Подборка игровых упражнений для развития начальных вокально-хоровых навыков в младшем хоре

Флерко Светлана Анатольевна

Игровые упражнения, позволяющие легко и "в обстановке большой заинтересованности" ввести маленьких начинающих хористов в серьёзный мир настоящего хорового творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игровые приёмы в младшем хоре24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Флерко Светлана Анатольевна

Преподаватель хоровых дисциплин,

Ленинградская область,

Ломоносовский район,

МКОУДО «Лопухинская ДШИ»,

Педагогический стаж: 2 года.

Методическая разработка:

"Подборка игровых упражнений для развития начальных вокально-хоровых навыков в младшем хоре".

        

        Хоровое пение — процесс увлекательный, но не всё и не сразу в нем выходит так, как нам хочется. Это тем более касается «вчерашних дошколят» (как правило именно в этом возрасте находятся дети, пришедшие к нам в хор). И конечно, наша нелёгкая работа по «воспитанию из них хористов» ни только не должна быть в тягость нашим будущим артистам, но наоборот,  не должна выглядеть работой вообще. По крайней мере — на начальном этапе. Ведь, как мы знаем, психологическими особенностями возраста участников младшего хора (7-8 лет) являются быстрая утомляемость, неспособность долго удерживать внимание на одной задаче. Поэтому для постепенного «вживания» детей в правильные певческие установки и для развития концентрации слухового внимания в младшем хоре я активно использую игровые приёмы.

        В основном они сосредоточены в распевке, и здесь важно помнить (прежде всего педагогу), что мы не просто проводим время в играх с детьми. У распевки есть свои задачи: подготовить певческий и артикуляционный аппарат к работе и собрать внимание детей, возможно, отработать некоторые сложные фрагменты в разучиваемых произведениях. Поэтому наша распевка — это подборка — последовательность игр, вводящих детей в «рабочую атмосферу».

        Конечно, львиная доля игр собиралась из разных источников и лишь некоторые были мной модифицированы. Детям ведь интересней, когда игры «обновляются». Но что бы вы им не предложили, самое важное качество, позволяющее достигать наилучших результатов — это эмоциональное наполнение. Все должно быть ярко и «от души».

        «Регулировщик» - собираем внимание, отрабатываем реакцию на жест дирижера.

         Я – регулировщик, стою на музыкальном перекрестке. Ученики – музыкальные машинки, готовые ехать по моему жесту.

        Я поднимаю руки на уровень груди – «машины» готовы (жест внимания) →  перевожу руки вверх – машины набирают воздух (вдох) → опускаю руки обратно – машины поехали (запели) →  немного опускаю руки ниже – машины едут тихо →  приподнимаю руки выше – машины едут громко. В конце опускаю руки вниз – машины останавливаются (заканчивают петь).

 

         «История маленькой лошадки» - «разогреваем» артикуляционный аппарат (на основе артикуляционной гимнастики А.П. Савиновой-Крайновой).

        «Жила-была маленькая лошадка.

Однажды вышла она погулять во двор (мелко и быстро цокаем языком),

тут на улицу вышла её мама-лошадь («крупное» цоканье),

маленькой лошадке надоело гулять во дворе и захотелось ей пойти на улицу. Вот она и спрашивает у мамы-лошади: «Можно мне пойти погулять снаружи?» («ммо-у» вопросительная интонация — звук как бы «забрасываем» наверх).

Мама-лошадь отвечает: «Можно» («Хо-о» утвердительная интонация сверху вниз, «Хо» — с придыханием глиссандируем на «полу-зевке»).

Пошла маленькая лошадка со двора гулять (мелкий цокот), и не заметила, как забрела в лес.

Тут из-за кустов выползла большая змея (шипим).

Маленькая лошадка испугалась и ускакала (цокот).

Увидела полянку на которой рос очень красивый цветок, и подошла его понюхать (медленный вдох через нос). Как только она это сделала, цветок взлетел - это оказалась бабочка.

Скачет лошадка дальше (цокот) и попадает в рой мушек (высокий «З» с «мелизмами»), а тут еще и большой шмель вылетел (низкий «Ж»). Ускакала от них лошадка (цокот).

Вдруг деревья закачались и подул сильный ветер (с усилием выдуваем воздух). Маленькая лошадка замерзла («дррррр») и поскакала домой (цокот). А ей навстречу уже скачет мама-лошадь («крупный» цокот). И стала она маленькую лошадку греть (дуем на руки как бы согревая их). Так и вернулись они домой.

*Может показаться, что история очень длинная, но всё это выполняется буквально за пару минут.

        «Путешествие на Марс» - подготавливаем певческий аппарат (фонопедический метод Е.Е. Емельянова)

        Все дети — ракеты (можно предложить выбрать, какого цвета, что везут)        

        Садимся ровно, ноги крепко стоят на полу, руки на поясе. После выдоха наклоняемся вперёд (следим, чтобы спина оставалась прямой). Из такого положения делаем вдох в «заправочные баки», находящиеся на поясе, задерживаем дыхание и на обратный отсчет (от 5 до 0) начинаем постепенно выпрямляться. На счет «ноль»  - «ракеты» взлетают (прыжок вверх) одновременно делая выдох.

        На Марсе мы пересаживаемся в марсоход и заводим его (вибрация расслабленными губами). Когда мотор завёлся, едем на экскурсию по Марсу и по пути попадаем то «на горки», то «в кратеры» (та же вибрация но с соответственным повышением высоты звука, или его понижением).

        Наконец мы встретили марсианина. А у него антенны и хоботок, и он так смешно разговаривает... (рот хорошо открыт, но звук направляем в нос: глиссандируем квинты сверху вниз, можно проработать трудные места из разучиваемых произведений).

        «Кукушка ругается» - отработка скачков вниз-вверх в единой позиции (желательно — из изучаемых произведений) — посыл звука в «маску».

        Кукушка возмущенно доказывает, что она права: «У-у-У-у» («прокол» верхнего звука при поднятом нёбе → переход на нижний звук без смены вокальной позиции → тут же возврат наверх и опять — вниз).

        «Вью венок» - небольшая попевка на выстраивание унисона.

        «Нюхаем цветочки» (спокойный вдох через нос, задержка дыхания) и поём «Вью-вью-вью венок» (три «вью» опевают тонику (II-VII-I) и фокусируют на ней слуховое внимание — выстраиваем интонацию, и на слове «венок» (продолжаем тонику) выходим на более округлый звук).

        Всё, дети готовы перейти к работе над песнями.

        

        Конечно, приведенными здесь вариантами игры-попевки не ограничиваются. Очень много интересных маленьких песенок, подобрано педагогами В. К. Колосовой, Н. Я. Френкелем, Н. А. Метловым, М. Ю. Картушиной. Еще есть замечательные песни композиторов Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народные песни-попевки.

        А еще мне очень понравилась идея Евдотьевой Аллы Анатольевны (музыкальный руководитель «МБДОУ №15 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Калуги, заслуженный учитель РФ (Калуга, Россия) награждать ребят, хорошо справившихся с определёнными задачами при разучивании основного репертуара соответствующими «наградами» («Д» - за хорошую дикцию, «нотки» - чисто спетая мелодия, «Сердечко» - за выразительность исполнения), и побуждать тем самым внимательней относиться к своему исполнению.  

        Таким образом систематически вводя новые различные игровые песни-упражнения и другие методические приёмы, мы почти незаметно формируем устойчивые певческие навыки у участников младшего хора и их более осознанное отношение к пению, которые закрепляются и совершенствуются при разучивании песенного материала.

        Буду рада, если кому-то помогут мои наработки.