Роль народного календаря в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Лапшина Наталья Николаевна
Роль народного календаря в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
 
«Любовь к природе – это эстетическое чувство, 
формирующее взгляды, вкусы. 
Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья 
и может вредно отразиться на умственных 
способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.» 
                                                                                                               Ч.Дарвин.
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на республиканский семинар для слушателей курсов ХРИПК и ПРО по экологическому воспитанию дошкольников.

Тема: «Роль народного календаря в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

      Составила:

 музыкальный руководитель

                                                           Лапшина Н.Н.

Роль народного календаря в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

«Любовь к природе – это эстетическое чувство,

формирующее взгляды, вкусы.

Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья

и может вредно отразиться на умственных

способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»

                                                                                                               Ч.Дарвин.

Экология (от греч. – дом, жилище, хозяйство, обиталище, место обитания, родина) – наука изучающая взаимоотношения живой и не живой природы. Современное значение слова «экология» имеет более широкое значение, более того, чаще всего под экологическими вопросами понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Такое смещение смысла произошло благодаря последствием влияния человека на окружающую среду. Экологическое воспитание является частью эстетического воспитания. Эстетическое воспитание не только формирует эстетическое отношение к миру, но и приобщает к освоению и активному преобразованию окружающего мира. Преобразование окружающего мира может идти по разным направлениям: по созидательному или по разрушительному.

До недавнего времени считалось, что человек – царь природы, он может поступать с окружающим, как ему заблагорассудится. В результате, природе нанесен огромный вред. Некоторые виды растений и животных исчезли навсегда, многие стали редкими. Поэтому сегодня остро встает вопрос об охране окружающего нас мира.

 Важнейшим аспектом в решении данного вопроса является образование людей в области экологии, включая и подрастающее поколение. Мы все острее ощущаем сейчас потребность в возращении духовности и человечности в нашу образовательную и воспитательную систему, а это как нельзя лучше можно сделать при формировании основ экологического сознания людей.

Главный наш лозунг сейчас - «гармоничное взаимодействие человека с природой».

Начинать экологическое воспитание необходимо с дошкольного возраста, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. У детей этого возраста наблюдается интерес к самостоятельной деятельности, независимости. Задача педагога – направить деятельность ребенка в нужное русло, то есть, организовать его, воспитать.

Необходимо сформировать у него эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, обучить экологической безопасности, сформировать навыки рационального использования природных богатств. Ребенок должен знать, что в природе нет ничего лишнего. Как человеку нужны все части тела, все его внутренние системы, так и растениям и животным необходимо все, что им дано природой от рождения.

 Знание о природе нужны нам для того, чтобы не только ей не мешать, но уметь оберегать ее, поддерживать. Каждый должен знать, что никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого. Главный принцип жизни человека в гармонии с природой «не навреди. Познавая – не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».

Научить ребенка видеть природу – первое условие воспитания мироощущения. Это видение происходит в единстве с природой, при постоянном общении с природой и через природу. Природа обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту, имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткость к окружающему миру, потребность к труду, способствует физической закалке, расширению их кругозора.

Природа позаботилась о том, чтобы обитатели Земли имели все, что им нужно для полноценной здоровой жизни. Дети должны понять, чтобы сохранить свое здоровье, нужно беречь здоровье окружающей природы. В природе все взаимосвязано. Если что-то теряет неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить легко, исправить трудно, а подчас и невозможно! На земле живет много людей. Они отличаются по цвету кожи, языку, на котором говорят, интересам и привычкам. Но у всех одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни. Очень важно научить детей любить и ценить свою землю. Поэтому они должны знать о том месте, где родились, живут, о своих корнях. Эти знания обогащают детей духовно, эстетически. Без этих чувств ребенок не сможет понять по-настоящему окружающий природный мир. Он останется безучастным к родным просторам, рассветам и закатам, деревьям и цветам, ко всему живому. Важно воспитать не только пассивную созерцательную любовь, но и любовь деятельную, отдающую.

Важную роль в экологическом воспитании детей мы отводим знакомству их с народным календарем (земледельческим). Не устаю удивляться тому, какими мудрыми были наши предки. Они, действительно жили в гармонии с природой, да и друг с другом тоже. Нам есть чему учиться у прошлых поколений. Это настоящая энциклопедия народной культуры!

С древнейших времен люди выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество, человека. Старшее поколение передавало младшему все секреты землепользования, для того, чтобы дальнейшие преобразования окружающего пространства ими, не наносили ущерб этому пространству. Счастье, что мы сейчас имеем возможность прикоснуться к этому бесценному кладезю национальной культуры. Мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, обычаям и традициям, в которых народ оставил нам самое ценное – любовь к Родине.

Все чаще обращаемся в воспитании детей к национальной русской культуре, хотим знать о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели, пили. Из народного календаря мы узнаем об исторических корнях, роли различных обрядов и традиций в жизни людей, о связях поговорок и народных примет с крестьянским трудом, об отношениях с людьми.

Так как основным занятием людей являлось земледелие, то весь жизненный уклад определялся временем года. В земледельческом календаре устанавливалось понятное и оправданное для труженика крестьянина чередование праздников и будней, постов и обильной сытной еды. При этом, отдых от физического труда не означал веселья как безделья. Каждый праздник имел особое значение, был связан с определенными формами поведения и культурными традициями. Праздник означал свободное общение, контакты между людьми, ощущение себя членом общества.

Приобщая детей к народной культуре, к праздникам и традициям, стараемся подчеркнуть, как в них фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Какими тонкими наблюдателями были люди, занимавшиеся земледелием! Замечали мельчайшие подробности в изменениях природы, улавливали закономерности и связи одних явлений с другими, запоминали приметы. Например, если:

Осенью шерсть у зайца побелела – скоро наступит зима.

Куры садятся рано на насест – к морозу.

Лошадь топает, бьет задней ногой – к ненастью.

Ласточки летают низко – к дождю

Одуванчики сжимают свои головки – к дождю и т.д.

Познакомившись с народными приметами, дети наблюдают за птицами, насекомыми и растениями на прогулке. При совпадении их наблюдений с народными приметами, у детей появляется еще большее желание наблюдать, возникает много вопросов «почему?» В результате дети еще больше убеждаются в том, что «все на свете нужны…», что все в природе взаимосвязано.

Многие приметы, как видно из народного календаря, со временем приобрели форму пословиц и поговорок:

Увидал грача – весну встречай.

На Прокла от росы промокла.

Пришел Пахом – запахло теплом.

Сеют лен у семи Олен.

Эти красочные выражения совпадают с сутью. В пословицах и поговорках содержатся поучения и советы о том, как вести хозяйство.

По особому относились раньше люди и к словам. Они считали, что слово может воздействовать на природу, человека. «Слово не воробей – вылетит не поймаешь!»,   «прежде думай, а потом говори» - воспитывает нас пословица. В обрядовых текстах, поэтому, много обращений таких как: «родись, капустка, бела и кругла!» «Жаворонки, прилетите! Весну -красну принесите!» и др.

Во всех обрядовых играх, плясках и развлечениях, на праздниках были особые правила поведения, которые неукоснительно соблюдались. Это воспитывало в людях выдержку, чувство локтя, взаимопонимания, коллективизма. Экологическое воспитание это не только воспитание любви к природе, родному краю, но это еще воспитание умение жить в коллективе, обществе, правильно с ним взаимодействовать. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты не только к природе, но и к людям, которые живут рядом, а также к предкам и потомкам. Необходимо воспитывать в детях милосердие. Воспитывать у них понимание того, что старость – это мудрость, жизненный опыт, это тепло и уют в доме.

Воспитывать у подрастающего поколения гуманизм, благородство, милосердие, заботу об уходящем поколении, а так же заботу о том, что оставят они после себя потомкам. Поэтому, при проведении в детском саду календарных праздников, мы всегда стараемся донести до детей истинное их содержание.

 Например, праздник Пасхи, связанный с плодородием земли, где окрашенному яйцу приписываются свойства: спасение дома от пожара, помощь скотине от болезней, сбережение урожая от града – имеет и другое значение. Этот праздник учит нас милосердию, доброте: «Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг другу. Прилежные и ленивые пусть одинаково веселятся ».

Праздник Масленицы это не только проводы зимы и встреча весны, но и в определенном порядке общение с родственниками, чествование их. В последний день праздника, каждый человек просил у родных близких и соседей прощение за все причиненные обиды.

Рождество воспитывает уважение к старшим, учит правилам поведения в семье, призывает быть всем добрыми, щедрыми, тогда всем, делающим добро, будет еще большая благодать.

Сорки - это не только встреча весны и перелетных птиц. На этот праздник раньше не только развешивали скворечники, но и выпускали на волю птиц. А в неволе держали только раненных и больных птиц, которые погибли бы без помощи человека.

Знакомство детей с историей своего народа его творчества развивает их интеллект, формирует образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, нравственно воспитывает дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе, людям, своему городу, стране, способствует физическому развитию ребенка, его оздоровлению, учит ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Все занятия связанные с народным календарем, наблюдение и труд с детьми в природе, а так же по уходу за домашними животными, комнатными растениями, конечно же дают свои положительные результаты. Дети становятся добрее отзывчивее, любознательнее трудолюбивее. Многие не ломают веток, не срывают цветов, и даже делают замечания другим, которые ведут себя неподобающе.

Но необходимо, чтобы в этом же направлении велось воспитание детей и со стороны родителей. Для этого мы привлекаем родителей ко всем праздникам и, по возможности, к занятиям по экологическому воспитанию. Из которых они сами открывают для себя много нового, убеждаясь в необходимости экологического воспитания детей и взрослых. Многие родители с удовольствием принимают участие, например, в лепке из теста жаворонков, в изготовлении скворечников к празднику «день птиц» (сорки), в выпечке блинов на Масленицу, в поделках из природного материала в экскурсиях и т.д.

Очень хочется надеяться на то, что все добрые зерна, посеянные в дошкольном возрасте проросли, а не погибли в дальнейшем. Только совместными усилиями можно вырастить настоящего человека, достойное поколение, не варваров разрушителей, а созидателей, рачительных хозяев нашей Земли.

Список использованной литературы:

  1. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
  2. Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников //Дошкольное воспитание. 1998ю N 2. С. 34-39
  3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребёнок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
  4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М.: Просвещение, 1972.
  5. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 3-9
  6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 56 с.
  7. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005 N 7. С. 70-73
  8. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарий занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
  9. Королёва А. Земля – наш дом //Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 34-36.
  10. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49.
  11. Парамонова Л. Конструирование из природного материала // Дошкольное воспитание. 2005 N 7 С. 90-96