Программы учебных предметов: СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (СКРИПКА), АНСАМБЛЬ, КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ, МУЗИЦИРОВАНИЕ.

Смоленская Светлана Сергеевна

Программы учебных предметов СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (СКРИПКА),  АНСАМБЛЬ, КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ, МУЗИЦИРОВАНИЕ  разработаны на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства  «Струнные инструменты».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

МУЗИЦИРОВАНИЕ

  1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Программа учебного предмета является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Струнные инструменты» по виду инструмента Скрипка со сроком обучения  3 года (1-3 классы).

Программа учебного предмета может быть использована:

при реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» в детских школах искусств, детских музыкальных школах, образовательных учреждениях профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»:

 Вариативная часть.

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:

- развивать  у обучающегося интерес к музыкальному искусству, коллективному творчеству;

- сформировать у обучающегося комплекс исполнительских знаний, умений и навыков в восприятии нотного текста;

-развитие и тренировка кратковременной и долговременной памяти при подборе по слуху и транспонировании;

- способствовать проявлению ребенком творческой инициативы, формировать умения ориентироваться в новых неожиданных музыкальных ситуациях;

-развивать музыкальную память, мелодический, ладогармонический тембровый слух.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

-основы музыкальной грамоты,

-музыкальную терминологию;

- основы первичного анализа музыкального произведения.

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- анализировать нотный текст;

- владеть навыками чтения с листа;

- свободно ориентироваться на грифе в пределах 1 позиции;

-  владеть простейшими видами штрихов (деташе, легато).

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА:

максимальной  учебной нагрузкиобучающегося98 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки49часов;

самостоятельной работы обучающегося49 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

98

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

49

в том числе:

практические занятия

43

контрольные уроки, зачеты

6

самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 МУЗИЦИРОВАНИЕ:

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Чтение с листа.

Содержание учебного материала

45

1.Анализ нотного текста, предварительно усвоенного по слуху легчайшего музыкального материала.

2.Воспитание умения у ученика проигрывать новый музыкальный текст с соблюдением по возможности темпа, всех авторских указаний.

Практические занятия

20

Контрольные работы

2,5

Самостоятельная работа обучающихся

22,5

Тема 2.

Транспонирование.

Содержание учебного материала

6

1.Зрительный анализ нотного текста (как при чтении с листа).

2.Мысленный перевод музыкального произведения в новую тональность.

3. Исполнение музыки на инструменте в новой тональности.

Практические занятия

2,5

Контрольные работы

0,5

Самостоятельная работа обучающихся

3

Тема 3.

Подбор по слуху.

Содержание учебного материала

9

1.Выбор музыкального произведения, хорошо знакомого ребёнку.

2.Исполнение этого произведения голосом. Проигрывание на фортепиано для формирования слуховых интонационных и ритмических ощущений.

3.Подбор по слуху на скрипке в удобной для исполнения тональности.

Практические занятия

3,5

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

4,5

Тема 4.

Ансамбль.

Содержание учебного материала

38

Формирование комплекса знаний,  умений, навыков в области ансамблевого музицирования.

Практические занятия

17

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

19

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ.

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета для индивидуальных занятий, оснащенного роялем или пианино, класса для работы с фонотекой и видеотекой, библиотеки.

Оборудование учебного кабинета: скрипки для детей разного возраста, пульты, стулья, подставки, стол, стеллаж для нот, осветительные приборы.

Технические средства:телевизор, фонотека, видеотека, музыкальный центр, видеоплеер, метроном.

3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Ансамбли юных скрипачей. Вып.№2. Сост. М. Рейтлих, Р. Бакум. М.: Советский композитор, 1974.
  2. Бакланова Н. Начальные упражнения, этюды и пьесы в 24 тональностях. М., 1987
  3. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М., Гос. муз. изд., 1987
  4. ГарлицкийМ.   Шаг за шагом.   М., «Советский композитор», 1980
  5. Гнесина Е. Дуэты для маленьких скрипачей. М.: Музыка, 1966.
  6. Григорян А.  Начальная школа игры на скрипке. М.: Советский композитор, 1989
  7. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. Муз.изд., 1996
  8. Избранные легкие этюды для скрипки-соло. 2-е изд. Сост. Л.Аджемова. М., Музыка,1973
  9. Избранные этюды для скрипки, 1-3 классы. М.: Кифара, 1978
  10. Избранные этюды. Вып.3.Старшие классы. М., 1974
  11. Скрипичные ансамбли. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. В. Кальщикова.- Санкт-Петербург: Нота,2004.
  12. Шальман С. Я буду скрипачом.Л., 1986
  13. Этюды на разные виды техники 2классы. Сост. В. Стеценко. Киев: Музична Украина, 1985
  14. Юный скрипач.    Вып. 1., Вып.2. Редактор-составитель К.Фортунатов. М.: Советскийкомпозитор, 1983, 1985
  15. Якубовская В. Вверх по ступенькам. Л.,1986

Интернет-ресурсы:

http://www.classica21.ru

http://www.cultura45.ru

http://www. dmch5.lakt.ru

http://www.7not.ru

http://www. muz.urok.ru

http://musstudent.narod.ru

http://nlib.narod.ru

http://notes.tarakanov.net

Дополнительные источники:

Музыкальные энциклопедии, словари.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета включает в себя текущий контроль успеваемости и  промежуточную аттестациюобучающихся.

Результаты обучения

(усвоенные знания, освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся знает:

- основы музыкальной грамоты,

- музыкальную терминологию;

- основы первичного анализа музыкального произведения.

В результате освоения предмета обучающийся умеет:

- владеть навыками чтения с листа;

- свободно ориентироваться на грифе в пределах 1 позиции;

-  владеет простейшими видами штрихов (деташе, легато).

Текущая аттестация: контрольные уроки по четвертям.

Промежуточная аттестация: зачет.