подготовка обучающихся к публичному выступлению

Казанцева Наталья Семёновна

пособие по подготовке учащихся к выступлению на конкурсах, концертах и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_2.doc53.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

Администрация  МО Приозерский  район Ленинградской области

Муниципальное   образовательное учреждение дополнительного  образования

Шумиловская  детская  школа  искусств

                        «ПОДГОТОВКА  УЧАЩИХСЯ К

                           ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»

                         

                                            Казанцева Наталья Семёновна

                                                    преподаватель по классу фортепиано

                

                                         

                                   п.Саперное

                                          2017г

         Публичное выступление – это решающий момент в жизни любого исполнителя, это итог длительной и тщательной работы музыканта различного уровня мастерства и педагога над музыкальным произведением. 

   Уже в период обучения начинающего музыканта – исполнителя должны понять важность публичных выступлений. С одной стороны концертное выступление является ответственным мероприятием, где выявляется уровень освоения образовательного и воспитательного процесса, включающий в себя следующие результаты:

-уровень развития технических навыков игры на музыкальном инструменте;

-степень подготовки музыкального произведения;

-умение передавать характер и стиль музыкального произведения;

-уровень развития памяти;

-уровень развития творческого мышления и воображения;

-культура поведения на сцене;

-уровень чувства ответственности исполнителя;

-степень психологической готовности к публичному выступлению.

   С другой стороны концертное выступление является праздником, на котором

артисты погружают зрителей   в мир творчества и искусства.

   Публичное выступление является не только результатом продолжительного и напряженного труда обучающегося, но и ответственным действием , которое стимулирует дальнейший рост начинающего музыканта.

   Умению выступать на сцене необходимо обучаться  как и другим наукам.

Этот путь долог и труден.

   Как и при индивидуальной форме обучения  игре   на музыкальном инструменте. Так и при обучении в ансамбле, главной целью всех участников является достойное выступление на концертном мероприятии с выполнением всех технических и художественных задач.

   По качеству выступления солиста коллектива, в котором он обучается, будет складываться мнение публики не только о самом солисте, но и о коллективе в котором он обучается и о преподавателе его подготовившем. Зритель воспринимает выступление коллектива как единого организма, а не отдельных исполнителей .                            

        Методы и формы подготовки учащихся к концертному

                                        выступлению

        

                                               « В спокойствии сила…»  Харуки Мураками

   Результат концертного выступления зависит не только от индивидуальных способностей, но и от психологических особенностей ребёнка, от его нервной системы. Не редко случаются такие ситуации, когда педагог испытывает досадное разочарование, когда ученик, забыв о музыкальном образе, пытается побороть чувство страха, нервозность на сцене, которое ведёт к потере всего наработанного за долгое время. Такие срывы, даже у одаренных и способных детей, могут привести к серьёзным психологическим проблемам. Некоторые дети просто отказываются от выступлений на сцене.

   Профессор, известный педагог Лев Аронович Баренбойм в своей книге «Музыкальная педагогика и исполнительство»  написал: «Если человек не волнуется перед выходом на сцену – он не артист и на сцене ему делать нечего. Ему всё равно как и что он будет играть, Только на фоне положительно окрашенного сценического волнения можно добиться высоких результатов в исполнительском искусстве…Волнение - это непременное условие для того, чтобы человек сконцентрировал все свои силы: физические и психические, что человек на эстраде равнодушный, не волнующийся ничего значительного не сотворит». Действительно, без волнения не обходится ни одно концертное выступление. Волнение должно восприниматься не как страх, а как ответственность.

   Но волнение рождает такие чувства как застенчивость, испуг, боязнь провала, от которых ученик может потерять самообладание. Поэтому необходимо тщательно готовиться к каждому публичному выступлению.

   Подготовительный этап продолжается на протяжении всей творческой жизни исполнителя

   Сила нервной системы – это её устойчивость. Слабая нервная система – это нервная система высокой  чувствительности,  и в этом заключается её отличие

От сильной нервной системы.

   Уравновешенность – это возможность перехода от одних реакций к другим.

   Подвижность – это скорость образования новых условных связей.

   Волнение перед выступлением на сцене выявляется у каждого по- разному

Валентин Иванович Петрушин ( музыкант, педагог, психолог ) в своей книге «Музыкальная педагогика» высказался так: «Нервная система, пребывая в возбужденном состоянии, начинает быстро истощаться, и организм входит в состояние полного безразличия и равнодушия…Подобное случается на конкурсах, концертах при длительном ожидании своего выступления. О таких учениках говорят «перегорел»

   Порой недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту их безразличное  отношение к деятельности ребёнка также способствуют личной тревожности.

   Рассмотрим основные причины тревоги на выступлении:

-неправильно подобранный материал;

-боязнь забыть нотный текст;

-нет психологической подготовки (запись на медиа-устройство, видео и т.д.)

-исполнение в классе перед другими учениками.

   Основные правила поведения на сцене необходимо осваивать в классе, во время репетиции концертного выступления:

- это поклоны перед выступлением и после него;

- исполнитель должен убедиться удобно ли его рабочее место, чтобы во время исполнения его ничего не отвлекало;

- перед тем как начать выступление нужно «проиграть» начало произведения, просчитать ритм;

- если во время выступления допускается ошибка. Исполнителю нужно сделать все возможное для продолжения выступления.

   Особую роль при подготовке к выступлению нужно уделять концертному костюму. Костюм должен быть не только нарядным, но и удобным для выступления.

   Одним из лучших способов победить страх перед выступлением является уверенность ученика в том что он знает. Если нотный текст выучен «назубок»

Очень важно перед выступлением настроиться позитивно., немаловажным фактором является улыбка.

   Кроме того хорошим  методом побороть страх сцены является расходование лишней энергии , которая появляется в результате распада адреналина. Это лёгкие упражнения на разминку рук, упражнения на дыхание и т.д.

   Также действенным являются положительные утверждения педагога перед

 выступлением : «ты хорошо подготовлен». , «ты сможешь» и т.д.

Очень важным является желание ученика достичь вершины. Поэтому желание – есть основное условие успеха в работе.

«Если Вы перед встающим препятствием жизни останавливаетесь в страхе и сомнениях , вы почти всегда побеждены» - говорил К.Станиславский – «Желание – есть приказ сознания мобилизующий, бросающий в бой все силы организма»

                Литература:

1.Л.А.Баренбойм «Музыкальная подготовка и исполнительство» Москва,

  Музыка 1997г.

2.В.И.Петрушин  «Музыкальная педагогика» Москва. Владос.2007г. 

3.К.С.Станиславский «Работа актера над собой» Москва.,Художественная литература 1938 г.

   

     

        

                   

        

                               

           

                              

                           

              

                                                                 

                                                         

                                                          

                       

                                     

        

Оформление:  зал украшен разноцветными шарами, столы накрыты для    чаепития, поставлены стульчики вокруг столов . На стене висит плакат «С днем рождения!». Под плакатом расположены рисунки учащихся с пожеланиями для именинников.

Под звуки музыки дети входят в зал и садятся на свои места за столами.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас здесь, в детской школе искусств. За время пребывания в школе вы многому научились: можете правильно петь, знаете названия нот, и где они пишутся, а некоторые из вас  могут уже играть на фортепиано. И, вообще, ваша жизнь стала меняться. Вы  по-другому слышите завывание ветра, стук капель дождя о подоконник, пение птиц. Музыка постепенно входит в вас, делая добрее, Вы с каждым днем видите больше красоты вокруг вас. И отношение к поэзии у вас становиться совершенно другим. Вы чувствуете музыку стиха. Но сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения наших девочек. А ВЫ знаете у кого сегодня день рождения?

Дети: У Наташи Шишовой и Таси Микляевой.

Ведущий: Как интересно у нас получается. Сегодня мы отмечаем день рождения Наташи и Таси, в январе день рождения у Полины Ефимовой, а

В феврале – у Ангелины Кузнецовой. Получается, что все зимние месяцы мы отмечаем дни рождения. А летом у нас целых четыре именинника: это в июне

у Леры Кулешовой, в инле у Таси Максимовой и Олеси Прокофьевой, а в августе у Насти Калининой. И только одно день рождение в апреле , весной, у Даши Косолаповой. Правда интересно получается? Ничего в этом мире не бывает просто так.

   А теперь давайте все вместе споем песню о день рождении. ( дети поют песню из мультфильма «Крокодил Гена)

   Давайте,  послушаем музыкальный подарок от Таси Максимовой.( звучит

английская песня « Радости и счастья в день рождения!»

   Настал момент преподнесения подарков ( дети дарят подарки собственного

приготовления)

    Именинницы благодарят за подарки и приглашают к столу. Начинается чаепитие.

   После чаепития ведущий приглашает учащихся поиграть.

Проводятся игры:

-  чей шарик ближе? ( на стуле лежит приз. Детям раздаются шарики которые они надувают и отпускают. Чей шарик ближе опуститься к призу – того и

приз) ;

-  « волейбол с шарами» ( дети делятся на две команды и играют в волейбол.

У кого шар упадет на пол в зоне команды – тому очко. Играем до трех забитых

шаров) ;

- что это? ( учащийся показывает животное, а остальные дети должны его угадать) .

   После каждой игры вручаются призы.

Ведущий: Наш праздник подходит к концу. Давайте приведем в порядок наш класс . Дети убирают чашки, расставляют стулья и столы.

;

   

                                                       

                                         

Использованные интернет-ресурсы

1. http://direct.well-games.ru/

2. http://kabmuz.elanskaya.edusite.ru/

3. http://web.muz-vorobjev.ru/

4. http://gazetaigraem.ru/