Мотивация достижения успеха у учащихся

Шнайдер Любовь Викторовна

Чувство  успеха  (как, в прочем, и неудачи) наиболее полно переживается человеком только тогда, когда он видит их причину не в каких – то внешних факторах, а в самом себе. У учащегося, который остается для педагога лишь пассивным объектом педагогических манипуляций, не воспитывается воля и не развивается самостоятельность, а следовательно, не формируется внутренняя  мотивационная энергия.Большинство исследований доказывают, что мотивация  достижения успеха – это  чисто социальный, то есть приобретенный мотив, который проявляется как следствие определенного уровня развития человека. На его формирование влияет множество внешних факторов. Их совокупность называют мотивационной  средой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический доклад24.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Мотивация достижения успеха у учащихся

     Неудачниками не рождаются. Наиболее существенный для преодоления сложностей овладения знаниями мотив – достижение успеха – является приобретенным. Но для его «приобретения» нужна соответствующая среда.

     Установлено, что чувство  успеха  (как, в прочем, и неудачи) наиболее полно переживается человеком только тогда, когда он видит их причину не в каких – то внешних факторах, а в самом себе. Эмоциональная и интеллектуальная несвобода, отсутствие активной самостоятельности -  атмосфера, которая не благоприятствует развитию стремления к достижению успеха. У учащегося, который остается для педагога лишь пассивным объектом педагогических манипуляций, не воспитывается воля и не развивается самостоятельность, а следовательно, не формируется внутренняя  мотивационная энергия. Это результат неверно организованного процесса обучения. Беда еще в том, что в таких условиях у учащихся не развивается чувство самоконтроля. Отсутствие же собственных критериев качества учебной деятельности – серьезное препятствие для формирования волевого поведения, а без этого  невозможно развитие  мотивации к достижению успеха [1].

     Наиболее часто официально применяемыми индикаторами «мотивированности - немотивированности»  являются отметки, которые не всегда носят объективный характер.

     Желание добиться успеха присуще людям с самых малых лет. Так, американский ученый МакКлелланд установил, что первые проявления  истинной  мотивации достижений присущи уже трех-четырехлетним детям. Они проявляются в настойчивости, с которой ребенок сознательно пытается добиться желаемого результата.

     Большинство исследований доказывают, что мотивация  достижения успеха – это  чисто социальный, то есть приобретенный мотив, который проявляется как следствие определенного уровня развития человека. На его формирование влияет множество внешних факторов. Их совокупность называют мотивационной  средой.

     Если мы хотим сформировать у учащихся мотивацию к достижениям, то следует соблюдать такие правила:

  • задачи должны быть посильными и не требовать сверхусилий. В этом случае от их решения  не откажутся как высоко  мотивированные, так и слабо мотивированные  и ориентированные на избежание неудачи дети;
  • деятельность должна быть интересной  и  соответствовать уровню  его притязаний;
  • в работе должны присутствовать задачи разной  степени сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся;
  • задачи должны отличаться новизной, активизирующей мыслительную и слуховую деятельность школьников;
  • слабо мотивированные должны иметь возможность повтора, это поможет им обрести уверенность в собственных силах.

     Помимо самого побуждения ребенка к самостоятельности для развития мотива достижения,  как показали исследования, большое значение имеет и то, какими методами и способами  все это делается. Так, если мы побуждаем наших учащихся с помощью жестких требований, угроз и наказаний, ограничивая их свободу, то ничего не добьемся. Напротив, контроль и наказание, как правило, формируют мотивацию  избежания  неудачи, а не  достижение  успеха.

     Существенный фактор создания среды, побуждающий к успеху – это оценка  деятельности  учащегося. Именно она создает внутреннее ощущение удачи или неудачи и, обладая большой побудительной силой, может играть как мотивирующую, так и демотивирующую роль. Если ученик воспринимает оценку как объективную и справедливую, то у него появляется стремление  и впредь непременно добиваться удачи. А справедливыми им считаются оценки, которые учитывают результаты и усилия, вложенные в выполнение работы, и не зависят ни от каких прочих условий – отношений с педагогом, поведения, личных симпатий и антипатий. Иногда стимулятором может стать и отрицательная  оценка,  если речь идет о детях с высоким уровнем  мотива достижения  и устойчивой самооценкой.

В работе  с  учащимися  преподавателю необходимо:

  • проявлять доброжелательность и сдержанность;
  • в общении с учеником уходить от эмоционального напряжения, обиды, раздражения;
  • обсуждать с учениками причины ошибок и пути их исправления;
  • добиваться, чтобы ученик действительно, а не формально принял оценку и понял, как ее улучшить;
  • создавать у ученика положительный эмоциональный настрой, вселять уверенность в своих  силах.

     Выявлено, что одним из самых важных для появления стремления к достижению успеха является фактор времени. Временной дефицит увеличивает  ожидание  неудачи.  Неограниченное время – стимулирует к выполнению творческой деятельности. Так что надо разумно и четко определять время, за которое требуется выполнять ту или иную работу.

     Помимо времени, необходимо наличие и других условий. Сильно сказывается на степени утомляемости и в итоге на мотивации и умственной активности учащихся наполняемость классов (во время проведения групповых занятий хора, оркестра), шум, освещенность помещения, чередование методов работы.

     Ещё одно условие – влияние на развитие мотивации достижения успеха личного примера и ролевого поведения значимых взрослых, педагогов, а также родителей. Такая ориентация самым положительным образом сказывается на мотивации ребенка. Безусловно, педагог, стремящийся сформировать у учащихся мотивацию к достижениям, добьётся лучших результатов, нежели тот, кто не является  для учащихся примером.

     Если преподаватель хочет сформировать у учащихся стремление к достижениям, то надо сделать так, чтобы ученик знал, каких  результатов ждут от него, по каким показателям будут оценивать его работу, и ещё – уверенность в том, что действия преподавателя будут объективными и справедливыми.

   Самое главное, что должна сделать школа, чтобы повысить школьную мотивацию – это помочь ребенку захотеть учиться.

     Есть три основных мотива, из-за которых ребенок может и хочет учиться.  Это:

  • мотив внешний – ориентация на будущую жизнь, то есть когда ребенок учится, чтобы куда-то поступить, получить интересную работу, реализовать свои творческие способности (часто встречается у  учеников старших классов, что обусловливает их  лучшую успеваемость);
  • мотив внутренний – ориентация на собственные склонности и способности. Ребенок с интересом занимается на том отделении, к которому  у него есть способности (музыкальное отделение: фортепиано, духовые, струнные, народные инструменты; художественное отделение; театральное; хореографическое).
  • мотив ситуационный  - нравится учитель, интересно построен урок, учащемуся понятно, зачем нужен этот учебный материал и т.п. (актуализировать эти  мотивы может, как правило, опытный педагог).    

     В детских школах искусств детям дается возможность развития их способностей и склонностей. Так что используется их внутренний мотив. Если дети  понимают, что преподаватель может и хочет дать им то, что им нужно, то это, в свою очередь поднимает престиж педагога, а для ребенка – дополнительный ситуационный мотиватор обучения.


Литература

  1. Бакурадзе А.  Факторы, порождающие  обиду: их причины и способы преодоления/ / Директор школы. 2001. № 1. С.37-42.
  2. Бакурадзе А.  Цели  руководителя  и  подчинённых : как сделать так , чтобы они совпали // Директор  школы. 2002. № 1. С.28-33 .
  3. Веснин  В.Р.  Практический  менеджмент персонала: Пособие по кадровой  работе.  М.: Юристъ. 1998. 124 с.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент.  М.: Гардарика. 2000. 356 с.
  5. Виханский О.С. Стратегическое  управление. М.: Гардарика. 1998. 128 с.
  6. Дольник В.Р.  Вышли мы все из природы. М.: Linka press. 1996.  137 с.
  7. Дружинин В.В., Конторов Д.С.  Системотехника. М.: Радио и связь. 1985.  185 с.
  8. Кириллов Л.  Как  заставить сотрудников  «гореть» на работе// Управление персоналом. 2000. № 6. С.26-30.
  9. Комаров Е.  Фирменный  патриотизм  или преданность в трудовых отношениях // Управление  персоналом. 2000. № 5. С.63-66.
  10. Кудрин Е.А., Рудич Л.И.  Система планирования в организации социально-культурной сферы. М.: Просвещение. 1990. С.167
  11. Карпухин  О.  Можно ли управлять культурой // Диалог. 1994. № 4.  С.40-44.
  12. Лазарев В.В., Поташник М.М.  Как  разработать программу  развития школы. М.: Новый мир. 1993.  65 с.
  13. Магур  М.И., Курбатов  М.Б.  Современные персонал-технологии // Управление персоналом. 2001. № 6.  С.45-50.
  14. Маркова А.К.  Формирование  мотивации  учения. М.: Просвещение. 1990.  110 с.
  15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.  Основы менеджмента. М.: Дело. 1998.  799 с.
  16. Михельсон – Ткач  В.Л., Скляр  Е.Н. Ценности  как  основа  культуры организации // Менеджмент  в России и за рубежом. 2002. № 1. С.71-76.
  17. Немова  Н.  Как  создать  среду, побуждающую  к успеху // Директор школы. 2002. № 7. С.43-47.
  18. Попов  В.П., Крайнюченко И.В.  Генезис мотивации // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. С.53-55.
  19. Попов Д.Е.  Мотивация руководителей // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 3. С.56-72.
  20. Поташник М.М., Лазарев В.С.  Управление  развитием школы. М.: Новый мир. 1995.   210 с.
  21. Сухорукова М.  Ценности как ключевой  элемент  организационной культуры // Управление персоналом. 1999. № 11. С. 38-43 .
  22. Терци М.  Генетика и животная  клетка.  М.: Мир. 1997.  274 с.
  23. Хофстед Г.  Национальная  культура в теории  менеджмента . М.: Интэрнэкспорт. 1993.  291 с.


[1] Немова Н.  Как  создать среду, побуждающую  к успеху // Директор школы. 2002. № 7. С.45-47 .