Работа над музыкальным произведением

Созинова Елена Геннадьевна

Методические рекомендации преподавателю фортепиано по работе над музыкальным произведением на разных этапах изучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ  РАБОТЫ  НАД  МУЗЫКАЛЬНЫМ   ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

         Музыкальные педагоги расходятся в определении количества этапов работы над произведением. Одни из них насчитывают 5 этапов, выделяя:

        - предварительное ознакомление;

        - разбор;

        - работу по кускам;

        - целостное оформление;

        - достижение эстрадной готовности.

Другие – разделяют работу над произведением на 3 этапа, объединяя предварительное ознакомление с разбором в первую стадию, а целостное оформление и достижение эстрадной готовности – в третью; при этом суть разделения не меняется.

Моему представлению больше соответствует деление на 3 этапа, тем более, что резких границ они  не имеют и взаимопроникают друг в друга. Однако, в любом случае педагог должен понимать, осознавать на каком этапе работы ученик находится и обязан научить ученика сознательно прослеживать стадии своей работы. Это помогает учащимся систематизировать свои занятия, ставить конкретные цели  и добиваться их достижения.

I этап – музыкальное и психологическое ознакомление с произведением.

Этот этап подразумевает формирование у учащегося интереса к произведению, представления о характере, содержании произведения, о стиле, индивидуальном  своеобразии, постижение основной технической концепции. На этом же этапе идет и музыкально-теоретический анализ, структурный, мелодический и гармонический анализ. Структурный анализ подразумевает анализ формы произведения, членение на части, эпизоды, фразы. Мелодический и гармонический анализ – анализ движения мелодии, голосов, тонального плана, особенностей гармонии и мелодии в связи с содержанием. Здесь очень важно сразу выявить кульминации в отдельных разделах и главную кульминацию произведения – это необходимо для лучшего целостного охвата произведения учеником.

Рекомендуются следующие методы работы:

-  проигрывание произведения педагогом;

- неоднократная игра  с листа пьесы  целиком (здесь возможно вольное  обращение с деталями текста, но по возможности проигрывать в темпе и обязательно в характере);

-  пропевание учеником пьесы с соблюдением ритма и темпа;

- проигрывание отдельных характерных элементов музыкальной структуры (тем, модуляций, каденций и т.п. – активное усвоение музыкальной формы);

- работа по нотам без инструмента, когда учащийся может мысленно представить логику развития произведения. Научить ученика мысленно интонировать отдельные куски, так как слуховое освоение музыки – главная сторона в работе музыканта;

- чтение литературы о композиторе, эпохе, стиле и т.п., составление общей оценки произведения исходя из современных эстетических взглядов (пока без использования аудио- и видеозаписи);

- желательно не давать разбор отдельно каждой рукой, так как важно, чтобы ученик охватил целое, настроение, образ.

II этап – точное усвоение полного нотного текста

        На этом этапе идет музыкальное и техническое овладение всеми деталями, формирование слуховых и мышечных рефлексов.

        Основной метод работы: проучивание по кускам.

        Во-первых, ученик должен понять свою задачу, во-вторых, стремиться к ее реализации через повторение кусков. Чтобы научить ученика правильно работать, нужно научить его правильно членить на куски: они должны быть оформлены по мысли. Можно работать по фразам, мотивам, интонациям (это зависит от задачи – чем больше задач, тем меньше куски), но ни в коем случае не делить по тактам, что свойственно ребенку. Полезно начинать следующий кусочек, захватывая конец предыдущего, либо начало следующего –это помогает ребенку связывать их в единое целое. Порядок работы над кусками может быть произвольным: слева направо, справа налево, начиная с трудных кусков к более простым, начиная с кульминации и присоединяя куски слева и справа. Способы проучивания кусков очень разнообразны: отдельно каждой рукой, двумя руками, по голосам; с педалью и без нее; на легато и на стаккато; в медленном и быстром темпе; со счетом вслух и про себя; на   f   и на  p  (особенно активизирует слух работа на   p ). Лучший рабочий темп тот, в котором ученик может услышать все детали своей игры,  контролировать выполнение поставленной задачи.

        На этом этапе идет заучивание наизусть, расчлененность на куски помогает запоминать. Однако запоминание должно быть не машинальным, а сочетаться с усилием на улучшение качества игры. Нельзя учить наизусть голый текст, но и когда пьеса уже готова, заучивать наизусть слишком поздно. Все куски должны быть прорабатаны и выучены наизусть по партиям, особенно трудные. Играя отдельные куски не упускать художественные задачи (певучесть, звукоизвлечение, красочность, осмысленность, эмоциональность). На раннем этапе эти задачи более приблизительны. Нельзя допускать формальных проигрываний – все они должны быть творческими. Полезно однократное  проигрывание кусков без нот в разбивку. Здесь очень важно не «зарываться» в детали, иначе может исчезнуть из поля зрения целое. В процессе работы над произведением на первый план выдвигается то одна, то другая задача, становятся заметными технические неточности ( штрихи, ремарки, грязь), фальшивые ноты, идет дальнейший анализ произведения –он выдвигает новые задачи.

        Работе по кускам нужно учить ученика на уроке, особенно в младших и средних классах, так как  часто неумение работать не дает ученику в полной мере показать себя.

Ш этап – собственное художественное воспроизведение

        На этом этапе идет реализация целостного художественного замысла. Необходимо добиться эмоциональной насыщенности, технической точности и уверенности, естественности и свободы, нужного темпа, выразительности. Продолжается  закрепление технической стороны и совершенствование художественной.

        Основной метод – беглая, свободная игра всего произведения. Нельзя удовлетворяться одноразовым хорошим исполнением в классе, однако эти пробные исполнения не должны быть слишком частыми. Очень полезно проигрывать в очень медленном темпе. Такая игра тормозит автоматизм. Чередовать куски «проигрываемые» мысленно и на инструменте. Это предполагает постоянное возвращение к методу работы   II этапа, что помогает утвердиться в технике, закрепить игру наизусть. Полезно «поиграть» без инструмента по нотам, по нотам в медленном темпе и т.п. Можно поработать с аудиозаписью своего исполнения, анализируя её. Неплохо обыграть произведение перед аудиторией. Нужно позаниматься на разных инструментах (для большей уверенности в звукоизвлечении), в разных помещениях (для проверки акустики педали).

        В работе над произведением нельзя пренебрегать ни одной из стадий. Часто способным ученикам сокращают I и II стадию, что крайне неверно. Ребенку необходимо время, чтобы лучше вжиться в образ произведения и выграться в него. Нередко слишком затягивается II стадия. В любом  случае, независимо от способностей ученика  II этап при постоянном напряжении усилий следует заканчивать в кратчайший срок.

Эти три стадии работы присутствуют лишь при доскональном, концертном освоении произведения. Но, в принципе, работа над ним может заканчиваться и раньше, то есть приобретая формы читки с листа и эскизного разучивания. Но это предмет особого разговора. Поэтому в заключении немного о составлении учебных программ.

        Дети очень перегружены, высока опасность переутомления, падения работоспособности, которое возникает не только при слишком длительной тренировке, но и при однообразном материале занятий. Поэтому очень важно составлять учебные программы так, чтобы в них присутствовали произведения различных стилей, форм, содержания. Необходимо, чтобы в работе одновременно находились произведения находящиеся на разных этапах разучивания. Степень этого разнообразия, естественно, зависит от способностей, возможностей ученика.