Учебная программа

Зыкова Любовь Викторовна

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«_________________________________________»

 

 

 

Учебная программа

 

 

«Фортепиано»

 

 

(для учащихся 1 – 5 (6) классов музыкально - эстетических отделений

Детских школ искусств)

 

 

 

 

 

подготовили:

 

2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» для учащихся 1 - 5 классов музыкально – обще - эстетических отделений ДШИ ориентирована на общее музыкальное и творческое развитие детей. Эстетическое воспитание подрастающего поколения занимает важное место в процессе формирования сознания, нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей человека.

Основные направления музыкально - эстетического отделения ДШИ – приобщение детей к музыкальному искусству, формирование их эстетических вкусов, воспитание активных участников художественной самодеятельности.

- проводить воспитательную и творческую работу с учащимися.

Обучение учеников по настоящей программе не исключает выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные учреждения музыкального искусства.

Программа рассчитана для работы с детьми с 6-7 лет по12-14 лет.

Срок реализации программы 5 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fgt.docx26.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«_________________________________________»

Учебная программа

«Фортепиано»

(для учащихся 1 – 5 (6) классов музыкально - эстетических отделений

Детских школ искусств)

подготовили:

2013

1. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» для учащихся 1 - 5 классов музыкально – обще - эстетических отделений ДШИ ориентирована на общее музыкальное и творческое развитие детей. Эстетическое воспитание подрастающего поколения занимает важное место в процессе формирования сознания, нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей человека.

Основные направления музыкально - эстетического отделения ДШИ – приобщение детей к музыкальному искусству, формирование их эстетических вкусов, воспитание активных участников художественной самодеятельности.

- проводить воспитательную и творческую работу с учащимися.

Обучение учеников по настоящей программе не исключает выявление музыкально – одарённых детей, и подготовку их к поступлению в средние специальные учреждения музыкального искусства.

Программа рассчитана для работы с детьми с 6-7 лет по12-14 лет.

Срок реализации программы 5 лет.

2. Цели и задачи учебного предмета

Цели учебного предмета:
- комплексное развитие личности ребенка;

- воспитание духовной и музыкальной культуры;

- повышение общей культуры учащихся;

- удовлетворение познавательных потребностей ребят;

- предоставление начального музыкального образования;

- широкий охват детей, желающих обучаться музыке;

- сделать доступным образование в области искусства для всех желающих.

Задачи учебного предмета

привить ученику музыкально – эстетического отделения следующие знания и навыки:

- владение инструментом фортепиано;

- свободно читать с листа музыкальные произведения;

 - подбирать по слуху с аккомпанементом;

 - аккомпанировать солисту и петь под собственный аккомпанемент;

- музицировать в различных жанрах;

- любить и понимать музыку, увлечь ею, иметь хороший музыкальный вкус;

- уметь рассказать о музыке и композиторах;

- расширить эмоционально – чувственное восприятие и развить образное мышление.


3. Ожидаемые  результаты обучения

Юный пианист, с помощью педагога, должен:

- реализовать свои музыкальные и творческие способности;

- научиться самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - овладеть навыками игры на фортепиано и знаниями, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым  уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

 - расширить свой музыкальный кругозор;

- научиться исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

- вовлечение ребенка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных особенностей.

4. Годовые требования по классам

1 класс

В течение учебного года ученик должен пройти 5-6 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, произведения с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а так же (для более продвинутых учащихся) – легкие сонатины и вариации. К концу первого года обучения ученику необходимо приобрести следующие знания и навыки:

- подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок;

- приобретение первоначальных навыков чтения нот с листа;

- освоение нотной грамоты;

Для налаживания игрового аппарата рекомендуется систематически играть упражнения в виде различных последовательностей пальцев (non legato, legato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.

Для технического развития (во втором полугодии) - пройти 1 мажорную гамму на 2 октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре; тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений каждой рукой отдельно в тех же тональностях.

Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия

Декабрь (на зачёт)
2 разнохарактерных произведения

Апрель – май (на оценку)

3 произведения: этюд и 2 пьесы (одна – с элементами полифонии). Одну пьесу можно заменить произведением крупной формы.

2 класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 5-6 различных музыкальных произведений:

1 -полифоническое произведение (или пьесы с элементами полифонии);

1 - произведение крупной формы;

3-4 разнохарактерных пьес;

2-3 этюда;

Рекомендуется систематически уделять внимание развитию навыков чтения с листа мелодий песенного характера с несложным сопровождением в виде опорных звуков гармоний в басу, игре ансамблевых пьес разных жанров, подбору по слуху песенных мелодий с простейшим сопровождением,( по способностям) транспонированию.

Педагог может давать ученику различные творческие задания: сочинение музыки (возможно, на заданное стихотворение), изображение звуками на инструменте различных образов (сказочных, звуков природы и др.), досочинение мелодий (например, ответных предложений).

Продолжается работа над развитием игрового аппарата.

В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 3-х знаков в прямом движении двумя руками на 2 октавы; параллельные минорные гаммы (натуральные, гармонические, мелодические) двумя руками на 2 октавы; тонические трезвучия с обращениями - аккордами по 3 звука отдельными руками; арпеджио короткие по 4 звука каждой рукой отдельно.

Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия

Декабрь (на зачёт)

Апрель (на оценку)

пьеса и полифоническое произведение (или крупная форма)

пьеса и крупная форма (или полифоническое произведение).

Технические и творческие зачёты

Ноябрь

Март

Этюд и чтение с листа (на зачёт)

Знание терминологии (на оценку)

Творческий зачёт: (исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле или участие в творческом коллективе ( на зачет)

3 класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6-8 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

1 - полифонических произведения;

1 - произведения крупной формы;

2-3 разнохарактерных пьесы;

3 - этюда:

2 ансамбля.

Продолжать работу по чтению с листа (уровень трудности 1 2 класс). Подбирать по слуху мелодии, используя на опорных звуках простейшее аккордовое сопровождение. Учитывая индивидуальные возможности ученика, целесообразно сочинение легких пьес различных жанров в форме периода.

Работать над развитием технических навыков (упражнения в виде позиционных фигур, коротких трелей и других мелизмов, репетиций и др.)

В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до 2-3 знаков в прямом и противоположном движением двумя руками. Минорные параллельные гаммы (в натуральном, гармоническом и мелодическом виде) в прямом движении на 2 октавы двумя руками. Хроматические гаммы - каждой рукой отдельно на 2 октавы от всех клавиш; тонические трезвучия с обращениями по 3 звука двумя руками на 2 октавы; арпеджио короткие по 4 звука с обращениями на 2 октавы.

Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия

Декабрь (на зачёт)

Апрель (на оценку)

пьеса и полифоническое произведение (или крупная форма)

пьеса и крупная форма (или полифоническое произведение).

Технические и творческие зачёты

Ноябрь

Март

Этюд и чтение с листа (на зачёт)

Знание терминологии (на оценку)

Творческий зачёт: (исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле или участие в творческом коллективе ( на зачет)


4 класс

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 16 -18 различных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

2 - полифонических произведения;

2 - произведения крупной формы;

5 - 6 разнохарактерных пьес;

3 - 4 этюда:

4 ансамбля.

Продолжение работы по чтению с листа постепенно; дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле легких переложений отрывков из оперной, балетной и симфонической музыки; подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением; возможны сочинения на заданный текст, подбор сопровождения к различного типа к мелодиям.

Необходимо проводить работу над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.

Проводить работу над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых педагогом с учетом индивидуальных возможностей ученика; постепенный переход к работе над октавами для развития кистевой техники (упражнения секстами).

В течение учебного года ученик должен пройти мажорные гаммы до

4-х знаков в прямом движении (в противоположном движении - гаммы с симметричной аппликатурой) в 4 октавы; минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) двумя руками в прямом движении на 4 октавы; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении. Тонические трезвучия с обращениями, аккордами по 3 или 4 звука; арпеджио короткие двумя руками, арпеджио ломаные каждой рукой отдельно на 2 октавы; арпеджио длинные каждой рукой отдельно в 3-4-х гаммах от белых клавиш.

Промежуточная аттестация проводится в виде академических концертов в конце первого и второго полугодия

Декабрь (на зачёт)

Апрель (на оценку)

пьеса и полифоническое произведение (или крупная форма)

пьеса и крупная форма (или полифоническое произведение).

Технические и творческие зачёты

Ноябрь

Март

Этюд и чтение с листа (на зачёт)

Знание терминологии (на оценку)

Творческий зачёт: (исполнение популярной музыки, подбор по слуху, исполнение ансамбля, аккомпанемента или собственного сочинения, выступление в музыкальном спектакле или участие в творческом коллективе ( на зачет)

  1. Учёт успеваемости и оценка результатов освоения

учебного предмета

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, зачетах, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т. д.

Экзамен проводится только в выпускном классе (итоговая аттестация).

Участие в концертах, конкурсах и фестивалях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Проверка технической подготовки учащихся, а также умение читать ноты с листа, знание музыкальных терминов, выполнение заданий по подбору по слуху, игра в ансамбле, аккомпанемент осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на зачете в присутствии педагогов отделения.

Зачеты по проверке технической подготовке учащихся проводятся со 2 класса.

Оценка за выступление академических концертах, учащимся 1 – 4(5) классов, выставляется только во II полугодии.

При выведении итоговой оценки в конце каждого класса учитывается:

- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе четвертных оценок;

- оценка ученика за выступления на академическом концерте или экзамене, и на зачетах;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

Для текущего контроля успеваемости предусмотрены следующие формы: – проверка домашней (самостоятельной) работы, выступления на академических концертах, прослушиваниях, зачетах. Текущий контроль успеваемости учеников проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков, зачетов и академических концертов и исполнения сольных программ. Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить как технические зачеты, академические концерты, исполнение концертных программ.

Требования к содержанию итоговой аттестации

(для учащихся 5 (6) классов)

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.

По завершении итоговой аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании музыкально – эстетического отделения ДШИ.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:

- овладеть навыками игры на фортепиано;

- приобрести знания, которые дадут возможность исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

- приобрести знания основного фортепианного репертуара;

- приобрести знания по различным исполнительским интерпретациям музыкальных произведений;

- научиться исполнять музыкальные произведения на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями;

- знание профессиональной терминологии;

- достаточный технический уровень владения инструментом фортепиано для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;

- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.

Критерии выставления оценок на выпускном экзамене

«Отлично»:

-на выступлении ученик чувствует себя свободно;

- исполнение программы выразительно и разнообразно;

- ученик владеет исполнительской техникой, богатством и разнообразием звуковой палитры;

- решение тембровых и регистровых задач;

- выступление яркое и осознанное.

«Хорошо»:

-достаточное владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;

-недостаточно яркая трактовка исполнения музыкальных произведений.

«Удовлетворительно»:

 -однообразное исполнение, недостаточные навыки пианизма;

- плохая техника исполнения, вялая динамика.

«Неудовлетворительно»:

-слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.