Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся фортепианного отделения на основе игровых технологий

Малышева Наталья Викторовна

Одним из основных критериев оценки качества исполнения учащимися музыкальных произведений является «ритмичность». У многих учащихся эта способность либо не развита, либо слабая от природы. Как же добиться максимального раскрытия этой способности? Ответ заключается в методологической результативности, в применении методов и способов педагогической работы, дающих положительный эффект за минимальные сроки реализации. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                          Малышева Н.В..,

                                                                          преподаватель по классу

                                                                          фортепиано,

                                                                         НГ МБОУ ДОД

                                                                              «Детская школа искусств»

                                                                          Россия, г. Нефтеюганск

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ФОРТЕПИАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ

НА ОСНОВЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В музыкальной практике под чувством ритма подразумевается способность, лежащая в основе  тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изображением временных отношений в музыке.      Проблема развития музыкально-ритмических способностей актуальна, поскольку одним из основных критериев оценки качества исполнения учащимися музыкальных произведений является «ритмичность». У многих учащихся эта способность либо не развита, либо слабая от природы. Как же добиться максимального раскрытия этой способности? Ответ заключается в методологической результативности, в применении методов и способов педагогической работы, дающих положительный эффект за минимальные сроки реализации. В  музыкально-исполнительской  практике  встречаются    следующие метроритмические проблемы:

-- Ритмическая неустойчивость. В практике часто встречаются отклонения от темпа, неумение держать темп (неоправданные ускорения и замедления) учащимися при исполнении произведения. Методика работы в этой области должна строиться на предварительной, еще до начала исполнения,  установке учащегося  на определенное движение  способами внутреннего (про себя) просчитывания,   пропевания,  дирижирования.

- Не менее существенной  проблемой в музыкально-ритмическом воспитании учащихся является отсутствие  у учащихся     ощущения и понимания  организации музыки, фразировки. Часто ученики исполняют произведение по слогам, не чувствуют и не понимают  ритмическую фразу, период, не ощущают  смысловую    единицу    в  ритмической    организации музыки. Для того, чтобы избежать неоправданной тактации, чувствовать музыкальную фразу  не по тактам, а целиком, следует сосредоточить внимание ученика на осмыслении направленности метроритмического движения (сильная и слабая доли),  ритмическую конфигурацию стопы (ямб, хорей).

- Tempo rubato – едва  ли  не  наиболее   сложное   из    тех    явлений, с которыми сталкивается практика музыкально-ритмического воспитания учащихся детских музыкальных школ и школ искусств.  Необходимо помнить об основных способах игры rubatо:

1. игра rubatо должна предваряться ритмически выровненным исполнением. Хорошее rubatо достигается только через точный ритм;

2. разные  ритмические оттенки, все отклонения от темпа должны тщательно продумываться.

- Паузы – это фактор огромного художественного значения. Часто учащиеся либо не видят паузы, либо не воспринимают их как часть музыкального произведения.  Учащимся необходимо объяснять, что  паузы  означают не перерыв в движении, а подготовку следующих звуков.

В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство  проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.

Ритмические действия познаются детьми уже  в раннем возрасте. Маленький ребенок прыгает, шагает, связывает свои действия с пением, декламацией стихов. Учитывая особенности психики  детей младшего возраста, занятия строятся в синтезе игровых форм с умением наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать музыкальные явления. Искусство и игра имеют много общего: моторную активность, образность, радостную эмоциональность. Игровая сущность пронизывает все детство, любое задание на уроке можно сделать игровым, придав,  таким образом, процессу обучения неформальный характер.  В целом, использование игры  на занятиях является благоприятной средой для развития мышления, музыкальности, творческих способностей. Построение игры, отдельного игрового приема должно опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также на их возрастные особенности и психофизиологические закономерности развития.

Ритмическое воспитание младших школьников  начинается с восприятия ими целостного музыкального произведения, и прежде всего с темпа как выразительного средства и важнейшего жанрового признака.  Далее следует ознакомление  с размером и фразировкой. Изучение ритмического рисунка взаимосвязано с восприятием фразы. Учащиеся учатся слышать  подчеркнутый ритмический рисунок, характерный  для произведений маршевого и танцевального склада, фразировка в данном случае  отступает на второй план. Для песен, наоборот, характерна ясная фразировка совпадающая часто с периодом стихотворных строк. В танцах и маршах мы учимся слышать сильные и слабые доли, в песенных же произведениях – фразу, широкое дыхание.

Исполнение музыки на фортепиано активно развивает музыкально-ритмическое чувство. Этому способствует и специфика инструмента фортепиано. Перед учащимися старших классов ставятся боле сложные ритмические задачи, поскольку произведения с элементами полиритмии, полифоническая музыка с самостоятельной ритмической структурой каждого голоса требуют  высокоразвитых ритмических способностей.  Музыкально-инструментальное исполнительство и педагогика располагают конкретными приемами и способами работы, которые воздействуют на музыкально-ритмическое сознание учащихся. В педагогической деятельности используются  следующие приемы:

- игра со счетом как форма двигательно-моторного отражения ритмических процессов. Игра со счетом позволяет учащемуся быстрее разобраться в ритмической структуре малоизвестного произведения. Игра с метрономом позволяет учащимся прочувствовать единство темпа всего произведения. Замечено, что монотонное постукивание метронома позволяет учащимся быстрее запомнить музыкальное произведение, и, таким образом, развивается музыкальная  память. Хорошо использовать метроном и при изучении классической крупной формы, он позволяет учащимся прочувствовать единство темпа. Вместе с тем постоянная привычка играть со счетом или с метрономом на определенном этапе может привести к излишнему тактированию, либо к омертвлению музыкально-ритмических ощущений;                                                                                                                                        

- прохлопывания ритмических структур;                                                                                                                  

- дирижирование. При таком способе внимание ученика свободно от преодоления технических трудностей. Очень полезно продирижировать все произведение целиком, глядя в ноты.  Такой способ позволяет учащемуся не только охватить произведение целиком, но и хорошо прочувствовать всю ритмическую структуру произведения;                                      

- временные остановки. В практике часто встречаются учащиеся с неустойчивым музыкально-ритмическим чувством.  Для преодоления неустойчивости в движении, ускорения, замедления используется прием временных остановок, например на два такта, во время которых учащийся четко просчитывает вслух, а затем вновь продолжает игру. Можно выравнивать темп путем стыковки отдельных частей произведения или просчитать его вместе с учеником;                                                                                                                          

- запись по памяти. Очень полезно попросить ученика по памяти записать ритмический рисунок какой-либо части музыкального произведения;                                                                                  

- игра в ансамбле также способствует воспитанию ритмического чувства.

При подборе системы упражнений для развития музыкально - ритмических способностей следует учитывать индивидуальные  природные особенности, а также физиологические данные учащихся.

Одной из основных проблем в организации педагогического процесса является увеличение количества учащихся со слаборазвитыми  метроритмическими способностями. Это проявляется в неумении держать темп произведения, в  психологической и физиологической скованности, нарушении координации движений. С такими учащимися приходится регулировать  развитие ритмической устойчивости, и длительность выполнения отдельных заданий зависит от их индивидуальных  способностей, возможностей и подготовленности к обучению.

Система упражнений для развития музыкально-ритмических      способностей  младших  школьников:

-   Прохлопывая ритмический рисунок песни, мы знакомимся с долями, учимся определять их на слух. Для этого используется методика ритмослогов (та - четверти, ти-ти - восьмые, тири-тири - шестнадцатые), а также определение характера движения («шаг», «бегать», «полетели»), которые соответствуют ритмослогам.

-     Следующий этап – игра «Два человека». Один (правая рука) идет, другой (левая рука) бежит, или летит и т.д. Затем руки меняются.  Важно научиться укладывать восьмые и шестнадцатые длительности в долю. Упражнение воспитывает и развивает также координацию движений ученика.                                                                                                                            

- Составление целого из различных ритмических группировок. Это упражнение хорошо воспитывает умение зрительно воспринимать ритмические группировки, а также умение считать. Следует обратить внимание  на то, чтобы эти ритмические группировки не были слишком сложными для восприятия и понимания учащихся младших классов.                      

- Использование   наглядных пособий – ритмических карточек, небольших ритмических «задачек» (изучение различных размеров с расставлением тактовых черт).                                

 -   Изучение ярких ритмических группировок, взятых из известных детям мелодий визуально и на слух.

-  Для развития ритма и координации  непосредственно в классе фортепиано используются элементы предмета «ритмика». Учащиеся должны прошагать ритмический рисунок изучаемого произведения и одновременно прохлопать ровные доли, а затем наоборот. Начинать такие упражнения следует с самых легких заданий.                                          

-     Игра «Строитель». I этап этой игры способствует визуальному восприятию учащимися ритмических фигур. Необходимо определить, из каких ритмических группировок («кирпичиков») состоит отдельный такт («квартира»), и все произведение в целом («дом»). II этап – просчитать, прохлопать ритмический рисунок, применяя счет или  ритмослоги.                                                                                                                                                           -      Способ подтекстовки ритмических групп развивает интонационную и выразительную сферы музыкального ритма. На каждую ритмическую группировку (триольную, квартольную и т.д.) можно придумать подходящее слово с соответствующим количеством слогов и учетом акцентировки.                                                                                                                      -      Дети обычно с удовольствием работают вместе. Интересно и продуктивно заниматься ритмикой коллективно, например: один учащийся дирижирует, другой прохлопывает ритмический рисунок, затем они меняются местами. Задания можно варьировать  и выстраивать по принципу целесообразности.   Для того, чтобы учащиеся не испытывали   боязни   или неудобства, занимаясь ритмическими упражнениями,   все  упражнения должны носить яркий, эмоционально радостный характер.

Чувство ритма является важнейшей составной частью музыкальных  способностей, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, исполнение временных отношений в музыке. Полноценно  развитое чувство ритма поможет учащемуся активно переживать и грамотно исполнять временную организацию музыкального движения, воспринимать и понимать не только музыку, но и хореографическое искусство, поэзию, – все то, что, так или иначе, связано с понятиями темпа, метра и ритма.

                                         Информационные ресурсы

1.Бергер Н. Сначала – ритм. http://www.twirpx.com/file/625975/;

2. КаплуноваИ., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие  чувства ритма у детей.  http:// www. twipx. com/file/634093/

3. Лифиц И.В. Ритмика. http://www.twirpx.com/file/309533/

4.Жак-Далькроз Э. Ритм. – Изд.: «Классика-XXI», М., 2001.