Методический разбор сборника В. Коровицын «Самый прекрасный в мире принц»

Матросова Наталия Андреевна

Методический разбор сборника

В. Коровицын «Самый прекрасный в мире принц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx214.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Республика     Крым      Красногвардейский     район      

            МБУ  ДО     «Октябрьская детская музыкальная школа»

                                 Методический разбор сборника

                  В. Коровицын «Самый прекрасный в мире принц»

                                                                        препод. Матросова Н. А.

                                                         2017 г.

                                                1.

 Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и  интересных композиторов, именно они — лицо современной России. Новые имена : Ю.Веснян, Ю.Савалов, Ю.Савельев, В.Коровицын,  И.Парфёнов — они живут и сочиняют в настоящее время.

 Эти композиторы могут стать героями тематических вечеров, на которых учащиеся с удовольствием будут играть их пьесы. Выступления на концертах-лекциях для учащихся, преподавателей и родителей помогут учащимся в овладении концертным мастерством. С уверенностью можно сказать что успех каждого такого мероприятия будет потрясающим.

 Эта музыка очень нравится детям, в ней раскрывается перед нами мир детства — особый мир, близкий нашим детям, где живёт эмоциональная открытость, мечтательность и детская непосредственность. Такая музыка не приемлет скуки, зубрёжки, дети становятся её подлинными соавторами.

 Сегодня мы познакомимся с прекрасной музыкой Владимира Коровицына, будем исполнять и слушать его произведения.

Сначала немного о композиторе. Он родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1, выпускник Новгородского муз. училища по классу баяна. С отличием закончил Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакого, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живёт в родном городе. В его творческом багаже — музыка разных жанров : для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения.

 Отличительными чертами музыки В.Коровицына является безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному, гармонический язык.

 Музыкальные произведения В.Коровицына уникальны разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. По словам специалистов, его музыка отличается особой мелодичностью, современной интонацией, тонкой гармонизацией, изысканной пианистичностью, удобно ложится на пальцы. Благодаря таким качествам, музыка Новгородского композитора востребована преподавателями ДМШ страны. Язык композитора чрезвычайно демократичен, доступен и малышам и подросткам.

 В.Коровицын  автор 9 сборников : «Радуйся солнцу», «Детский альбом», «Музыкальное путешествие по странам западной Европы», «Исполнение желаний», «Самый прекрасный в мире принц». Все они рассчитаны на учащихся средних и старших классов ДМШ, обладающих достаточно высоким уровнем техники.

                                                    2.

   Сборник «Самый прекрасный в мире принц» Альбом фортепианной музыки для детей. Средние и старшие классы. Год издания 2014.

 Пьесы представленные в этом сборнике являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ. В сборнике 17 пьес, один ансамбль, два джазовых дуэта. Сейчас будут показаны и разобраны 12 произведений. Они будут исполнены преподавателями нашего отдела. После проигрывания я расскажу несколько слов о названии произведения, какой класс, о трудностях обучения, о форме и характере исполнения. Начинает сборник фортепианная пьеса.

 1.Импровизация - в переводе - неожиданный, внезапный. Это произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения. Музыкальная импровизация — древний тип музицирования. В эпоху романтизма феноменальным успехом у публики пользовались итальянские импровизаторы. Так же к импровизации относят и жанр экспромта. Тональность пьесы е moll. Для учащихся 6, 7 классов.

 Первая часть-два раздела. «Нежная мелодия» в правой руке на фоне повторяющихся аккордов, затем вычленяется мотив и идёт в нисходящем движении по септаккордам.

 Середина — gracioso 2 эпизода : первый — мажор. Разложенный аккорд и широкая мелодия сочетающаяся с аккордами с разрешениями, во втором эпизоде мелодия звучит в интервал.

Третья часть — повторение и в конце красивые аккорды, заканчивается в мажоре.

 Трудности — длинные, продолжительные фразы в темпе Allegro. Середина требует хорошего владения педалью. Трудно — длинные арпеджио в левой руке.

  2.В четверг, после дождя 5 класс, памяти В.Гаврилина (напоминает каприччио). Немного об истории этого выражения.

 Русичи — древние предки русских чтили главного бога грома и молнии Перуна. Перуну возносили моления о дожде в засуху и он должен выполнять просьбы в свой день «четверг». А так же эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «после дождичка в четверг» стала применяться ко всему несбыточному. Темп Vivace грустная, печальная, лёгкая.

 Первая часть g moll стремительная мелодия в правой руке в высоком регистре. Вторая часть состоит из двух эпизодов — переход в мажор. Первый эпизод — мелодия изложена терциями, сложные броски в аккомпанементе.

 Второй эпизод — менее подвижен, выразителен. Нежная мелодия. Ряд построений, большое количество знаков альтерации, левая рука — длинные арпеджио по чёрным клавишам.

 Третья часть — повтор. Окончание Meno mosso.

 Трудности — быстрый темп, на стаккато, длинные арпеджио, знаки альтерации.

  3. Элегический вальс. 5 класс.

 Элегия — инструментальная пьеса, в переводе — жалоба. Камерное музыкальное произведение задумчивого печального характера. Темп Allegretto Intimo си минор трёхчастная форма. Задумчивая мелодия, как воспоминания о чём-то прекрасном.

 Середина— переход в мажор, более подвижный темп. Восходящие пассажи, дающие свободу движения.

 Третья часть повторяет первую часть и минор. Очень красивая мелодия, раскрывается как композитор — мелодист.

 Трудности : требует большего музыкального вкуса. Пунктирный ритм в мелодии, параллельные терции, сложные восходящие пассажи, в середине подобрать удобную аппликатуру.

 4. Размышление ля минор, 6 класс Andantino serioso. Трёхчастная форма. Первая часть — красивая печальная мелодия с повторяющимися звуками, постоянно меняющимися регистрами.

 В середине — развитие, темп ускоряется Con spirito (с увеличением, с жанром, воодушевление). Большая яркая кульминация, в левой руке большие броски баса и аккорда. Третья часть — повторение, очень оригинальный и красивый аккорд в заключении на два piano.

 Трудности : повторные ноты, большие броски баса и аккорда, в середине большая кульминация (удержать, не развалить на части). Эта пьеса требует большого вкуса в исполнении и умении вести большие, длинные фразы с ровным ритмом (свобода исполнения). От ученика требуется умение слышать неуловимые движения в мелодии, то ускоряя, то замедляя, то оттягивания начало новых фраз.

  5. Сталактиты до минор, 5-6 класс. Andantino conсеntrato. Форма — вступление, две части, заключение более развёрнутое.

 Первая часть Un poco agitato. Вторая часть Pin lamentoso. Заключение Mollo graciozo (плач, стон, жалоба, рыдание). Образная пьеса.                

 Сталактиты — известковые наросты на потолке пещеры, образованные просачивающимися каплями, часто имеющий форму сосулек. Мелодии очень красивы, передачи звука с высокого регистра в низкий создаёт эффект блеска и переливов камней и сосулек. Второй эпизод слезливо, как капли воды внутри пещеры.

 Трудности : работа над звуком, много задержаний, знаки альтерации, охватить по форме, каждая часть в своём темпе.

   6. Скерцино 6 класс, ля минор, Allegro graciozo. Трёхчастная форма. Быстрый темп. Скерцино — итальянское слово — маленькое скерцо. Небольшое музыкальное произведение в оживлённом темпе.

 В переводе - «шутка». Бесчисленные скерцо демонстрируют всевозможные оттенки музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов, способный передавать такого рода замыслы : шутливые переклички мотивов, перебрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому, всякого рода неожиданности - «сюрпризы», подача каких-либо простых явлений в необычном, кажущимся странным освещением или же их излом, смещение. Лёгкие, грациозные терции в правой руке сменяются красивыми аккордами. Затем эпизод с четвертями в левой руке, поднимающимися вверх. Заканчивается линия синкопой (джазовая интонация). Дальше звучат терции, но уже в мажоре.

 Середина — менее подвижно dolcissimo. Правая рука в высоком регистре чередуется с красивым сочным регистром внизу.

 Трудности : терции с участием 4 и 5 пальца, особенно трудно, когда надо играть терции на lеgato. Синкопы, много задержаний, ну и прежде всего быстрый темп на стаккато.

   7. Приход весны 6 класс. Ре минор. Allegro affettuoso (с чувством). Трёхчастная форма и маленькая кода.

 В начале звучит задумчивая, нежная мелодия в высоком регистре в миноре. Тональности меняются очень часто, модуляции. Средний эпизод в мажоре.

 Третья часть — тема тоже светлая, переходит в низкий регистр и мелодия начинает звучать более утверждающее. Кода — в миноре. Красивые разложенные аккорды, темп замедляется,два  пьяно. По характеру  - светлая грусть.

 Трудности : средний эпизод 4 бемоля (трудности в разборе), задержанные ноты, синкопы, скрещивание рук.

    8. Эолова арфа (ноктюрн) Adagio 5-6 класс.

 Ноктюрн — небольшое лирическое музыкальное произведение мечтательного характера. От франц. слова nocturne “ночной» Распространявшийся с начала XIX века. В этом значении впервые применил Джон Филд в 1810 годах. Это слово встречается на надписях многих картин, на которых изображены милые, нежные сцены. Эолова арфа — специальный ящик с натянутыми струнами, которые мелодично звучат от действия ветра. Названа так по имени греческого бога Эола — повелителя ветров. Обычно размещали на крышах, оконных проёмов, беседках, гротах. Известные Пятигорская беседка и в Крыму в Судаке. Трёхчастная форма. Ми минор. Любимый размер 12/8.

Звучит мелодия (перекличка коротких фраз) в высоком регистре, очень натуралистично, как завывание ветра в трубах.

 Середина — два эпизода. Первый эпизод — басс и мелодия в крайних голосах, в середине повторяющиеся аккомпанирующие аккорды. Второй эпизод — красивая мелодия в терцию в прваой руке.

 Третья часть — повторение, в конце красивые аккорды на затухании.

 Трудности : требует работы над звукоизвлечением. Сложен эпизод со скрытым аккомпанементом, выделяя мелодию в верхнем голосе, большие скачки  в левой руке на легатто и подкладыванием первого пальца.

   9. Самый прекрасный в мире принц 6 класс. Первая часть G dur Adagio amaroso (нежно, страстно). Мелодия в размере 12/8 звучит нежно проникновенно, сначала одноголосно, затем в интервал, сопровождаясь очень красивыми аккордами, затем следует эпизод более взволнованно, мелодия звучит долями, два на три и когда достигает кульминации неожиданно срыв до subbito piano. Эпизод начинается Estatito (восторженно, в экстазе).

  Хочу отметить в тексте у него много новых обозначений, композитор помогает ими раскрыть содержание от рр до ff. Ноты подчёркнуты, акцентированы, идёт движение к кульминации. Постепенно всё затихает и начинается третья часть. Опять звучит простая нежная спокойная мелодия. В заключении очень красивый восходящий пассаж. Сначала крещендо на ускорении, затем на расширении затихающие два аккорда.

 Трудности : ученик должен хорошо владеть звуком, легато, педалью. Уметь играть три на два. О содержании даже не стоит и говорить и придумывать — всё на уровне чувств и мельчайших нюансов.

  10. Гавот. Буквально танец гавотов, жителей области Овернь во Франции. Первоначально развивался, как быстрый народный танец. В XVII веке был введён Жаном-Батистом Люлли в репертуар придворной и салонной музыки и стал часто встречаться в качестве составной части сюиты — после сарабанды. В русской музыке форму гавота использовали П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев (в симфонической, фортепианной, балетной музыке). Соль минор.  5-6 класс. Трёхчастная форма. Темп Allegro (molto elegante). Первая часть стаккато, но очень элегантно. Середина Cantabile, более широкое дыхание, легато, морденты. Третья часть снова повторение — лёгкая, отрывистая мелодия чередуется с акцентированием, заканчивается утвердительно.

 Трудности : быстрый темп стакатто, середина с украшениями. Можно с учеником послушать гавоты Баха, Генделя. Сравнить и поговорить о разнице в звучании.

   11. В гамаке. 5 класс трёхчастная форма.

 Первая и третья части Gradevole (приятно). Звучит приятная незатейливая мелодия. В левой руке монотонные синкопы помогают показать покачивание гамака.

 Середина Anitando e dolcisimo. Сдвигается темп, высокий регистр, мелодия звучит нежно, мечтательно, строится по секвенциям.

Третья часть повторение, опять спокойная и умиротворённая мелодия.  В конце печальная кода — красивые разложенные аккорды, затихающие > р, рр. Изобразительный момент — наступил сон.

 Трудности : синкопированный ритм , сложно записан (трудности в разборе). Середина — овладение секвенциями в темпе, разложенными септаккордами.

  12. Романс. 5-6 класс Andantino sentitamente a moll (искренно, прочувствованно). Трёхчастная форма.

 Лирическая, незатейливая, песенная мелодия (светлая грусть). Во втором предложении звучит интервальное (двухголосное) изложение. Звучат два нисходящих хода по хроматизму, сначала одноголосно, затем в интервал. На верхушке как в вокальном романсе звучит фермато.

 Середина в мажоре. Мелодия светлая, широкая, яркая и интервальная. Аккомпанемент переходит из левой руки в правую, мелодия звучит тоже в правой. Аккордовая кульминация, большое фермато. В третей части — повторение, добавляется украшение из шестнадцатых. Опять оттяжки в мелодии и в конце простые аккорды на рр.

 Трудности : длинные фразы, требуется хорошее владение канитиленой. Работа над скрытым аккомпанементом. Ученик должен иметь чувство меры в исполнении фермато.

  13. Два джазовых дуэта 5-6 класс

 «Весёлый верблюд» трёхчастная форма. Не очень скоро. Весёлая джазовая мелодия с пунктирным ритмом, задержаниями, синкопами. В середине звучит красивая, запоминающаяся мелодия.

 Трудности : синкопированный ритм в первой партии, вторая партия аккорды в пунктирном ритме. Тональность Ми бемоль мажор и много альтерированных звуков.

  «Котята» 5-6 класс Allegro assai трёхчастная форма. Мелодия яркая, джазовая. Пунктирный ритм и синкопы.

 В середине сложные триоли. В первой партии, переходящие из одной руки в другую. Во второй партии сложные в разборе 4х-звучные аккорды с секундами и знаками альтерации.

 Трудности : быстрый пунктирный темп, триоли, знаки альтерации, хроматизмы.

 Очень хотелось надеяться, что эта мелодически привлекательная, образно-яркая, достаточно разнообразная по фактуре музыка найдёт своих почитателей и будет востребована в педагогической и концертной практике.