15 июня 2013 года великому норвежскому композитору Эдварду Григу исполнилось бы 170 лет

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

15 июня 2013 года великому норвежскому композитору Эдварду Григу исполнилось бы 170 лет. Вся мировая музыкальная общественность отмечала эту дату.

Красивое и самобытное искусство Норвегии - суровой страны с живописными скалами, горными ущельями, и фиордами  -  оставалось неизвестным миру до тех пор, пока в ней не появилась плеяда талантливых представителей искусства и литературы: Риккард Нурдок, Уле Булль, Нильс Гаде, Генрих Ибсен. Среди них блистает имя Эдварда Грига - выдающегося композитора, основоположника национальной музыкальной школы.

Родился композитор в 1843 году в Бергене, учился в Лейпцигской консерватории; с 1863 по 1866 годы жил в Копенгагене, столице Дании, где организовал музыкальное общество «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. Это было началом большой музыкально общественной, просветительской деятельности Эдварда Грига.

Живя в Дании, он создал множество музыкальных произведений: «Поэтические картинки», «Юморески», Сонату для фортепиано, но с каждым новым сочинением всё яснее и яснее вырисовывался облик Грига как композитора - норвежца.

Ю.А. Кремлёв писал: «Без Норвегии не было бы Грига, но без громадного личного таланта Григ не смог бы так правдиво и своеобразно выразить Норвегию».[1]

Его творчество формировалось в годы общественного и культурного подъёма страны. Норвегия, в течение нескольких веков находившаяся в подчинении Дании и Швеции, была скована в своём развитии. С середины ХIХ века начинается период экономического развития, роста национального самосознания и расцвета культуры.

Горячая любовь к родине и её народу вдохновляла композитора на создание произведений, покоряющих своей оригинальностью, свежестью, простотой. Сам Григ был превосходным исполнителем собственных сочинений. Живя с 1867 года в Норвегии, он выступал как пианист и дирижёр. Его концерты в различных городах Европы превращались в музыкальные праздники.

Эдвард Григ - первый классик норвежской музыки, поставивший культуру Норвегии в один ряд с передовыми национальными школами Европы.

Творчество великого композитора, охватывая всю II половину ХIХ века, стоит на рубеже столетий и включает в себя черты романтизма.

Романтизм -- течение в искусстве, возникшее в конце ХYIII века как отклик на великую буржуазную французскую революцию, и разочарование широких общественных слоёв её результатами. Неудовлетворенность действительностью, трагическое восприятие жизни, её противоречий привели к глубокому пессимизму.

Особое внимание к душевному миру человека, его психологии влекло за собой развитие лирических жанров: песня, романс, баллада. Само слово лирика - в переводе с греческого «лира» - музыка, содержание которой сосредоточено на раскрытии внутренних переживаний человека. Отсюда - преобладание в ней эмоционально-субъективных элементов, её особая задушевность.[2]

Поиски красочной изобразительности, решение новых задач в области психологической выразительности и воплощение многообразных оттенков эмоциональных состояний обусловили огромные новаторские достижения в сфере гармонии, инструментовки, музыкальной формы. Интерес к народной жизни, национальной культуре, любовь к природе вызвали расцвет народно-бытовой, фантастической, романтико-героической программной музыки, что способствовало возникновению жанра лирической миниатюры.

Сам Григ считал себя последователем творчества Роберта Шумана, о котором ему много рассказывал его учитель, педагог Лейпцигской консерватории, Эрнст Венцель, знавший Шумана лично. Не раз слушал Григ блестящую игру пианистки Клары Шуман - вдовы композитора, и её исполнение шумановских пьес навсегда осталось у Эдварда незабываемым впечатлением консерваторских лет. « Музыка этого великого романтика вошла в творческую натуру молодого композитора, но вошла не образцами для подражания, а живым знанием и открытием новых для него чувств».[3]

Таким образом, впитав в  себя все достижения романтизма, Григ, соприкасаясь с миром фольклорного искусства, нашёл те методы музыкального письма, которые коренились в самом народном творчестве. Его музыка уникальна, самобытна и глубоко народна.

Подобно М И. Глинке в России, Эдвард Григ с необыкновенной яркостью воплотил в музыке национальные типы, образы народной поэтики и родной природы. Исключительное внимание композитор уделял стилистике народного творчества. « Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, пытался создать национальное искусство», - писал Э. Григ П.И.Чайковскому.[4]

Норвежская народная мелодика отмечена рядом характерных особенностей, которые определили своеобразие музыкальной стилистики Грига: мелодическая линия нередко развивается сложным орнаментом в наслоении форшлагов, мордентов, трелей, задержаний или коротких призывных интонаций. Композитор щедро пользуется ладовыми оборотами - лидийскими, дорийскими, фригийскими. Они также способствуют обогащению его гармонических приёмов: альтерация, хроматическое нисхождение баса. Необычайно широко и изобретательно Григ использует тритоновые ходы, которые образуются в результате повышения IY ступени (оборот лидийского лада).[5] 

Повышение IY ступени, как вводного тона к Y, рождает ощущение двух опорных звуков в ладу. Тем самым в данный лад включается тональность его доминанты, нередко в мажоре - минорной, а в миноре - мажорной, что создаёт предпосылки как для ладовой переменности, так и для одновременного совмещения тонической и доминантовой гармонии. Это послужило основанием для разработки Григом того гармонического своеобразия и модуляционной свободы, которые обогатили европейскую музыку, в том числе творчество французских импрессионистов, новыми выразительными средствами.[6]

    Фортепианное наследие Э. Грига велико и многогранно: цикл «Поэтические картинки», Концерт для фортепиано с оркестром, Баллада в форме вариаций, две Сонаты; Вальсы-каприсы, Норвежские танцы для ансамблевого исполнения в четыре руки.

Альбом «Лирические пьесы» представлен десятью тетрадями, каждая из которых состоит из 6-8 пьес. Таким образом, всего - 66 произведений. Сам Григ определил жанр « Лирических пьес» как  романтические миниатюры,

называя их своими «дневниковыми записями».[7]

Композитор предстаёт в этих произведениях увлекательным рассказчиком-новеллистом, меткими штрихами характеризуя душевное состояние героев или явления действительности. Тематизм пьес наделён такой естественной жанровой характерностью, а интонационно-ритмтческие и гармонические «повороты» содержат столько неожиданного и увлекательного, что музыкальное развитие подчас уподобляется интересно рассказанной новелле.[8]

Каждая миниатюра - шедевр! По своему складу они импульсивны, импровизационны. «Лирические пьесы» - яркий пример программной музыки: заглавие каждой из них призвано вызывать определённые ассоциации в связи с содержанием, и это ещё одна характерная черта романтизма.

Каждая миниатюра открывается заголовком, определяющим её поэтический образ, и в каждой из них поражает простота и тонкость с каким воплощается в музыке «поэтическое задание».[9] Видно, как много дум и чувств Григ отдавал родине : «На родине», «Тоска по родине», «Патриотическая песня». Эта тема продолжается и в многочисленных народно-танцевальных пьесах, задуманных как жанрово-бытовые зарисовки: «Мальчик-пастух», «Листок из альбома», «Свадебный день в Трольхаугене». Великолепны музыкальные пейзажи Грига: «Весной», Ноктюрн»; живые непосредственные зарисовки с натуры : «Птичка», «Бабочка», Ручеёк» ; своеобразны мотивы народно-фантастических пьес : «Шествие гномов», «Кобольд», «Танец эльфов» ;  много танцевальной музыки : «Хоровод», «Вальс», «Халлинг», Гангар», «Спрингданс». Эдвард Григ как истинный романтик запечатлел в музыке значительные жизненные образы, характеры, чувства: Элегия», «Мелодия», «Одинокий странник». Он  -  тонкий колорист, умеющий уловить едва различимые оттенки душевных движений и настроений мира природы. Это умение тесно связанное с обострённым гармоническим мышлением, делает Грига одним из предшественников импрессионистского стиля в музыке.

Русский музыковед Н.Ф.Финдейзин писал : «Эдвард Григ, как маленький тролль норвежских сказок, собрал в царстве своего творчества неисчислимые художественные богатства своего народа, ковал из них дивные миниатюрные изделия и дарил их людям».[10]

Итак, 10 тетрадей - 66 миниатюр. «Элегия» h-moll, соч. 47 № 7 входит в состав IY тетради наряду с пьесами «Вальс-экспромт», «Меланхолия», «Мелодия», «Халлинг», «Спрингданс».

Элегия - в переводе с греческого «жалоба» - лирическое произведение, передающее грустное, меланхолическое настроение.[11]

Музыка светлая, но немного грустная, предельно простая, но с чуть взволнованными песенными интонациями создаёт образ душевного покоя.

Н.С.Гумилёв в элегии «На мотивы Грига» точно отразил характер скандинавской природы :

        «Кричит победно морская птица

Над вольной зыбью волны фиорда

К каким пределам она стремится?

         О чём ликует она так гордо?

         Холодный ветер, седая сага

         Так властно смотрят из звонкой песни,

         И в лунной грёзе морская влага

         Ещё прозрачней, ещё чудесней…»[12]

Произведение написано в двухчастной форме, и каждая из частей состоит из двух разнохарактерных тем. Первая - элегическая, лирическая. Блики природы выписаны здесь с живописной ясностью, но ни одна «живописная» деталь не выпадает из общего, глубоко лирического тона «картины»:[13]

Вторая тема - изящная, хрупкая мелодия с острыми очертаниями, характерными для народной музыки, которая постепенно переходит в решительную интонацию. Лёгкий, воздушный орнамент превращается в стремительно бегущую мелодию с чёткими очертаниями септаккордов:

Жанровое своеобразие ритма подчёркивает противоречие между опорным соотношением долей и развитием мелодической линии, и это определяет характер пианизма - мелодико-лирический в первой теме и чётко ритмизованный во второй.

Кульминация - интегрирующая тенденция объединения частей в целое: секвенция на длинной цепи восходящих септаккордов:

Различие динамических состояний обрисовывает форму. В финале смена разных степеней звуковой плотности становится действенным средством, как будто замыкая, закольцовывая форму. Всё заканчивается уменьшением звука, динамика уходит «на нет», всё успокаивается, затихает.

Педаль многообразна и функциональна. Композиторы-романтики называли педаль -  «душой фортепиано».[14] Педализация точно зафиксирована в нотном тексте,[15] но есть деталь - применение левой педали, которая трактуется по-разному в одинаковых частях произведения.

Совсем иного рода миниатюра «Танец из Йольстера», в которой сочетаются черты марша-шествия и танца. Эта небольшая по объёму пьеса - сценка народного праздника.

Миниатюра написана в двухчастной форме, и начинается вступлением : энергичными триольными фигурами - « призывом к танцу»[16]. Также троекратно они повторяются вновь октавой выше, но уже не на ff, а на pp, глухо, как эхо в горах. Эти вступительные построения вводят в первый раздел. Будто издали доносится маршевая поступь приближающейся праздничной процессии :

Форма двухчастная и I часть завершается кульминацией на септаккорде II ступени:

Музыка II части носит совсем другой характер. Колорит светлый, минор уступает место мажору, двухдольный марш-шествие сменяется трёхдольным танцем - гибким и изящным. Словно прекрасный девичий образ, в чистом и прозрачном звучании Ре мажора возникает напевная, грациозная мелодия. Она развёртывается не сразу, сначала робко, потом с неожиданной стремительностью:

Во втором разделе - последовательное нарастание энергии танца к широко изложенной коде - кульминации пьесы :

В данном сочинении важно уделить особое внимание ритму. Нахождение звуковых красок динамики, преодоление фигурных трудностей - всё это далеко ещё не создаст нужного образа, если музыка не будет «одушевлена подлинно действенным ритмом».[17] Почувствовать и передать его - одна из наиболее сложных исполнительских задач. Необходимая ритмическая свобода во II части пьесы, выражается преимущественно в чуть заметных «оттяжках» перед звуками, которые должны быть отмечены : сильная доля, акценты, синкопы, ферматы, но ритмические отклонения требуют здесь тончайшего чувства меры.[18]

Помимо ритма, большую роль в пьесе играет темброво-динамическая сторона исполнения. Динамика имеет два плана : звуковые контрасты и последовательное звуковое нарастание. Используя богатые красочные возможности, открывающиеся контрастами фактуры, регистров, штриховой артикуляции, необходимо при исполнении осуществить единую линию нарастания энергии танца. Особенно насыщено должно звучать заключительное построение : аккорды с октавами в басу - «словно грузное притоптывание мужчин в пляске».[19]

Общей линии развития должна быть подчинена и педализация. Начало I части можно исполнять совсем без педали. Во II части педаль необходима: она придаёт насыщенное звучание квинтам и подчёркивает штрихи. наиболее густая педаль применяется в финале - для придания кульминации большей полноты звучания.

Миниатюра широко используется в педагогической практике, так как вполне доступна по содержанию и изложению учащимся старших классов.

Последующие циклы «Лирических пьес» привносят новые образы и новые художественные средства.

«Листок из альбома» е-moll cоч. 12№7 - соединяет непосредственность лирического чувства с изяществом и галантностью альбомного стихотворения. В безыскусной мелодии этой пьесы слышны интонации народной песни, но изысканность этой простой мелодии сообщает воздушная орнаментика :

На фоне ровных фигураций восьмых в сопровождении выступает изящная и хрупкая мелодия с острыми ритмическими очертаниями. «Капризные» переменные акценты, обилие форшлагов, вносят в звучание пьесы своеобразный колорит норвежской музыки.[20] Она усиливается характерной ладовой окраской - мелодический минор.

Контрастная тема средней части, напряжённая, динамичная, соединяющая активные, энергичные интонации с элементами речитации, вносит нотки драматизма

В сменах мелодико-ритмических фигур, регистровых и динамических контрастах словно видны разные фигуры танца.

В этой миниатюре Григ сумел передать целую гамму чувств посредством развития предельно простой, лаконичной мелодии.

        « Танец эльфов» соч. 12 №4 - один из великолепных образцов музыкальной фантастики Грига. Вся композиция основана на контрастности двух тем, которые противопоставлены друг другу: причудливость сказочного мира и чарующая красота, ясность природы. Музыка отличается яркой динамичностью: в стремительном движении мелькают волшебные, сказочные очертания танца:

Музыкальные средства крайне скупы: моторная ритмика и на её фоне неприхотливый аккордово-мелодический узор. Фактура проста: «порхающие» фигурации создают ощущение лёгкости и  простора. Здесь нет ряда характерных для Грига приёмов, таких, например, как употребление форшлагов и синкоп, но страницы этой музыки колоритны, они овеяны подлинной поэзией, свидетельствующей о глубоком проникновении в характер национальной психики и духовного склада народа.

         Значение творчества Эдварда Грига велико.

Во-первых, оно предстаёт переломленным сквозь призму народного сознания, «композитор говорит от имени народа и для народа».[21]

Во-вторых, образное богатство, высокие художественные достоинства.

В-третьих, Григ затрагивает многие стороны и явления национальной жизни и выражает их с классической простотой, которая свойственна лучшим произведениям мирового музыкального искусства. создав такое искусство Эдвард Григ стал основоположником норвежской классической музыки, а творения его, как всё истинно национальное - достоянием мировой художественной культуры.


[1] Музыкальный календарь на 1963. Под ред. Т. Голланд, «Музгиз», М., 1962. с.175.

[2] Энциклопедический музыкальный словарь. «Советская музыка», М., 1990.  с. 153.

[3] Розинер Ф.Я.  Сага об Эдварде Григе. Монография.  «Музыка», М., 1972.   с .131.

[4] Друскин М.С.  История зарубежной музыки второй половины хiх века. «Музгиз», 1963,   с. 546.

[5] Друскин М.С. История зарубежной музыки второй половины  ХIХ века. «Музгиз», М., 1963,  с. 540

[6] Там же, с. 541.

[7] Музыкальная литература зарубежных стран. Под ред. Левина Б.В. «Музыка» М., 1972, с. 241.

[8] Музыкальная литература зарубежных стран. Под ред. Левина Б.В. «Музгиз»., 1972,с. 241.

[9] Там же, с. 242.

[10] Музыкальный календарь на 1963.  «Музгиз», М., 1962, с. 175.

[11] Энциклопедический музыкальный словарь. «Советская энциклопедия», М., 1990, с. 415.

[12] Гумилёв Н.С. Избранное. « Советская Россия» , М., 1989, с. 70.

[13] Музыкальная литература зарубежных стран. «Музыка» , М., 1972, с. 243.

[14] Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. «Музыка», М., 1978, с. 130.

[15] Э. Григ. Избранные произведения . «Музыка», М.

[16] Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. «Музыка», М., 1978, с. 131.

[17] Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. «Музыка», М., 1978, с.202.

[18] Там же, с. 203.

[19] Там же, с. 204.

[20]  Музыкальная литература зарубежных стран. «Музыка», М., 1972. с. 244.

[21] Друскин М.С. История зарубежной музыки. «Музгиз», М., 1963, с. 535.