Формирование технических навыков в процессе обучения игре на фортепиано

Фортепианное исполнительство является искусством практическим, требующим определенных технических навыков. Поэтому вопрос о воспитании технических навыков учащихся является одним из самых актуальных вопросов музыкальной педагогики. Он остается актуальным на разных стадиях обучения.

Культура работы над фортепианной техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на фортепиано. Невозможно достигнуть высокого художественного результата, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и предает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства. Развитие пианистических данных, накопление технических средств исполнения неразрывно связано с развитием слуха и музыкального понимания произведения.

Нейгауз настаивал на том, чтобы музыкальное развитие предшествовало  техническому ,- шло с ним непрерывно, рука об руку.

Говоря о фортепианной технике, имеют в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать.

Некоторые понимают под техникой только то, что касается скорости, силы, выносливости в фортепианной игре, но техника – это более широкое понятие. Фортепианная литература ставит перед пианистом самые разнообразные требования: он должен уметь играть и очень громко и очень тихо, мягко и остро, добиваться звучания легкого порхающего и глубокого, гулкого. Он должен владеть всеми градациями фортепианного звука в самой различной фактуре.

Фундаментом современной техники является так называемый контакт с клавиатурой, т.е. ощущение непрерывной связи свободно управляемой руки через конец пальца с клавишей. Пальцы различны по своим возможностям, и надо понять их природу. Особенно много внимания в этом отношении требует первый палец. В первом пальце нужно воспитывать мягкость и подвижность суставов. Пальцы у нас все разные. «Выравнить» пальцы мы можем только слухом, верным представлением о звуке. Вес руки надо умело располагать на пальцы, «рассчитывая» этот процесс ухом, тогда пальцы будут деликатно разговаривать, находясь все на равном положении.

Первоначальные навыки, которым овладевает ученик, состоят из приспособления его рук и тела к инструменту. Поэтому надо начинать занятие с тех движений, в которых участвует самый свободный сустав нашего тела - плечевой.

В начале эти движения состоят из плавного опускания руки сверху на 3-й или 2-й палец, с постепенным включением в эти движения всех остальных пальцев (1,4,5 – кисть должна быть отзывчивой и гибкой в достаточной мере устойчивой и организованной, чтобы передавать вес руки пальцам, в противном случае -  непопадание на клавишу, шлепающий звук). Исключается стремительность падения руки всем своим весом на играющий палец. Надо следить, чтобы палец плавно погружался в клавишу без резкости, жесткости или давления, т.к. основная цель этих упражнений является свободное извлечение мягкого звука и умение ребенка прислушиваться к нему. Но не следует чрезмерно увлекаться игрой non legato с начинающими, и это по следующим причинам:

Длительная привычка поднимать и опускать руку на каждом звуке приучает к постоянным колебаниям запястья, что подчас сохраняется в игре legato, выражаясь в потряхивании рукой.

Non legato несколько разрушает представления ребенка о мелодии «певучей, связной». Несколько слов об индивидуальной особенности пальцев. Пальцы у нас все разные. «Выравнивать» пальцы мы можем только слухом, верным представлением о звуке. Вес руки надо умело располагать на пальцы, рассчитывая этот процесс ухом, тогда пальцы будут деликатно « разговаривать» находясь все на равном положении.

Недостаточное внимание к звуку, цепкости и опоре кончиков пальцев наносит большой вред как музыкальной выразительности, так и технической ценности исполняемого. Поэтому, основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.

При  развитии пианистического аппарата основными являются следующие принципы:

Гибкость и пластичность аппарата.

Связь и взаимосвязь всех его участков при ведущих и активных пальцах.

 Целесообразность и экономия движений.

Управляемость техническим процессом.

Звуковой результат.

Слуховой контроль за всем происходящим - как необходимый итог всей работы.                                                                                    

Без использования этих принципов развитие будет чрезвычайно затруднительно.

Работа по развитию технических навыков в начальном обучении происходит по нескольким направлениям:

1) Постановка руки - руки лежат на клавиатуре, но не давят на неё. При этом плечи должны быть опущены. «Подушечка» первого пальца находится сбоку и не должна занимать больше половины фаланги. В результате, между первым и вторым пальцами образуется «полукольцо». Такая позиция пальцев организует естественную форму руки, - образует «купол» и определяет положение кисти на уровне этого «купола». Степень упругости руки проверяется легким  покачиванием.

2) Движение пальцев при игре - пальцы, чередуясь, «ходят», переступают по клавишам.  Не нащупывают очередную клавишу, не вталкиваются в неё, не ударяют по ней, а активно берут её. Пальцы всегда «смотрят» вниз.

3) Движение руки - рука перемещается вслед за пальцами, начинается это перемещение в кисти. Главное здесь - полная синхронность работы пальцев с перемещением точки опоры, внутри руки, без толчков. «Рука должна постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры и т.п.» (К. Игумнов). Рука активно взаимодействует с пальцами, как бы очерчивая контуры пассажа.

4)Движение кисти - отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, стремясь сузить позицию руки (нельзя допускать, чтобы пальцы смотрели в разные стороны).

К моменту подкладывания пальца рука отклоняется в сторону движения и тем самым даёт возможность первому пальцу свободно приблизиться к очередной клавише, взять без толчка и дополнительного взмаха кисти. Это избавляет технику пианиста от угловатости, резких переходов, не нужных акцентов, лишних движений руки пальцев. Тем самым создаются условия для плавной цельности движения и звуковой ровности.

5) Движение всей руки - этот способ игры облегчает переход  к быстрому темпу, где все мелкие движения сокращаются, как бы уходя «внутрь». На поверхности остается крупное движение всей руки. Гибкое взаимодействие  между всеми частями аппарата, взаимодействие, меняющееся в зависимости от музыкально – звуковой задачи и регулируемое музыкальной волей исполнителя. Надо помнить, что в практических занятиях с учениками от педагога требуется большая гибкость при  индивидуальном подходе.

Для развития технических навыков в педагогической практике используются различные виды упражнений. Самыми основными из них являются гаммы, арпеджио и аккорды.

Начинать следует с наиболее простых – связывания двух-трех соседних звуков с тем, чтобы постепенно дойти до исполнения пяти звуков и т.д.. Играть их полезно в различных октавах- правой, левой рукой, что способствует лучшей координации движений и руки, развивает необходимую свободу игры и ориентировку на клавиатуре. Полезно также создавать упражнения, способствующие преодолению той или иной трудности в произведении. 

Наиболее распространены следующие способы построения упражнений:

многократное повторение мотива на одном  месте или с перенесением руки по октавам с паузами между повторами;

повторение, но с движением мелодии и в обратную сторону;

беспрерывное повторение мелодий, используя движения вверх и вниз.

образование секвенций из выделяемого элемента.

Карл Черни в своей «Полной теоретической и практической школе» советует играть гаммы и упражнения обязательно ff и pp, с крещендо и диминуэндо, стремясь достичь самого быстрого темпа, который только доступен ученику.

Важно, чтобы ученик ясно понял цель упражнений и ту пользу, какую они могут принести:  максимально сосредоточиться на выполнении требуемой задачи и следить за качеством звучания.

При работе над упражнениями крайне важна точность заданий и систематичность их проверки,- развитие, сотворчество ученика и педагога.

Систематическое прохождение этюдов также необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создает предпосылки для плодотворной работы над техникой.

Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой даже в самых элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения — все это в большой степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости в этюде, как и в любой пьесе — не цель, а лишь средство для выразительного, красивого исполнения сочинения.

Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов. Они эффективно служат учащимся для развития технических навыков. Многие этюды отлично «тонизируют» руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц. Это те произведения, фактура которых требует попеременно то собранного, то раскрытого положения ладони: в пассажах таких этюдов происходит частая смена широкого расположения интервалов на тесное.

Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащегося точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставит перед учащимися разнообразные и артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое внимание пианиста будет активизировано.

Работа над этюдами - это не только упражнения для развития кисти, пальцев - это физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамика, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть. Накопление технического материала необходимо для передачи содержания произведения. Гораздо продуктивнее ученик будет работать над техническими трудностями, если этюд эмоционально раскрасить, добавить ему образности, помочь увидеть за внешней виртуозностью музыкальное содержание. Работу над этюдом, как обычно, надо начинать с медленного темпа, чтобы ученик усвоил фактуру, аппликатуру, определил тональный план, технические трудности, нашёл удобные движения, научился контролировать состояние игрового аппарата. Переход к быстрому темпу осуществляется постепенно, добиваясь при этом ровности, точности и ясности звучания.

Процесс изучения этюдов К. Черни нельзя ограничивать задачами точного выполнения нотного текста и технически чистой игры в быстром темпе. Как и в художественных произведениях, в них надо работать над нюансировкой, качеством звука, фразировки и передачи характера произведения в целом. Тогда эта работа принесёт не только пользу, но и удовлетворение маленькому пианисту.

Можно рекомендовать следующую схему этапов работы над этюдами

Разбор текста и аппликатуры

Анализ фактуры этюда и технически трудных мест, нахождение технических формул

Приспособление рук к исполнению, нахождение позиций рук, их изменения

Работа над отдельными пассажами, фразами, разделами

Объединение мелких частей в более крупные построения и целый этюд

Постепенное увеличение темпа

Ученик должен исполнить этюд с первого раза в законченном виде, без помарок и замечаний.

Переход на следующий этап работы возможен только после того, как освоен предыдущий. На практике обычно много времени занимает процесс освоения нотного текста. Нередко случается так, что работа над этюдом заканчивается на стадии исполнения выученного этюда в сдержанном темпе без ошибок. Для того, чтобы достичь нужного результата, виртуозности исполнения, надо достаточное время посвятить работе над темпом, сконцентрироваться на достижении технической свободы.

Достижение хорошего технического развития ученика - это цель, которую педагог должен ставить и уметь достигать в результате сложного и напряжённого воспитательного процесса. Он должен научиться планировать свою работу, не откладывая исправление недостатков, не надеяться, что они исправятся сами по себе, без его усилий. Быть собранным, внимательным, во время занятий уметь ставить многие задачи и анализировать результат. Надо научить его постоянно работать над своим развитием, совершенствованием своих способностей и возможностей, настойчиво преодолевать возрастающие с каждым произведением исполнительские трудности, стремиться расти в духовно-нравственном плане.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фортепианное исполнительство является искусством практическим, требующим определенных технических навыков. Поэтому вопрос о воспитании технических навыков учащихся является одним из самых актуальных вопросов музыкальной педагогики. Он остается актуальным на разных стадиях обучения.

Культура работы над фортепианной техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на фортепиано. Невозможно достигнуть высокого художественного результата, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и предает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства. Развитие пианистических данных, накопление технических средств исполнения неразрывно связано с развитием слуха и музыкального понимания произведения.

Нейгауз настаивал на том, чтобы музыкальное развитие предшествовало  техническому ,- шло с ним непрерывно, рука об руку.

Говоря о фортепианной технике, имеют в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать.

Некоторые понимают под техникой только то, что касается скорости, силы, выносливости в фортепианной игре, но техника – это более широкое понятие. Фортепианная литература ставит перед пианистом самые разнообразные требования: он должен уметь играть и очень громко и очень тихо, мягко и остро, добиваться звучания легкого порхающего и глубокого, гулкого. Он должен владеть всеми градациями фортепианного звука в самой различной фактуре.

Фундаментом современной техники является так называемый контакт с клавиатурой, т.е. ощущение непрерывной связи свободно управляемой руки через конец пальца с клавишей. Пальцы различны по своим возможностям, и надо понять их природу. Особенно много внимания в этом отношении требует первый палец. В первом пальце нужно воспитывать мягкость и подвижность суставов. Пальцы у нас все разные. «Выравнить» пальцы мы можем только слухом, верным представлением о звуке. Вес руки надо умело располагать на пальцы, «рассчитывая» этот процесс ухом, тогда пальцы будут деликатно разговаривать, находясь все на равном положении.

Первоначальные навыки, которым овладевает ученик, состоят из приспособления его рук и тела к инструменту. Поэтому надо начинать занятие с тех движений, в которых участвует самый свободный сустав нашего тела - плечевой.

В начале эти движения состоят из плавного опускания руки сверху на 3-й или 2-й палец, с постепенным включением в эти движения всех остальных пальцев (1,4,5 – кисть должна быть отзывчивой и гибкой в достаточной мере устойчивой и организованной, чтобы передавать вес руки пальцам, в противном случае -  непопадание на клавишу, шлепающий звук). Исключается стремительность падения руки всем своим весом на играющий палец. Надо следить, чтобы палец плавно погружался в клавишу без резкости, жесткости или давления, т.к. основная цель этих упражнений является свободное извлечение мягкого звука и умение ребенка прислушиваться к нему. Но не следует чрезмерно увлекаться игрой non legato с начинающими, и это по следующим причинам:

Длительная привычка поднимать и опускать руку на каждом звуке приучает к постоянным колебаниям запястья, что подчас сохраняется в игре legato, выражаясь в потряхивании рукой.

Non legato несколько разрушает представления ребенка о мелодии «певучей, связной». Несколько слов об индивидуальной особенности пальцев. Пальцы у нас все разные. «Выравнивать» пальцы мы можем только слухом, верным представлением о звуке. Вес руки надо умело располагать на пальцы, рассчитывая этот процесс ухом, тогда пальцы будут деликатно « разговаривать» находясь все на равном положении.

Недостаточное внимание к звуку, цепкости и опоре кончиков пальцев наносит большой вред как музыкальной выразительности, так и технической ценности исполняемого. Поэтому, основная цель технического развития – обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.

При  развитии пианистического аппарата основными являются следующие принципы:

Гибкость и пластичность аппарата.

Связь и взаимосвязь всех его участков при ведущих и активных пальцах.

 Целесообразность и экономия движений.

Управляемость техническим процессом.

Звуковой результат.

Слуховой контроль за всем происходящим - как необходимый итог всей работы.                                                                                    

Без использования этих принципов развитие будет чрезвычайно затруднительно.

Работа по развитию технических навыков в начальном обучении происходит по нескольким направлениям:

1) Постановка руки - руки лежат на клавиатуре, но не давят на неё. При этом плечи должны быть опущены. «Подушечка» первого пальца находится сбоку и не должна занимать больше половины фаланги. В результате, между первым и вторым пальцами образуется «полукольцо». Такая позиция пальцев организует естественную форму руки, - образует «купол» и определяет положение кисти на уровне этого «купола». Степень упругости руки проверяется легким  покачиванием.

2) Движение пальцев при игре - пальцы, чередуясь, «ходят», переступают по клавишам.  Не нащупывают очередную клавишу, не вталкиваются в неё, не ударяют по ней, а активно берут её. Пальцы всегда «смотрят» вниз.

3) Движение руки - рука перемещается вслед за пальцами, начинается это перемещение в кисти. Главное здесь - полная синхронность работы пальцев с перемещением точки опоры, внутри руки, без толчков. «Рука должна постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры и т.п.» (К. Игумнов). Рука активно взаимодействует с пальцами, как бы очерчивая контуры пассажа.

4)Движение кисти - отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, стремясь сузить позицию руки (нельзя допускать, чтобы пальцы смотрели в разные стороны).

К моменту подкладывания пальца рука отклоняется в сторону движения и тем самым даёт возможность первому пальцу свободно приблизиться к очередной клавише, взять без толчка и дополнительного взмаха кисти. Это избавляет технику пианиста от угловатости, резких переходов, не нужных акцентов, лишних движений руки пальцев. Тем самым создаются условия для плавной цельности движения и звуковой ровности.

5) Движение всей руки - этот способ игры облегчает переход  к быстрому темпу, где все мелкие движения сокращаются, как бы уходя «внутрь». На поверхности остается крупное движение всей руки. Гибкое взаимодействие  между всеми частями аппарата, взаимодействие, меняющееся в зависимости от музыкально – звуковой задачи и регулируемое музыкальной волей исполнителя. Надо помнить, что в практических занятиях с учениками от педагога требуется большая гибкость при  индивидуальном подходе.

Для развития технических навыков в педагогической практике используются различные виды упражнений. Самыми основными из них являются гаммы, арпеджио и аккорды.

Начинать следует с наиболее простых – связывания двух-трех соседних звуков с тем, чтобы постепенно дойти до исполнения пяти звуков и т.д.. Играть их полезно в различных октавах- правой, левой рукой, что способствует лучшей координации движений и руки, развивает необходимую свободу игры и ориентировку на клавиатуре. Полезно также создавать упражнения, способствующие преодолению той или иной трудности в произведении. 

Наиболее распространены следующие способы построения упражнений:

многократное повторение мотива на одном  месте или с перенесением руки по октавам с паузами между повторами;

повторение, но с движением мелодии и в обратную сторону;

беспрерывное повторение мелодий, используя движения вверх и вниз.

образование секвенций из выделяемого элемента.

Карл Черни в своей «Полной теоретической и практической школе» советует играть гаммы и упражнения обязательно ff и pp, с крещендо и диминуэндо, стремясь достичь самого быстрого темпа, который только доступен ученику.

Важно, чтобы ученик ясно понял цель упражнений и ту пользу, какую они могут принести:  максимально сосредоточиться на выполнении требуемой задачи и следить за качеством звучания.

При работе над упражнениями крайне важна точность заданий и систематичность их проверки,- развитие, сотворчество ученика и педагога.

Систематическое прохождение этюдов также необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типических исполнительских трудностей и что они сочетают специально технические задачи с задачами музыкальными. Тем самым использование этюдов создает предпосылки для плодотворной работы над техникой.

Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на чисто технические задачи, но и на возможно более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой даже в самых элементарных технических фигурах, воспроизведение всех деталей голосоведения — все это в большой степени способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен проникнуться мыслью, что достижение нужной беглости в этюде, как и в любой пьесе — не цель, а лишь средство для выразительного, красивого исполнения сочинения.

Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов. Они эффективно служат учащимся для развития технических навыков. Многие этюды отлично «тонизируют» руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц. Это те произведения, фактура которых требует попеременно то собранного, то раскрытого положения ладони: в пассажах таких этюдов происходит частая смена широкого расположения интервалов на тесное.

Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащегося точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставит перед учащимися разнообразные и артикуляционные задачи. Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое внимание пианиста будет активизировано.

Работа над этюдами - это не только упражнения для развития кисти, пальцев - это физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамика, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть. Накопление технического материала необходимо для передачи содержания произведения. Гораздо продуктивнее ученик будет работать над техническими трудностями, если этюд эмоционально раскрасить, добавить ему образности, помочь увидеть за внешней виртуозностью музыкальное содержание. Работу над этюдом, как обычно, надо начинать с медленного темпа, чтобы ученик усвоил фактуру, аппликатуру, определил тональный план, технические трудности, нашёл удобные движения, научился контролировать состояние игрового аппарата. Переход к быстрому темпу осуществляется постепенно, добиваясь при этом ровности, точности и ясности звучания.

Процесс изучения этюдов К. Черни нельзя ограничивать задачами точного выполнения нотного текста и технически чистой игры в быстром темпе. Как и в художественных произведениях, в них надо работать над нюансировкой, качеством звука, фразировки и передачи характера произведения в целом. Тогда эта работа принесёт не только пользу, но и удовлетворение маленькому пианисту.

Можно рекомендовать следующую схему этапов работы над этюдами

Разбор текста и аппликатуры

Анализ фактуры этюда и технически трудных мест, нахождение технических формул

Приспособление рук к исполнению, нахождение позиций рук, их изменения

Работа над отдельными пассажами, фразами, разделами

Объединение мелких частей в более крупные построения и целый этюд

Постепенное увеличение темпа

Ученик должен исполнить этюд с первого раза в законченном виде, без помарок и замечаний.

Переход на следующий этап работы возможен только после того, как освоен предыдущий. На практике обычно много времени занимает процесс освоения нотного текста. Нередко случается так, что работа над этюдом заканчивается на стадии исполнения выученного этюда в сдержанном темпе без ошибок. Для того, чтобы достичь нужного результата, виртуозности исполнения, надо достаточное время посвятить работе над темпом, сконцентрироваться на достижении технической свободы.

Достижение хорошего технического развития ученика - это цель, которую педагог должен ставить и уметь достигать в результате сложного и напряжённого воспитательного процесса. Он должен научиться планировать свою работу, не откладывая исправление недостатков, не надеяться, что они исправятся сами по себе, без его усилий. Быть собранным, внимательным, во время занятий уметь ставить многие задачи и анализировать результат. Надо научить его постоянно работать над своим развитием, совершенствованием своих способностей и возможностей, настойчиво преодолевать возрастающие с каждым произведением исполнительские трудности, стремиться расти в духовно-нравственном плане.