Проблемы музыкального воспитания учащихся подросткового возраста
Работа посвящена решению психологических проблем при работе с подростками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_muzykalnogo_vospitaniya_uchashchihsya_podrostkovogo_vozrasta.docx | 22.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблемы музыкального воспитания учащихся
подросткового возраста
Педагогика музыкального образования ориентирована, прежде всего, на формирование основ музыкальной культуры учащихся. Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в онтогенезе человека, он труден не только для самого подростка, но и для тех, кто общается с ним. В этот период происходит перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Подростковый возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определённых ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности - музыкальные вкусы и пристрастия.
Следует отметить, что интерес школьников – подростков к музыке чрезвычайно высок, музыка занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков.
В научной педагогической литературе утвердилась мысль о том, что основой эффективного общения с музыкой является музыкальный опыт как составляющая часть музыкальной культуры. Критериями наличия музыкального опыта у подростков, по мнению Л.В.Школяр, могут выступать:
- уровень общей осведомлённости о музыке;
- наличие интереса к музыке, определённых пристрастий и предпочтений;
- мотивация обращения школьника к той или иной музыке, то, что подросток ищет в музыке, чего ждёт от неё.
Музыкальный опыт как часть музыкальной культуры подростка формируется в процесс непосредственного общения ребёнка с музыкой. Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности и т.д.), музыка оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. Потенциал музыкального искусства должен использоваться педагогом в воспитательных целях. Педагог должен помочь подростку научиться ориентироваться в сложном и многообразном мире музыкальных произведений, повышать общую музыкальную осведомлённость ребёнка, формировать по мере возможности его музыкальные вкусы и предпочтения.
Музыкально-эстетическое воспитание в подростковый период становится более глубоким. Оно включает в себя элементы напряжённого внимания, проблемные вопросы, которые учащиеся разрешают самостоятельно. В процессе музыкальной работы со школьниками необходимо учитывать, что их интересы становятся более разнообразными, возникает интерес к общественной жизни. Поэтому разучивание разнообразного репертуара, проведение урока должны в определённой степени отражать жизненные события.
Огромную роль в повышении мотивации учащихся играют личные успехи в музыкальном развитии. В подростковом возрасте это актуально в наибольшей степени. Поэтому так важно замечать и поддерживать даже самые скромные успехи учащихся. Методы музыкальной работы должны максимально стимулировать интерес, самостоятельность и творческую инициативу подростков.
Учитывая психологические особенности подростков преподаватель может предложить ученикам новые для них формы проведения уроков. Становится возможным уроков, насыщенных различными творческими заданиями. Ценным является привлечение учащихся к подбору художественного материала к уроку.
Работая с подростками, необходимо сочетать обычную работу с постоянным изучением индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для детей этого возраста очень важно почувствовать свою индивидуальность, иметь возможность проявить себя, и педагог должен создать для этого наилучшие условия. В то же время подросток стремится быть частью коллектива, группы и с удовольствием участвует в общем деле.
Осмысленное восприятие музыки и активное исполнение – это два пути формирования музыкального опыта подростков, взаимно дополняющие друг друга.
Возможность восприятия детьми музыки шире, чем их исполнительские возможности. На уроках следует знакомить учащихся с произведениями более сложными, чем те, которые они могут исполнить сами. Учащиеся должны слушать симфоническую, камерную, оперную музыку, произведения русской и зарубежной классики, а также народную и качественную популярную музыку. Ю.Б.Алиев в своих работах доказывает, что в подростковом возрасте возможно восприятие музыки на более высоком уровне и предлагает использовать такие методы, как проблемное обучение, музыкально-творческие задания и т.д. Проблемы восприятия музыки старшими школьниками рассматривались и в трудах В.Н.Шацкой. Она уделяла особое внимание организации музыкально-просветительской работы, такой, как организация лекций-концертов, семинаров. Эффективной формой работы может стать постановка вопросов и заданий проблемного характера, создание проблемной ситуации (сравнения и сопоставления музыкального материала, средств музыкальной выразительности, произведений разных видов искусства).
Музыкальное обучение подростков многопланово и не может ограничиваться только уроками. Актуальной является внеклассная и внешкольная деятельность, включающая в себя самые разнообразные формы (тематические вечера, лекции-концерты, музыкально-просветительская работа). К подготовке таких мероприятий необходимо как можно активнее привлекать самих учащихся. Это поможет учащимся проявить свою творческую индивидуальность, продемонстрировать личностное, эмоциональное отношение к музыкальному материалу, значительно расширит кругозор и углубит знания о музыке.
Таким образом, процесс музыкального образования учащихся подросткового возраста, основываясь на общепедагогических принципах, имеет свои отличия и требует применения методов работы, соответствующих особенностям подросткового возраста и формирующих личную ценностную позицию в мире музыки.
Проблема школьной мотивации является одним из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы в ней заключается еще и в том, что эта область требует совместных усилий преподавателей и родителей школьников. Проведенные исследования в области образования среди учащихся шестых-седьмых классов показали, что ведущим мотивом для школьников является одобрение родителей. Исходя из этого, видно, что для повышения успеваемости детей прежде всего необходимо выходить на родителей, объяснять их роль в образовании детей. Знакомство с семьей ребенка, знание психологического климата в семье поможет учителю найти правильный подход к каждому ребенку.
Анализ результатов исследования уровня учебной мотивации у подростков из семей, где доминирует образ дисгармоничного стиля родительского отношения показывает, что учебная мотивация у большинства подростков крайне низка. Преобладает оценочный и позиционный мотив. Оценочный мотив учения основан на свойственной подросткам потребности в социальном признании и одобрении взрослого. Подросток чутко реагирует на порицание взрослого, отвержение, отказ от общения. Получением оценки он пытается наладить отношение со значимым взрослым, заслужить его расположение. Похвала, одобрение со стороны родителей. Положительная оценка взрослых является одним из наиболее эффективных стимулов для таких учащихся.
Доминирование позиционного мотива говорит о том, что подросток стремится занять новую позицию (позицию «взрослого человека») в отношениях с родителями, сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым. Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми. Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны родителей, учителей, сверстников. Такие учащиеся работают только «на положительном подкреплении».
Следует отметить, что в тех семьях, где зарегистрированы нарушения детско-родительских отношений, у детей отмечается снижение уровня учебной мотивации и наоборот.
Результаты исследования родительского отношения показали, что лишь треть исследованных семей соответствуют социально желательному образу родительского отношения. Родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем ему помочь, сочувствуют ему. Родители высоко оценивают интеллектуальные и творческие ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. Такие родители доверяют ребенку, стараются занять его позицию в спорных вопросах.
Во многих семьях существует межличностная дистанция в общении с подростком, родители стремятся к неким биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с подростком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу. Тревога родителя повышается, когда ребенок достигает подросткового возраста и начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Высок процент семей, в которых родительское отношение к ребенку классифицируется как «авторитарная гиперсоциализация». Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями подростка, его мыслями и чувствами. Дети в таких семьях обычно замыкаются и их общение с родителями нарушается. Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений, становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и нравственно зрелыми
Большой процент семей, в которых родительские отношения к ребенку классифицируются как «маленький неудачник». Такие родители имеют стремление инфантилизировать ребенка подросткового возраста, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, чувства ребенка кажутся родителю несерьезными. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость, старается оградить подростка от трудностей и строго контролирует его действия. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Если возникающие определенные трудности в обучении раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то неправильно. Тот же результат возникает в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители хотят большего, предъявляют завышенные требования.
Наш мозг ориентирован на социальное поведение. Дети учатся во взаимодействии с другими людьми: родителями, бабушками, дедушками, друзьями, учителями. Самый лучший стимул для человека – это другие люди. Основа любой мотивации, в том числе и учебной, - влияние окружения. Нежные, добрые отношения в семье и школе, которые позволяют детям чувствовать себя уютно и защищенно, - важнейшая основа для здорового развития мозга и, в частности, мотивационной системы. Решающими предпосылками для биологической работоспособности мотивационной системы являются интерес, социальное признание и самооценка, основывающаяся на воприятии человека другими людьми.
Таким образом, стремление к признанию и вниманию – основная человеческая потребность. Если нет удовлетворения и признания, то и мотивация отсутствует. Это значит, что каждый человек хочет сам что-то делать и при этом ощущать себя способным и любимым. Окружение и отношение людей, с которыми ребенок постоянно взаимодействует, помогает ему удовлетворить эти потребности, закладывает фундамент ответственного отношения к труду и к жизни в целом.
Список используемой литературы:
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. Учебник для студентов высших педагогических заведений. – М.: Музыка, 2006;
2.Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, НПО «Модек», 1998;
3. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Просвещение, 1987