Программа углубленного освоения вокальных навыков

Карташова Ольга Александровна

Программа по учебному предмету «Вокал» - «Углубленное освоение вокальных навыков»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uglublennogo_osvoeniya_vokalnyh_navykov.doc136 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО - ХОРОВАЯ ШКОЛА «АПРЕЛЬ»

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ИОНОВИЧА МИХАЙЛУСОВА

города Димитровграда Ульяновской области

Программа по учебному предмету

«Вокал»

«Углубленное освоение вокальных навыков»

(дополнительные платные образовательные услуги)

 

Рассмотрена и одобрена                                                   Разработана Карташовой

на заседании педсовета                                                       Ольгой Александровной

ДМХШ «Апрель»                                                                   преподавателем

им. В.И. Михайлусова                                                  дополнительного образования

Протокол  № 13                                                                      Высшей квалификационной              

от 30.05.13г.                                                                            категории                              

Секретарь __________                                                           год разработки – 2014г.

                                                                                                 Стаж работы – 14 лет.

                                                                                

                                                         

г. Димитровград


Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Школы на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Требования по годам (этапам) обучения.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной и методической литературы.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Вокал» разработана для углубленного освоения предмета «Вокал». Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Вокал – одна из важнейших дисциплин в хоровой школе, способствующая сохранению здорового голосового аппарата учащихся и развитию вокального слуха, музыкально-эстетического вкуса.  

2. Срок реализации учебного предмета «Вокал»

Срок освоения программы «Начальный  этап обучения игре на фортепиано» составляет 1 год. Программа объединяет теоретический и практический учебный материал и предусматривает два этапа его усвоения: изучение и исполнение.

3. Объем учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию  программы «Вокал»:

Срок обучения/класс

1 полугодие

2 полугодие

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

96

96

Количество часов на аудиторные занятия:

32

32

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

64

64

 

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

       В соответствии с программой урок вокала проводится два раза в неделю,  продолжительность урока  40 минут.

       Форма проведения учебных аудиторных занятий – индивидуальная

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель:

  • создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения;
  •  приобщение учащихся к традиционной вокально-хоровой  культуре;
  •  формирование  навыков  академического пения;
  •  пробуждение и развитие творческих и индивидуальных вокальных способностей ребенка;
  •  развитие художественного исполнительского вкуса;
  • выявление наиболее одаренных детей в области вокального исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

 

Задачи:

  •  дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения, для участия в творческой работе хоровых коллективов школы;
  •  развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма учащихся;
  •  сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);
  •  повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус;
  •  воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру,
  •  создать условия приобретения учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • сформировать мотивацию к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7. Методы обучения

Основная форма обучения – учебное занятие. Дополнительными формами занятий являются:

  • прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей выступлений детских хоровых коллективов и профессиональных певцов;
  • посещение концертных залов, музеев, театров с последующим обсуждением с учащимся;
  • концертные выступления и гастрольные поездки;

На занятиях по вокалу используются следующие методы обучения:

  • наглядно-слуховой;
  • наглядно-зрительный;
  • репродуктивный;
  • «концентрический» (по методике М.И. Глинки);
  •  фонетический.

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Вокал».

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета: класс для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений.

Оборудование учебного кабинета:  фортепиано, зеркало.

Технические средства: наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.


II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Вокал», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Учебное время  разделяется на  аудиторные занятия и самостоятельные занятия  обучающихся.  

        Аудиторная нагрузка распределяется по этапам обучения с учетом общего объема аудиторного времени. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности Школы и др.

 2.               Распределение учебного материала по этапам обучения.

Основные принципы подбора репертуара:

1. Художественная ценность произведения;

2. Необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей;

3. Решение учебных задач;

4. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров);

5. Создание художественного образа произведения, выявление идейно-эмоционального смысла;

6. Доступность:

- по содержанию;

- по голосовым возможностям;

- по техническим навыкам.

7. Разнообразие:

- по стилю;

- по содержанию;

- темпу, нюансировке;

- по сложности.                   

Совершенствуются полученные навыки:

- чисто интонировать в пределах доступного диапазона;

- уметь правильно артикулировать все гласные, петь на «зевке» с высоким мягким нёбом;

- работать над освобождением нижней челюсти, активизацией губ;

- владеть первичными навыками дыхания (вдох, задержка дыхания, распределение выдоха в соответствии с характером упражнения или произведения);

- петь интервалы в пределах октавы (вверх и вниз);

- петь упражнения и произведения с использованием половинных, четверных, восьмых длительностей как отдельно, так и в различных (доступных) сочетаниях в среднем темпе;

- иметь первичные навыки пения;

- начинать работу над дикцией;

- петь, используя динамику p, mf, f  (сила звука индивидуальна), начинать работу над контрастной динамикой;  

- петь короткие упражнения с распевом одной гласной;

- уметь звукоподражать различным эмоциональным состояниями (в виде игры);

- знать и различать звук открытый и прикрытый;

- знать правила гигиены голоса;

- петь a capella и с сопровождением.

- петь на «зевке»;

- сознательно артикулировать гласные в различных сочетаниях;

- работать над освобождением нижней челюсти (без гримасничанья);

-работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры

- расширять диапазон только на дыхательной опоре;

- шлифовать пение поступенного ряда со скачками в разной динамике, регистрах, с разными штрихами.

 - сглаживание регистров по всему диапазону, выявляя переходные звуки и включая упражнения, помогающие их овладению;

- владение резонаторами (особое внимание уделяется среднему регистру);

- подвижность голоса (больше уделять внимания длинным и коротким звукам в продолжительных фразах);

-работа над фразировкой (агогика, движение, распределение дыхания в более длинных фразах, штрихи, разнообразный динамический рисунок);

- совершенствование понимания поэтического текста;

-сознательное развитие комплекса вокально-физиологических ощущений, направленных на создание конкретного образа музыкального произведения;

- владение усложненными вариантами ритмических рисунков (дуоли, полиритмия);

- знакомство с вокальными школами (мастерами вокального искусства, используя ТСО).

- выравнивание голоса по всему диапазону;

- увеличение объема и силы голоса;

- иметь понятье о певческом вибрато, закрепить физиологические ощущения при пении вибрато;

- различать сольную и хоровую манеру пения;

- развивать подвижность голоса, использовать упражнения с более сложными ритмическими группами, увеличение темпа;

- правильно исполнять штрихи: стаккато, маркато, тенуто, акцент, сфорцандо, субитопиано;

- развивать умение пользоваться «длинным дыханием», правильно распределять во фразе;

- углублять работу над образным воплощением поэтического текста

В репертуар включаются произведения русских, зарубежных композиторов, современных авторов, народные  песни в обработке композиторов.

Рекомендуемые произведения для разучивания

Абт «Вокализ» №1;Ваккаи «Гамма»;

Кюи «Мыльне пузыри»;Зарицкая «Музыкант».

 Г.Зейдлер «Вокализ» №1;Калинников «Мишка»;

Бетховен «Волшебный цветок"Абт «Вокализ» №4;

Казенин «Песня солнечных зайчиков»;Кюи  «Котик и козлик».

Абт «Вокализ» №2; Ваккаи «Терции»;

Шуман «Небывалая страна»;Лютген «Вокализ» №4;

Ваккаи «Квинты»;Россини «Песня Золушки»;

Бехтерева «Детства сказочный мир».

Абт «Вокализ» №9;Ваккаи «Квинты»;

Кюи «Белка»;Металлиди «Снег».

Ваккаи «Кварты»;Зейдлер «Вокализ» №2;

Зейдлер «Вокализ» №13;Ваккаи «Сексты»;

Перселл «Певчий дрозд»;Крылатов «Ты – человек».

Григ «Заход солнца»;Казенин «Песня о сказке».

Ваккаи «Септимы»;Листов «Я помню вальса звук прелестный»;

Птичкин «Заветная высь».Ваккаи «Введение в рулады»;

Лютен «Вокализ» №3;И.Бах «Свершилось все, о, миг святой!»;

Тухманов «Себя забудь».Абт «Вокализ» №15;

Ваккаи «Октавы»;Григ «Девушка с гор»;

Фертельмейстер «Фантазия».Зейдлер «Вокализ» №9;

Конконе «Вокализ» №19;Зацепин «Ты слышишь, море?»;

Моцарт «Жил-был на свете мальчик».

Абт «Вокализ» №17;Конконе «Вокализ» №6;

Долуханян «Кактус»;Баневич «Лети».

Абт «Вокализ» №18;Конконе «Вокализ» №7;

Глинка «Я помню чудное мгновенье»;Дебюсси «Звездная ночь»

А.Алябьев«Черкесская песня»

А.Варламов«Горные вершины»

А.Варламов«Песня грека»

Л.Бетховен«Мольба юноши»

В.Моцарт«Детские игры»

Э.Григ«Вздох»

Р.н.п. в обр. Римского-Корсакова«Ходила младёшенька»

Н.Листов«Я помню вальса звук прелестный»

Ит.н.п.«Санта лючия»

Н.Римский - Корсаков«Не ветер вея с высоты»

Шентирмай«В мире есть красавица одна»

Обр. Ю.Алиева на муз.Брамса«Ночной костёр»

М.Глинка«Жаворонок»

И.Бах«Восток зарёй горит»

Шереметьев«Я встретил вас»

А.Рубинштейн«Певец»

А.Алябьев«Что в имени тебе моём?»

Ц.Кюи«Осень»

М.Глинка«Призноние»

М.Глинка«Не пой красавица при мне»

Р.Шуман«Орешник»

Р.Шуман«Радость бурной ночи»

С.Монюшко«Золотая рыбка»

Ит.н.п.«Счастливая»

Р.Шуман«Тихая любовь»

Р.Шуман«Песочный человечек»

А.Даргомыжский«Юноша и дева»

А.Даргомыжский«Шестнадцать лет»

А.Варламов«На заре ты её не буди»

А.Варламов«Звёздочка ясная»

А.Варламов«Ты не пой, соловей»

И.Дунаевский«Спой нам, ветер»

И.Дунаевский«Скворцы прилетели»

А.Пахмутова «Беловежская пуща»

З.Левина«Весна прискакала»

М.Глинка«Ты, соловушка, умолкни»

М.Глинка«Колыбельная песня»

А.Варламов«Внутренняя музыка»

А.Алябьев«Если жизнь тебя обманет»

Р.Шуман«Поснежник»

А.Гурилёв«Домик-крошечка»

М.Ипполитов-Иванов«Цвет вишни»

В.Моцарт«Песнь о свободе»

Неизв. автор«Прощальная песнь птичек»

И.Бах«Сапфическая ода»

Ф.Шуберт«Серенада»

В.Моцарт«Ария Бастьена»

Н.Римский-Корсаков«Вторая песня Леля»

А.Сарлатти«Ах, нет сил сносить терзанья»

М.Глинка«Попутная песня»

В.Моцарт«К Хлое»

Ф.Шуберт«Куда?»

А.Алябьев«Чудесная песня»

А.Алябьев«Серенада»

Н.Титов «Буря»

А.Гурилёв«Право маменьке скажу»

Дж.Перголези«Три дня»

В.Моцарт«Три дня»

Дж.Каччини«Аве, Мария»

С.Агабабов«Лесной бал»

З.Левина«Родник»

М.Глинка

Песня Ильиничны из Музыки к трагедии«Князь Холмский»

Н.Римский-Корсаков«Звонче жаворонка пенье»

И.Дунаевский«Школьный вальс»

З.Левина«В поле»

З.Левина«Родник»

В.Гаврилин«Мама»

М.Блантер«Колыбельная»

М.Глинка«Горько, горько мне»

М.Глинка«Ахты, ночка-ноченька»

М.Глинка«Венецианская ночь»

А.Алябьев «Соловей»

Дж.Каччини«Амариллис»

П.Булахов«Вот на пути село большое»

А.Даргомыжский«Я вас любил»

А.Гурилёв«Не шуми ты ,рожь…»

Ф.Гендель«Dignare»

П.Булахов«Не пробуждай воспоминаний»

Й.Брамс«Домик у воды»

Н.Римский-Корсаков«Звонче жаворонка пенье»

А.Варламов«Ты не пой, душа-девица»

А.Варламов«Что мне жить и тужить одинокой…»

А.Гурилёв«Чёрный локон»

А.Гурилёв«Слеза»

И.Бах«Весенняя песня»

Г.Ф.ГендельАрия Альмиры из оперы «Ринальдо»

Дж.ПерголезиАрия «Если любишь…»

В.Моцарт«Вы, птички, каждый год»

Ф.Шуберт«Блаженство»

Ф.Шуберт«Похвала слезам»

Ф.Мендельсон«Баркарола»

Г.Форе«Мотылёк и фиалка»

М.Глинка«Адель»

А.Скарлатти«Фиалки»

Дж.ПерголезиАрия из «Stabat Mater»

К.Сен-Санс«Аве, Мария»

С.Рахманинов«Островок»

А.Гречанинов«Подснежник»

З.Левина«Красивые глазки»

Т.ХренниковПесня Глаши из кф «Свинарка и пастух»

С.Прокофьев«Болтунья»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

        В программу заложен комплекс диагностических мероприятий по контролю за освоением программы учащимся. Исполнительские успехи демонстрируются учащимся и оцениваются во время выступления на концертах или  в классном порядке (по устной договоренности с родителями).

Диагностика достижений учащихся

Входящая

Проводится в форме собеседования, во время которых определяются музыкальные способности ребенка.

Текущая

Проводится в классном порядке. Возможны концертные публичные выступления.

Итоговая

Проводится в мае  в классном порядке. Возможны концертные публичные выступления. Ребенок показывает освоение программного материала. Участие в школьных  и городских концертных программах, городских, областных, региональных вокальных конкурсах и фестивалях.

Диагностика достижений

Результатом освоения программы являются следующие знания, умения, навыки:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, хоровому и вокальному исполнительству;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
  • сформированные практические навыки исполнения авторских, народных вокальных произведений отечественной и зарубежной музыки,
  • наличие практических навыков исполнения произведений в составе вокального ансамбля, хорового коллектива и сольно.
  • знание устройства и принципов работы голосового аппарата;
  • обладание диапазоном в рамках принятой классификации;
  • владение всеми видами вокально-хорового дыхания;
  • умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
  • знание метроритмических особенностей разножанровых музыкальных произведений;
  • навыки чтения с листа.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

  • высокий уровень мотивации учащихся к вокально-хоровому исполнительству;
  • профессиональное самоопределение одаренных детей в области музыкально-хорового образования;
  • творческая самореализация учащихся,
  •  участие солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

                         IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

- оценка за работу в классе

Виды промежуточного контроля:

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, проверки полученных знаний. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

Формой промежуточной аттестации может быть  академический концерт.

         V. Методическое обеспечение учебного процесса

  В качестве главных методов программы: стилевой  и системный подход,  метод творчества,   метод  импровизации и  сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД  широко применяется в программе,   нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД  направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.  Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда  ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.  В совместной творческой деятельности   преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД  ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.  Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело  вести себя  на сцене, владеть приемами сценической импровизации,  двигаться под музыку  в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.  

 Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы обучающихся

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе вокала является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке сложных задач в произведениях, изучаемых на уроках партитур хорового класса. Важно, чтобы ученик мог свободно и чисто интонировать изучаемые произведения. Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотными изданиями, хрестоматиями, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному планированию деятельности для достижения оптимального результата.

VI. Список рекомендуемой нотной и методической литературы

  1. Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
  2. Баренбойм Л.А. За полвека: Очерки, статьи, материалы. - М.: «Советский композитор», 1989.
  3. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь».- СПб., 1997.-24с.
  4. Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд.  «Лань», 1997.-64с.
  5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
  6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский центр «Академия». 1998.-240с.
  7. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
  8. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
  9. Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
  10. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977.-50с.
  11. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ.» – М.: «Музыка», 1998.-120с.
  12. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб., 1997.-244с.
  13. Огородников Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие. - Л.: «Музыка», 1972.-152с.
  14. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
  15. Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.
  16. Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.
  17. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
  18. Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.
  19. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.
  20. Соколов В.Г., Попов В.С., Абелян Л.М. Школа хорового пения. М., 1987. Вып. 2. Разд.1
  21. Струве Г.А, Хоровое сольфеджио: Методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. М, 1988.-107с.
  22. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 1997.-64с.
  23. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
  24. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М., 1947.
  25. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.