрское мастерство, вокальное искусство, малые формы драматургии и др. Основные акценты на развлекательность, доступность, радость и удовольствие являются отличительной чертой её эстетики от других видов искусств.  Предполагая массовость, эстрадное искусство тяготеет к коллективности переживания. Несмотря на всё перечисленное, надо помнить о том, что на современном этапе только высокий профессионализм, владение знаниями, умениями, навыками в смежных видах искусств помогут достигнуть успеха на этом поприще. Один из главных вопросов который стоит перед артистом эстрады: «Чем будем удивлять?»

           «Эстрадное искусство» – собирательный термин. Он указывает на то, что исполняемые произведения всех перечисленных выше способов выражения на эстрадных подмостках исполнителями полностью подчиняются специфическим законам и закономерностям, основные из которых следующие:

- основу номера, как единицу эстрадного искусства, составляет определенное сценическое действие;

- отсутствие условной «четвертой стены», благодаря чему зритель становится партнёром артиста в его действии;

- взаимодействие разных жанров эстрадного искусства;

- артист не перевоплощается в художественный образ, а использует маски

определённых персонажей, создавая образы на глазах у зрителя открытыми приёмами;

- артистическая индивидуальность, собственный стиль, манера, неповторимость исполнителя;

- лаконичность и завершенность содержания всех произведений,

- сценическое оформление выступления;

- зрелищность.

Почему так привлекательна эстрада для подрастающего поколения? Доступность эстрадного искусства даёт возможность реализовать и раскрыть творческие способности на большой сцене, участвовать в различных проектах на ТВ, привлекая молодёжь зрелищностью, современными ритмами, аранжировками тем самым помогает воплотить в жизнь самые смелые мечты.

            Вопросы взаимодействия искусств учёных интересует давно. В педагогической и искусствоведческой области должные разработки стали появляться на рубеже XX – XXI вв. В настоящее время наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к органичному соединению различных видов искусства, спаянные между собой и направленные к единой цели, они должны составлять художественное целое. В России этой областью интересовались М.Каган, Б.Юсупов, Г.Шевченко и др. Сотворение оригинального художественного явления, с точки зрения эстетики организует материальную и духовную среду бытия человека.

 Современным обществом востребовано объединение искусств, как создание качественно нового художественного продукта. В результате такого объединения образуется новая форма, она несёт в себе черты отсутствующие в первоначальном виде и некоторые черты образующие новый вид. Органичное соединение разных форм деятельности в эстраде обобщает идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство и оказывает многосторонне эмоциональное воздействие на восприятие человека.

Учреждения дополнительного образования – одна из наиболее доступных площадок для реализации методов и форм интегративного подхода. В процессе поиска наиболее эффективных методик обучения, позволяющих юным исполнителям овладеть искусством эстрадного пения в короткие сроки, актуальным становится вопрос взаимодействия учебных дисциплин достаточно близких по содержанию областей знаний. В условиях школы искусств художественное образование целесообразно строить на объединении двух и более видов учебных дисциплин в одно целое.

           Взаимодействие видов искусств (межпредметные связи) помогают реализовать личностно-ориентированный подход в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. При реализации образовательных программ у воспитанника частично сформированы необходимые для обучения начальные вокальные и хореографические навыки, умение слышать и анализировать небольшие музыкальные формы, образное мышление, отношение к эстрадному искусству. На занятиях преподаватель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся, а также на необходимые знания, умения и навыки, приобретаемые на школьных уроках (музыки, рисования, литературы, иностранного языка и других) и в свою очередь закрепляет и делает их мобильными. 

Изучая и обобщая опыт методики обучения эстрадному вокалу, есть основание предполагать о целесообразности и необходимости реализации основных принципов современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся) и методов интегративного подхода в обучении учащихся.

Отсутствие комплексных программ в данном направлении вызвало потребность в разработке дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности, в которой будут учтены новые требования к методам и формам обучения современного ученика. Работая по данной программе, мы можем помочь ребятам овладеть специфическими для эстрадной музыки знаниями и навыками, раскрыть в себе актёрские качества, укрепить физическое здоровье, развить коммуникативные качества, наработать опыт концертной деятельности. Синтез голоса, актёрской игры и пластики формирует у обучающихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность. Алгоритмом создания сценического образа, в рамках данной программы являются: музыка, пластика → движение; вокал, вокальный ансамбль → звучание; актёрское мастерство → образ и содержание.

Используя метод интегративного подхода на практике, мы убеждаемся в его действенности, тем самым ускоряя процесс качественного преобразования отдельных элементов обучения, обеспечиваем целостность и системность.  Взаимодействие учебных дисциплин рассматриваются на основании общих научных идей, концепций, дающие ученику целостное представление об окружающем мире, культуре, человеке и его месте в социуме, что впоследствии явится результатом высокого уровня реализации метода интегративного подхода. Для того чтобы данный метод приносил существенные плоды, требуется тщательно проанализировать учебные дисциплины, которые будут участвовать в процессе взаимодействия, с учётом содержания и последовательности изучения материала. Усиливая реализацию метода, мы наиболее точно определяем роль учебных дисциплин в будущей жизни ребят.

            Обобщение опыта, методы и приёмы, используемые при обучении эстрадному вокалу, дают основание предполагать о целесообразности и необходимости применения принципов и методов интегративного подхода в работе с учащимися школ искусств, обеспечивая качественное преобразование отдельных элементов в единое «Целое».

            В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, подросток, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим миром. Организовать обучение таким образом, чтобы создать условия, обеспечивающие выявление и развитие творческих способностей детей, реализацию их потенциальных возможностей и способствовать социализации и адаптации в современном обществе одна из основных задач стоящая перед нами.

           Занятия на основе интегративного подхода вызывают у воспитанников интерес к познанию, дают возможность для эффективного развития способностей, формируют творческую социально зрелую, конкурентоспособную и активную личность, стремящуюся к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

           В заключении хотелось бы сказать, что какие бы методы обучения и современные педагогические технологии не применялись нами, по каким бы образовательным стандартам мы не работали, во главе угла должен стоять ребёнок. Именно его  надо обучить, развить, раскрыть, научить мыслить логически, анализировать свои поступки и действия в окружающей среде, применять полученные знания в практической деятельности.

Список литературы:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984.
  2. Вартанов А. Эстрадное искусство как средство социальной регуляции / Анри Вартанов // Эстрада: что? где? зачем?: Статьи. Интервью. Публикации / отв. ред. Е. Уварова. - М.: Искусство, 1988. - С. 52-74.
  3. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции – Горно-Алтайск, 1999 – 160 с.
  4. Клитин С. С. Эстрада: проблемы теории, истории и методики: [учеб. пособие для театр. институтов и ВУЗов искусств] / С. С. Клитин. - Л.: Искусство, 1987. - 190 с.
  5. Кузуб Т. И. Процессы глобализации в современной музыкальной культуре / Т. И. Кузуб // Изв. Урал. гос. ун-та. - 2006. - № 47. - С. 77-84.
  6. Межпредметные связи в учебно – познавательной деятельности

учащихся/ под ред. Н.А. Сорокина. – Тула, 1983.Рыбакова Э. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России : автореф. дис. на соискание учен. степ. д-ра культурологии : спец. 24.00.01 «Теория и история культуры» / Рыбакова Элеонора Львовна ; С.- Петерб. гос. ун-т культуры и ис-ва. - СПб., 2007. -43 с.

  1. Чистый голос. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий / сост. А.М.Билль, редактор М.А.Богуславская.

Электронные образовательные ресурсы:

www.uchportal.ru, http://pedsovet.org/m/,  http://nsportal.ru/, http://www.it-n.ru/,

http://www.bibliotekar.ru/index.htm, www.catalog.iot.ru http://language.edu.ru/