"Формирование навыков чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано".

Формируя и развивая такой сложный навык, как игра с листа, педагог соприкасается с рядом проблем, которые больше относятся к теоретическим предметам. Это развитие слуховых представлений, музыкальной памяти, воспитание чувства ритма и т.д. Процесс чтения с листа следует начинать с донотного периода. Для исполнения самых простых мелодий, перед учеником встают три задачи, которые необходимо решить одновременно - это ритм, звуковысотное соотношение и  фразировка. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование навыков чтения с листа на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

В последние годы навык чтения нот с листа среди пианистов теряет свою актуальность, несмотря на то, что виртуозность в исполнительстве значительно выросла. Это говорит о том, что на уроках фортепиано, мы, преподаватели, мало уделяем внимания развитию этого навыка, а всё больше занимаемся выучиванием наизусть, отрабатыванием технических приёмов и т.д. Между тем, в 19 веке домашнее музицирование, где нормой считалось чтение с листа, было любимым занятием. На сегодняшний день наша задача развивать у обучающихся, начиная уже с первых уроков, этот навык, который в дальнейшем поможет им знакомиться с многочисленной нотной литературой, расширяя свой кругозор.

В программе специального фортепиано не предусмотрен отдельный курс занятий по чтению с листа. Учитель должен уделять этому время на уроке. Формируя и развивая такой сложный навык, как игра с листа, педагог соприкасается с рядом проблем, которые больше относятся к теоретическим предметам. Это развитие слуховых представлений, музыкальной памяти, воспитание чувства ритма и т.д. В классе фортепиано объединяются и дополняют друг друга теоретические и практические знания, которые ребёнок получает на занятиях в музыкальной школе.

Существует два вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Разбор – это медленное проигрывание произведения с остановками для более тщательного изучения текста, для подбора удобной аппликатуры, а также для повтора ритмически сложных фрагментов. Чтение с листа – это исполнение незнакомой пьесы в темпе, характере, близком к требуемому, без предварительного проигрывания на инструменте. Исполнение должно быть непрерывным, с осмысленной фразировкой. При разборе произведения пианист направляет внимание поочерёдно на разные фрагменты музыкальной ткани. А при чтении с листа возникает необходимость все знания и умения собрать воедино. Чтение с листа – это цепочка действий, которые можно условно разделить на следующие пункты:

  • Общемузыкальный анализ:
  • Автор;
  • Название;
  • Жанр;
  • Основной характер.
  • Теоретический анализ:
  • Лад, тональность;
  • Форма;
  • Темп, метр, ритм;
  • Фактура;
  • Гармонический план;
  • Мелодика;
  • Динамика.

3.  Исполнительский анализ:

  • Аппликатура;
  • Артикуляция.

4. Методический анализ:

  • Выбор преимущественного способа прочтения нотного текста;
  • Выявление особенностей текста, способствующих облегчению его зрительного восприятия.

Процесс чтения с листа очень трудоёмкий и кропотливый, который следует начинать с донотного периода. На этом этапе обучения, ученик накапливает слуховые представления: знакомится с жанрами музыки, подбирает знакомые попевки, играет «с рук» несложные мелодии. Постепенно вводятся музыкальные термины – тембр, фраза, метр, ритм.

Для исполнения даже самых простых мелодий, протяжённостью два такта, перед учеником встают три задачи, которые необходимо решить одновременно. Это – ритм, звуковысотное соотношение и фразировка. На первых порах можно освободить внимание ученика от мелодической линии и сосредоточиться на ритме. Ритм – главный, основополагающий компонент музыкальной речи, и усвоение нотной записи лучше всего начинать с её ритмического элемента.

Я считаю, целесообразно начать изучение длительностей с четвертных и восьмых, так как они будут наиболее часто использоваться в детских пьесках. При этом не обязательно с первого же урока называть «четверти» и «восьмые», можно пользоваться слогами «та» и «ти-ти». Для ритмического развития ученика будет полезно упражнение «исполнитель на ударных инструментах». Ребёнок сопровождает игру педагога хлопками в ладоши. Вначале это могут быть хлопки только на сильную долю, а позже это уже несложные ритмические фигуры, которые выдерживаются на протяжении всей пьесы. Затем хлопки заменяются на постукивания по крышке фортепиано обеими руками одновременно или поочерёдно. Здесь уже можно представить ученику наглядную запись ритма – на двух строках (для левой и правой рук) записываются ноты уже пройденных длительностей (четверти и восьмые). Это помогает скоординировать ребёнка для дальнейшего двухстрочного чтения нотного текста.

После освоения элементарных ритмических фигур, ученик знакомится с первыми обозначениями высоты звука. Для лучшего усвоения записи нот можно предложить не записывать каждый звук отдельно, а объединить 2-3 звука в интонацию, привычную для детского слуха. Затем полезно буде на этих нотах подбирать попевки. Диапазон пройденных нот постепенно будет расширяться. По мере прохождения записи нот, можно познакомить ученика с некоторыми правилами прочтения нотного текста, которые впоследствии облегчат разбор произведения. Например, высокие звуки располагаются «выше» на клавиатуре и на нотном стане записываются выше; ноты, написанные на соседних линейках или в соседних «окошках» на клавишах находятся через одну. Как средство тренировки чтения нот можно рекомендовать:

  1. Быстрое называние подряд всех нот в предложенном тексте;
  2. Быстрое нахождение в несложном нотном тексте отдельных звуков.

Знакомство с ритмом и записью нот приводит к проигрыванию по нотам уже знакомых попевок, которые ранее исполнялись на слух. Теперь задачи ученика усложняются: надо читать нотный текст и тут же воспроизводить его на инструменте. Постепенно ученик пробует самостоятельно записывать нотами небольшие песенки, а затем и транспонировать в другую тональность. Транспонирование неизбежно сталкивает нас с появлением знаков альтерации. Чтобы ребёнку были понятны функции знаков, можно сравнить их с каким-либо предметом или действием. Например, «диез» - ступенька, на которую нота поднялась, «бемоль» - кресло, в которое опускается нота. От попевок постепенно переходим новым пьесам, которые ученику ещё не известны и ему предстоит впервые сыграть их по нотам. Начинаем, конечно, с простейших – в размере 2/4, где мелодия движется вверх или вниз поступенно. Как правило, играть начинаем правой рукой, но уже в скором времени необходимо задействовать левую. Не стоит знакомство ребёнка с басовым ключом. Это может получиться естественным образом, если, например, сыграть попевку, где мелодия идёт вниз, от ноты «до» первой октавы. Тогда сама собой появляется необходимость записи этих нот уже в басовом ключе. Таким образом, ученик самостоятельно проигрывает пьесы двумя руками, где мелодия переходит из одной руки в другую. Когда процесс игры с листа поочерёдно каждой рукой будет уверенным, можно переходить к игре двумя руками одновременно, где в левой – выдержанный бас, а в правой – мелодия.  Здесь ученик должен видеть и слышать не только «горизонталь», но и «вертикаль», т.е. подключается гармонический слух. Дальше необходимо непрерывно развивать  технику чтения с листа, расширяя диапазон, усложняя постепенно ритм и фактуру изложения. Рассмотрим несколько приёмов для развития этого навыка.

Чтение с листа невыполнимо без опережения взглядом исполняемого произведения. Чтобы помочь ученику направить взгляд вперёд можно использовать простой приём – перекрывание листом бумаги играемых нот. Вначале перекрывание движется синхронно озвучиваемому тексту. Затем перекрывание опережает игру на полтакта, на такт и т.д. Ученик впоследствии должен видеть вперёд не только доли и такты, но и охватывать мотивы, фразы, предложения. Иначе музыкальная речь будет бессмысленной. При перекрывании педагогу нужно ориентироваться именно на эти структурные единицы, помогая ученику схватывать взглядом законченные или относительно законченные построения.

Чтение с листа выполняется при неотрывности взгляда от нотного текста, поэтому ученик должен как можно меньше смотреть на клавиатуру. Умение играть, не видя клавиатуры, вырабатывает у исполнителя зрительно-пространственные и тактильно-двигательные представления, которые также можно тренировать. Например, нахождение без помощи зрения интервалов или аккордов от заданного звука, проигрывание гаммообразных и арпеджированных последовательностей от звука. Можно также занятия по чтению с листа проводить с закрытой от глаз ученика клавиатурой

Для воспитания быстрого и точного исполнения мелодии очень важны аппликатурные принципы. На начальном этапе это будут самые простые правила:

  1. Игра в одной позиции поступенно движущейся мелодии;
  2. Подмена пальцев в гамообразном движении;
  3. Игра терций – через палец (1-3, 2-4, 3-5);
  4. Игра широких интервалов (квинта, секста) крайними пальцами.

В дальнейшем, набор аппликатурных вариантов расширяется, подготавливая мышление и аппарат пианиста к решению многообразных аппликатурных ситуаций.

Это первые шаги на пути к развитию навыка чтения с листа. Дальше в средних и старших классах перед учеником будут вставать всё новые задачи в овладении этим навыком. Важно, чтобы педагог не переставал уделять внимание в этом направлении и предлагал новую, разнообразную нотную литературу, которая будет знакомить его с музыкой разных стилей, а главное, научит самостоятельному, грамотному разбору музыкальных произведений.