типы темперамента и характера, как условия творческой деятельности

Васильева Мария

В данной статье рассматриваются не только известные типы темперамента, такие как халерик, сангвиник, меланхолик, флегматик, но и такие как -пассионарный, сентиментальный, аморфный, нервотический. О которых так мало говорится, но они нередко встречаются среди творческих людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_pedsovet.docx37.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОРОГОБУЖСКАЯ ДМШ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Тема: «Типы характера и темперамента, как условия творческой деятельности»

               Подготовила:

                                            Преподаватель Васильева М.В.

Ноябрь

2015г.

Введение.

Личность человека искусства, личность художника—интереснейшая область психологических исследований. В результате многочисленных исследований к настоящему времени определены характерные черты личности тех, кто рисует, поет, играет, танцует и лицедействует. Были выделены общие и частные, так называемые парциальные, способности, которые необходимы для занятий конкретной художественной деятельностью.

Категория художественного творчества –категория, в которой раскрывается содержание процесса создания художественного произведения. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.

В художественном творчестве (в широком смысле: и художник, и музыкант, и артист, и писатель и т.д)  огромное значение имеют врожденные качества (психофизиологические предпосылки таланта): музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм, немалое значение имеют такие психологические факторы(дарования, способности), как наблюдательность, внимание, память, воображение, наконец, совокупность мыслительных способностей. Сущность художественного таланта образуется из ряда психофизических, психологических,  духовных и социальных компонентов.

Немного позднее на практике выдвинулись новые проблемы, касающиеся критериев пригодности к творческой деятельности, например, в чем выражается специфика творческой личности, какие черты характера способствуют развитию таланта, а какие тормозят или затрудняют его развитие, приводя к снижению качества деятельности в определенных специальностях и на разных этапах профессионального совершенствования?

Важность и актуальность вышеуказанной проблематики вырисовывается еще отчетливей в связи с тем фактом, что в любом учебно- воспитательном процессе представление о типологии личности или характере составляет очень важную информацию для понимания индивидуальности ученика. Такой типологический подход должен быть спроецирован и на конкретную форму деятельности.

Это положение заслуживает внимание и потому, что в школах искусств индивидуальный подход в обучении чаще всего либо чрезмерен, либо ограничен. Если бы формирование индивидуального подхода к конкретному учащемуся происходило должным образом, то эффективность педагогического труда возросла.

Учитель должен обладать знанием черт, которые обусловлены спецификой личности, равно как и тех черт, которые положительно или отрицательно «участвуют» в обучении. На практике, однако, трудно реализовать этот постулат, хотя бы по той причине, что в литературе данный вопрос мало разобран.

Проблематика и метод исследования.

В психической жизни человека выделяют три уровня. Нижний- характер, промежуточный- индивидуальность, наивысший- личность.

Характер- совокупность врожденных предрасположенностей, которая создает психологический облик человека. Оценивая влияние среды, определяется характер как центр личности. В этом смысле характер выступает базовой структурой, на которую наслаиваются влияния окружения. Характер наследуем и в своей специфике неизменен, не смотря на то, что сильные и разнообразные возможности развития проявляются в зависимости от реального влияния среды. При этом ход такого развития соответствует закономерностям, присущим данному типу характера.

 Тип характера создается тремя главными диспозициями ( и каждая имеет два полюса)- эмоциональностью, активностью, реактивностью.

Реактивность- предрасположенность к быстрому или же к медленному угасанию реакций на испытанное воздействие. Исходя из различий во времени длительности психической реакции, выделяют модальности реагирования: первичную (низкая реактивность) и вторичную (высокая реактивность).

Первичная характеризуется быстрой реакцией, присутствием в отношении того, что становится актуальным в среде (окружении), легкостью и быстротой приспособления к неожиданностям, ко всяким изменениям, высокой скоростью развертывания реакции на стимулирующее возбуждение, а с другой- столь же быстрым возникновением таких реакций или каких-либо впечатлений. У личностей первичного типа реакция быстрая и краткая, часто целиком ситуативная.

Вторичная характеризуется долговременной, часто отсроченной на длительное время реакцией, своеобразной отстраненностью от субъекта в отношении того, что происходит сейчас, как бы частичным отсутствием в настоящий момент в пользу прошедшего, даже весьма отдаленного, трудностям и избирательности к приспособлениям к новой среде, ко всяким непредвиденным переменам- сильной привязанности к собственным убеждениям, собственной иерархии ценностей и целей, устремленных в будущее, кроме того, проявлением некоторого латентного периода между моментом испытываемого возбуждения и возникновением реакции на него.

Реакция у вторичной личности является медленной, но одновременно очень взвешенной и устойчивой. Вторичность в большей степени, чем первичность, увязывается в высокой степени упорядоченности, систематичности, целеустремленности и планомерности деятельности личности.

Следует заметить, что черты, связанные с первичным или вторичным типами реагирования, модифицируются через другие сопредельные диспозиции, главным образом через эмоциональность и активность. Так, например, у личности эмоциональной вторичного типа, реакция, в силу высокой эмоциональности может быть быстрой, но одновременно более взвешенной, адекватной и целевой, чем у личности эмоциональной и первичного типа.

Взаимосвязи между этими тремя диспозициями становятся основой для выделения восьми типов характера: невротического, сентиментального(темперамент меланхолик), холерического (темперамент холерик), пассионарного, сангвинического (темперамент сангвиник), флегматического (флегматик), аморфного, апатичного.

Типичный характер развивается на базе типического темперамента͵ но содержание характера шире содержания темперамента.

Прежде чем приступить к более подробному описанию характеров, следует отметить такие важные составляющие как интровертность и экстравертность.

       В классификации К. Юнга меланхолики и флегматики относятся к интровертам, сангвиники и холерики — к экстравертам. Для интроверта характерно направленность всех психических процессов на него самого. Его собственное Я становится центром его психической жизни, именно с его позиций он смотрит на окружающую его жизнь. Для экстраверта центром его интересов является окружающая жизнь, и именно в ней он находит источники для своей активности.

      Логично предположить, что интровертам более свойственна творческая деятельность, связанная с уединением, углублением в процесс познания жизни в свой внутренний мир, а экстравертам — та же деятельность, связанная с общением с социумом и с широкой публикой. Поэтому в случае с интровертами мы будем встречаться чаще с авторским творчеством — композиторами, поэтами, писателями и драматургами, а в случае с экстравертами — с исполнительским, музыкантами, певцами и актерами.

Пассионарный тип характера-(страсть) энергоизбыточный, наиболее предрасположен к преодалению трудностей, связанных с учением. Следует заметить, что этот тип характера наиболее часто встречается профессиональном виде деятельности.

Пассионар- обычно тип с наивысшим уровнем способностей. Отсюда вывод о том, что основополагающие диспозиции характера, а именно эмоциональность и вторичность реакции, достигают у пассионаров величины, выше средней.

Так как эмоциональность, как и активность, являются источником энергии не только собственно эмоциональной, но и так называемой реализаторской, то они позитивно и эффективно определяют отношение пассионаров к формам их деятельности.

Зато вторичность реакции обуславливает постоянство, согласованность и последовательность в осуществлении предпринятых действий. Вторичность делает возможной мобилизацию всех видов энергии и привлечение разнообразных средств, что необходимо для фактического осуществления взятой на себя задачи.

Характерная черта пассионария- какой-либо жизненный план, страсть, которые становятся ценностью его жизни и придают ей принципиальный смысл. Отсюда поведение отличается высокими амбициями, в равной мере цельностью, систематичностью и последовательностью. Эффективность его деятельности зависит именно от конструктивности амбиций, которые могут побуждать его к неординарным поступкам.

Пассионарий идет к своей целее последовательно, с незаурядным постоянством, упорством, иногда с агрессией. Так как они могут использовать свою энергию, его высокая активность не распыляется, а концентрируется на определенной задаче. Таким людям присуща большая трудоспособность, высокая степень вовлеченности, систематичности, упорства, очень требовательны к самому себе и другим, стремятся достичь соответствующего уровня, способны ограничить личные потребности до необходимого минимума, если это будет способствовать решению взятой задачи, цели, идеи.

Еще раз напомню, что этому типу характеру соответствует музыкальный тип деятельности, так как для нее необходима длительная мобилизация психической и физической энергии и особенно сохраниние максимального эмоционального напряжения в ходе исполнения произведения.

Так пассионарии могут быть в равной степени хорошими теоретиками и практиками, а так же хорошо себя чувствуют в области и точных, и гуманитарных наук.

Необходимо добавить, что если пассионарий выбрал это направление и связанную с ним деятельность добровольно, то существует большая вероятность успешного окончания учебы и добросовестного, даже творческого выполнения своего профессионального долга.

Сентиментальный тип характера- отличается высокой эмоциональностью, низкой активностью и вторичностью. Личности весьма амбициозные, с высоким уровнем стремлений, а также с богатым спектром способностей.

Низкая активность, выступающая базовой диспозицией структуру характера этого типа, предопределяет то, что эти высокие устремления остаются нередко лишь в сфере мечтаний. Никогда большие, амбициозные задачи, которые ставит перед собой сентиментальный тип, не бывают реализованными до конца, либо- на более или менее таком уровне, в котором он был бы заинтересован сам, равно как и его окружение.

Так, из-за нерешительности сентиментальному типу недостает веры в собственные возможности, а потому- в силу переживаемого чувства неполноценности сентиментальный тип часто, вместо конкретных действий погружается в мир мечты.

По указанным причинам сентиментальные личности достигают меньших результатов в обучении, нежели пассионарные, нередко при равных интеллектуальных способностях.

Возможность снижения результатов угрожает им в особенности тогда, когда деятельность противоречит их потребностям.

Можно предполагать, что увлеченность будет компенсировать низкую активность в общем балансе мотиваций, необходимых для реализации задач, связанных с деятельностью.

В педагогическом процессе желателен такой подход, который бы укрепил бы доверие ученика к самому себе и веру в собственные возможности, а так же помог бы ему в преодолении комплекса неполноценности.

С другой стороны, специфичные черты характера в некоторых случаях также создают соответствующие устройство психики, которое делает личность способной к освоению профессии.

Очень важна общая высокая эмоциональность, дополнительно- более чем у других типов- питаемая воображением. Тоже самое можно сказать об усиленной склонности к саморефлексии, а также богатой, но наполненной противоречиями, внутренней жизни.

Следует отметить, что для сентиментальной личности предпочтительными родами художественной деятельности являются такие, где можно воссоздать, передать каким-либо образом «проецировать» вовне свое внутреннее состояние.

Сказанное касается в особенности тех, которые испытывают значительные трудности в словесном формулировании и речевом выражении своих внутренних переживаний и представлений своего опыта.

Меланхолики обладают слабой, чувствительной нервной системой, и любой даже самый незначительный конфликт способен повергнуть их в стресс, из которого они могут выйти с помощью творчества. Именно для этого типа творчество – самый оптимальный вариант «держать голову над водой», потому что они погружаются в эту деятельность полностью, не отвлекаясь на какие-либо внешние раздражители. Частенько меланхоличный индивид имеет очень глубокий внутренний мир, полный красок и всевозможных эмоций – этот-то мир они и отражают в своем творчестве. Стихи, проза, изобразительное искусство… Выбор здесь разнообразен и богат. Что может вызвать вдохновение меланхолика? Даже неконтролируемые вспышки негативных эмоций могут побудить его к творчеству. Если он расстроен – он тут же пишет стихи о своем тяжком состоянии. Если весел, что, кстати, бывает довольно редко – по этому поводу тоже могут сложиться рифмы. К слову, индивиды этого темперамента расположены к творческой деятельности– именно так они с удовольствием выражают свои чувства и переживания. Способности их могут распространяться на всевозможные ответвления искусства – от писательского до живописи.

Сентиментальные – несмотря на малую активность, а также на сильную впечатлительность, деликатность и очень высокую восприимчивость к обиде, помноженные на высокое чувство долга и совести, в целом неохотно выбирают профессии, которые связанны с необходимостью контактирования с другими людьми и вообще со множеством людей. Они выбирают профессии, не требующие сильной инициативы. Предпочтительными для них профессиями являются связанные с сидением, с выполнением работы в малой группе из одних и тех же определенных лиц, а также профессии, требующие значительной стабильности и регулярности, особой скрупулезности старательности.

Сентиментальный(меланхоличный) характер имели: Шопен, Чайковский, Гоголь, Чехов, Есенин, Микеланджело, Левитан.

Представители  флегматического типа обладают низкой эмоциональностью, высокой активностью и вторичностью.

Флегматики чаще обладают теоретическим складом мышления и низкой эмоциональностью, флегматик обычно выбирает специальности, где требуется теоретическая ориентация и высокая степень обобщений. Исходя из реализации взятых на себя задач, располагает не только большими ресурсами энергии, но и проявляет при этом показательную систематичность и поразительную настойчивость.

Люди этого психотипа сдержанны, неторопливы и обстоятельны. Эмоции и всплески энергии – это не для них; а центром их стремления становятся именно они сами. Поэтому перед занятием непосредственно творчеством (для них характерны пассивные виды творчества, в процессе которых они могут сконцентрировать свое внимание на своем внутреннем мире) они могут на некоторое время уходить в себя, вникать во что-то с особой тщательностью. Их способы настроить себя на нужную волну: прослушивание каких-то музыкальных композиций, возможно, классических, тихих и спокойных, таких же безоблачных, как и сами флегматики. Излюбленные виды творчества флегматиков – это что-то требующее долгих стараний, кропотливого труда и полной концентрации внимания. Флегматик способен достигать своего, даже если для этого придется многое сделать. Упорство и внешняя беспечность этого типа людей делают их профессионалами в своей области. Наиболее продуктивны они в деятельности, требующей методичности, пунктуальности, точности. Из флегматиков получаются хорошие художники, композиторы и скульпторы.

Флегматик выделяется относительно низкой восприимчивостью к эндогенному, равно как и экзогенному, возбуждению, поэтому он безразличен и даже холоден в отношении таких воздействий, на которые другие обычно реагируют высокой впечатлительностью и заинтересованностью, поэтому этот тип характера реже встречается среди музыкантов- инструментолистов.

Существуют, однако, исключения: некоторым флегматикам присуща избирательная реактивность на определенный класс воздействий, как  бы привилегированных, и здесь их впечатлительность, как и способность самовыражения, исключительно высока.

Флегматиком был Крылов, Дельвига, Бородин, Глазунов, Лядов.

Подобная ситуация, хотя обусловленная другими причинами, складывается и в случае холерика. В структуру его характера входят эмоциональность, высокая активность и первичность реакций, поэтому они обладают соответствующим психическим потенциалом, который позволяет ему с успехом получать образование, а также заниматься искусством вообще.

Однако холерик выбирает обычно такие направления  в учебе, которые готовят его к динамичным профессиям, требующим продолжительного действия принятия решений, проявления инициативы. Холерики предпочитают житейские, практические профессии, в которых он соприкасается со множеством людей, где много говорят, где постоянная необходимость организаторских действий, раздачи указаний.

Холерика можно отличить только лишь по его поведению и колоссальной работоспособности. В процессе творчества или работы эти люди менее склонны к стрессам или давлению со стороны внешнего мира. Скорее, этим давлением может служить сам холерик. Творческая деятельность холерика основывается на том, что он способен комбинировать абсолютно разные, несходные идеи и создавать на этой основе нечто новое, оригинальное. Бесшабашная и горячая его натура готова кидаться из крайности в крайность, идти против серых предрассудков этого мира и абсолютно игнорировать высоколобых критиков. Каждый день он готов «плеснуть желтой краски на серую карту будней», внести нечто новое в застоявшийся жанр искусства; он рвется к цели, не обращая внимания даже на некоторые важные детали.

Что мотивирует холерика творить? Чаще всего это его собственные порывы. Процесс творчества продвигается для него по-разному: иногда в наплыве вдохновения рождается целое произведение, а порою он не вспоминает о своем хобби несколько месяцев. Все зависит от так часто меняющегося настроения холерика.

Если деятельность в сфере искусства в целом соответствует холерическому типу, то, пожалуй, более всего- литературная деятельность, например, написание повестей или драмы; в определенной степени ему также отвечает живопись. Ведь это области искусства, овладение которыми предоставляет наибольшую свободу деятельности и выбора средств выражения.

В психике холерика постоянная потребность непрерывных перемен, действия холерика отмечены неустойчивостью, переменчивостью, а также явной нерегулярностью, ему не хватает выносливости, он очень нетерпелив, ожидает немедленных, непосредственных результатов труда. Располагая большими резервами энергии, он постоянно спешит, не заканчивая одного дела, уже думает о следующем.

Исходя именно из такого склада черт, представители холерического типа сталкиваются с очень существенными трудностями в овладении мастерством игры на инструментах, где желаемый эффект достигается обычно после длительного периода напряженных усилий.

Холериками были: Бетховен, Лист, Пушкин, Байрон, Ван Гог

Для  остальных типов характера- невротического, апатичного, аморфного, сангвинического- характерна низкая активность (кроме сангвиника), не оказывающие существенного влияния на реализацию деятельность с высоким уровнем трудности, для них характерна эмоциональность.

Эмоциональность выступает резервом нервно- психической энергии данного типа характера, а также как степень мыслимого и легкого ее расходования,- обусловливает высокую восприимчивость, и, соответственно, длительный временной отрезок проявления реакции на конкретное воздействие.

Таким образом эмоциональность связана со склонностью к сильной психической реакции при воздействии даже слабых раздражителей, а так же с легкостью проявления торможения в очень динамичном характере. Что более важно, эмоциональность связана со способностью к психическому самовозбуждению. И, в свою очередь, эта особенность находится в тесной связи с творческой деятельностью.

Кроме того, эмоциональность, будучи потенциальной нервно- психической силой, может проявляться как в осуществлении, так и в усилении целостного действия. Тогда она становится некоей разновидностью приводной силы для проявления глубоких переживаний, например, вдохновения.

Высокая эмоциональность делает возможным неоднократное проявление положительного нервного и психического напряжения, иногда граничащего с трансом. Нередко следствием высокой эмоциональности является какая-нибудь «страсть», которая долгое время обуславливает и поддерживает деятельность, вопреки сильному расходованию энергии и необходимости преодоления препятствий.

Например, музыкальные стимулы, которые для лиц неэмоциональных не имеют особого значения, для высоко эмоциональных индивидов представляют особый смысл и могут вызывать богатые психические реакции, которые необходимы для исполнения музыкальных произведений и сочинения.

Неэмоциональные личности обладают высокой стабильностью функционирования нервной системы, повышением порога чувствительности к внешним и внутренним раздражителям, увеличением сопротивления к проявлению глубоких волнений, более склонны к абстракции, к высокой степени объективности в понимании переживании действительности. Они проявляют больший интерес к теоретическим системам, иногда с высоким уровнем общения.

Сангвинический тип характера. Проще этого типа никто и придумать не мог бы; с ним легко сойтись и легко общаться. Поэтому и творчество в их случае есть лишь приятное времяпровождение и способ отдохнуть от работы и напряженной обстановки в коллективе или семье. Вдохновляет его исключительно все: от сказочного состояния природы за окном до правильно подобранной музыкальной композиции. Его отличает от других разнообразие интересов, крайняя увлеченность чем-то, легкая переносимость и стрессоустойчивость. Генерировать идеи способен, но его скорее интересует процесс, чем исход или результат, процесс использования своей фантазии, коих в закромах сангвиника довольно много. Даже если личных творческих достижений он не добьется – будет счастлив. Именно способность не зацикливаться на таких неудачах и делает позицию этого темперамента выигрышным. «Жизнь прекрасна», - говорят они и с присущей им уверенностью и легкостью делают очередной шаг к успеху – в творчестве, в работе, в жизни.

Сангвиниками были: Моцарт, Россини, Вивальди, Прокофьев, писатели- Твен, Бальзак, Рабле

Для целостности поведения личности очень важно соединение эмоциональности и высокой активности.  Относительно часто проявляется соединение вторичности и активности. Это соединение важно, поскольку устройство психики может стать одним из существенных условий художественного творчества.

Личности  одновременно вторичные и активные нередко очень рано, в юности, выдвигают большие и смелые проекты, которые реализуются более в зрелом возрасте. Обычно это люди с амбициями, творческие, решительны и последовательны в своих действиях. Из людей с такими свойствами психики, возможно отбирать композиторов, дирижеров, виртуозов.

Первичность (как низкая реактивность) обусловливает личность на сиюминутность, вследствие этого они демонстрируют далеко идущую переменчивость в действиях.

Однако, с другой стороны, первичность может создавать соответствующие психические диспозиции для музыкантов-исполнителей, которым необходимо именно чувство сиюминутности, эластичности в действиях, хотя бы в плане изменения темпа, ритма, настроение, перестройки на другое произведение. С первичностью связана также высокая восприимчивость к импровизационности действий.

Оказывается далее, что с точки зрения реактивности можно говорить о выраженном превалировании вторичной реактивности над первичной. Именно вторичность становится весьма важным условием музыкальной деятельности в целом, а для творческой деятельности- условием просто необходимым.

Следует отметить что существуют и другие типы характеров, так называемые акцентуации характера проявляеющиеся в особых способах построения взаимоотношений человека с миром ив своем неповторимом способе его переживания. О них можно узнать подробно ниже.

Типы акцентуации, согласно К. Леонгарду и Н. Шмишеку, разработавшему для их выявления специальный тест,могут быть классифицированы следующим образом.

Гипертимный тип — люди с живым темпераментом, общительные и предприимчивые, с хорошим здоровьем и высоким жизненным тонусом. Среди их представителей — Россини и Вивальди.

Застревающий тип — лица, особо чувствительные к обидам и огорчениям, склонные к накоплению отрицательных переживаний и к мстительности. Недоверчивы и подозрительны.

Эмотивный тип — те, кто отличаются мягкостью, добросердечием и глубиной переживаний. Любят ухаживать за животными и растениями. При просмотре печальных фильмов и прослушивании такой же музыки могут заплакать. Не умеют постоять за себя из-за своей душевной ранимости.

Педантичный тип — люди, склонные к усиленным размышлениям, постоянной самопроверке, чистоте и порядку. В работе неторопливы, усидчивы и аккуратны.

Тревожный тип — те, кто не любят шумных компаний и игр, часто испытывают в новой обстановке робость и застенчивость. У них развито чувство долга, им свойственны высокие нравственные принципы.

Циклоидный тип — люди с периодическими сменами настроения от упадка и апатии в депрессивной фазе до бурной энергичности в гипертимной.

Демонстративный тип — лица с повышенной потребностью находиться в центре внимания, демонстрировать свои таланты и принимать от окружающих комплименты. Отличаются богатой фантазией, в патологии нередко переходящей в лживость. При надлежащем воспитании и самодисциплине из них могут получиться хорошие актеры.

Возбудимый тип — отличается трудностью в саморегуляции своего поведения. Вспышки раздражительности и гнева могут возникать по самому незначительному поводу.

Дистимный тип — отличается пессимизмом и мрачным восприятием. В общении угрюмы и неприветливы, немногословны или молчаливы.

Экзальтированный тип — отличается высокой чувствительностью и бурной восторженной реакцией на события окружающей жизни. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой природы, поиском красоты и смысла жизни, приводят к тому, что людей этого типа много среди художников, музыкантов и поэтов.