Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в системе дополнительного образования в рамках реализации ФГТ, предмет "Фортепиано" (методические рекомендации)

Юдина Татьяна Анатольевна

Система музыкального образования в России в своем становлении проходила долгий путь развития. Происходили различные трансформации и реформирования. 

Система современного музыкального образования также находится в стадии перемен. Перед образованием стоят новые цели и задачи, такие как  обеспечение качества обучения, индивидуализация обучения, инновационный подход, вариативность образовательных программ. На основании Концепции развития дополнительного образования детей от 2014 года Министерством культуры РФ разработаны и утверждены  Федеральные государственные требования по обучению в сфере кулуьтуры и искусства, которые являются основой нормативно-правового регулирования оценки качества образования. Обучение в системе дополнительного образования по предпрофессиональным общеобразовательным программам введены Законом "Об образовании" РФ от 2012 года, носят на сегодняшний день экспериментальный характер. Методы, формы работы по реализации ФГТ по обучению предмета "Фортепиано" рассмотрены в данных методических рекомендациях с использованием педагогического опыта преподавателя за весь период работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc164.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Юдина Т.А.

 «Обучение по  дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в системе дополнительного образования в рамках реализации  ФГТ, предмет «Фортепиано». (Методические рекомендации)

Система  музыкального образования в России в своем становлении  проходила  долгий путь развития. От существовавших  при храмах церковно-приходских школ с обучением хоровому церковному пению, народному музицированию,  до светской музыки, получившей широкое развитие в Пушкинскую эпоху и далее, в XIX веке. Эталон поведения в высшем свете включал в себя пение, игру в ансамбле, музицирование в музыкальных салонах. В богатые дома для обучения приглашались западные известные музыканты. Но понятие культуры еще не связывалось с понятием образования. Параллельное зарождение различных обществ, их филиалов (музыкальные, филармонические) привело к образованию при них первых музыкальных классов, а также частных школ. Так, в 70-е годы XIX в. в г.Архангельске, образовавшееся музыкальное общество стало базой  становления музыкального образования в области. В них преподавали дисциплины, существующие в своей основе неприкасаемо до сегодняшнего дня: игра на инструменте, теоретические предметы, история музыки, композиция, хор, оркестр. Возникает  тип профессионального учебного заведения с традицией высоких требований. В 1922 г. происходит реформа музыкального образования, обучение становится бесплатным, выделяются три  музыкальных учебных комплекса – школа, училище, вуз. Среди всех закрытых частных школ, единственно сохранившаяся - школа Елены Фабиановны Гнесиной (сестер Гнесиных, открыта в 1895 г.), ставшая  Центральной музыкальной школой -   основой всей системы начального профессионального образования в стране, традиции которой являются ведущими по сегодняшний день. В 70-е годы, с созданием Академии педагогических наук, Института художественного воспитания, известнейшие педагоги В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская, О.Апраксина, Н.Ветлугина, композитор, педагог-просветитель Д.Б.Кабалевский,  занимающиеся вопросами музыкального, художественного воспитания, разрабатывают различные  формы музыкального образования.  В связи с открытием в 1953 году Министерства культуры начинается плановое открытие в стране музыкальных школ. К  1990 г. их насчитывалось 7000. Еще одна новая концепция  этого периода - открытие школ искусств, которые не исключали, при этом, функции профессионального обучения. Но данный тип школы подразумевал, в первую очередь, альтернативные программы, которые  затем перешли  в систему начального профессионального образования, на музыкальные отделения ДШИ и в ДМШ. Происходила полная трансформация всего учебного процесса, структура, цели и задачи образовательного учреждения. Альтернативные программы разрабатывались под любой уровень музыкальных способностей, школы превращались, в так называемый, музыкальный «всеобуч», с различными сроками обучения (вплоть до 3-х лет, а на сегодняшний день и до 1 года), где начальное профессиональное образование просто размывалось. Система современного музыкального образования также находится в стадии перемен. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная Постановлением Правительства от 29.12.2001, «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.» поставили  перед собой цели модернизации образования, обеспечение инновационного характера образовательной системы, новые подходы к реализации образовательных программ, качеству обучения, организацию специализированной подготовки (профильное обучение), с ориентацией на индивидуализацию обучения. О вариативности обучения, выстраивании индивидуальных образовательных траекторий, профессиональном самоопределении учащихся говорит и «Концепция развития дополнительного образования детей» от 2014 г. [5]. Здесь же, в перечень мероприятий, включена разработка и реализация дополнительных предпрофессиональных программ, внедрение и совершенствование современных Федеральных государственных требований к ним. Данная программа рассчитана на период до 2020 года: 1 этап- 2014-2017, 2 этап- 2018-2020 гг. Важнейшей задачей, при этом, является выявление и поддержка талантливых детей и молодежи, выработка механизма, поднимающего качество отечественного образования, сохранение единства и традиций отечественного музыкального образования. В 2012 г. введен в действие новый Закон «Об Образовании», регламентирующий  образовательные программы дополнительного образования.  Его статьи 12, 75, 83  фиксируют обязательность, и как следствие,  приоритет государственного заказа по программам предпрофессионального обучения. Таким образом,  закрепился возврат  к начальному профессиональному образованию на уровне закона, основными конечными целями которого являются требования к обязательному уровню освоения учебного материала, «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее…создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [5]. Государственная политика в этом направлении, нормативно-правовое регулирование  выражено в Федеральных Государственных требованиях. ФГТ - основа оценки качества  образования - утверждены Приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 г., №163 [11]. Целями предпрофессионального обучения являются, прежде всего, сохранение единства образовательной системы, требований к содержанию, структуре, условиям реализации данных программ в стране,  сохранение отечественных традиций музыкальной профессиональной педагогики. ФГТ направлены на выполнение следующих задач:

-выявление в раннем возрасте склонностей, талантов и их дальнейшее развитие;

-углубленные знания по предмету;

-создание базы знаний, формирование у детей комплекса ЗУН, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства  в дальнейшем профессиональном образовании, подготовка к обучению в учебных заведениях профессионального образования;

-воспитание нравственных установок и развитие потребности общения с духовными ценностями. Основная цель работы преподавателя: углубленное изучение предмета «Фортепиано», развитие исполнительских, технических навыков для  дальнейшей профориентации учащихся, воспитание духовно-ценностных смыслов обучения.  Использующиеся формы и методы работы для реализации данной цели - использование современных педагогических технологий, организация развивающей комфортной образовательной среды, концертно-конкурсная работа с учащимися, внеклассные мероприятия для закрепления знаний в области культуры и искусства, культурологический подход в содержании уроков по специальности, межпредметные связи (сольфеджио, музыкальная литература) для более прочного закрепления материала,  исследовательская работа преподавателя, диагностика развития обучающихся и соотнесение их с ФГТ,  выстраивание  индивидуального маршрута обучения, индивидуализация обучения с  использованием информационно-коммуникационных технологий,  личная концертная практика преподавателя, совместные концертные выступления с учащимися  для развития мотивации обучения. Профессионализация обучения- одна из основных задач введения общеобразовательных предпрофессиональных программ. Профильное обучение (система специализированной подготовки) – это «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющие за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать способности, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [7]. Профильное обучение является реализацией этой цели, кроме того,  профильное обучение выполняет подготовительные функции и является подсистемой профессионального образования. Предпрофессиональное обучение в ДШИ, ДМШ, ФГТ ориентированы на  задачи выявления, развития   способностей одаренных детей, подготовка, создание базы знаний для их дальнейшего профессионального образования. Таким образом, актуальность данного опыта работы находится в двух плоскостях: развитие способностей детей,  их профессиональное самоопределение и сохранение единства всей образовательной системы в области музыкального искусства. Для реализации данной идеи необходимо систематическое самосовершенствование педагога, использование инновационных форм, методов обучения, позволяющих создать все условия для реализации целей и задач предпрофессионального обучения. Работа с одаренными детьми достаточно сложна. Деятельность преподавателя должна быть основана на создании условий для профессионализации обучения, внимании к индивидуальным, психологическим и возрастным особенностям каждого ученика,  организация его самостоятельной  работы, приобретение ими индивидуального опыта творческой деятельности, что является актуальным в вопросе гармоничного развития личности, с полным  развитием их индивидуальных качеств и способностей. Данная работа  требует от преподавателя гибкой реализации, индивидуализации образовательных программ, возможность альтернативного пути продвижения ребенка за пределы требований. Дополнительные предпрофессиональные программы по предмету «Фортепиано» утверждены в 2013 г. Первая итоговая аттестация обучающихся по предпрофессинальным образовательным программам предполагается по окончании 8 года обучения. В связи с этим, актуальность данного опыта работы и в его экспериментальности.  Данный опыт работы  может быть использован как педагогами фортепианного отделения, так и преподавателями других отделений школы искусств. Обучение учащихся ведется по Федеральным образовательным программам, включающим в себя ФГТ. Следовательно, ведущая педагогическая идея заключается в создании условий, использование различных форм, методов, образовательных технологий для реализации выполнения обязательных требований в рамках развития профессиональных способностей учащихся для их дальнейшего самоопределения и профессионализации. Целью этого является развитие музыкальных способностей учащихся, формирование знаний, умений и навыков в области исполнительского искусства, обеспечение условий для реализации данной цели,   дальнейшая профессионализация учащихся.

Данный вид работы ставит следующие задачи:

  1. Развитие и совершенствование технических и исполнительских навыков игры на музыкальном инструменте;
  2. Развитие необходимых умений и навыков для реализации цели обучения, индивидуализация обучения;
  3. Формирование сценической культуры, навыка публичных выступлений, воспитание культуры сольного, ансамблевого исполнительства;
  4.  Развитие духовно-нравственных основ личности на классических образцах   искусства.

Дифференциация обучения, индивидуализация обучения должна присутствовать в работе преподавателя  всегда. На сегодняшний день, с введением в образовательный процесс образовательных предпрофессиональных программ, дифференциация обучение изменила свой вектор. Все дети, поступившие на данные образовательные программы музыкальны, но период освоения материала, темп освоения, обучаемость, развитие умений, навыков у всех разный. В связи с этим необходим глубокий анализ и планирование работы по каждому ученику индивидуально для решения поставленных задач. Создается единая система «урок – промежуточная аттестация - концертно-конкурсная работа (профориентация)- внеклассная работа- родители»

В основе педагогической работы преподавателя должны лежать основы общей психологии и педагогики, музыкальной психологии, труды по теории и истории исполнительства, анализу, теории, истории музыки, мировой культуре, методики отечественных педагогов-пианистов разных лет, статьи. Фундаментальный труд Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей» - где раскрываются понятия  музыкальности, музыкальных способностей, восприятия музыки, вопросы, раскрывающие музыкальное переживание, особенности музыкально-творческой деятельности, социально-психологические факторы восприятия, музыкальное мышление. Б.Теплов отмечает, что главным признаком музыкальности является переживание музыки, реакция на музыку как выражения некоторого содержания. Он отмечает силу, богатство, инициативность, воображение, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания и др. особенности творческой личности. С.И.Савшинский характеризует музыкальную одаренность, исходя из исполнительской деятельности ученика и классифицирует ее на художественную (проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения), техническую (виртуозность, точность игры), эстетическую (тембровое богатство звучания). Музыкальная психология, музыкально-слуховые представления, основные области музыкальной психологии, вопросы музыкальной памяти, мышления, воображения, психологические особенности творческой личности и другие направления музыкальной психологии  подробно рассмотрены В.И.Петрушиным в его пособии «Музыкальная психология». Вопросы музыкально-психологических проблем, общие законы искусства, духовная составляющая музыки,  в том числе, ее главное музыкальное «зерно» - интонация – рассмотрены  Медушевским В.В., продолжающим развивать  идею Б.Асафьева, который  рассматривал музыку как «искусство интонируемого смысла». Фундаментальные труды В.Медушевского  «Интонационная форма музыки», «Духовный анализ музыки».  Труды  Л.С.Выготского «Психология искусства», «Психология интеллекта» М.А.Холодной, «Музыкальные способности» Д.К.Кирнарской, труды Л.Л.Бочкарева, Г.М.Когана, Г.М.Цыпина, М.Г.Арановского рассматривают вопросы психологии искусства и психологии музыкальной деятельности, современное состояние и пути развития основных направлений музыкальной психологии, ее основных направлений, таких как понимание искусства, понимание культурных механизмов художественной деятельности, характеристики творческого (креативного) человека. Развитию мотивации учащихся, одной из основных задач обучения, посвящено пособие Марковой А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». Вопросы эстетики, семиотики музыки, как вида искусства, рассматривал в своих многочисленных трудах  А.Н.Сохор.

Работу с учащимися, обучающимся по предпрофессиональным программам можно условно разделить на два периода: начальный период обучения и дальнейшее развитие (и совершенствование) основных исполнительских, технических  навыков,    профориентационная работа, сопровождающаяся  одновременно общим музыкальным и   художественным развитием. Начальный период обучения является наиболее важным и сложным. Хрестоматийные труды, подробно рассматривающие  начальный период обучения и все его формы работы, прошедшие временем и остающиеся неизменными - А.Гольденвейзера, Л.Николаева, А Артоболевской, А.Алексеева, Л.Баренбойма, С.Ляховицкой, Б.Милича; используются также работы современных педагогов-музыкантов - Е.Стрельбицкой, О.Геталовой, И.Корольковой, Ф.Брянской. Мастер-классы В.Пясецкого, профессора Московской государственной консерватории, ученика А.Артоболевской -  «Работа с начинающими» в 18 выпусках. Интернет- ресурс- http://www.yutube.com/watch.

Техническое развитие учащихся является той базой,  только благодаря которой, в дальнейшем, возможно выполнение поставленных музыкально-художественных задач и работы с усложненным музыкальным репертуаром. Основными трудами по развитию технических навыков являются У.Либерман «Работа над фортепианной техникой», Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста», А.Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков», Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры», С.Фейнберг «Пианизм как искусство», И.Штепанова-Курцова «Фортепианная техника», Г.Коган «Работа пианиста», «Путь к совершенству» /сборник статей о фортепианной технике/.

Одним из отличительных черт  музыкально одаренных учащихся является увеличение объема исполняемого репертуара и усложнение его по содержанию. Произведения от «добаховского периода» до музыки XX века, современная музыка, являющаяся наиболее сложной, классическая музыка. Здесь главное внимание, кроме технического исполнения,  уделяется  вопросам  интерпретации музыкальных произведений, проблемы стиля. Особую сложность представляют собой полифонические и произведения крупной  формы. Классическими трудами по этому вопросу являются Э.Бодки «Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха», И.Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», Носина В.Б. «Символика музыки И.С.Баха», Б.Яворского о символике музыки И.С.Баха в издании Р.Берченко «В поисках утраченного смысла»,.Х.Майстера «Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С.Баха». Наиболее сложным является классическая крупная форма, представленная в репертуаре школы произведениями Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена. Основными трудами здесь являются -  Е.Я.Либерман  «Фортепианные сонаты Бетховена» в 4-х выпусках, современное издание - монография «Интерпретация Моцарта» Е. и П.Бадура-Скода, Д.Суше «Сокровища Бетховена», работы М.Смирновой, Н.Корыхаловой, сборники статей «Уроки А.Гольденвейзера», «Уроки С.Разумовской», «Музыкальное исполнительство» С.Майкапара. Заслуживает внимания Серия «Мастер-класс» (издательство «Классика-21», 2005-10 гг.) в 10 выпусках, сборники статей, где рассматриваются вопросы исполнения стиля отдельно И.Баха,  Й. Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена, С.Рахманинова, музыка импрессионистов, русская музыка, вопросы стиля «Исполнитель и стиль»  Д.А.Рабиновича, по русской музыке- монография М. Смирнова «Русская фортепианная музыка». Также заслуживают внимания труды по отдельным вопросам фортепианного исполнительства: педализации, игре наизусть,  процессе работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением, подготовке к публичному выступлению, работе над гаммами С.Майкапара,  А.Алексеева, Н.Корыхаловой, А.Вицинского, Л.Маккинона, Н.Светозаровой, Н.Метнер, М.Смирновой и др.

Для лекционной формы  работы используются  музыковедческие издания  А.Майкапара «Грани классической музыки» в 2-х частях,  А.Кендалла «Хроника классической музыки», В.Холоповой «Музыка- как вид искусства», а также, изданные в современный период,  старинные трактаты С.Вирдунга, К.Ф.Баха. Отдельно должна использоваться искусствоведческая, культурологическая литература для основной и внеклассной работы. Например, в лекциях по мировой культуре - это «История мировой культуры» М.В.Бахтина, В.П.Большакова, Е.П.Борзовой, по отечественному искусству, русской культуре – учебники Л.А.Рапацкой, Т.В.Ильиной, Т.С.Георгиевой. Отдельно рассматриваются духовные основы русской культуры- это монографии Ю.Ю.Булычева «Христианская философия нации и проблемы русского культурного самосознания», его же учебник «Духовные основы истории русской культуры», пособие А.П.Рогова «Русская культура». Нельзя забывать и национально-региональный компонент. В практической части опыта обучения на фортепиано основные используемые  методики обучения: Б.Милич «Воспитание ученика-пианиста», А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано», Н.Любомудрова «Методика обучения игре на фортепиано», Е.Стрельбицкая «Начинаю играть на рояле» в 2-х частях, А.Николаев «Школа игры на фортепиано», Л.Баренбойм «Путь к музицированию», Г.Цыпин «Обучение игре на фортепиано», Т.Смирнова «Интенсивный курс обучения на фортепиано «Аллегро», О.Геталова, Визная «В музыку с радостью» в 8 выпусках (2016г.), И.Королькова «Крохе-музыканту» в 3-х выпусках, Е.Гнесина «Фортепианная азбука», различные видео-уроки, с использованием ИКТ. Например, мастер-классы А.Майкапара (интернет-ресурс http://www.yutube.com/watch.) и др.  Незаменимым в работе является Серия «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста», составители В.Кравцова, М.Михайлова, в 7 выпусках (2012 г.). Таким образом, главным условием для успешной реализации программ предпрофессионального обучения является методическое совершенствование преподавателя, его саморазвитие, использование различных методик, большая работа по  обновлению репертуара, индивидуализация обучения, выстраивание индивидуальной траектории обучения по каждому учащемуся, исследовательская деятельность. Если в общеобразовательных школах профильное обучение рассматривается на старшей ступени, то в системе дополнительного образования (ДШИ, ДМШ) обучение по предпрофессиональным образовательным программам, фактически выполняющих такие же функции профильного обучения,  ведется с 1-го года обучения. В ДШИ образовательные предпрофессиональные программы по предмету «фортепиано» утверждены в 2013 году. Поэтому, новизна данного опыта работы в его  экспериментальности. При этом необходимо использование различных  методик, современных форм и методов обучения, диагностики во времени, выстраивание индивидуального образовательного маршрута,  восприятием  ученика с лично его  сложившимися индивидуальными особенностями.

Работа с одаренными детьми - сложный процесс, направленный на самореализацию ребенка как творческой личности, его всестороннее развитие. Введение новых требований  требует поиска новых методов обучения учащихся. Музыкальная одаренность представляет качественно своеобразное сочетание музыкальных способностей, а также свойств личности, темперамента и нервной системы. Музыка, как вид искусства, обладает теми возможностями, которые создают наиболее благоприятные условия для творческого развития учащихся. Все  дети различаются по темпераменту, интересам, воспитанию, личностным проявлениям. Вся работа должна вестись очень планомерно. В работу входит совершенствование музыкальных способностей, развитие исполнительской техники, воспитание художественного мышления, развитие творческих навыков, интеллектуальное развитие. В системе подготовки музыканта-исполнителя традиционно доминирует ориентация на овладение исполнительской техникой для развития нормативных, профессиональных умений и навыков, ритм, слух, память. Процесс обучения по предпрофессиональным программам  - это комплексный  педагогический процесс, включающий различные формы и методы работы. Основные из них, использующиеся в работе:

Методы:

-диагностика (развернутая во времени), целеполагание, планирование всего учебного процесса по каждому ученику отдельно;

-исследовательская работа преподавателя;

-текущий анализ работы и соотношение его с планом работы;

-личностно-ориентированный подход, индивидуализация обучения,

-использование различных педагогических  технологий;

-стимулирование ребенка к творчеству во всех его проявлениях, развитие (и закрепление) мотивации;

-развивающее обучение, обеспечивающее рост исполнительских, творческих способностей учащихся;

-инновационные технологии на материале современных учебно-методических пособий, ИКТ;

-интенсификация учебного процесса, использование в учебном процессе межпредметных связей, усиление роли теоретических предметов, смежных видов искусств, использование культурологического подхода на уроках специальности (согласно требований ФГТ);

 -управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

Организация учебного процесса

Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования (ДМШ, музыкальные отделения ДШИ) позволяет выстраивание образовательного процесса в идеальной для развития учащегося форме - индивидуального обучения. Данный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку способностей одаренных детей. Одаренные дети мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и навыков. Область дополнительного художественного образования подготавливает к профессиональному пути в искусстве, обучение приобретает узкую профессиональную направленность. Деятельность педагога имеет 2 стороны: передача своих знаний, умений, навыков и другая - раскрытие, выявление и развитие способностей. Достигается это путем индивидуального подхода. Одной из насущных проблем современного музыкального образования является диагностика ранней одаренности и поиск методов воспитания и обучения детей с признаками музыкальности.  Диагностика по Б.Теплову – это основное, что должно интересовать и педагога, и исследователя, не вопрос о том, насколько музыкален тот или иной ученик, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития [13, 305]. Отсюда – необходимость исследовательской работы преподавателя, включающая анализ работы по каждому ученику и на основе этого -  индивидуальный вектор развития каждого ученика. Таким образом, традиционный принцип индивидуального подхода в обучении игре на фортепиано остается важнейшим для успешного развития пианистов и использоваться он может как на традиционном уроке специальности, так и в групповых формах (например, внеклассных мероприятиях).  Перед педагогами ставится задача создать оптимальные условия обучения для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является разработка и реализация системы индивидуального сопровождения на основе индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). В работе ДШИ он представлен индивидуальными планами, который ведется на каждого ученика отдельно, с полным описанием и характеристикой и планированием всей работы, репертуара, задач, итогов обучения и осуществляет полную индивидуализацию обучения. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями и способностями учащихся. Различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационные мероприятия обеспечивают данный индивидуальный подход. Цель этого - определение личной траектории развития и обучения конкретного ребенка, структурированная программа действий ученика на различных этапах. Она определяется как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа по раннему выявлению, поддержке и сопровождении одаренных детей к определенному результату. Способ построения индивидуального образовательного маршрута характеризует особенности обучения одаренного ребенка и его развития на протяжении определенного времени, в нашем случае с 1 по 8(9) класс. Способности ребенка невозможно развивать по частям-компонентам, поэтому обучение и планирование должно быть в комплексе. Вектор педагогической работы, с одной стороны, необходимо направить на выявление природных задатков музыкальности, а с другой - предоставить возможность для их максимального совершенствования. Процесс обнаружения способностей и создание условий для его творческого роста происходят параллельно. То есть, необходимо использование  различных педагогических технологий, отвечающих, с одной стороны, запросам развития будущего профессионального музыканта, а с другой -  обновление содержания образовательного процесса, его альтернативные пути,  исходя из индивидуальности каждого ребенка. Основное условие, которое в наибольшей мере  способствует раскрытию потенциала одаренного ребенка - это создание творческой среды. Художественный потенциал детей сможет раскрыться и полностью реализоваться лишь при развитии их творческого мышления,  интереса к определенной  деятельности, то есть, мотивации. В нашем конкретном случае, первая встреча с одаренными детьми   происходит на вступительных испытаниях в ДШИ. Известно, что способности  развиваются (и проявляются) в деятельности, поэтому на вступительных экзаменам комиссия получает лишь первоначальные представления о способностях детей, что усложняет первоначальную диагностику. Кроме того, на вступительных экзаменах отсутствует, в какой-то мере, творческая обстановка для детей и истинные представления об их возможностях мы можем получить лишь в дальнейшем, когда непосредственно перейдем к обучению игре на инструменте. В разный период работы с одаренными детьми стоят различные задачи. В дошкольном возрасте это акцент на различные методики по слушанию музыки, элементарное музицирование, приобщение детей к восприятию музыки, так как, главным видом детской музыкальной деятельности является восприятие, определяющее все остальные виды деятельности. Ребенок сначала воспринимает, затем воспроизводит музыку. В дальнейшем, группу одаренных детей в школе представляют, главным образом, лауреаты конкурсов и учащиеся, активно проявляющие себя в концертной деятельности, творческих мероприятиях. Основой данной работы является личностно-ориентированный подход, когда в центре обучения сам ребенок - его мотивы, цели, интересы, уровень знаний. Личностное развитие - основополагающая цель. Центральное место здесь занимает внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития. Стратегия работы с одаренными детьми включает в себя два аспекта: поддержка и выявление способностей и переориентация образовательного процесса на индивидуальные образовательные технологии. В данном случае эффективны следующие стратегии обучения: ускорения, углубления, обогащения, проблематизации [12].

- Стратегия ускорения -  это изменение скорости обучения детей, проявляющих особый интерес к музыкальной деятельности, через добавление различных дополнительных форм образовательной деятельности, например, летние творческие школы, мастер-классы, то есть, интенсификация обучения.

 - Стратегия углубления   исходит из особого интереса к определенной деятельности. В данном случае это более глубокое изучение дисциплин.

- Стратегия обогащения - установление связи с другими предметами, дисциплинами. Это, прежде всего, межпредметные связи с теоретическими предметами, историей искусств, параллели с ними. Например, объяснение проблем стиля:  классическое музыкальное искусство легко объясняется на примере классической архитектуры, музыку импрессионистов удобно объяснять на примере живописи импрессионистов, русское народное творчество легко воспринимается учащимися на примере древнерусского искусства, русской народной сказки, русской архитектуры (русский терем, нарядность древнерусского искусства), обрядовая практика.

- Проблематизация - постановка проблемы и ее решение. Этим развивается у учащихся навыки самостоятельной работы, например, в вопросе творческой интерпретации исполняемых произведений; первые навыки анализа музыкальных произведений, исследовательская работа по творчеству композиторов и др. На уроках -  это совместное обсуждение с учащимся  репертуара на зачет (учет предложений учащихся), развитие их обдуманности в этом вопросе, на концертные выступления, планирование конкурсов, планирование уровня конкурсов. В данном случае,  преподавателем используются основные принципы преподавания: развивающего обучения, принцип индивидуализации и дифференциации обучения, принцип учета возрастных способностей, выбор формы обучения.

 Начальный период обучения вызывает повышенный интерес преподавателей, так как является основополагающим и важнейшим для дальнейшего развития дарования ребенка. Выявить степень одаренности  можно, лишь вплотную приступив к занятиям на инструменте. Одаренность   может проявиться на первых стадиях обучения, а может выявиться позже, под воздействием различных факторов. У всех детей различная природа обучаемости, различный темп освоения материала. Начинать знакомство с музыкой и занятиями на инструменте надо как можно раньше. Советская пианистическая школа широко известна во всем мире, ее заслугой всегда считалось создание стройной системы, разработанной для обучения игре на фортепиано дошкольников, т.е. детей 6-7 лет, с наличием в них, так называемого, донотного периода обучения, когда дети начинают играть на инструменте, не зная нотной грамоты. Последнее десятилетие отмечено появлением новых авторских методик. Преподаватели-практики стали   апробировать  формы обучения детей малого возраста, которые позволяют организовать процесс работы с 3-5-летними детьми в различных направлениях, в том числе,  связанных с игрой на инструменте по нотам. Программы для одаренных детей, использующихся в учебном процессе.: Домогацкая И. Первые уроки музыки. М., 2003; И.Королькова.  Учебный курс «Раннее музыкально-эстетическое развитие детей с обучением игре на фортепиано»; Смирнова Т. Программа класса специального фортепиано. Интенсивный курс. М., 2008; Брянская Ф. Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками в 3-х частях. М., Классика-XXI, 2013; Е.Стрельбицкая «Начинаю играть на рояле», Е.Печковская «34 урока музыки». Начальный период обучения  является одним из важнейших этапов работы, решающим для всей дальнейшей судьбы музыканта.  В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит именно этому периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных способностей ребенка. Яркая эмоциональная восприимчивость детей младшего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют  целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве. Развитие учащихся проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. При отсутствии у ребенка минимальных музыкальных представлений основная роль в методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Важной является и следующая стадия - закрепление в процессе урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приемов и навыков. Необходимость индивидуализации методов работы с детьми, отличающихся разным уровнем врожденных и развивающихся способностей, является одной из важнейших задач музыкальной педагогики, поэтому, несмотря на то, что начало обучения на фортепиано включает единый начальный этап, затем, в связи с тем, что возрастные,  природные  данные, личностные качества учащихся различны,  тематическое распределение материала изменяется.  

В основе  обучения пианиста лежит принцип комплексного развития. С первого этапа необходимо своевременное  развитие элементарных сторон мелодико-интонационного, полифонического, музыкально-ритмического и гармонического слуха. При техническом развитии  юного пианиста необходимо соблюдать принцип естественного усвоения двигательных навыков на базе изучения художественных произведений и лишь в небольшой мере на специальном инструктивном материале. Главное внимание уделяется свободе пианистического аппарата. Замечено, что использование в работе, например, джазовых пьес  освобождает пианистический аппарат. Несмотря на то, что джазовое исполнительство - сложное направление, что джаз надо «чувствовать», тем не менее, необходимо использовать для этих целей небольшие пьески, даже в младших классах. Удобны для этого сборники: «Джазовая азбука для начинающих» Е. Конновой, «Джазовые игрушки» Л.Пилипенко, К.Крит «Джазовый дебют» и др. В комплексе обучения начинающего пианиста основным является развитие музыкального мышления,  развитие слухового внимания, контроля, то есть, умения вслушиваться в музыкальную речь (музыкальная интонация) и излагать музыкальную мысль. Следующая  составляющая - развитие игровых навыков.  Метод изложения материала должен быть основан на доступности понятий и образов в соответствии с возрастом ребенка. Последовательность прохождения материала должна опираться на логическую связь нового с ранее уже изученным. Доступный уровень материала и его изложения подразумевает заинтересованное участие ребенка в разнообразных формах  работы на уроке.  На уроке при смене деятельности «передышками» являются переход от выполнения более трудных заданий к работе, не связанной с дополнительным напряжением. Работа на уроке требует постоянного внимания к реакции ученика и, одновременно, «проведения в жизнь» намеченной темы урока. Необходимо быстрое вовлечение ребенка в непосредственную исполнительскую деятельность, с постоянным добавлением различных исполнительских задач. «Играть с первого урока»- главный принцип в работе с начинающими в классе для развития и закрепления мотивации, без которой обучение не может быть полноценным. Кроме этого, в связи с планируемой в дальнейшем профориентацией, нельзя «растягивать» первоначальный период. По сравнению с дополнительными общеразвиваюшими программами он должен быть сокращен до 1,2 месяцев.  В основе работы с начинающими лежат  педагогические принципы доступности, постепенности, наглядности. Учитывая психо-физиологические особенности младших учащихся,  одной из основных  форм является игровой подход. Например, названия этюдов, пьес 1,2 года обучения носят образный, сказочный характер  («Догонялки», «Гонки на лыжах», пьесы О.Геталовой «Белая курочка Рыжик», «Рикки идет на прогулку» и др.). В работе с начинающими не допускается  методически необоснованное завышения программных требований, а также,  постановка  большого количества задач одновременно, во избежание психического и физического напряжения.

 Структура всего образовательного процесса в дальнейшем, включает в себя взаимосвязь: содержание - обновление образовательных программ - определение индивидуальной образовательной траектории- педагогические технологии- применяемые методики  –практика (основная образовательная деятельность).

Развитие исполнительских, творческих способностей требует организованного процесса обучения и воспитания в дальнейшем. Чтобы способности могли актуализироваться, необходимо создание соответствующих условий на основе различных педагогических технологий. Педагогическая технология – это «продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога»[4]. ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства)+формы обучения = результат. Педагогическая технология предполагает реализацию полной управляемости учебным процессом. В работе преподавателя используются следующие педагогические технологии:

- развивающего обучения;

-активизация, интенсификация деятельности учащихся, развитие мотивации;

-эффективность организации образовательного процесса, вариативность, индивидуально-личностный подход;

-здоровье-сберегающие технологии (организация комфортной, удобной для образовательного процесса предметно-пространственной среды обучения, таблицы, пособия, нотный материал);

-аналитическая, исследовательская деятельность;

-инновации в обучении, использование ИКТ;

-проектная деятельность.

Развивающее обучение на основе психолого-педагогических исследований обеспечивает выявление и раскрытие творческого потенциала детей. Задача педагога, практикующего развивающее обучение - воспитание музыканта-творца, исследователя, экспериментатора, который владеет возможностью самостоятельного решения учебных вопросов.  При ведении урока необходимо обнаружить то, что свойственно искусству - образность, эмоциональность, ярко выраженную эстетическую направленность с использованием принципов  дидактики: четкой постановки и решения педагогических задач, педагогическую логику, доступность, последовательность, системность. Вся мыслительная работа педагога не укладывается в рамки урока. Планирование работы происходит постоянно и помимо урока,  включает в себя подготовку к уроку,  просмотр методической литературы,  нотного материала, собственная исполнительская деятельность, подготовка лекционного материала для объяснения, анализ собственной работы по каждому ученику.

Исследовательская деятельность преподавателя - музыкально-педагогический анализ своей деятельности. Осуществляется на основе выявления профессионально – значимых музыкально-педагогических проблем и их дальнейшее решение. «Исследовательская деятельность педагога-музыканта - это проявление способности мыслить, самостоятельно сравнивать, сопоставлять различные точки зрения. Исследовательская деятельность опирается на музыкально-педагогические, музыкально-психологические дисциплины и педагогическую практику» [1,5]. Формы исследовательской деятельности, используемые преподавателем: анализ собственной педагогической деятельности и деятельности ученика,  «внутренний план» (по Абдуллину), работа, которая осуществляется параллельно с педагогическим процессом. Эта деятельность связана с применением принципов и методов анализа, обобщения, построения индивидуальной программы учащегося, сравнение эффективности различных методик и др. Сущность исследовательской работы направлена «на познание и углубление представлений об основах музыкального обучения, воспитания и развития личности, на совершенствование принципов и методов музыкально-педагогического исследования, на эффективную практику формирования музыкальной культуры обучающихся, на повышение своей профессиональной компетенции» [1,9].

Дальнейшая работа в средних, старших классах отличается  работой по усложнению репертуара. Ярко выраженные музыкальные способности, индивидуально-личностные качества, хороший интеллект, память, мышление, сценическая выдержка позволяют наиболее способным учащимся в средних, старших классах охватывать большие тексты с насыщенной фактурой, проходить большее количество произведений. Им удаются  стилевые задачи, исполнение отличается  профессиональностью, у них активная конкурсно-концертная деятельность. В данном случае, с такими учениками, методически неоправданно было бы искусственное сдерживание их развития, так как это может помешать развитию их профессиональных данных. Поэтому, в репертуаре используются  не только специально педагогически направленные сочинения, но и часть «серьезной» фортепианной литературы, более смелые и объемные программы, выходящие за рамки репертуарных требований данного года обучения. В работе с такими детьми возникает необходимость пересмотра репертуара в плане усложнения формы, фактуры, художественного содержания, жанрового, стилевого разнообразия, расширение временных границ изучаемого репертуара как в сторону старинной «добаховской» музыки, так и в направлении современной музыки, наиболее сложной.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный (характеризует способ деятельности) и мотивационный (отношение ребенка к деятельности). У этих детей особая, качественная продуктивность. Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом (ЛТШ, мастер-классы), выход за пределы требований, «клейкость» знаний, когда ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию. Такие дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются «не столько в целенаправленных учебных воздействиях, а в создании  вариативной, обогащенной и индивидуальной образовательной среды» [12]. Мотивационный аспект, повышенная познавательная потребность проявляются в готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Черты истинной мотивации -  увлеченность предметом, упорство, трудолюбие. Сильный мотивационный эффект дает личная исполнительская деятельность преподавателя и предмет «Ансамбль», подразумевающий совместное исполнительство «Учитель-ученик». Этому виду работы должно уделяться  большое внимание, в форме различных концертных выступлений «учитель-ученик». Необходимо использовать и другие формы ансамблевого музицирования -  ансамбль учащихся в различных составах: для 2-х фортепиано, для 6, 8-рук. В связи с этим  специально проводится работа по подготовке нотного материала (работа с издательствами, интернет-ресурсы). Данный вид музицирования наиболее актуален в педагогическом назначении, носит определенную педагогическую цель, а именно, развитие мотивации учащихся, воспитание музыкантов-ансамблистов, задача, которую решают преподаватели ДШИ, ДМШ  на всех этапах обучения. Кроме того, через различные переложения оркестровой музыки, у учащихся значительно расширяется музыкальный кругозор, происходит знакомство   с сочинениями различных жанров, эпох. Музыкальная ансамблевая литература здесь многочисленна и разнообразна. Она охватывает сочинения различной степени сложности, предназначена и для домашнего музицирования, и для педагогической работы, и для публичного исполнения. Задачи предмета: всесторонне поддерживать интерес учащихся к обучению; закреплять знания, ансамблевые умения и навыки и применять их в классе фортепиано в рамках ФГТ предмета «Ансамбль», развивать музыкальное мышление учащихся, интеллектуальный кругозор. В старших классах ансамблевое музицирование «учитель-ученик»  приобретает другие формы.  Из цели просто обучения ансамблевому исполнительству он переходит в форму творческого совместного музицирования как фортепианный дуэт, закрепляет мотивацию к исполнительству, становится  видом концертной работы. В образовательном процессе используются и другие формы творческой работы. Например, предмет «Концертмейстерский класс» (аккомпанемент). Аккомпанемент - это один из видов ансамблевого исполнительства, также введен в программу ФГТ. Основные задачи, подлежащие выполнению по предмету: формирование  практических умений и навыков аккомпанирования в целом, знакомство с соответствующей музыкальной литературой, расширение музыкального кругозора учащихся, освоение  нового жанра - камерного музицирования, как инструменту, так и голосу. В этом случае происходит  обогащение духовного мира учащегося через соприкосновение с миром поэзии.

Концертное исполнение – это конечный результат работы над произведением. Публичные выступления учащихся проходят в виде концертов, зачетов, конкурсов. Планирование подготовки к публичным выступлениям может проводиться  по следующему принципу «усложнения- проверки»: младшие классы - концерт, проверка общей готовности к публичному выступлению; средние классы - конкурсы регионального уровня, проверка к  публичным выступлениям более сложного уровня; старшие классы – Всероссийские,  Международные конкурсы, где публичные выступления отличаются цельностью и  профессиональностью исполнения, усложнением репертуара. Наиболее сильным мотивационным средством для учащихся является исполнительская деятельность преподавателя – непосредственный показ педагога, создающего визуальное и слуховое представление у ученика. Этой форме работы преподавателем должно уделяться  большое внимание.

 В работе с одаренными детьми, согласно ФГТ, обязательно расширение интеллектуального, художественного кругозора, культурно-просветительскую деятельность с использованием внешней социокультурной среды. Для этого применяются такие  вспомогательные средства обучения, как групповые формы работы. Замечено, что совместно проведенные посещения концертов, выставок, классных часов меняют дальнейшую обстановку и атмосферу на уроках, отношения «Учитель-ученик» становятся  доверительнее, ученик более спокоен на уроках, уходит психологический зажим перед  учителем в классе. Одной из форм, используемой в дополнительной внеклассной работе является форма факультатива. Факультативные занятия наиболее удобная дополнительная форма образовательного процесса и предназначена  для более углубленного изучения учебного материала, различных дисциплин. Также она дает возможность развить различные умения и навыки учащихся, их творческие способности, фантазию, воображение, различного рода компетенции. Внеклассная работа в различных формах рассматривает возможность подобной  работы с использованием элементов музейной педагогики, на базе музея, как специфическом учреждении культуры, обладающим   мощными возможностями по передаче духовного опыта. Музейная педагогика использует методы и средства, которые обеспечиваются разнообразными формами музейной деятельности,  как в музее, так и в образовательном учреждении.  Важнейшей задачей выступает мотивация процесса обучения, создания различных внеурочных форм в образовательном процессе. Одним из средств музейной педагогики является использование элементов экскурсионной работы, также используется  практическая культурно-образовательная деятельность музеев или такие инновационные образовательные технологии, как, интерактивные занятия. Например, в информационно - образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» Российского центра музейной педагогики и детского Государственного Русского музея в СПб, который используется различными региональными музеями. Также,  данные функции выполняют  интернет-ресурсы, например, портал Культура.РФ. Применение компьютерной техники (компьютер, экран, проектор) для демонстрации иллюстрационного материала позволяет повысить уровень знаний и «закрепляемость». Использование данного метода  создает условия для  саморазвития личности с использованием интеграции  общественно-гуманитарных наук, что и требуется при профориентации учащихся, расширение кругозора по смежным дисциплинам: культурологии, истории искусств, истории, мировой культуре и способствует развитию творческого воображения личности, накоплению необходимых культурологических знаний.  Возможность  проведения процесса обучения в пространстве музея реализует важную задачу – дает   детям первый эмоциональный опыт созерцания и переживания художественно-эстетических  объектов, формируя навыки визуальной культуры и межличностной коммуникации. Таким образом,  с одной стороны, отсутствие данных междисциплинарных предметов в учебных планах музыкальных отделений ДШИ, ДМШ, отсутствие систематизации данной работы, а с другой- важность включение ее в образовательные  программы для более углубленного изучения художественных дисциплин, связанных с освоением основных образовательных программ – реальная необходимость. Одновременно с этим происходит развитие и поддержка мотивации к обучению,  раскрытие творческих способностей и индивидуальных возможностей учащихся, углубление их культурологических знаний и использование их в основном образовательном процессе, применение их в классе фортепиано. Можно практиковать и индивидуальную внеклассную работу, например, при участии учащихся в выездных конкурсах в различных городах страны. В данные формы работы вовлекаются и родители учащихся. Таким образом, проблема поиска оптимальных путей развития одаренных детей, поиска педагогических приемов и методов при реализации ФГТ остается наиболее актуальной. Любое обучение невозможно без диагностики знаний умений, навыков, способностей, интересов. Благодаря этому происходит развитие ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся. В соответствии с этим разрабатывается и корректируется в дальнейшем индивидуальный образовательный маршрут. Развитие творческой индивидуальности, профессионализация обучения - главная задача обучения по дополнительным предпрофессиональным программам. Поиск наиболее результативных путей,  формирование и совершенствование музыкальных способностей, развитие исполнительской техники, воспитание художественного мышления, комплексность обучения,  планирование работы, развитие мотивации - основные компоненты работы в классе фортепиано.  Данная система позволяет реализовать систему учебно-методических требований  ФГТ, с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы, в соответствии с Федеральными государственными стандартами преподавателя, введенными с 01.01.2017 г.

Библиографический список:

  1. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта /Э.Б.Абдуллин. -   СПб. : Планета музыки, 2014, – 320 с.
  2.  Аракелова А.О. О реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства: сборник материалов для ДШИ / А.О.Аракелова. – М: Минкультуры РФ, 2012.  - 123 с.
  3.  Как учить музыке одаренных детей: сборник статей / Е.А. Ключникова [и др.]; сост. Е.А.Ключникова. -  М.: Классика-21, 2010. – 238 с.
  4. Костина В.И. Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей как средство развития творческих способностей школьников / В.И.Костина // Сборник материалов республиканской научно-практической конференции - Набережные Челны : Изд-во гос. ун-та, 2016. – С. 71-76.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р  [Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://rg.ru/2014/09/08.
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010  года:  Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756-р [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// www.edu.ru/db/mo/.
  7. О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-15 гг.: Распоряжение Правительства от 07.02.2011 г. №61 [Электронный ресурс] – Режим доступа: Минобрнауки.РФ/ документы/ 2010.
  8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования:  Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 г.  №2783 [Электронный ресурс] – Режим доступа: docs.cntd.ru/document/
  9.  Методические и психолого-педагогические особенности сопровождения детской одаренности / Александрова Т.В. [и др.] // сборник материалов республиканской научно-практической конференции. -  Набережные Челны,  2016. – 161 С.
  10.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К.Маркова. -  М. : Просвещение, 1983 г. – 96с.
  11. Об утверждении ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе:  Приказ Министерства культуры РФ от 12.03.2012 №163 [Электронный ресурс] – Режим доступа: pravo.roskultura.ru/document/
  12. Рабочая концепция  одаренности: Монография / Д.Б.Богоявленская [ и др.]; отв.  ред. Д.Б. Богоявленская, науч. ред. В.Д.Шадриков. - М., 2003. – 95 с.
  13. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. / Б.М.Теплов. -  М.- Л.: Изд-во Академии пед. Наук РСФСР, - 1947. – 335 с.
  14. Халабузарь П.В. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства. / П.В. Халабузарь.  – М. : ИПРКИТ,  1998. – 77 с.
  15. Юдина Т.А. Программа раннего эстетического развития. Фортепиано. / Т.А.Юдина.  -  Нарьян-Мар:  ДШИ, 2013. – 17 с.
  16. Юдина Т.А. Индивидуальный маршрут сопровождения музыкально-одаренного ребенка / Т.А.Юдина. -  Нарьян-Мар: ЦРО НАО, 2016. – 8 с.
  17. Юдина Т.А. Интеграция искусств - как средство эстетического воспитания учащихся: Методическая разработка/ Т.А.Юдина. – Нарьян-Мар: Ненецкий окружной институт переподготовки и повышения квалификации,  2007. – 49 с.
  18. Интернет- ресурсы -   www.culture.ru; www.classic-music.ru;  pianoForYou.narod.ru; rusfolklor.ru   www.BookMusic.ru,  www.classica 21.ru.