Конспекты лекций по истории исполнительского искусства на русских народных инструмнтах
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.14 КБ | |
| 18.47 КБ | |
| 20.57 КБ | |
| 18.75 КБ | |
| 26.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Основные виды и группы русских народных инструментов
Весь музыкальный инструментарий делится на 4 группы. Определяющим признаком классификации является источник звука. В соответствии с источником звука инструменты делятся на духовые (аэрофоны), струнные хордофоны), мембранные (мембранофоны) и самозвучащие (идиофоны). Внутр каждой группы инструменты подразделяются на подгруппы по способу звукоизвлечения. Рассмотрим каждую из групп подробнее.
I Духовые. Источником звука является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.
1. Свистковые духовые. Звук возникает в результате рассечения воздушной струи об острый край трубки или об специальный вырез в трубке. К свистковым русским народным инструментам относятся:
Одноствольная дудка – продольная трубка, чаще с шестью игровыми отверстиями.
Двуствольная дудка (двойчатка, двойница) – на каждой трубке три отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении. Возможно исполнение двухголосия.
Многоствольная дудка (кугиклы, кувички, кувиклы) – это несколько дудочек (от двух до пяти) с диатоническим звукорядом, диапазоном, не превышающим квинты.
Окарины (свистульки) – пустотелые керамические фигурки в виде птиц и животных, чаще с двумя – тремя игровыми отверстиями, с диатоническим звукорядом в объеме ноны.
2. Язычковые духовые. Звук возникает в результате колебания язычка – вибрирующей пластинки. Существует два типа язычковых духовых- инструменты с бьющими язычками (язычки прикрывают проемы прорезей) и проскакивающими язычками (язычки чуть меньшие проемов прорези свободно колеблются в проеме).
К инструментам с язычками первого типа относится жалейка – дудочка с небольшим количеством игровых отверстий (от трех до семи), с пищиком и раструбом, обычно из коровьего рога. Инструмент имеет диатонический звукоряд и диапазон в пределах октавы.
Парная жалейка – две скрепленные жалейки. Мелодия исполняется на трубке, имеющей большее число игровых отверстий. На второй трубке звучит бурдон или подголосок.
Волынка – мешок (служит воздушным резервуаром), надуваемый исполнителем через особую трубку и две – три игровые трубки, одна из которых мелодическая, с голосовыми отверстиями (аналогична жалейке), остальные – неизменно звучащие, бурдонные.
3. Мундштучные (амбюшюрные) духовые. Звук вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку (мундштук может составлять с инструментом единое целое, а может вставляться в него).
Пастуший рожок – деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий (чаще 5 – 6), дающих диатонический звукоряд. Рожки чаще всего используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.
Пастушья труба и рог – не имеют игровых отверстий. На пастушьей трубе извлекается натуральный звукоряд, а на роге – лишь два звука: основной и октавой выше.
II. Струнные. Источником звука является натянутая струна. Русские струнные инструменты подразделяются на щипковые и смычковые. Щипковые подразделяются на грифные (танбуровидные) и безгрифные. К грифным щипковым струнным инструментам относятся домра и балалайка, к безгрифным – различные виды гуслей. У грифных высота звука меняется укорачиванием струн за счет прижатия струны на грифе пальцами левой руки, а у безгрифных – в результате перебора струн.
К струнным смычковым инструментам относится гудок – инструмент имеет овальный или грушевидный корпус, чаще три струны (две нижних настраивались в октаву, а третья – квинтой ниже). Играли на гудке коротким лукообразным смычком.
В ряде областей России, преимущественно Смоленской, Брянской, Курской, в качестве народного инструмента бытует скрипка. Исполнительство на ней имеет характерные особенности: незначительная роль vibrato, обилие жестких кварто-секундовых созвучий, непрерывно звучащий фон органного пункта к изложению мелодической линии и другие особенности.
III. Мембранные. Источник звука – упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней.
Бубен – деревянный обруч, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками. Звук извлекается ударом, тремоло, встряхиванием бубна.
Накры – небольшие глиняные литавры, по кожаной мембране которых ударяют двумя палочками. Инструмент пользовался популярностью в прошлые века.
Барабан – инструмент цилиндрической или бочкообразной формы. С обеих сторон деревянных обечаек натягивались кожаные мембраны, по которым ударяли колотушкой.
IV. Самозвучащие. Источник звука – сам материал, из которого изготовлен инструмент.
Ложки – деревянные столовые ложки с удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики. В русской этнической среде этот инструмент пользовался наибольшей популярностью.
Трещотки – деревянные дощечки, нанизанные на шнур или ремешок и отделенные друг от друга узкими деревянными планками. При встряхивании, ударяясь одна о другую, дощечки издают сухой, трескучий звук.
В качестве национального русского инструмента широко известны колокола.
Варган – металлическая подковка, в центре которой находится язычок (тонкая металлическая пластинка с крючком на конце). Приигре варган зажимают зубами, защипывая крючок пальцами. Звук варгана – это набор обеотонов. Вибрируя, язычок издает основной бурдонирующий тон, а путем изменения объема полости рта исполнительвыделяет определенный обертон – обычно диапазоном в кварту или квинту.
В настоящее время как русский инструмент не употребляется, но его разновидности весьма распространены у многих иных народов (башкирский кубыз, якутский хомуз и др.).
Рубель (ребрак, пральник) – пластина из древесины твердых пород дерева, на одной стороне которой нарезаны поперечные скругленные рубцы. В одной из боковых сторон рубеля имеется резонаторная полость (не сквозная). При игре одной рукой держат инструмент за ручку, а другой водят вверх и вниз по рубцам деревянной палочкой. Получается характерный трещащий звук.
В музыке нотной традиции все мембранные и самозвучащие (кроме варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, которая делится на инструменты с определенной высотой звука и инструменты с неопределенной высотой звука.
Предварительный просмотр:
Русские народные инструменты
в отечественной музыкальной культуре VI-XIX веков
Зарождение русской музыки относится к глубокой древности. Он возникла в недрах первобытнообщинного строя славянских племен, населявших обширную территорию. Важную роль в становлении музыкального искусства сыграла инструментальная музыка, возникшая на основе довольно развитой песенной культуры.
Одной из основополагающих форм русского фольклорного инструментализма является коллективное музицирование. Уже наиболее древние источники, свидетельствующие о бытовании у славян музыкального инструментария, говорят о совместном характере народно-инструментального исполнительства.
По интонационной сущности можно разделить русские инструменты можно разделить на сигнальные и досуговые. Многие из них появились для воспроизведения разнообразных сигналов. Например, в военном деле для сбора войск, для объявления начала сражения широко использовались трубы, рога, набаты, барабаны, накры; в охотничьем деле и в пастушеском труде для управления стадом и «общением» пастухов использовались деревянные рожки, пастушьи трубы, дудки, волынки; для оповещения населения о важных событиях использовались колокола.
Постепенно происходил процесс «превращения» инструментов из исключительно сигнальных в музыкальные: сигналы постепенно приобретали более сложный мелодический и ритмический рисунок, искусство извлечения звукового сигнала стало требовать большего совершенствования, а из звонарей, пастухов-рожечников стали выделяться более искусные. Инструменты стали выполнять не только сигнальную функцию, но и функцию эстетической организации досуга. И в этом качестве инструменты приобрели уже большее распространение.
Инструментарий был богат и разнообразен. Широко были распространены духовые и ударные инструменты: трубы, рожки, свирели, сопели, кугиклы, жалейки, волынки, барабаны, накры и другие. В организации досуга важную роль играли струнные инструменты – различные виды гуслей, гудок, скрипка, домры, позже - балалайки
Важнейшими организаторами досуга средствами русского музыкального инструментария на протяжении многих столетий были музыканты-скоморохи. Их искусство часто появлялось на улицах и площадях, перекрестках дорог и домах. Искусство скоморохов было, как правило, синкретическим, то есть соединяло в себе различные виды искусств – музыку, танцы, акробатику. Скоморохи также были сказителями и потешниками. Среди скоморохов-инструменталистов была также разветвленная специализация: домрачеи, гудошники, волынщики, гуслисты, накрачеи, бубники.
Скоморошество было явлением социально неоднородным. Наиболее многочисленной категорией скоморохов были бродячие артисты, которые переходя от одного населенного пункта к другому, вбирали местные особенности творчества различных русских земель и разносили свое искусство по всей земле русской.
Наряду с бродячими скоморохами были и те, которые жили оседло. Они владели своим хозяйством, а скоморошеством занимались для дополнительного приработка или из чистого любительства.
Народная инструментальная музыка в течение многих веков существовала только в устной традиции; первые записи народной музыки появились лишь во второй половине 18 века.
Инструментальная музыка имела место только в светской культуре. Она применялась в различных сферах – в придворном, княжеском быту, в ратном деле, в народных праздниках. В церковь инструментальная музыка не допускалась, так как тесно была связана с языческими ритуалами и увеселениями. На протяжении нескольких веков велась борьба с увеселениями и инструментами, сопровождавшими их. Но в дошедших до нас литературных источниках фигурируют факты, которые говорят о том, что отношение духовенства к музыкальным инструментам было двойственным.
Инструменты именовались орудием «песен сатанинских» только в руках скоморохов, которые своей деятельностью противостояли аскетической культуре православной церкви. На русских народных инструментах играли и служители православного культа. Сам инструмент в хороших руках мог стать средством воспевания божественной мудрости. Борьба со скоморошеством, с народными инструментами велась под знаком борьбы с язычеством. И если поначалу запреты ансамблево-инструментальной игры скоморохов были не столь строги, то в начале 17 века, когда усилились крестьянские восстания и скоморохи внушали народу государственную крамолу, запреты стали более суровыми.
В 1648 году последовал «высочайший» указ царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий». Этот документ был направлен на полное уничтожение скоморошества. Со скоморошеством безжалостно уничтожались русские народные инструменты.
После этого инструментальная музыка стала претерпевать существенные изменения. Ансамбли стали состоять преимущественно из некоторых видов духовых и ударных инструментов.
Со второй половины 17 века в связи с усилением культурных связей с другими государствами активно стали распространяться европейские инструменты. Типичный придворный ансамбль состоял теперь из органа, трубы, скрипок, барабанов, литавр, флейт.
С искоренением скоморошества менялся и инструментарий народных масс, в частности, полностью уходит из употребления домра.
Предварительный просмотр:
Особенности эволюции русских гуслей и гитары.
Возникновение письменной традиции исполнительства на них.
Гусли – один из древнейших струнных щипковых инструментов восточных славян. Впервые гусли упоминаются в 591 году в рассказе византийского историка Феофилакта Симокатты.
На протяжении многих веков на Руси существовали различные по способу звукоизвлечения и звуковым характеристикам гусли.
Наиболее древними являются звончатые гусли. Самые древние образцы этого инструмента, найденные во время археологических раскопок Древнего Новгорода, относятся к 11 веку. Этот тип инструмента имеет, как правило, трапециевидный корпус, небольшое количество струн (5-9 до начала XX века, а позднее – 13-15). Звукоряд инструмента диатонический. Предназначался инструмент как для любителей, так и для профессиональных музыкантов-скоморохов. Основной прием игры (бряцание) давал инструменту насыщенное аккордовое звучание и специфическую громкость, обусловившую название звончатых гуслей.
Щипковые (шлемовидные, псалтириевидные) гусли. Первые свидетельства о существовании этого инструмента относятся к 13-14 в. Корпус инструмента имел овальную форму или форму шлема, от 10 до 30 жильных струн. Звукоряд инструмента диатонический в несколько октав. Основной прием игры – защипывание струн пальцами. Щипковые гусли были преимущественно инструментом музыкантов-профессионалов, так как техника игры на них была более трудной в освоении. Они не были популярны в качестве массового инструмента.
Звончатые и щипковые гусли были широко распространены до 17 века. В середине 17 века, в связи с гонением на скоморохов, гусляров стало совсем мало. К 30-м годам гусляры остались только в числе придворных музыкантов. В XIX веке щипковые гусли практически полностью вышли из употребления.
В 17 веке щипковые гусли были помещены в прямоугольный деревянный ящик, установленный на ножках, что позволило увеличить габариты, и следовательно, диапазон инструмента (до 5-7 октав). Инструмент целесообразно называть щипковыми стационарными гуслями.
С 1905 года эти гусли были усовершенствованы сподвижником В. В. Андреева Н. П. Фоминым за счет особой демпферной механики. Такие гусли получили название клавишных.
С обретением несколько позднее хроматического звукоряда на гуслях стало возможным исполнение не только русских народных песен и танцев, но и образцов музыкальной классики.
В XVIII веке появились первые нотные издания для этого типа гуслей – сборник обработок русских народных песен в сопровождении гуслей (1790 г.), «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского (1795г.).
Щипковые стационароны гусли были распространены в более просвещенной социальной среде, нежели гусли звончатые и гусли щипковые портативные – в домашнем музицировании интеллегенции, аристократии, при дворе. Гусли щипковые стационарные успешно конкурировали с популярными в то время клавикордом, клавесином, спинетом и ранними видами фортепиано.
В 1802 и 1808 годах выходят первые учебные пособия М. Померанцева и Ф. Кушенова-Дмитриевского.
Расширяется профессиональное обучение игре на гуслях. В 1738 году императрица Анна Иоановна издала указ об учреждении в Малороссии школы для подготовки придворных музыкантов, где преподавалась игра на гуслях.
К середине XIX столетия гуслярное искусство стало вымирать. Звончатые гусли стали уступать место балалайке и гармони. Гусли щипковые практически исчезли еще ранее. А гусли щипковые стационарные постепенно стало вытеснять фортепиано.
Своим возрождением на рубеже XIX-XX веков гусли обязаны В. В. Андрееву.
Шестиструнная гитара в России в XIX веке
Шестиструнная гитара в России развивалась как инструмент профессионально-академический инструмент. Первыми ее распространителями в Росси были итальянские композиторы при дворе Екатерины II Джузеппе Сарти и Карло Каннобио.
В начале XIX века появляются учебные пособия для шестиструнной гитары И Гельда и А. Березовского, опирающиеся на испанскую и итальянскую классику.
Наиболее крупными русскими исполнителями, пропагандистами шестиструнной гитары были Н. П. Макаров, М. Д. Соколовский. Макаров в 1856 году в Брюсселе организовал первый международный конкурс «На лучшие сочинения для гитары и наилучшие сделанные гитары»
Семиструнная гитара XVIII-XIX веках
Во второй половине XVIII века распространяется семиструнная гитара с настройкой по звукам удвоенного в октаву соль мажорного трезвучия и отстоящей на кварту нижней струной.
В этот период авторами песен и романсов были видные композиторы XIX века: А.Е. Варламов, А.Л. Гурилёв, А.А. Алябьев, А.И. Дебюк, Б.Б. Булахов.
Семиструнная гитара играла большую роль в музицировании русских цыган (великолепными гитаристами были руководители цыганских хоров-И.Т. Соколов, И.В. Васильев, М.А. Шишкин, Р.А. Калабин).
В конце XVIII века семиструнная гитара стала развиваться как академический инструмент. В 1799 году была издана « Соната» И. Каменского, в начале XIX века-«Соната для дуэта гитар» В.Львова.
Известный гитарист, педагог и методист Игнац Гельд (чех, который всю творческую жизнь прожил в России) писал множество миниатюр(мазурки, вальсы, экосезы, полонезы и т.д.) для семиструнной гитары. Во второй половине XVIII начале XIX веков известный русский композитор Иван Хандошкин, который сочинял вариации на тему русских народных песен и Гавриил Рачинский, опубликовавший в 1817 голу десять пьес для семиструнной гитары, искусно владели семиструнной гитарой.
Расцвет профессионального исполнительства на семиструнной гитаре начинается благодаря творческой деятельности выдающегося педагога-гитариста Андрея Осиповича Сихры (1773-1850), он был артистом, всю жизнь посвятил пропаганде гитары. В 1802 году в Петербурге стал издаваться «Журнал для семиструнной гитары» А. Сихры с обработками русских народных песен.
Андрей Осипович воспитал огромное количество учеников: Аксёнов, Лорков, Саренко, Циммерман.
Особую художественную значимость имеют обработки русских народных песен, такие как «Среди долины ровные», «Выйду ль я на реченьку», «Не одна в поле дороженька».
Аксёновым была разработана система искусственных флажолетов на гитаре. Учеником Аксёнова был Михаил Тимофеевич Высотский (1791-1837), оставивший в творческом наследии множество вариационных циклов. Он вёл большую педагогческую работу. Его учеником был 16-ий Лермонтов, который посвятил ему стихотворение «Звуки». Среди его учеников были М. Стахович, А. Ветров (создатель сборника «100 русских народных песен»), Ляхов.
В 1798 голу в Петербурге вышел «Самоучитель для семиструнной гитары» И. Гельда.
Предварительный просмотр:
Развитие отечественного домрово-балалаечного искусства
в XVI-XIX веках
Становление исполнительства на русской домре в бесписьменной традиции
Название «домра» получило известность в XVI веке, но первые сведения о танбуровидных инструментах на Руси были уже в X веке.
Домра впервые упоминается в 1530 году в «Поучениях митрополита Даниила», где говорится об игре на домрах, гуслях и гудках церковнослужителей.
Сведений об инструменте в XVI-XVII веках очень мало.
В XVI-XVII веках домра была одним из самых любимых и распространенных инструментов. Уже к началу XVII века очень любимые народом гусли по своей популярности уступили место домре. Известно, что в Москве в XVII веке существовал целый домерный ряд, что говорит о высоком спросе на этот инструмент.
Древнерусская домра в XVI-XVII веках существовала в двух вариантах: домра, по форме близкая к современному инструменту и лютневидная домра – многострунный инструмент с большим корпусом, коротким грифом и отогнутой назад головкой. Одно из самых ранних лютневидных изображений относится к 1524 году.
Изображения домр XVI-XVII века говорят о том, что древнерусская домра являлась инструментом, предназначенным преимущественно для коллективного музицирования (домра изображается исключительно в ансамбле с другими инструментами).
На некоторых иллюстрациях изображены домры различной величины, что говорит о существовании уже в то время домр различной тесситуры. Это подтверждают и литературные источники, в которых упоминаются «домришко», «домра», «домра басистая».
В 1648 году последовал высочайший указ царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» направленный на полное уничтожение скоморошества. Вместе со скоморохами пострадали их инструменты. В указе предписывалось инструменты изымать и уничтожать.
В середине XVII века прекратилось производство домр, поскольку не только за игру на домрах, но и за их изготовление и хранение следовало суровое наказание.
После антискоморошьего указа свидетельств о музицировании на домрах не встречается. А в последней трети XVII века исчезает из литературных источников само слово «домра».
Балалайка в XVII-XIX столетиях в фольклорной традиции
Балалайка впервые упоминается в 1688 году в документе «Памяти из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ».
Можно предположить, что балалайка является фольклорным вариантом профессиональной домры, что она заменила исчезнувшую домру в организации досуга.
Слово «балалайка» имеет славянские корни: слово «бал» - «разговаривать», Слово «лайка» - «ворчун», «брюзга». От слова «бал» произошли слова «балакать», «балабонить», «баламут», несущие в себе оттенок несерьезного времяпровождения. Отношение к инструменту было несерьезным.
В XVIII веке балалайка завоевала необыкновенную популярность и стала самым распространенным инструментом.
Форма и размеры инструмента были не такими, как у современного инструмента: ширина – около 30 см, длина – около 46 см, а гриф достигал 1,5 метров длины. Балалайка имела две-три струны; по некоторым сведениям встречаются инструменты с пятью струнами. Она имела несколько подвижных ладовых перевязей, дававших диатонический звукоряд. Типичным в XVIII веке было звукоизвлечение плектром.
Если сначала были популярны балалайки с овальным или круглым корпусом, то в XVIII веке все чаще стали появляться балалайки с треугольным корпусом. В первой половине XIX века балалайки с треугольным корпусом преобладали, а во второй половине XIX века балалайки с овальным корпусом стали исчезать, оставаясь лишь в отдаленных от центра губерниях.
Если в конце XVII века и в первой половине XVIII века балалайка существует как любительский инструмент, то во второй половине XVIII века она была распространена и в любительской сфере, и среди музыкантов-профессионалов. Имеются данные, что выдающийся русский скрипач, композитор И. Е. Хандошкин создал концерт для балалайки, но рукопись не найдена.
Во второй половине XVIII века наряду с инструментами любительского изготовления появляются балалайки, которые изготавливаются опытными мастерами.
К первой половине XIX века среди музыкантов-профессионалов балалайка встречается крайне редко, так как в аристократической, помещичьей среде ее место занимает семиструнная гитара. А балалайка становится любимым инструментом малоимущих слоев населения России.
Во второй половине XIX века балалайку и многие другие русские народные инструменты потеснила гармонь.
Предварительный просмотр:
Закономерности эволюции русской гармоники
во второй половине XIX –начале XX столетий
Под термином «гармоника» следует понимать язычковый пневматический музыкальный инструмент, источником звука которого является проскакивающий металлический язычок, колеблющийся в особой рамке под воздействием воздушной струи.
Термин «гармоника» имеет обобщающий смысл. Гармоники могут быть ножными, губными и ручными. Следует различать понятия «гармоника» и «гармонь». Инструменты гармонь, баян, аккордеон являются видами ручных гармоник.
Губные гармоники для России были малохарактерны, особое распространение они получили в Германии. Ножные гармоникик имели некоторое распространение в России в виде фисгармоний. Традиция исполнительства на ножных гармониках была почти исключительно письменной, и соответственно, репертуар – академическим. Следовательно, ни губные, ни ножные гармоники к русским народным инструментам не относятся. Поэтому ниже под термином «гармоника» условно будет подразумеваться только класс ручных гармоник.
Принцип звукоизвлечения гармоник был известен уже 2 -3 тысячи лет до нашей эры. В странах Юго-Восточной Азии – в Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Японии существовали музыкальные инструменты этого типа: кэн, шэн и другие. Кэн состоял из ряда бамбуковых трубок (от 6 до 14) длиной 67—91 см. Трубки были расположены в одной плоскости (горизонтально) и вделаны в общую камеру. В каждой трубке имелся маленький свободно колеблющийся металлический язычок, и только в одной трубке язычка не было. На некотором расстоянии от конца в трубках прорезались удлиненные отверстия, настраивающие колебания воздушного столба, заключенного в трубке, в определенном тоне. Около общей камеры в каждой трубке было круглое отверстие. Если подуть в камеру и заткнуть это отверстие в трубке пальцем, возникал звук.
Шэн состоял из корпуса и вделанного в него ряда трубочек. Общая длина его — 40—80 -см. Первоначально корпус шэна изготовлялся из небольшой высушенной и вычищенной изнутри тыквы, затем его стали изготовлять из глины, дерева и металла. Сбоку корпуса вделывался патрубок или изогнутая трубка — так называемая «гусиная шея». При помощи трубки играющий продувал ртом воздух через камеру или, наоборот, вдыхал его.
Действие шэна было основано на принципе «подсоса» — разрежения; в обоих случаях струя воздуха проходила сверху сквозь камышовые или бамбуковые трубочки, вставленные в верхнюю часть корпуса (шэны имели от 12 до 19 трубочек, расположенных по окружности корпуса). К нижнему концу каждой трубочки прикреплялась металлическая пластинка, в середине которой вырезался язычок. Длиной и толщиной язычка обусловливалась его настройка: чем длиннее и толще был язычок, тем ниже его звук. В нижней части трубочек вырезалось по небольшому отверстию; закрывая его, исполнитель заставлял звучать данный голос. При игре на шэне обычно использовали аккордовое звучание, закрывая пальцами сразу несколько отверстий.
Звук у этих инструментов был негромкий, певучий, значительно мягче и тише, чем у современных гармоник.
Когда и каким образом европейцы ознакомились с принципом звукоизвлечения шэна (звучание колеблющегося язычка) – точно неизвестно. Упоминание об этом инструменте встречается в книгах с XVII века, а в XVIII столетии приводятся подробное описание и рисунки шэна.
Мастера изучают принцип звукоизвлечения шэна, проводят эксперименты. В результате экспериментов в 80-х годах XVIII века чешский органный мастер Франтишек Киршник, живший в это время в Петербурге, создал миниатюрный орган-позитив, источником звука которого были проскакивающие в проеме металлических планок под воздействием струи воздуха металлические язычки. Воздух в них нагнетался вертикальным движением меха. Эти миниатюрные органы-позитивы были первыми русскими гармониками. Предшественники подобного типа инструментов – органы-портативы с лабиальными трубами – пользовались популярностью еще у русских скоморохов XVI –XVII веков.
Органом Киршника заинтересовались многие музыканты и любители новинок. К концу первого десятилетия 19 века принцип звукоизвлечения, основанный на колебании металлического язычка, был известен в широком кругу музыкантов и музыкальных мастеров ряда стран, и многие из них изготавливали подобные инструменты, давая им свои названия. Так, в период 1824 – 1820 годов появились органо-виолин и эолин Эшенбаха, элодикон и аэлодикон Фойгта, аэолин Шлимбаха, аэломелодион Брюннера, аэррефон Дитца и другие инструменты. В 1818 году венским мастером Антоном Хеккелем была изобретена фисгармония, получившая широкую известность во многих странах и имевшая некоторое распространение в России.
В 20-х годах 19 века немецким музыкальным мастером Фридрихом Бушманом была создана губная гармоника. Инструмент был создан для настройки фортепиано и органов. В 20-х же годах он был усовершенствован Христианом Месснером.
Датой изобретения ручной гармоники с горизонтальным движением меха считается 23 мая 1829 года. Инструмент был создан венским мастером-изготовителем фортепиано и органов Кириллом Демианом и назывался аккодион (от слова «accord», подчеркивающее возможность извлечения аккорда нажатием одной кнопки; впоследствии буква «i» была заменена на «e»).
Этот инструмент принципиально отличался от более ранних типов ручных гармоник иной системой подачи воздуха к металлическим язычкам: воздух подавался к язычкам не через распределительную камеру,- как в портативных видах органов, а напрямую, благодаря чему звук стал динамически управляемым и появилась возможность регулировать силу давления воздуха на язычок, меняя тем самым уровень громкости. Но еще более важным было то, что благодаря системе «готовых» аккордов гармоника стала не только мелодическим, но и самоаккомпанирующим инструментом; система готовых аккордов давала возможность чрезвычайно доступного аккомпанемента.
Под названием «аккордион» инструмент быстро распространился не только в Австрии и Германии, но и в других странах Западной и Восточной Европы. В конструкции этого вида гармоники постепенно стали намечаться две основные разновидности – венская и немецкая. На венских гармониках клапаны, открывавшие доступ воздуха к голосам, помещались внутри корпуса, а клавиатура для левой руки располагалась непосредственно на корпусе. На немецких гармониках клапаны были снаружи, а левая клавиатура – на специальном грифе.
Другими видами гармоники были концертина, появившаяся в Англии одновременно с инструментом К. Демиана и бандонеон, сконструированный в Германии в 40-е годы XIX века. Оба инструмента отличались от аккордеона отсутствием готового аккордового аккомпанемента на левой клавиатуре, на которой так же, как и на правой, можно было исполнять мелодию.
Гармоника получала все большее и большее распространение, но серьезными музыкальными кругами она еще не была признана.
В Россию гармоника системы Демиана попала в 1830 году. Призводство гармоней началось в Туле. По данным А. М. Мирека в июле 1830 года тульский оружейный мастер Иван Сизов приобрел немецкую однорядную гармонь на Нижегородской ярмарке и по ее образцу организовал собственный выпуск гармоней. Одним из первых мастеров был также Тимофей Пименович Воронцов.
Сначала инструмент изготавливался мастерами просто из интереса для себя. Затем это стало приработком для них. Спрос на изделия все возрастал, занятие оказалось прибыльным, и кустари перешли целиком на изготовление гармоник. Вскоре появились первые мастерские на дому.
В начале 1840-х годов И. Сизов и Т. Воронцов открыли первые гармонные фабрики, на которых производилась сборка гармоник из деталей, сделанных кустарями на дому. Производство стремительно расширялось: уже к 1848 году фабрика Сизова ежегодно производила по 3700 инструментов, а следовательно представляла хорошо налаженное производство.
Гармоника быстро получила повсеместное распространение и стала вытеснять весь бытовавший народный инструментарий.
Русские мастера, изготовлявшие первые гармони по иностранным образцам, вскоре внесли существенные изменения в их устройство. Перевернув планки с язычками другой стороной к клапанам, они тем самым поменяли звуки, получавшиеся при разжиме и сжиме меха. Это нововведение прочно укоренилось в отечественной практике при изготовлении гармони, а сама гармонь стала называться русской (с русским строем), или тульской гармонью.
Изготовление гармоней в нашей стране имело важное отличительное свойство. Если в западных странах довольно быстро установились основные стандартизированные виды гармоней и их было относительно немного, то в России в каждой местности появились свои региональные разновидности инструмента, приспособленнные к особенностям местного фольклора. Уже в 1830 – 40-е годы гармонь начинает бытовать в самых разнообразных конструктивных вариантах. Так появились тульские, саратовские, ливенские, елецкие, вологодские, вятские и другие гармони.
Это были фольклорные гармони, бытовавшие в устной традиции. Они чаще были однорядными; в правой клавиатуре они имели диатонический звукоряд, а в левой – простейшие аккорды. Например, в тульских гармонях обычно было от 5 до 10 клавиш, расположенных в одном ряду, а в левой клавиатуре - 2 клавиши, которые позволяли извлечь бас и мажорное трезвучие тоники на разжим, доминанты – на сжим.
Большинство гармоней имели разновысотность при нажатии определенной клавиши и смене направлений движения меха. Первой гармоникой, у которой при смене движения меха не менялся звук, была ливенка. Инструмент отличался также необычайно длинным мехом (до 40 меховых складок), что позволяло гармонистам исполнять на них не только плясовые, но и лирические песни.
Независимое от сжима и разжима звучание имели также елецкая, вятская гармони и хромка.
Отличительной особенностью необыкновенно голосистой саратовской гармони, возникшей на территории Поволжья, было наличие колокольчиков на левой стороне инструмента, звон которых подзадоривал к пляске.
В елецкой губернии Воронежской области появилась гармоника, у котрой конфигурация клавиш была близкой фортепианным. Так еще в прошлом веке русскими народными умельцами был создан прямой прототип современного клавишного аккордеона.
Наиболее распространенными (особенно в городах и пригородах) стали двухрядные гармони «венки» («венские гармони русского строя») и хромки. Их стали изготавливать в больших количествах на российских фабриках. Отличительной особенностью хромки было наличие нескольких альтерированных, хроматических звуков, располагавшихся в верхней части грифа, независимо от основной, чисто диатонической последовательности кнопок. Хромка стала единственной русской гармонью, в которой звуки правой клавиатуры располагаются в обоих рядах кнопок не по секундовому, а по терцовому принципу.