классный час."Такая необычная музыка или юмор композитора?"

Васильева Мария

Классный час в форме тематической лекции.

Функция- просветительская, познавательная

Форма- видео премьера и беседа

Все необходимые видео материалы подписаны в лекции -их можно найти на сайте ютуба или вконтакте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx23.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОРОГОБУЖСКАЯ ДМШ»

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «Такая необычная музыка или юмор композитора?»

               Подготовила:

                                            Преподаватель Васильева М.В.

Ноябрь

2015г.

Классный час в форме тематической лекции.

Функция- просветительская, познавательная

Форма- видео премьера и беседа

Тема: Такая необычная музыка или юмор композитора?

Цель: Познакомить учащихся 2-4 класса с необычными произведениями, направлениями в музыке, рассказать краткую историю появления конкретного произведения.

Все мы знаем, что существуют многие направления в музыке: одни нам знакомы и приятны, другие напротив- кажутся нам необычными, непонятными, нередко вызывают негатив, они режут нам слух, а может мы просто пока не можем их понять…сегодня  мы познакомимся с такими направлениями как модерн, сюрреализм, авангард в музыке.

Первое и очень необычное произведение «Симфоническая поэма для 100 метрономов» (1962) Дьёрдя Лигети- венгерский композитор- авангардист.

Пьеса «исполняется» сотней метрономов, заранее запрограммированных на воспроизведение заданного темпа и музыкального размера. Все метрономы начинают играть одновременно, создавая единый механический аритмический шум. У каждого из метрономов своё заранее запрограммированное время звучания, так что по мере течения пьесы они останавливаются один за другим. В конце произведения звучащим остаётся лишь один метроном из ста.

«Симфоническая поэма» Лигети была впервые представлена публике в 1963 году в Хилверсюме (Нидерланды) и вызвала большой скандал в музыкальных кругах. Она исполнялась не слишком часто, поскольку сбор и одновременный запуск такого количества метрономов требуют значительных организационных усилий. В 1995 г. художник Жиль Лакомб сконструировал специальное электромеханическое приспособление для исполнения этого произведения .

Произведение Лигети интерпретируют как сатиру на злоупотребление механическими средствами композиции. В то же время в его звучании можно усмотреть и определённый трагизм: по мнению эссеиста Алекса Росса,  по мере того, как метрономы один за другим затихали, возникала странная дрожь волнения; последние оставшиеся в живых, помахивая в воздухе своими маленькими руками, выглядели одинокими, потерянными, почти человечными.

Мировой рекорд по длительности симфонической поэмы был поставлен 9 июня 2012 г. в Рахманиновском зале Московской Консерватории. Исполнение длилось 24 минуты.

Второе произведение «Пьеса для пишущей машинки» (1950)  пьеса-шутка, создатель Лерой Андерсон- американский композитор.

Лерой Андерсон любил экспериментировать с инструментальными эффектами и не боялся для создания музыки прибегать к бытовым вещам: к наждачной бумаге в Sandpaper Ballet или к тикающим часам вThe Syncopated Clock!- эти произведения мы тоже прослушаем.

Андерсон гениально передал ритмическую партию печатной машинки.Что заставило американского композитора использовать канцелярское изобретение как музыкальный инструмент, неизвестно. Вероятно, причина кроется в его образовании. Андерсон окончил Гарвардский университет и консерваторию в Новой Англии. Он был лингвистом и овладел датским, норвежским, исландским, немецким, французским, итальянским и португальским языками.

И Третье произведение «Концерт для кота с оркестром» Миндаугас Пиечайтис- » литовский композитор 

Перед вами суперзвезда ютьюба — кошка Нора, которая умеет и любит играть на рояле (не ходить по клавишам, как тень отца Гамлета, а именно играть, причем в присущей именно ей уникальной манере, выдающей в ней думающего и самобытного музыканта).

Популярность Норы  невероятна. В  2009-м году американская ассоциация ASPCA выбрала ее  «Кошкой года», и вот, литовский композитор Миндаугас Пиечайтис, вероятно, вдохновленный этим событием,  написал оркестровое сопровождение под ее кошачьи импровизации. Получилось замечательно.

Кошачьи царапки на рояле обрели лирику, поэтику и даже что-то от философии. Оркестр под управлением автора произведения аккомпанирует очень чутко и трогательно. Ансамбль получился тончайший. Всё в целом очень талантливо придумано и сделано (и идея роскошная, и музыка красивая, причем довольно изящная по форме). Убедитесь в этом сами. Итак, Кошка Нора, Клайпедский камерный оркестр, композитор и дирижер Миндаугас Пиечайтис, представляют…

Пару слов расскажу о композиторе отличающегося своеобразным чувством юмора, что отражено в его произведениях…Это Эрик Сати-  эксцентричный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия.

Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизмпримитивизмконструктивизмнеоклассицизм и минимализм. Именно Сати придумал жанр «меблировочной музыки», которую не надо специально слушать, ненавязчивой мелодии, звучащей в магазине или на выставке.

Сати был эксцентричен, свои сочинения он писал красными чернилами и любил разыгрывать друзей. Он давал своим произведениям такие названия, как «Три пьесы в форме груш» или «Засушенные эмбрионы». В его пьесе «Досада» небольшую музыкальную тему необходимо повторить 840 раз. Эрик Сати был эмоциональным человеком и, хотя для своей «Музыки как предмета обстановки» использовал мелодии Камиля Сен-Санса, искренне его ненавидел. Его слова стали даже своеобразной визитной карточкой:

«

Глупо защищать Вагнера только потому, что на него нападает Сен-Санс, нужно кричать: Долой Вагнера вместе с Сен-Сансом!