Сообщение об Обучающем семинаре практикуме Т.А.Боровик «В пространстве между миром и игрушкой»

Гапурова Зухра Амоновна

Т.А.Боровик разработала свою методику, которой поделилась с нами на Обучающем семинаре практикуме «В пространстве между миром и игрушкой» инновационные формы развития музыкальности детей в группах раннего эстетического развития, который прошел 29-31 марта 2016 г. в ДМШ №66 г.Москвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_o_seminare.docx22.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение об Обучающем семинаре практикуме Т.А.Боровик

 «В пространстве между миром и игрушкой»

Как известно, тема музыкального воспитания детей дошкольного возраста была и остается актуальной в наше время. Уже признано и доказано учеными, что обучение детей музыкальному воспитанию нужно начинать с раннего возраста.  

В настоящее время проблема дошкольного музыкального воспитания очень актуальна и значима, так как именно в раннем возрасте закладывается фундамент знаний в области музыкального слуха, ритмики, интонации, развиваются эмоциональное восприятие, память и речь. В связи с этим Т.А.Боровик разработала свою методику, которой поделилась с нами на Обучающем семинаре практикуме «В пространстве между миром и игрушкой» инновационные формы развития музыкальности детей в группах раннего эстетического развития, который прошел 29-31 марта 2016 г. в ДМШ №66 г.Москвы.

Немного слов о самой Татьяне Анатольевне Боровик. Т. А. Боровик – музыковед, исследователь (закончила Минскую Академию музыки). Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. Методика разработана в контексте классических и современных российских и европейских систем развития музыкальности детей. Т. А. Боровик принимала участие во многих международных семинарах и конференциях: по музыкальному воспитанию детей, развитию креативности и нестандартного мышления детей, воздействию музыкально-эстетической среды на гармоничное развитие детей, музыкотерапии. С 1994 года проводит авторские семинары. Т. Боровик публикуется с 1981 года. До настоящего времени издано 8 книг и 15 статей.

Весь семинар был разделен на несколько частей. В первый день мы изучали пальчиковые игры (музыкальные и речевые). Ценность пальчиковых игр заключается в том, что они способствуют активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений. Например:

Ах, ты бабушка-келейница! Золотая рукодельница!

Решетом ты воду нашивала! В сапоге лапшу выкрашивала!

Топором траву выкашивала! У вороны масло спрашивала!

На полатях стога сметывала! И сама оттуда слетывала!

***

Пальчиковые песни: №1

Ёжик-ёж, ёжик-ёж, ты куда идешь-бредешь?

По тропинке лесной, я иду к себе домой!

Ёжик-ёж, ёжик-ёж, что на спинке ты несешь?

Сыроежку я нашел, на иголки наколол!

Ёжик-ёж, ёжик-ёж, как ты песенку поешь?

Пых-пых-пых-пых, пых-пых-пых-пух! Песенка моя – пых-пух!

Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые). Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы: - коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятия им партнера как друга («Ковбойский танец» №2); - игры-команды ( «Мы охотимся на льва», «Чудаки»); - массажные («Страус Куки», « Зайкин огород»); - тонизирующие (« Вудели Атча »); - пластико-ритмо-речевой театр («Дом, который построил Джек», «Потерянный башмачок»№3). Все они пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.

Во второй день мы занимались ритмодекламацией под музыку. Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. Ритмодекламация – это одновременно речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста, и упражнение для исполнения, соинтонирования музыки. Использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях способствует развитию у детей остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно относиться к различным проявлениям интонации. Интонационное варьирование текста составляет главную педагогическую задачу при работе над ритмодекламацией. Ритмодекламации представлены множеством форм: - унисонных (« Немешайки », «Все для мамы», «Зонтик», «Фея», «Вот Новый год идет!», «Отчего весна пришла?», «В каждом человеке», « Федорино горе», «Ворона»); - диалогических («Кто взял печенье», «Бездомная кошка», « Скрут », «Снеговики»); - с куплетным строением («Овощи», «Пять обезьянок», «Фамилии»); - многоголосных. Например: №4 Гимн детству

Я хочу построить дом, чтоб окошки были в нем!

Чтоб у дома дверь была, рядом чтоб сосна росла!

Чтоб у дома была речка, был лужок, паслась овечка!

Чтобы в травке жил жучок, бегал быстрый паучок!

Чтоб за домом ежик жил, чтоб флажок на доме был!

И такой хочу я дом, чтоб все дружно жили в нем!!!

***

№5,6 Тихо-тихо

Тихо-тихо, тихо-тихо в наши двери входит тихо,

Входит осень, не кричать, а баюкать и качать.

Осень песенки поет, сны повсюду раздает.

В этом птицы улетят, в этом – все деревья спят.

Тихо-тихо, тихо-тихо, всюду дрема и покой.

Спела и уходит осень в тихий домик за рекой…

№7 Апрель

№8 Приходи со мной играть

И в третий день нам были представлены коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.

Например: №9. Полонез

№10. Контрасты

И еще одна методика, которая называется  

«Хор рук». Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими-«дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» , «Танцующий сервиз для мамы», «Овощной базар», «Летняя фантазия», «Полезно-мыльный рок-н-ролл» и др.). Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.

№11. Хор рук

И в заключении хотелось бы процитировать Татьяну Анатольевну: «В методике нет точек, есть только многоточие, паузы, тире. Их заполняет, дополняет, питает и расцвечивает творчество педагогов. Методика — это живой и многозвучный организм, изменяющийся каждый день, час и мгновение. Быть в согласии, успеть понять, догнать и почувствовать аромат НОВОГО — стремление каждого настоящего профессионала, - считает Боровик.