МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей и студентов о формах работы над школьным песенным репертуаром в классе «Аккомпанемент»

Пачганова Татьяна Владимировна

Рекомендации предназначены в помощь студентам при работе над школьным песенным репертуаром 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.rek_.o_formah_rab._nad_shk-pes.rep_.docx24.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АУ ПО ХМАО-Югры

«Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей и студентов

о формах работы над школьным песенным репертуаром

в классе «Аккомпанемент»

Подготовила:

Пачганова Т. В.,

концертмейстер высшей категории

2016 г.

В данной работе даны рекомендации студентам, обучающимся по специальности «Музыкальное образование» СПО и преподавателям ряда музыкальных дисциплин по вопросам последовательного изучения форм работы над школьным песенным репертуаром.

Содержание

Введение

1. Типы аккомпанемента, их классификация.

2. Способы и варианты упрощения сопровождения школьных песен.

3. Чтение с листа.

4. Транспонирование.

5. Подбор по слуху.

6. Создание аккомпанемента к школьным песням.

7. Заключение.

8. Список литературы.

Введение

        Изучению форм работы над школьным песенным репертуаром на уроке «Аккомпанемент» уделяется большое внимание. Но также эту работу необходимо продолжать и на занятиях других музыкальных дисциплин: дирижирование, постановка голоса, основной музыкальный инструмент и др.

        В работе над школьным песенным репертуаром рекомендуется обратить внимание на ряд важных моментов.

        Работу над песней следует начинать с общего анализа произведения: определения размера, темпа, характера, жанра, типа аккомпанемента, метроритмических, гармонических и фактурных особенностей.

        Анализ вокальной партии должен включать: выразительное чтение стихотворного текста и глубокое осмысление художественного образа, пропевание мелодии с текстом, расстановку дыхания, определение общей кульминации произведения и смысловой кульминации каждой фразы.

        Важным также является серьезное отношение к исполнению сопровождения. Аккомпанемент – это неотъемлемая часть музыкального произведения и исполнять его нужно выразительно и эмоционально.

        Первые такты вступления должны вводить слушателя в мир образов, которые композитор стремится передать музыкой произведения, поэтому исполнять их необходимо ярко, уверенно, с увлечением.

        Особенно важным моментом при исполнении аккомпанемента школьных песен - есть верное соотношение голоса и сопровождения.

        Внимание исполнителя должно быть сосредоточенно на контроле за динамикой исполнения. Следует помнить, что условия динамики диктует певческий голос; аккомпаниатор должен учитывать тесситуру, тембр, вокальные возможности солирующего голоса. Поэтому основные правила исполнения песни – яркое, эмоциональное исполнение мелодии, чувство опоры в басовой линии сопровождения и отдаленное звучание гармонического фона.

        На начальном этапе изучения школьного песенного репертуара лучше использовать песни с аккомпанементом одного вида несложной фактуры. Овладев простыми типами аккомпанемента, легче будет переходить к более сложному и смешанному сопровождению.

        При исполнении куплетной формы песни важно добиться различного звучания каждого куплета с целью передачи эмоционально-смыслового содержания.

        На заключительном этапе работы рекомендуется ориентироваться на максимальное приближение исполнения произведения к школьным условиям.

        Таким образом, в процессе работы над школьной песней можно выделить задачи, решение которых поможет более успешному изучению песенного репертуара: эффективность овладения приемами работы над школьным песенным репертуаром возможна при четкой системе в занятиях и последовательности изучения учебного материала; в процессе работы необходимо осуществлять межпредметные связи.

Типы аккомпанемента, их классификация

        В работе над произведением целесообразно познакомиться с разными типами аккомпанемента, их классификацией. В зависимости от сложности аккомпанемента условно классифицируют таким образом:

- аккомпанемент «унисон с вокальной партией»; 

- гармонический аккомпанемент;

- развернутый аккомпанемент со сложной фактурой;

- аккомпанемент с самостоятельной линией развития.

        

Унисонный аккомпанемент – самый простой вид аккомпанемента.      Исполнение песен с таким сопровождением требует выразительности и гибкости проведения мелодической линии, тембрового и динамического выделения мелодии, дифференцированного звучания аккомпанемента и мелодии.

        

Гармонический аккомпанемент, его виды:

а) поддержка мелодии отдельными аккордами, выдержанными басами.

Интервалы и аккорды, которые поддерживают мелодию, очерчивают гармонические функции, должны звучать насыщенно и рельефно. В работе над аккомпанементом такого типа возрастает роль вокальной партии и фактуры аккомпанемента, цель которого в выявлении опорных нот, что облегчает вокальное интонирование, а также наиболее сложных в исполнительском отношении мест, которые требуют введения партии в аккомпанемент для поддержания пения;

б) аккордовый аккомпанемент.

В зависимости от характера песни аккордовая фактура может иметь разную смысловую нагрузку, аккорды могут быть разными: четкими, насыщенными, размеренными, сдержанными, пульсирующими, маршеобразными.

Основным исполнительским заданием в данном виде аккомпанемента есть соблюдение ритмического рисунка. Верная передача аккордовой пульсации способствует в этом случае раскрытию образного и эмоционального содержания песни;

в) чередование баса и аккорда.

В этом виде аккомпанемента необходимо видеть гармоническое целое аккордов, звуки которых отдалены один от другого;

г) гармонические фигурации.

Используя в сопровождении фигурации, композитор может передать, например, быстрое и взволнованное движение, легкое покачивание, ярко раскрывая богатство гармонических красок.

        

Развернутый аккомпанемент со сложной фактурой (с элементами полифонии, ритмическим фоном).

Для исполнения такого типа аккомпанемента необходим достаточно высокий уровень сформированности музыкально-слуховых представлений, свободное владение инструментом, умение слышать всю полифоническую ткань.

Смешанный тип аккомпанемента включает разные виды фактуры. При исполнении такого типа аккомпанемента происходит постоянное переключение внимания с одного вида фактуры на другой. Очень ярко здесь проявляется взаимосвязь стойкой сосредоточенности с мышлением.

        

Аккомпанемент с самостоятельной линией развития

Исполняя такой тип аккомпанемента, важно предвидеть музыкальное развитие вокальной мелодии и аккомпанемента, увеличить объем слухового контроля, усилить функции коррекции (контроль интонации при пении).

Способы и варианты упрощения сопровождения школьных песен        

        Технические возможности исполнителя, методы и приемы вокально-хоровой работы и другие причины, которые ведут к упрощению нотного текста, делают этот навык важнейшим для учителя музыки.

        Для грамотного и умелого упрощения нотного текста особенно важным должно быть умение быстро анализировать музыкальную фактуру, выявляя ведущие компоненты (мелодическую линию, гармоническую и ритмическую структуру) и второстепенные элементы (подголоски, украшения, гармонические фигурации, удвоения и др.). Преобразовываются или вовсе опускаются подголоски, удвоения, украшения, гармонические фигурации.

Наиболее часто при упрощении нотного текса используются следующие приемы:

1) облегчение многосоставных аккордов;

2) ритмически сложные последовательности сводятся к элементарной пульсации;

3) замена мелких длительностей и проходящих звуков более крупными;

4) опускаются октавные удвоения и скачки;

5) фигурации сводятся к основным гармоническим функциям;

6) перенесение мелодии в аккомпанемент правой руки.

        Такие приемы упрощения следует использовать при чтении с листа, эскизном изучении песен школьного репертуара, в вокально-хоровой работе, когда используется дирижерский жест в процессе исполнения песни на музыкальном инструменте. Однако в педагогической практике нельзя подменять серьезную подготовку к уроку чтением с листа, так как исполнение будет художественно неполноценным и недоступным с педагогической точки зрения.

Чтение с листа

Одним из основных умений успешного чтения с листа является овладение навыками тактильной игры (умение играть, не глядя на клавиатуру).

Следующий важный момент - умение смотреть вперед, то есть умение увидеть и удержать в памяти следующие такты, в то время как руки исполняют уже прочитанное глазами.

Следует научиться «относительному» чтению нот, то есть уметь достраивать весь аккорд, видя его нижнюю ноту; почти автоматически, находить типовые аппликатурные приложения, выбирать основные детали, опуская менее важные.

При чтении с листа необходимо волевое усилие со стороны студента: следует заставить себя сыграть все сопровождение от начала и до конца в настоящем темпе без остановок и исправлений, несмотря на сложности, пропуская то, с чем невозможно справиться с первого раза. Если даже будут сыграны с целой строки несколько тактов, цель будет достигнута. Проанализировав свои ошибки, необходимо сыграть сопровождение еще раз.

Для развития этого навыка полезна игра в четыре руки, потому что при совместной игре один партнер не дает возможности другому останавливаться.

Транспонирование

        В методической литературе можно найти описание нескольких способов транспонирования. В классе «Аккомпанемент» рекомендуется использовать следующие способы транспонирования:

1) транспонирование на хроматический полутон, при котором все ноты сохраняют свое местонахождение на нотном стане: нужно представить себе новые ключевые знаки, обдумать случайные знаки;

2) интервальный способ транспонирования: каждый звук, интервал, аккорд переносятся на определенный интервал вверх или вниз.

Подбор по слуху

        Учитель музыки в процессе работы сталкивается с двумя видами подбора по слуху:

1) подбор знакомых, услышанных ранее произведений (это музыка из кинофильмов, радио и телепередач, народная, танцевальная, которая может быть использована на уроке как дополнительная иллюстрация к теме урока, во внеклассной работе);

2) подбор сопровождения к мелодиям школьных песен.

        Процесс подбора по слуху связан с тремя моментами:

1) прежде всего, необходимо воспроизвести звучание внутренним слухом и осознать звуковысотное воплощение произведения;

2) в процессе игры контролировать соответствие реального звучания слухо-моторным представлениям;

3) исправлять допущенные неточности.

        Процесс подбора по слуху наиболее плодотворно будет осуществляться в том случае, когда осознание звуковысотного размещения произведения будет строиться на осознании его функционального строения. В основе осознания, конкретно высоты звуков мелодии, лежит ладовое чувство.

        Гармония играет очень важную роль в сознании звуковысотных ладовых связей, поэтому аналитическая работа студента при подборе по слуху должна начинаться с гармонического анализа произведения. Гармоническая схема произведения даст возможность быстро и точно представить себе звуковысотную линию мелодии, целые обороты которой строятся часто на основе одной функции. Прежде чем приступить к реализации своего представления, студент должен определить жанр и характер произведения, уточнить фактуру с помощью ее варьирования.

        Таким образом, внутреннеслуховой этап подбора по слуху состоит из создания:

- четких внутреннеслуховых представлений звучания произведения;

- осознание характера, лада, размера, формы, штрихов;

- гармонического плана;

- фактуры изложения музыкального материала в зависимости от жанра, характера произведения;

- звуковысотного рисунка мелодии;

- двигательного воплощения произведения.

        Следующий этап подбора по слуху – реализация слухо-моторного представления в процессе исполнения. На этом этапе характерна высокая слуховая активность музыканта, контроль за звуковым результатом путем сопоставления его с внутреннеслуховым представлением.

        Последний этап – коррекция, исправление ошибок, недостатков, которые могут осуществляться непосредственно в процессе исполнения.

Создание аккомпанемента к школьным песням

        На пути становления музыкального образа при создании аккомпанемента к школьной песне выделяется ряд этапов:

1) восприятие мелодии;

2) анализ мелодии (определение ее жанра, стиля, содержания поэтического текста, характера в целом);

3) выбор средств аккомпанемента (функционально-гармонических и фактурных);

4) исполнение и запись аккомпанемента.

        Рекомендуются самые простые способы создания аккомпанемента к мелодии школьных песен, которые помогут студентам со слабой музыкальной подготовкой полноценно сыграть сопровождение:

- линеарное сопровождение – поддержка мелодии на опорных долях (особое значение следует уделить ритмической самостоятельности контрапунктирующего голоса);

- двухголосное сопровождение. Самая простая форма этого сопровождения – квинта (создана на первой и пятой ступени лада), может использоваться как органный пункт на протяжении длительных отрезков мелодии. Такое сопровождение используется также при подчеркивании сильных долей в виде ритмического дополнения (синкоп или ритмического остинато);

- гармоническое сопровождение – на основе трезвучий основных ступеней лада (TS DT).

        Студентам, которые имеют достаточную музыкальную подготовку, рекомендуется развивать свои творческие способности в создании аккомпанемента приемом варьирования музыкального сопровождения. Сюда можно отнести создание аккомпанемента:

- в форме вариаций с различной фактурой изложения;

- в форме вариаций в ритме танцев (вальс, мазурка, полонез, тарантелла, менуэт, гавот и др.). В данном случае необходимы знания стилевых и метроритмических особенностей того или иного танца и способность оперировать музыкально-слуховым представлением;

- в форме вариаций, различных по характеру – лирических, маршеобразных, танцевальных.

        Такие творческие задания и приемы имеют большие возможности для проявления творческой фантазии.

Заключение

        Приобретение и развитие творческих навыков студентов активно происходит на дисциплине «Аккомпанемент», однако работа в этом направлении невозможна без мощной опоры на все музыкально-теоретические предметы.

Знание элементов музыкального языка, основных гармонических функций, осознание таких понятий, как форма, стиль, музыкальный образ и т. п., способствуют более успешным творческим поискам.

        Важное значение в развитии творческих способностей имеет интерес студента к приобретению навыков к занятиям такого рода, осознание необходимости овладения творческими навыками с целью максимального их использования на уроках музыки в школе.

         Процесс отбора, поиск образных элементов музыкального языка, ритма, регистра, фактуры, ярких средств выразительности оттачивает умение находить новое, оригинальное в приемах своего труда, способствует формированию у студента общих и профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Подольская, В. Развитие навыков аккомпанемента с листа /В. Подольская//       О работе концертмейстера/ ред. – сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1974. - с. 88-110.

2. Шендерович, Е. В концертмейстерском классе (Размышления педагога) /Е. Шендерович. - Москва.: Музыка, 1996. - 206 с.

3. Чачава, В. Н. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров /В. Н. Чачава           // Фортепиано. – 2003. - №2. – с. 24-25.