Проект художественно-эстетической направленности "Семь нот ведут нас за собой"

Проект по работе с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_not_vedut_nas_za_soboy.docx30.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Семицветик»

Проект художественно-эстетической направленности

по работе с музыкально одаренными детьми

«Семь нот ведут нас за собой»

Разработала:

Сидоренко М.В.

Г. Гурьевск

2016-2017 гг.

«Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образовываться и развиваться»

 А. Бебель

«Большой талант требует большого трудолюбия»

П. Чайковский

Название проекта: «Семь нот ведут нас за собой»

Проблема: Кого можно назвать талантливым в музыке? Того, кто от природы наделен музыкальными способностями. Так ли это? Как свидетельствует практика, те, кто выбирают музыку для дальнейшего обучения, выделяются из общей массы детей уже в дошкольном возрасте. Но все ли дети, показывающие способности, в будущем станут музыкантами, артистами? И нужны ли дополнительные занятия музыкально одаренным детям в дошкольном учреждении? Многие родители и некоторые педагоги говорят, что одаренными детьми лучше всего заниматься профессионалам, т.е. педагогам детских школ искусств или музыкальных школ. Но именно от музыкального руководителя зависит дальнейшее желание ребенка продолжить свое занятие музыкой, именно музыкальный руководитель берет на себя функцию - привить любовь к музыкальному искусству, при этом должна быть обеспечена максимальная свобода для любого приносящего ребенку радость спонтанного музыкального самовыражения и для развития его двигательных потребностей.

     Цель: Создать условия для развития у детей вокальных, метро-ритмических способностей, потребность в творческом самовыражении.

При развитии одаренных детей, музыкальный руководитель решает следующие задачи:

1. Развивать творческую активность; формировать умение воплотить переживаемое в творческой деятельности;

2. Развивать музыкальную память, мышление, творческое, ассоциативное воображение; самостоятельность детей;

3. Способствовать развитию вокально-интонационных, метро-ритмических навыков; сценической выдержки;

4. Способствовать закреплению навыков игры на музыкально-шумовых инструментах;

5. Формировать умение соотносить образы хореографического искусства и музыкальные впечатления;

6. Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

     Актуальность: Воспитание и развитие одаренных детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала нашего общества. Музыкально одаренные дети – особые дети, которые легче усваивают материал, они непринуждённо справляются с заданиями и, как правило, испытывают определенного рода «голод», который выражается в потребности творить что-то еще, кроме программного содержания. Поэтому у меня возникла необходимость в дополнительных занятиях с такими музыкально одаренными детьми. Ресурсы развивающей предметно-пространственной среды детского сада дают возможность создать условия для развития музыкальных способностей ребенка и позволяют реализовать данный проект в полной мере.

     Интеграция: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

     Тип проекта: художественно-эстетический, творческий.

По количеству участников: групповой (дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы, музыкальные руководители, хореограф).

     По продолжительности: долгосрочный (август-май 2016-2017 гг.).

     Диагностика музыкально одаренных детей проводится по следующим критериям:

- выраженное стремление к музыкальной деятельности (проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано, выражает желание петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, выступать на сцене);

- характер общения и поведения в музыкальной деятельности (заинтересованность, инициативность, активность, творческая самостоятельность);

- ладовое чувство (узнавание знакомой мелодии по фрагменту, высказывание о музыке с контрастными частями);

- музыкально-слуховые представления (пение знакомой мелодии с сопровождением и без него, пение мало знакомой мелодии с сопровождением и без него (после нескольких прослушиваний));

- чувство ритма (воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии, соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки).

     Уровень музыкальных, творческих способностей:

  1. Высокий
  2.  Средний
  3.  Низкий

Формы работы:

- Беседы;

- Сюжетно-ролевые, музыкально-дидактические игры;

- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

- Музицирование;

- Вокально-хоровое пение;

- Танцевальные движения;

- Театрализация

Методы и приемы:

- Слухового восприятия (прослушивание музыкальных произведений, песен);

- Игровой;

- Народной педагогики (пение вместе с педагогом, диалог, беседы по прослушанному произведению);

- Творческой активности детей (групповой, индивидуальной);

- Включения элементов творчества в занятиях, игровую и самостоятельную деятельность;

- совместной деятельности детей и родителей, сотворчества с педагогом и сверстниками.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты:

- Повышение интереса к музыкальным образцам, развитие эстетического вкуса;

- Закрепление исполнительских навыков (вокально-интонационных, хореографических, игры на музыкально-шумовых инструментах);

- Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на

сцене;

- Создание материально-технической базы для работы по данной теме;

- Участие в фестивалях, конкурсных программах на местном, муниципальном уровнях;

- Подготовка концертных номеров для досуговых мероприятий, проводимых в детском саду;

- Активное участие родителей в подготовке к выступлениям.

Материально техническое обеспечение:

- Аппаратура: мультиборд, музыкальный центр, «Klavinova»;

- создание фонотеки (музыкальный материал для вокальных произведений, хореографических зарисовок, шумового оркестра);

- шумовые инструменты (барабан, бубенцы, деревянные палочки, бубен, маракасы, треугольник, металлофон и др.);

- костюмы для постановок, концертов.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап (2 недели, август)

Мероприятия:

- Подбор и изучение учебно-методического материала по данной теме (методическая, художественная литература, музыкальный материал);

- Разработка, планирование проекта и методическое сопровождение к нему, составлениекалендарно-тематического планирования совместной деятельности с детьми, воспитателями, хореографом;

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды (фонотека, шумовые инструменты);

- Диагностика.

2. Основной этап

     Основной этап предполагает музыкальную образовательную деятельность, которая проводится 1(2) раза в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

     Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста: народные, современные песни, инструментальные произведения. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников, мероприятий).

Перспективный план работы с музыкально одаренными детьми

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

Расширять диапазон детского голоса;

закреплять у детей умение точно передавать ритмический рисунок хлопкам;

способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз);

учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни;

учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией;

брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;

учить детей ровному чередованию длительностей при игре на инструменте;

закрепление шага «притоп»

Дыхательные упражнения: «Ветерок», «Насос», «Говорилка», «Обними плечи».

Артикуляционные упражнения;

Подвижные игры: «Каша», «Ручки-ножки - танцуйте»

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:

Песни: «Веселые матрешки» (сл. А. Некрасовой, м. Ю. Слонова), «Добрый вечер сад» (сл. С. Черного, м. А. Кудряшова), «До свиданья, осень» (сл. И. Яворской, м. А. Кудряшова),

Октябрь

Учить слушать и слышать себя и

товарищей по пению;

учить петь хором, небольшими ансамбля-

ми, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;

учить петь ускоряя и замедляя темп,

усиливая и ослабляя звук;

закрепить пройденные ритмические группы

Совершенствовать умение правильно

сидеть и стоять во время пения.

Учить детей выделять сильную и слабую долю при игре на инструментах; закрепление движения «подскоки»

Дыхательные упражнения: «Маятник», «Повороты головы», «Каша кипит»

Артикуляционные упражнения;

Подвижные игры: «Каша», «Замри»

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:

Песни: «Осень, погрейся у нас» (сл. И м. Т. Петровой), «Вот какие башмачки» (сл. Е. Руженцева, м. Б. Кравченко), «Волшебный городок» (сл. В. Шумилина, м. С. Баневича)

Ноябрь

Закреплять умение детей различать высокие

и низкие звуки в пределах терции;

упражнять в чистом пропевании этого

интервала сверху вниз; упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;

закреплять умение различать долгие и

короткие звуки, отмечатъ длительности

движением руки; учить детей удерживать интонацию на одном звуке; продолжатъ учить петь без форсирования звука, естественным голосом;

двухдольный размер: игра на инструментах, сочетая сильные и слабые доли, динамические оттенки, работа над ритмическим рисунком четверть 2 восьмые

закрепление движения «пружинка»

Дыхательные упражнения: «Вырасти большой», «Паровозик», артикуляционные упражнения; Подвижные игры: «Надень шляпку», «Зайкин хоровод»; Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:

Песни: «Что нам нравится зимой?» (сл. Л. Некрасовой, м. Е. Тиличеевой), «Тень, тень» (сл. Народные, м. В. Калинникова)

 

Декабрь

Петь выразительно, меняя интонацию в

соответствии с характером песни (ласковая,

светлая, задорная, игривая и т.д.);

 контролировать певческую установку во

время пения. Побуждать детей импровизировать простейшие движения определённого характера, жанра (вальс, марш, полька); закреплять ритмический рисунок 2 восьмые четверть; 4 восьмые

закрепление движения «ковырялочка»

Дыхательные упражнения: Лыжник», «Гуси летят», артикуляционные упражнения; подвижные игры: «Замри», «Чей бубен?»; Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:

Песни: «Здравствуй, Новый год» (сл. Н. Ипатовой, м. А. Комарова), «Новогодняя елочка» (сл. А. Фаткина, м. Ю. Щекотова),

Январь

Продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении

вверх и вниз (в диапазоне терции, кварты), а также скачки вверх вниз на

квинту и кварту; упражнять в точном интонировании трезвучий (до-ми-соль, ре-фа-ля) в движении вверх и вниз, удерживать интонацию на повторяющихся звуках, работать над дикцией; Закреплять ритмические группы в различных темпах, на различных инструментах, закреплять умение игры на различных музыкальных инструментах; знакомство с трехдольным размером, проработка пройденных ритмов в новом размере;

закрепление пройденных движений

Дыхательные упражнения: «Паровозик», «Каша кипит», «Маятник»; артикуляционные упражнения; подвижные игры: «Попрыгунчики-воробушки», «Кот и мыши»; Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:

Песни: «Молодой солдат» (сл. Н. Френкель, м. В. Карасевой), «Мы солдаты» (сл. В. Малкова, м. Ю. Слонова)

Февраль

Совершенствовать умение детей петь с

динамическими оттенками, не форсируя

звук при усилении звучания; добиваться выразительного исполнения песен различного характера; петь с музыкальным сопровождением и без него; развивать ладотональный слух, метроритм, используя различные ритмослоги. Игра на музыкальных инструментах в умеренном темпе, с использованием пройденных ритмических групп в двух-трехдольном размере

основной шаг «полька»

Дыхательные упражнения: «Косим траву», «Пчелка»; артикуляционные упражнения;

Подвижные игры: «Автобус», Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:

Песни: «Мамочка, ты лучшая на свете!» (сл. И м. Т. Петровой), «Песенка для мамы» (сл. Т. Волгиной, м. А. Филиппенко)

Март

Закреплять умение детей различать долгие

и короткие звуки, отмечать длительность

движением руки, выкладыванием ритмического рисунка. Продолжать упражнять в умении удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке;

закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше, ниже;

учить детей распознавать на слух

движения мелодии, определять повторность

звуков, наличие скачков в мелодии; закрепить ритмические группы: четверть 2 восьмые, 4 восьмые, 2 восьмые четверть, отработка их в медленном и умеренном темпе с инструментами;

Дыхательные упражнения: «Мышка и мишка», «Самолет»;

артикуляционные упражнения;

Подвижные игры: «У жирафов», Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:

Песни: «Лягушки-музыканты» (сл. И. Яворской, м. А. Кудряшова), «Дружба – это здорово» (сл. И. Яворской, м. А. Кудряшова)

Апрель

Петь выразительно, передавая динамику не

только от куплета к куплету, но и по

музыкальным фразам; выполнять паузы,

точно передавать ритмический рисунок,

делать логические ударения в соответствии с

текстом произведения; закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения;

закрепить ритмические группы: четверть 2 восьмые, 4 восьмые, 2 восьмые четверть, отработка их в медленном и умеренном темпе с инструментами; закрепление пройденных танцевальных движений, хореографических этюдов

Дыхательные упражнения: «Маятник», «Регулировщик»; артикуляционные упражнения;

Подвижные игры: «Не выпустим!»; «Колечки» Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:

Песни: «Солнечная песенка» (сл. В. Суслова, м. Е. Зарицкой), «Летняя песенка» (сл. А. Фаткина, м. Я. Дубравина), «Веселый дождик» (сл. П. Кагановой, м. В. Витлина)

Май

Продолжать учить детей импровизировать

мелодии различного характера на заданный

текст и придуманный самостоятельно (по

картинке, исходя из словесного образа и т.д.);

добиваться, чтобы при самостоятельных

поисках песенных, игровых импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт;

Закрепление пройденных движений, хореографических этюдов.

Повторение пройденного  материала

Список использованной литературы

  1. «Пойте с нами» Песни для детей младшего и среднего возраста для голоса и фортепиано. Издательство «Композитор» С-Петербург 2013 г.
  2. «Озорные нотки» Песни для детей А. Кудряшов. Издательство «Феникс» Ростов- на Дону 2004 г.
  3. Журнал «Музыкальный руководитель» вып. 2015, 2016, 2017 гг.
  4. СД диски «Как у наших у ворот», «Русские народные песни для детей», «Малыши поют класскику»
  5. Интернет-ресурсы