"Новые подходы к вопросу о формировании и развитии музыкальной культуры подростков средствами вокального искусства"

Марданова Гульнара Мубаракзяновна

«Благо, даруемое нам искусством,

не в том, чему мы научимся, а в том,

какими мы, благодаря ему, становимся.»

О.Уайльд

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Марданова Г. М.                                                                                  

Детская школа искусств № 15

Новые подходы к вопросу о формировании  и развитии музыкальной культуры  подростков средствами вокального искусства

В настоящее время в стране, наряду с социально - экономическими преобразованиями, происходят серьезные изменения в области музыкально – эстетического образования и воспитания подрастающего поколения и молодежи. Сегодня эстрадная музыка подменила собой идеологию и является мощным методом воздействия на молодежь. В связи с этим в последние годы  наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей, преподавателей вокала к данному виду искусства, к его истокам, к определению роли и места и истории становления.

Подростковый возраст - один из сложных периодов в жизни человека. В условиях школьного образования закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок подростка. Подростковый возраст - это возраст непрерывного стремления к познанию, кипучей энергии, инициативности, активной деятельности. Главным психологическим фактором, характеризующим подростковый возраст,  является  формирование  Я – концепции, связанной с развитием самосознания и  открытие подростком своего внутреннего мира.    Помочь подростку в формировании его  Я  - концепции – главная  задача преподавателя. Из собственного опыта педагогической деятельности преподавателя вокально – хоровых дисциплин в условиях детской школы искусств, с подрастающим поколением, можно констатировать, что  вокальное искусство является современным  эффективным средством формирования и развития музыкальной и нравственной культуры у подростков.

В процессе своей работы с подрастающим поколением на протяжении многих лет, я пришла к тому, что каждая среда требует своего способа восприятия, соблюдения норм и своих правил взаимодействия с ней и в ней. Так и работа с молодежью требует своих правил.  Слово “креатив” было принесено в русский язык с английского “creative” – творчество, творческий (хотя есть и латинский термин: “creatio” – сотворение, создание). В двух словах, креатив, или креативность, – это способность генерировать идеи, которые удовлетворяют двум простым критериям.  В процессе достижения целей и задач преподаватель выступает как умный и чуткий воспитатель, активно интересующийся современными направлениями и инновационными методами в работе с подростками. В условиях музыкальной школы и школы искусств первичной формой работы является обеспечение непрерывного музыкального развития воспитанника на протяжении всего учебного процесса, а для этого педагог должен видеть отдаленную перспективу развития, не довольствуясь ближней. Критика и самокритика являются той силой, которая способствует развитию, движению вперед и являются в то же время методом воспитания подрастающего поколения. Дисциплина – необходимое условие плодотворности любого труда. Особое значение имеет сознательная дисциплина для вокального исполнительства, являющегося творческим процессом. Важнейшим моментом воспитания сознательной дисциплины является наличие творческой атмосферы в классе, качество репертуара, все это способствует появлению внутренней собранности и организованности и интереса.

Поскольку пение имеет более древнюю основу, чем разговорная речь, физиологические механизмы речи и пения существенно различаются. Этот практический вывод особенно важен для педагогов вокала. Эмоция -  это ключ, которым открываются не только эстетические чудеса певческого голоса, но и технические приемы их постижения. Только этим ключом вскрываются и активизируются самые глубокие эволюционно – древние механизмы голоса человека  в значительной мере непроизвольные, которые должны быть задействованы в пении и которые обычно спят в каждом из нас, в нашей сильно рационализированной разговорной речи.

   В своей практике я начинаю занятия с пения вокальных упражнений, которые мало отличаются от традиционных, но при этом используется более открытый звук, чем у академических певцов (пение без напряжения, переход от образа к звуку, пение с использованием «маски»). Формирование речевого звука и выработка грудного тембра – это элементы специфики в распевании эстрадных певцов, но при этом нужно обязательно учитывать природные данные воспитанника. В этой части обнаруживается некоторое сходство эстрадного и народного звукообразования. Речевое формирование у народных певцов – их принцип, а у эстрадных -  полумера. По моему мнению, никаких особых вокальных упражнений, специфически эстрадных, по сути, нет. Природа голоса      -  едина. Специфика больше выявляется в пении самих произведений. Здесь применяются термины, которые не используются в академическом пении: субтон (заглушенное звучание с продыхом), свинг (джазовая гибкость фразировки, состоящая в смещении акцентов на слабые доли такта), глиссандо (плавный переход с ноты на ноту), фальцет (пение «без опоры»), йодоль (резкий переход с пения «на опоре» на фальцет) Исходя из своего опыта, можно придти к выводу , что вокальная тренировка эстрадных певцов  может не полностью соответствовать имеющимся представлениям об  эстрадном исполнительстве в целом. Педагог определяет, когда надо ставить певца в режим традиционного голосового тренинга, а когда следует подчеркнуть личное, с учетом интересов воспитанника и его индивидуальных особенностей.

  Цель музыкально - эстетического образования и развития подростков в детской школе искусств - приобщение к основам мировой музыкальной культуры; формирование исполнительских вокальных умений и навыков;

развитие музыкально-эстетического вкуса; формирование здоровья учащегося; профориентационная подготовка с целью поступления в Сузы и ВУЗы   музыкальной       направленности и др.

Задачи обучения - художественное восприятие музыки; певческие навыки исполнительские навыки; чувство метра и темпа; навыки овладения специфическими приёмами, характерными для различных жанров популярной и джазовой музыки; бережное отношение к слову; навыки выразительного исполнения произведений; навыки работы с текстом, в том числе, иностранным; навыки работы с фонограммой, микрофоном, техническими средствами обучения; навыки сольного исполнения в сопровождении оркестра, ансамбля, фортепиано и других инструментов; навыки артистической подачи образа.

Список литературы:                                                                                                              

1.  Блохина М.В. Молодежные субкультуры в современном обществе / М.В. Блохина, Л.Г. Григорьев; Тверской государственный технический университет. Тверь, 2004. -128 с.

2. Гончарова Н.Б. Специфика социализации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: автореферат – диссертация кандидата социологических наук / Н.Б. Гончарова; Ростовский государственный университет. Ростов на Дону, 2002.

3. Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства : история, теория, технология : учеб. пособие / А.Д. Жарков. М.: МГУКИ, 2003. - Ч. 1-2.

4. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи / С.П. Иваненков. СПб.: Сиптез-Полиграф, 2003.

5. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических вузов: автореферат – диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Клипп О.Я.; Московский педагогический государственный университет. М., 2003. - 25 с.

6. Левикова С.И. Молодежная субкультура / С.И. Левикова. М.: Гранд: Фаир - пресс, 2004

7. Собкин B.C. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте: автореферат – диссертация кандидата педагогических наук / B.C. Собкин. М., 1995.