«Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»

Хилинская Ирина Геннадьевна

Я, пишу о особенностях работы концертмейстера в хореографическом ансамбле, где обучение детей делится на группы( Девочки и Мальчики). Занимаются мальчики отдельно от девочек. Я же, работаю с педагогом-хореографом, который обучает только мальчиков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для концертмейтеров10.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

Любая работа концертмейстера в классе хореографии имеет свои особенности:

1. Как правило, аккомпанировать приходится детям разного возраста. Возрастной диапазон обучающихся детей от 3 и до 18 лет.

2. Работа концертмейстера в хореографическом ансамбле всегда связана с определённым танцевальным направлением,которое преподаёт детям педагог-хореограф. Это может быть: классическая хореография,современный танец или народная хореография.

3. Специализация педагога-хореографа-это обучение хореографии только мальчиков. Процесс обучения мальчишек и построение урока очень отличается от занятий в группе девочек.

 4. Подбор музыкального материала к занятиям тоже имеет свои особенности. Очень важно учитывать возраст обучающихся детей.

5. Особенности поведения детей на занятиях в классе хореографии.

Теоретическая часть

В обязанности концертмейстера хореографических классов, входит репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий. Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять и обновлять. Звучание на уроках одного и того же музыкального материала ведет  к механическому, неэмоциональному выполнению упражнений. Нежелательна и другая крайность! Слишком частая смена репертуара, рассеивает внимание у детей,не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Качество хореографических занятий зависит от правильного подбора музыкального сопровождения и от поведения мальчишек на уроке. Именно музыка,помогает организовать и настроить детей на рабочий лад и найти "удобный темп" занятия.

Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетический вкус,осознанное отношение к музыкальному произведению. Развивает умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке и динамике.

Основная часть

1. Занятия хореографией дети начинают с 3 лет. Первый год обучения самый важный и ответственный. Заинтересовать маленького ребенка начальной хореографией-ритмикой в наше время не так-то просто! В процессе обучения происходит знакомство с музыкой и ритмическим рисунком: марша, польки, вальса, мазурки, полонеза на не сложных музыкальных примерах. Малыши приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки. Таким образом формируется их музыкальная культура, развивается музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Задача концертмейстера найти простые музыкальные примеры, но очень яркие по характеру и музыкальной окраске. Концертмейстер должен быть мобильным в репертуаре и  уметь ипровизировать. Благодаря этому,дети научатся создавать танцевальные-этюды, импровизировать на конкретный образ под  заданную музыку.

2. В репертуаре хореографического ансамбля в котором я работаю концертмейстером,представлены все танцевальные напраления. Большее предпочтение педагоги отдают народной хореографии. В связи с этим, я кроме классического танца, на котором основывается все хореографическое искусство, изучила специфику народно-сценического танца. Ведь собенность работы концертмейстера в классе хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. Мальчики начинают обучение классической хореографии в 7 лет. Педагог-хореограф на каждом занятии даёт блок движений из народной хореографии(как првило это трюковая часть). Здесь важно учитывать возрастные особенности детей и индивидуальную способность ребёнка выдерживать физические нагрузки.

3.  Обучение мальчишек классическому танцу в 7 лет утомляет,падает интерес и желание танцевать! Что делать? Педагог-хореограф нашёл выход из данной ситуации. Он изменил план построения урока,сделал акцент на изучение народной хореографии и включил блок гимнастических упражнений. Мальчишкам в танце"нужны определенные группы мышц" и точная техника исполнения трюков. Музыкальное сопровождение концертмейстера помогает с лёгкостью освоить исполняемый репертуар.Во время исполнения, я учитываю и разные физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение мальчишки выполняют по одному. Это трюковая часть занятия. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного ребёнка небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого наоборот, великолепное равновесие, природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.

4. Грамотный подбор музыкального материала для исполнения и проработке отдельных трюков в русском народном танце-это залог успешного исполнения трюка и всего танца. Необходимо знать, как тот или иной трюк исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент и динамическими оттенками помогать движению.

Внимание  концертмейстера –  внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно детей-танцоров. В каждый момент исполнения важно видеть,что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог-хореограф. Где и как помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.

5. Дисциплина на занятиях-это основа успешной работы! Дети (не надо забывать,что это мальчишки) приходят на занятия после общеобразовательной школы. Им необходима двигательная и эмоциональная разрядка. После небольшой разминки им предстоит заниматься классическим танцем. В основном упражнения статичны, требуют концентрации внимания и точности исполнения, а самое главное повторения! Дети начинают отвлекаться,особенно если мальчишкам от 7 до 10 лет. Дисциплина портится и темп занятия потерян! Задача концертмейстера удержать внимание мальчишек музыкальным сопровождением и организовать последовательную работу педагога-хореографа на уроке.

В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит  необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм.

Заключение

Подводя итоги,хочу еще раз отметить особенности работы концертмейстера в классе хореографии. Работа концертмейстера заключает в себе творческую и педагогическую деятельность. Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. Музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать у детей яркие эмоции!Поэтому,чем ярче и эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. Концертмейстер должен уметь применять свои знания на практике. Педагогическая сторона деятельности отчетливо выявляется в работе с детьми хореографического класса.  Концертмейстер и педагог -  одно целое. Их взгляды и мнения должны совпадать. Находясь в творческом процессе, применяя совместные усилия, содержание урока проходит на высоком уровне, что приводит к высоким  результатам и достижениям. .