Образовательная программа

Зыкова Любовь Викторовна

Образовательная программа

Предмет – общее  фортепиано.

Семилетнее обучение для учащихся, поступающих на отделение ДШИ в возрасте 6 лет и старше.

Пятилетнее обучение – для учащихся, поступающих в ДШИ в возрасте 7-9 лет.

Пятилетнее обучение – для учащихся, поступающих в ДШИ в возрасте после 9 лет.

Ранняя профессиональная ориентация для учащихся 6 и 8 классов.

Пояснительная записка

В процессе занятий по общему фортепиано учащейся должен овладеть техническими приемами игры на фортепиано (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также научиться правильно, понимать характер исполняемых произведений.

Обучение по плану начинается со 2 класса, когда учащейся уже знаком с нотной грамотой и своим основным муз. инструментом. Аудиторная нагрузка составляет 1 академический час в неделю.

На каждое полугодие педагог составляет для учащихся индивидуальные планы с учетом их возможностей. В индивидуальный план включаются разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, с также произведения советских и современных композиторов.

Большое внимание на уроках  уделяется  чтению с листа простых этюдов и пьес. При выборе пьес необходимо следить, чтобы они были выразительны, близки ученику по интонациям, легко запоминались. Для общего музыкального развития ученика, для воспитания его полифонического развития и мышления, а также гармонического чувства, полезна игра в ансамбле с педагогом. Музыкальное и техническое развитие ученика  будет обеспечено количеством и разнообразием изучаемых произведений, правильно выбираемых педагогом.

Годовые требования

В течение года уч-ся должен изучить 8-12 разнохарактерных произведения.

1 год обучения: чтение нот  с листа легких одноголосных произведений отдельно каждой рукой (8-12 разнохарактерных произведений)

2 год обучения: чтение с листа двумя руками небольших и  несложных фортепианных пьес и  этюдов (3-5 легких этюдов, 4-6 разнохарактерных пьес).

3 год обучения: чтение нот с листа двумя руками: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 2-3 пьесы, 1 ансамбль.

4 год обучения: 2-3 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля,2-3 пьесы.

5 год обучения: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля, 2-3 пьесы.

6 год обучения: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля, 2-3 пьесы.

Технические требования

 

2 год обучения: ознакомление с гаммами, аккордами и арпеджио, до-соль –ре-ля-ми мажор исполнение в одну октаву каждой рукой отдельно.

3 год обучения: те же гаммы в одну (две)  октавы двумя руками вместе (либо отдельно каждой рукой)   + фа мажор и ля минор + аккорды и арпеджио отдельно каждой рукой.

4 год обучения: те же гаммы + си мажор, ля, ре, ми минор в 2 октавы двумя руками вместе, арпеджио и аккорды  с обращениями.

 

5- 6  год обучения: гаммы до 3-5 # знаков в ключе (мажорные),  до 2-3 ь знаков в ключе (мажорные) и до 2-ух знаков параллельного минора в 2 октавы двумя руками вместе, так же аккорды и арпеджио.

Контроль

1.Контроль осуществляется педагогом, а также комиссией педагогов под председательствованием зав. отделом, завуча или директора.

2.Оценка по общему фортепиано  выставляется не реже 1 раза в 2 урока, в течение четверти ученик должен иметь не менее 3 оценок.

             3.  Выставление оценок по общему фортепиано за каждую четверть + итоговую.

Формы контроля:

В конце 1 полугодия проводится контрольный урок педагогом в классном порядке (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть).

В конце 2 полугодия проводится: контрольный урок (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть) для учащихся 2,3-его года прохождения общего фортепиано  (с 5-летним сроком обучения) и 2,3,4,5–ого года (с 7-летним сроком обучения),

 Зачет: (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения – наизусть)  для учащихся 4 года обучения (5-летний срок обучения) и для  6 –ого года обучения (7-летний срок обучения).

На выпускных экзаменах в конце года  исполняется два разнохарактерных произведения наизусть.

5 год обучения (5-летний срок обучения) и 7 год обучения (7-летний срок обучения) (для учащихся с профессиональной ориентацией

Годовые требования: 8-12 различных произведений, этюды на различные виды техники, разнохарактерные пьесы,  произведения крупной формы, полифония, ансамбли.

Годовые технические требования:  гаммы до 3-5 # знаков в ключе (мажорные),  до 2-3 ь знаков в ключе (мажорные) и до 2-ух знаков параллельного минора в 2 октавы двумя руками вместе, так же аккорды и арпеджио.

В конце 1 и  2 полугодия проводится: контрольный урок (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть).

Методическое обеспечение:

Учебно-воспитательная работа по общему фортепиано  включает в себя:

1.           воспитание эстетического вкуса учащихся на основе осознанного восприятия музыки

2.           ознакомление под руководством педагога  с разнообразными музыкальными произведениями

3.           развитие основных технических навыков на материале упражнений и этюдов

4.           повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний

5.           помощь ученикам в их самостоятельном музицировании и участии в общественной жизни школы

6.           дифференцированный подход к обучению учащихся. Составление на ученика индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные способности, уровень музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи

7.           тесная связь с родителями учащихся

        Техническое оснащение занятий

        На  основе, которой осуществляется выполнение программы.

1.             5 классов для проведений занятий

2.             фортепиано в каждом классе

3.             школьная мебель (столы, стулья, шкафы для нот)

4.             школьная нотная библиотека

5.             личная нотная библиотека

6.             концертный зал, рояль

7.             магнитофон, проигрыватель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma.docx15.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

Предмет – общее  фортепиано.

Семилетнее обучение для учащихся, поступающих на отделение ДШИ в возрасте 6 лет и старше.

Пятилетнее обучение – для учащихся, поступающих в ДШИ в возрасте 7-9 лет.

Пятилетнее обучение – для учащихся, поступающих в ДШИ в возрасте после 9 лет.

Ранняя профессиональная ориентация для учащихся 6 и 8 классов.

Пояснительная записка

В процессе занятий по общему фортепиано учащейся должен овладеть техническими приемами игры на фортепиано (двигательные навыки, приемы звукоизвлечения), а также научиться правильно, понимать характер исполняемых произведений.

Обучение по плану начинается со 2 класса, когда учащейся уже знаком с нотной грамотой и своим основным муз. инструментом. Аудиторная нагрузка составляет 1 академический час в неделю.

На каждое полугодие педагог составляет для учащихся индивидуальные планы с учетом их возможностей. В индивидуальный план включаются разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, с также произведения советских и современных композиторов.

Большое внимание на уроках  уделяется  чтению с листа простых этюдов и пьес. При выборе пьес необходимо следить, чтобы они были выразительны, близки ученику по интонациям, легко запоминались. Для общего музыкального развития ученика, для воспитания его полифонического развития и мышления, а также гармонического чувства, полезна игра в ансамбле с педагогом. Музыкальное и техническое развитие ученика  будет обеспечено количеством и разнообразием изучаемых произведений, правильно выбираемых педагогом.

Годовые требования

В течение года уч-ся должен изучить 8-12 разнохарактерных произведения.

1 год обучения: чтение нот  с листа легких одноголосных произведений отдельно каждой рукой (8-12 разнохарактерных произведений)

2 год обучения: чтение с листа двумя руками небольших и  несложных фортепианных пьес и  этюдов (3-5 легких этюдов, 4-6 разнохарактерных пьес).

3 год обучения: чтение нот с листа двумя руками: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 2-3 пьесы, 1 ансамбль.

4 год обучения: 2-3 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля,2-3 пьесы.

5 год обучения: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля, 2-3 пьесы.

6 год обучения: 2-4 этюда, 1-2 полифонии, 1 крупная форма, 1-2 ансамбля, 2-3 пьесы.

Технические требования

2 год обучения: ознакомление с гаммами, аккордами и арпеджио, до-соль –ре-ля-ми мажор исполнение в одну октаву каждой рукой отдельно.

3 год обучения: те же гаммы в одну (две)  октавы двумя руками вместе (либо отдельно каждой рукой)   + фа мажор и ля минор + аккорды и арпеджио отдельно каждой рукой.

4 год обучения: те же гаммы + си мажор, ля, ре, ми минор в 2 октавы двумя руками вместе, арпеджио и аккорды  с обращениями.

5- 6  год обучения: гаммы до 3-5 # знаков в ключе (мажорные),  до 2-3 ь знаков в ключе (мажорные) и до 2-ух знаков параллельного минора в 2 октавы двумя руками вместе, так же аккорды и арпеджио.

Контроль

1.Контроль осуществляется педагогом, а также комиссией педагогов под председательствованием зав. отделом, завуча или директора.

2.Оценка по общему фортепиано  выставляется не реже 1 раза в 2 урока, в течение четверти ученик должен иметь не менее 3 оценок.

             3.  Выставление оценок по общему фортепиано за каждую четверть + итоговую.

Формы контроля:

В конце 1 полугодия проводится контрольный урок педагогом в классном порядке (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть).

В конце 2 полугодия проводится: контрольный урок (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть) для учащихся 2,3-его года прохождения общего фортепиано  (с 5-летним сроком обучения) и 2,3,4,5–ого года (с 7-летним сроком обучения),

 Зачет: (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения – наизусть)  для учащихся 4 года обучения (5-летний срок обучения) и для  6 –ого года обучения (7-летний срок обучения).

На выпускных экзаменах в конце года  исполняется два разнохарактерных произведения наизусть.

5 год обучения (5-летний срок обучения) и 7 год обучения (7-летний срок обучения) (для учащихся с профессиональной ориентацией

Годовые требования: 8-12 различных произведений, этюды на различные виды техники, разнохарактерные пьесы,  произведения крупной формы, полифония, ансамбли.

Годовые технические требования:  гаммы до 3-5 # знаков в ключе (мажорные),  до 2-3 ь знаков в ключе (мажорные) и до 2-ух знаков параллельного минора в 2 октавы двумя руками вместе, так же аккорды и арпеджио.

В конце 1 и  2 полугодия проводится: контрольный урок (этюд + пьеса или 2 разнохарактерные произведения - по нотам либо наизусть).

Методическое обеспечение:

Учебно-воспитательная работа по общему фортепиано  включает в себя:

1.           воспитание эстетического вкуса учащихся на основе осознанного восприятия музыки

2.           ознакомление под руководством педагога  с разнообразными музыкальными произведениями

3.           развитие основных технических навыков на материале упражнений и этюдов

4.           повышение музыкальной грамотности, расширение и закрепление теоретических и исторических познаний

5.           помощь ученикам в их самостоятельном музицировании и участии в общественной жизни школы

6.           дифференцированный подход к обучению учащихся. Составление на ученика индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие учащегося, учтены его индивидуальные способности, уровень музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи

7.           тесная связь с родителями учащихся

        Техническое оснащение занятий

        На  основе, которой осуществляется выполнение программы.

1.             5 классов для проведений занятий

2.             фортепиано в каждом классе

3.             школьная мебель (столы, стулья, шкафы для нот)

4.             школьная нотная библиотека

5.             личная нотная библиотека

6.             концертный зал, рояль

7.             магнитофон, проигрыватель

Список литературы

1.     Б.Милич «Фортепиано» 1 класс ДМШ

2.     Б.Милич «Фортепиано» 2 класс ДМШ

3.     Ляховицкая и Баренбойм «Сборник фо-ных пьес, этюдов и ансамблей для 1, 2  класса ДМШ

4.     Т.Смирнова «Интенсивный курс»  тет. 1.2.3.

5.     Милич «Фортепиано» 3 класс ДМШ

6.     Николаев «Школа игры на фо-но»

7.     П.И. Чайковский «Детский альбом»

8.     Л.Ройзман, В.Натансон «Юный пианист» вып. 1.

9.     К.Сорокин «Музыка для детей»

10.                        А.Артобалевская «Первая встреча с музыкой»

11.                        М.Соколов «Маленький пианист»

12.                        Л.Баренбойм «Путь к музыке»

13.                        Н.Кончевский «Музыкальные картинки»

14.                        А.Бакулов, К.Сорокин «Калинка»

15.                        Б.Милич « Фортепиано» 1кл.2кл.

16.                        Б.Милич «Фортепиано» 1кл.2кл.

17.                        В.Шульгина «Юным пианистам»

18.                        И.С.Бах «Маленькие прелюдии и фуги»

19.                        И.С.Бах «Нотная тетрадь А.М.Бах»

20.                        И.С.Бах «Инвенции» ред.Бузони

21.                        И.С.Бах Альбом пьес для фо-но» ред.Л.Ройдмана

22.                        Г.Гендель «Пьесы» вып. 1 сост. Тетерин

23.                        «Избранные классические сонатины» вып.1, 2, 3 ред. Сариев

24.                        Клементи Сонатина» ред.С.Диденко

25.                        «Сонатины, рондо, вариации» ред. А.Радвилович

26.                        «Фортепиано 3-7 кл.» сост. Б.Милич

27.                        «Хрестоматия для фортепиано 2-7 кл.» ред.Копчевского

28.                        «Пьесы»

29.                        Полифонические пьесы»

30.                        Кпупная форма»

31.                        Артобалевская  «Хрестоматия маленького пианиста»

32.                        «Золотая лира» 1 и 2 в. Сост.К.Сорокин

33.                        «Музыка для детей» вып. 2, 3 сост.К.Сорокин

34.                         «Юный пианист» вып.2.3 ред. Л.Ройзмана, В.Натансона

35.                        «Юным пианистам» 4 кл. ред. В.Шульгина

36.                        «Этюды для фо-но» 1-2 кл. вып.1 сост.А.Гудько.

37.                        «Этюды» 2 кл. сост. Р.Гиндин

38.                        Шитте «50 этюдов для фо-но»

39.                        Черни-Гермер «Этюды» 1-2 тетр.

40.                        «Этюды для фо-но» 4 кл. вып 1 ред. А.Ваулин

41.                        «Этюды для фо-но» 4 кл. вып.2 ред.И.Захаров

42.                        «Этюды» 4 кл. ред.Гиндина

43.                        «Этюды» 6 кл. ред.Гиндина

44.                         К.Черни «Школа беглости» соч.299

45.                        Гемлер «Избранные этюды» ор.45,46,47.