«Инновационное прочтение музыкального материала в творчестве современных домристов-исполнителей»

Шаверина Татьяна Николаевна

"Что такое домра?" – этот вопрос нередко задают люди, узнав, что есть инструмент с таким названием. Другие, услышав «домра», с радостью спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным, специфическим звучанием и неповторимым тембром. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 5»

Методический доклад

Тема: ««Инновационное прочтение музыкального материала в творчестве современных домристов-исполнителей»

Составитель:

преподаватель  Шаверина Т.Н.

Курск 2014

Содержание.

  • Историческая справка.
  • Начало становления домры как солирующего инструмента.
  • Современные исполнители на домре.
  • Используемая литература.

"Что такое домра?" – этот вопрос нередко задают люди, узнав, что есть инструмент с таким названием. Другие, услышав «домра», с радостью спешат продемонстрировать свою просвещенность и уточняют: «Знаем, это такая балалайка, круглая только». И лишь немногие представляют домру действительно как музыкальный инструмент, обладающий собственным, специфическим звучанием и неповторимым тембром.

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная - версия о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока (казахская домбра, турецкая баглама, таджикский рубаб). Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов – плектром.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни. В принципе, в Средние века лютней называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных и европейских славян, например, польско-украинская кобза и ее усовершенствованный вариант - бандура. Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Таким образом, исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты.

Тем не менее, каково бы ни было истинное происхождение домры, точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи, о чем свидетельствует также известная исследователям поговорка «рад скомрах о своих домрах». Более того, при царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами.

Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в Средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов. На домрах, подобно гуслям, аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Достоверно известно, что было налажено кустарное производство домр и домерных струн, записи о поставках которых ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах…

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент. Обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.

История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но… Домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Профессиональным инструментом домра стала сравнительно недавно. Воссозданная в 1896 году Василием Васильевичем Андреевым совместно с инструментальным мастером Семёном Ивановичем Налимовым, она начала свое существование в качестве оркестрового инструмента в составе Великорусского оркестра.

Интерес к домре рос с каждым годом, расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы

Уже в начале XX века появляются сведения о трактовке домры и как солирующего инструмента. На ней с отдельными сольными номерами выступал в сопровождении Великорусского оркестра его участник, основоположник исполнительской школы на домре Петр Петрович Каркин (Каркияйнен). Каркиным осуществлены в начале века первые издания для домры. Это были в основном переложения произведений зарубежных композиторов – Б.Годара («Колыбельная»), Д.Грациоли («Болеро»), А.Симонетти («Романс») и др. Первое упоминание о сольном выступлении домриста относится к 1909 году.

 В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Юрий Николаевич Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и скрипка когда-то была народным инструментом!).

Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы - Александр Цыганков и Тамара Вольская, творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара.

Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра.

Теперь исполнители на домре выходят на сцены крупных филармонических залов с сольными концертами в одном или двух отделениях. Первым, кому Министерство культуры СССР предоставило официальное право на сольные филармонические концерты в двух отделениях, стал в 1990-е годы Рудольф Васильевич Белов. Он, как и другие лучшие исполнители-домристы, лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов В. Яковлев, В. Никулин, В. Красноярцев, а несколько позднее – Т. Вольская, В. Круглов, А. Цыганков, С. Лукин, Б. Михеев, В. Ивко, возвели солирующую домру в ранг полноправных академических инструментов. В домровом репертуаре художественно полноценными оказались, например, транскрипции сонат для скрипки и чембало, скрипичных концертов И.С. Баха, вальса-скерцо П.И. Чайковского, фантазий                       Г. Венявского, образцов флейтовой музыки – скерцо из Сюиты h-moll И.С. Баха, сонаты     Ф. Пуленка, вокализа М.И. Глинки или «Сапатеадо» П. Сарасате.

И в XXI веке домровое исполнительство продолжает свое развитие. Появилось новое поколение музыкантов – исполнителей готовых представлять сольные программы, включающие произведения различных жанров и направлений, поражая слушателей глубоким чувством стиля, виртуозностью исполнения, теплотой и благородством звучания. О некоторых из них мне хочется рассказать более подробно.

Лауреат Всероссийского и Международного конкурса, солистка Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской Государственной  телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) Вера Махан. Концертная деятельность Веры началась в раннем возрасте. С 10 лет она уже выступала в составе оркестра русских народных инструментов под управлением знаменитого дирижера Виктора Дубровского, что предопределило дальнейший выбор профессии артистки и музыканта. В 1990 г. стала лауреатом Всероссийского конкурса юных исполнителей на русских народных инструментах. В 1995 г. с отличием окончила отделение народных инструментов Государственного музыкального училища им. Гнесиных, в 2000 г. - Российскую Академию Музыки им. Гнесиных с красным дипломом (класс проф. В. С. Чунина). За время учебы в РАМ им. Гнесиных Вера Махан стала лауреатом престижнейших конкурсов в области исполнительства на русских народных инструментах, в числе которых Московский конкурс им. Андреева «100 лет Возрождения домры» и III Международный конкурс «Кубок Севера».

В настоящее время Вера Махан является одной из ведущих в России исполнительниц на домре. С АОРНИ ВГТРК Верой Махан в качестве солистки сыграно более сотни выступлений на лучших концертных площадках России и зарубежья, в том числе на гастролях оркестра в Японии и Турции. Выступления домристки с оркестром находят отклик у самой широкой публики и проходят с большим успехом, как на Родине, так и за ее пределами. Ею записаны в Фонд Радио России и телеканала «Культура» произведения М. Глинки, Н. Будашкина, В. Калинского, А. Цыганкова. О творчестве молодой домристки был записан ряд программ на российском радио, которые прозвучали в эфире «Радио России», радиокомпании «Голос России» (Всемирная служба радиовещания на английском языке) и радиокомпании «Содружество».

Помимо работы в оркестре ВГТРК, Вера Махан играет сольные концертные программы, участвует в фестивалях и абонементных концертах Московской государственной академической филармонии, РАМ им. Гнесиных, Московского дома композиторов. В репертуаре исполнительницы музыка различных стилей и направлений - традиционные обработки народных мелодий, переложения классики, современная академическая музыка. Именно в области современной академической музыки для домры Вера уже проделала большую работу. С Верой Махан сотрудничают композиторы различных школ и направлений, благодаря чему в сравнительно небольшом оригинальном домровом репертуаре появляются новые замечательные произведения. В течение периода 1999 - 2011 г. ею исполнено около двадцати премьер новых сочинений для домры в дуэте с фортепиано, гитарой и баяном, а также для домры с оркестром русских народных инструментов. Вера Махан является первой исполнительницей и редактором новых произведений для домры композиторов А. Зеленского, Г. Зайцева, Н. Хондо, Ш. Ашурова, С. Новиковой-Бородиной, В. Биктaшeва. Значительную часть репертуара артистки составляют произведения таких современных композиторов, как С. Губайдуллина, В. Беляев, Ю. Чугунов, И. Тамарин, М. Шмотова, В. Польдяев. Репертуар артистки постоянно пополняется новыми произведениями. Со многими композиторами исполнительница непосредственно сотрудничает, некоторые сочинения ей посвящены. К примеру, на концерте Веры Махан с Новосибирским Русским Академическим оркестром ( худ. рук. и гл. дирижер – В. П. Гусев) в Камерном зале Новосибирской государственной филармонии прозвучали сразу три премьеры молодых талантливых композиторов – Концертная фантазия на тему р. н. п. «Волга-реченька» Д. Калинина, "Концертино" Григория Зайцева (вторая редакция), пьеса «Снежный штурм» С. Новиковой-Бородиной, которые с восторгом были приняты новосибирской публикой.

В 2001 г. возник творческий тандем Веры Махан с гитаристом, лауреатом Всероссийского и международных конкурсов Дмитрием Татаркиным. Для этого прекрасного лирического дуэта (домра и гитара), имеющего романтическое название «PrimaVera», написано немало произведений, которые пользуются неизменным успехом у самой широкой аудитории. Дуэт выпустил уникальный сборник для домры и гитары, существенно расширяющий репертуар домристов в области камерной музыки. Презентация сборника состоялась в Центральном Доме Журналиста в марте 2006 г. В этом же году сборник стал обладателем Гран-При на конкурсе творческих и методических работ Министерства культуры Московской области. С недавнего времени Вера Махан в составе дуэта "PrimaVera" выступает также на неаполитанской мандолине.

Вместе с творческой деятельностью Вера Махан уделяет много внимания общественной работе. Она является инициатором и создателем первого в Интернете проекта, посвященного домре и домристам - сайта domrist.ru, где предоставляется актуальная и необходимая информация в области исполнительства не только на домре, но и других струнных щипковых народных инструментах.

Светлана Мызникова одна из известных московских концертирующих солистов-домристов. Родилась в Воронеже. Окончила Российскую Академию музыки им. Гнесиных. С 1994 года солистка Российского Государственного музыкального центра Телевидения и Радиовещания. В качестве ведущей проводит передачи из цикла «Народные инструменты» на радиостанции «Садко», кроме этого играет в Московском квартете «Мандолина». В 2000 году вышел альбом С. Мызниковой «Элегия», в настоящее время готовится к выпуску новый альбом, в котором будут представлены записи на мандолине.

«Искусство игры С. Мызниковой ярко индивидуально и совершенно. Обладая прекрасным звуком, ее исполнение любого музыкального произведения отличается необыкновенным чувством формы; тончайшей нюансировкой и фразировкой. В техничных произведениях виртуозность Светланы поражает слушателей своей безупречной точностью, излишеством и необыкновенной легкостью. А в кантилене ее домра, подобно человеческому голосу, может выражать самые разные эмоции и чувства: от радости и гнева, до любви и ненависти…»                                                                                                                              

                                    Продюсер РГМЦ Заслуженный артист России С. Дружинин

В репертуаре Светланы произведения разных эпох и жанров: от Диего Ортиса и Антонио Вивальди до М.Де Фалья, от Пабло Сарасате до обработок мелодий народов мира. Она выступает в дуэте с фортепиано, клавесином, органом, гитарой (барочной и классической), виуэлой, лютней, гуслями, цимбалами, а также как солистка с различными оркестрами и ансамблями. Является солисткой ансамбля "Академия старинной музыки".

Доцент Уральской государственной консерватории, великолепная домристка Светлана Мусафина. Светлана является победителем многих престижных конкурсов. В их числе «Кубок севера», Международный конкурс им. В.Андреева и др. В 1993 году Светлана поступила в УГК им. Мусоргского в класс Т.И. Вольской, а после её отъезда в Америку в 1997 году экстерном окончила консерваторию уже в классе её ученика Михаила Уляшкина.

Концертная деятельность Светланы Мусафиной в основном связана с Екатеринбургом и городами Свердловской области. Но и в других городах можно услышать её исполнение. Концерты Светланы Мусафиной прошли в залах Самары, Челябинска, Кургана, Перми, Ханты-Мансийска, Нефтеюганска, Нягани, Москвы.

В настоящее время Светлана Мусафина играет в дуэте с лауреатом и дипломантом Международных конкурсов Пашновой Натальей (фортепиано) и  в дуэте с Белоглазовым Максимом (гитара). Исполняемыймузыкантами репертуар довольно обширен. Это оригинальные сочинения В. Ивко, Б.Михеева, А.Цыганкова, Е.Подгайца, А.Бызова, Г.Шендерёва, Н.Будашкина, И.Тамарина, и сочинения для мандолины К.Муньера и Р.Калаче, а также произведения композиторов скрипичной классики – Г.Венявского, П.Сарасате, К.Сен-Санса, И.Альбениса,К. Дебюсси, Д.Шостаковича, А.Вивальди и др. А так же, переложения клавесинной музыки – Д.Скарлатти, Ф.Куперена и Ж.-Ф.Рамо. В данный момент Светланой ведётся работа над записью диска «Композиторское творчество исполнителей на домре».

Александра Скрозникова и Екатерина Мочалова. Ансамбль «СОЛО НА ДВОИХ» существует с 2007 года. За это время состоялось более ста концертов во многих городах России, а также в Финляндии, Франции, Австрии, Германии, Японии. Участницы дуэта являются одними из самых титулованных молодых исполнителей на домре и мандолине в России. От барочной мандолины до современной электродомры, от классики до джаза – все по силам этому постоянно экспериментирующему мультиинструментальному дуэту. В сентябре 2012 года Александра и Екатерина стали победителями престижного международного конкурса исполнителей на мандолине в городе Осака (Япония).

Репертуар ансамбля весьма разнообразен, солистки владеют всеми  разновидностями домры и мандолины и мастерски сочетают их в своих концертных программах. За время своего существования дуэт выступал в сопровождении прославленных коллективов нашей страны и зарубежья: НАОНИР им. Н. Осипова, Красноярского АОНИ, ГАРКО «Боян», Литовского камерного оркестра, Концертного русского оркестра РАМ им. Гнесиных, Барочного оркестра РАМ им. Гнесиных, ансамбля старинной музыки «Telemann Consort». Обаяние, энергия, талант и мастерство этих девушек никого не оставят равнодушными. Молодые музыканты являются авторами проекта «Народные инструменты нового поколения», в котором представляют целую плеяду новых, экспериментальных струнных народных инструментов. Их девиз звучит так: « Нам интересно все новое и необычное, мы хотим делать музыку живой, а домру модной!».

Преподаватель ГМК им. Гнесиных, лауреат всероссийских и международных конкурсов Мария Гусева. Музыкальная карьера Марии началась в Государственном ансамбле русской музыки и танца «Садко» где она работала с 1995 по 2002 год, с 2004 года по настоящее время работает в Национальном Академическом оркестре народных инструментов России им. Н.П. Осипова. Мария замечательная домристка, виртуозно владеющая инструментом. Она является победителем многих престижных Всероссийских и Международных конкурсов таких как «Классическое наследие», «Кубок севера», «Самоцветы России», «Созвездие мастеров», конкурсы им. В.Городовской и В.Андреева. В 2004 году была награждена грамотой Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Как солистка и в составе различных коллективов гастролировала во многих городах России и за рубежом (Греция, Испания, Республика Корея, Кипр, Канада). В дуэте со Святославом Липсом (фортепиано) и в составе «Трио-Поэма» выступала с концертными программами в городах Японии. Участница фестиваля Российского искусства в Каннах (Франция). Как солистка выступала с Национальным Академическим оркестра народных инструментов России им. Н.П.Осипова, Русским оркестром РАМ им. Гнесиных, Московским камерным оркестром им. Гнесиных, Губернаторским оркестром города Череповца, Муниципальным оркестром «Струны Руси» (г. Ярославль), Государственным ансамблем русской музыки «Садко»(г. Москва), Государственным Академическим оркестром «Русские узоры» (г. Москва), Tokyo Balalaika Ensemble и др. коллективами. Является первым исполнителем ряда произведений, написанных для домры современными московскими композиторами: В.Кулёвым, В.Паниным, В.Бикташевым и др.

Также с 2003 г. Мария ведёт активную концертную деятельность в составе ансамбля «Русская радуга», руководителем и солисткой которого является. Выступления ансамбля с успехом проходили в Совете Федерации РФ, Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, ГМК и РАМ им. Гнесиных, МГУ им. Ломоносова, Российском фонде культуры, Московском Рахманиновском обществе, Государственном музее музыкальной культуры им. Глинки, Государственном Российском Доме Народного творчества и дркгих концертных площадках. Ансамбль – лауреат I премии II Открытого Международного конкурса исполнителей на национальных многострунных инструментах                           им. В.Городовской. Коллектив принимал участие в IX Международном фестивале камерной музыки им. Коршункова (г. Александров), II фестивале русской культуры в Канаде «Матрёшка 2004» (г.Торонто), III Международном фестивале «Созвездие мастеров» (г.Москва).

Помимо концертной и преподавательской деятельности Мария уделяет большое внимание публикациям и методической работе. В 2003 году вышли в свет сборник «Русские мелодии» (переложение для домры и фортепиано) и методическая работа «Обзор основных приёмов игры на трёхструнной домре», которая была переведена на  японский язык. А в 2005 году в журнале народник была опубликована статья «Памяти мастера В.И.Хромова» (журнал «Народник»).

Мария ведет активную общественную деятельность по пропаганде народного искусства. Совместно с прекрасным пианистом Святославом Липсом в 2003 году был записан CD «Русская и зарубежная музыка в переложении для домры и фортепиано», так же в этом году вышли в свет ещё несколько CD – «Музыкальные вечера в Гнесинке» в сопровождении ансамбля «Садко» и камерного оркестра РАМ им. Гнесиных. А в 2006 году Мария вместе с Е.Желинским (балалайка) и С.Такахаси (фортепиано) выпустили CD «Через время, через расстояние».

Светлана Шурыгина (Шатохина). Выпускница Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, класс доцента и Заслуженной артистки РФ Н.Н.Шкребко. Лауреат Открытого Сибирского конкурса Молодых Исполнителей на народных инструментах, VI Красноярского Международного фестиваля - конкурса «Надежда – 2001», обладатель Гран - При и главного приза - Кубка Первого Открытого Регионального Конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Сибири» (г. Барнаул), обладатель Гран - При III Международного конкурса музыкантов - исполнителей (г.Владивосток), Лауреат V Международного конкурса-фестиваля «Фольклор без границ» (Болгария, г. Добрич), II Международного фестиваля-конкурса «Окно в Европу» (г. Санкт-Петербург).

Является солисткой ансамбля «Арт – Контраст», состоящий из молодых профессиональных музыкантов, выпускников Санкт-Петербургской консерватории Марии Шурыгиной (домра малая), Екатерины Широковой (домра альт), Анны Топорковой (домра бас), Валерия Шурыгина (баян), Александра Милютина (балалайка прима) и Андрея Долгова (балалайка контрабас).

При создании коллектива музыканты определили направление своей деятельности так: «Мы хотим сочетать наши инструменты не столько с фольклорной традицией, сколько с классическим музыкальным наследием, с музыкой Гайдна, Лядова, Щедрина, ведь это позволит по-новому, порой очень неожиданно раскрыть новые грани во всем известной музыке. А наше образование и возможности наших инструментов позволят это сделать на высоко профессиональном уровне. Главное, чтобы то, что мы исполняем не выглядело пародией и чтобы в Прокофьеве всегда можно было узнать Прокофьева, а в Генделе Генделя».

Выступления музыкантов сопровождает неизменно теплый прием слушателей. Концерты ансамбля «Арт-Проект» проходили в России, Германии, Люксембурге, Норвегии, Ирландии, Японии. Восторженные отзывы прессы, медали V международного конкурса камерной музыки в г.Осака и 1 премия III международного конкурса камерной музыки им. С.В.Рахманинова говорят о том, что идея создания подобного коллектива оказалась вполне достойной, а то что для ансамбля готовы писать новую музыку современные композиторы, вселяет уверенность, что почвы для творческих поисков, хватит ещё на долгие годы.

"ESSE-Quintet" - яркий современный ансамбль, исполняющий музыку на народных инструментах. Ансамбль был создан в 2007г. студентами Санкт-Петербургского Государственного Университета Культуры и Искусств и Санкт-Петербургской Государственной Консерватории имени Римского-Корсакова. Все участники коллектива – необычайно обаятельные, артистичные и виртуозные музыканты. На своих уникальных по техническим и тембровым возможностям инструментах, им подвластны произведения, написанные как в жанрах народной и классической музыки, во всем их богатом стилевом разнообразии, так и композиции, созданные в очень популярном сегодня стиле «classical crossover», где сложный музыкальный образ создается из интонаций различных жанров и стилей.

Легендарный Томас Бруман, один из основателей международной организации WOMAD, арт-директор более 175 фестивалей, проведенных в 27 странах мира, сказал о выступлении ансамбля на конкурсе «TEREM CROSSOVER»: «ESSe-Quintet из Санкт-Петербурга был великолепен… Эти молодые люди показали себя потрясающими музыкантами, раскрывшими перед нами красоту звучания уже знакомых народных инструментов…Такое выступление стало бы триумфом на любом фестивале в Великобритании».

За короткий срок ансамбль становится победителем и обладателем Гран - При VIII международных конкурсов, проводившихся в России, Италии, Швеции, Франции, Германии. На сегодня – это самый титулованный молодой ансамбль Северной Столицы России...

Группа «Изумруд» город Екатеринбург - один из немногих российских коллективов, успешно открывающих для нашего зрителя новый музыкальный стиль, который на западе сегодня особенно популярен и получил название WORLD MUSIC - преображение этнической музыки с помощью современного звучания и аранжировок. Стиль «World music» предполагает отсутствие канонов и правил, взаимопроникновение самых различных музыкальных стилей и жанров. Музыканты соединяют, казалось бы, не соединимое - музыку разных эпох, направлений, культур.  

Группа «Изумруд» организована на базе Свердловского театра музыкальной комедии в 1995 году. Музыканты ансамбля - профессионалы высокого уровня, Лауреаты многих конкурсов и фестивалей в Европе и России.

За годы существования ансамбль органично вписался в творческую жизнь театра, участвуя в ряде спектаклей и ведя активную концертную деятельность совместно с солистами театра. Но главной художественной направляющей для "Изумруда" всегда было создание собственных оригинальных программ, среди которых наиболее успешными стали проекты "Летят утки", "Русский треугольник" и "Дежа вю" - за создание этой программы коллектив удостоен премии Губернатора Свердловской области.  

Репертуар "Изумруда" никогда не ограничивался фольклорными мелодиями. Классические и популярные произведения в оригинальных авторских аранжировках, созданных артистами ансамбля, не только ярко демонстрируют широчайшие возможности русских народных инструментов, но и разрушают все стереотипы восприятия. Добиваясь  совершенно нового звучания, создавая самые невероятные сочетания мелодики и ритма, музыканты обрели собственный неповторимый стиль. Творческие поиски привели "Изумруд" к новому направлению в мировой музыке - "World music" - получившему в последние годы широкое распространение в Европе. Стиль "World music" предполагает отсутствие канонов и правил, взаимопроникновение самых различных музыкальных стилей и жанров. Музыкантам интересно то, что еще никто до них не делал, они соединяют, казалось бы, не соединимое - музыку разных эпох, направлений, культур. Именно поэтому стал возможен неожиданный факт сотрудничества с популярнейшей рок-группой "Чайф", с которой "Изумруд" принимал участие в фестивале "Нашествие", ряде "живых" концертов в Екатеринбурге и Москве. Одна из последних программ ансамбля – «Иллюзии», премьера которой состоялась в феврале 2008 года, стала следующим шагом ансамбля к творческому самоутверждению.

На гастрольной карте коллектива десятки городов России, столицы многих стран СНГ, города Израиля, Испании, Германии и Франции.  

Ансамбль солистов «Русская мозаика» – настоящее украшение и гордость не только Курска, но и всей России. Коллектив был образован в 1994 году. С 1996 года неизменными участниками ансамбля являются пять высокопрофессиональных музыкантов: почетный работник СПО РФ Вера Ткачева (домра), заслуженный работник культуры РФ Юрий Вродливец (балалайка), лауреаты Международного конкурса Олег Овчаренко (гитара) и Олег Коробецкий (ударные), руководитель – заслуженный артист РФ Юрий Ткачев (баян). Каждый из солистов коллектива владеет несколькими русскими национальными инструментами и использует их в концертных программах ансамбля «Русская мозаика».

Основная цель деятельности коллектива – пропаганда отечественного исполнительского искусства, народных традиций и укрепление духовности Российского общества. Репертуар ансамбля «Русская мозаика» постоянно пополняется и усложняется, что позволяет коллективу «идти в ногу» с современными тенденциями развития русского народного исполнительства.

Вместе с ансамблем солистов выступали народные артисты РФ Людмила Рюмина, Иван Суржиков, Владимир Девятов, Анна Литвиненко, Надежда Крыгина, заслуженная артистка Воронежской области Ольга Чиркова, Владислав Косарев. С коллективом постоянно сотрудничают солисты Курской Государственной Областной филармонии – заслуженная артистка РФ Ирина Стародубцева, почетный работник культуры и искусств Курской области Зинаида Антонова, Светлана Саркисян, Ольга Чекаданова, Виктория Прохорова, Дарья Переверзева, Александр Авдеев, Андрей Капралов, а также молодые дарования Курской области.

Выступления коллектива отличаются необычайной виртуозностью, артистизмом, несут в себе большой эмоциональный заряд. «Русская мозаика» — это всегда буйство красок, огромный диапазон выразительных средств и настроения, которыми умело пользуются артисты ансамбля, проявляя при этом удивительную слаженность совместного музицирования.

За годы своей работы коллектив приобрел широкую известность, как в родном городе, так и далеко за его пределами. На концерты «Русской мозаики», где бы они не проходили – в различных городах России или в Германии, Швейцарии, Англии, на Мальте и Украине, с удовольствием приходят слушатели самых разных возрастов.

Ансамбль солистов «Русская мозаика» является лауреатом Межрегионального фестиваля профессиональных коллективов и исполнителей концертных организаций, входящих в ассоциацию «Черноземье» (г. Тула). На первом Российском фестивале-конкурсе исполнителей русской песни им. Н.В.Плевицкой (г. Курск, 2002 г.) коллектив был удостоен специального Диплома жюри «За высокое исполнительское мастерство». В феврале 2009 года ансамбль стал лауреатом Международного фестиваля «Созвездие мастеров» (г. Москва).

Евгений Волчков.  Имя этого молодого музыканта уже известно многим любителям музыки у нас в стране и за рубежом. Блестящий исполнитель на домре, он достойно представляет искусство исполнения на русских народных инструментах.


«…Евгений Волчков – истинный музыкант-виртуоз, для которого не существует технических сложностей игры на домре, недаром восхищенные немецкие критики назвали его «Паганини на домре». Его исполнение отличает глубина, проникновенность, продуманность формы каждого произведения, яркая эмоциональность и артистизм. Он с одинаковым
совершенством исполняет произведения композиторов
разных эпох, жанров и стилей…»


Художественный руководитель и главный дирижер
Академического оркестра русских народных инструментов
Всероссийской Государственной телерадиокомпании
Народный артист СССР Лауреат Государственной премии СССР
Профессор Н.Н.Некрасов

 В 2006 году Евгений окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс домры  Заслуженного артиста России, профессора Р.В. Белова, класс дирижирования профессора С.М. Колобкова),а в 2009 году – аспирантуру РАМ им. Гнесиных (руководитель Заслуженный артист России, профессор Р.В. Белов).

Именно в классе Рудольфа Васильевича Белова Евгений достиг высокого исполнительского профессионального уровня и овладел сложнейшим репертуаром от произведений эпохи Ренессанса до музыки современности, включающий оригинальные произведения, а также транскрипции и переложения, многие из которых сделаны Р.В. Беловым и самим исполнителем.

 За время учебы в академии молодой музыкант стал лауреатом многих конкурсов. Среди них: I Всероссийский открытый конкурс исполнителей на домре (г. Нижний Новгород), VI Международный конкурс исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» (г. Череповец), II Международный конкурс-фестиваль «Современное искусство и образование» (номинация исполнитель-педагог г. Москва), VII Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах (г. Владимир). Обладатель Гран-при I Российского открытого конкурса солистов-домристов на приз Александра Цыганкова (Нижний Новгород, Россия).

         В 2006 году музыкант награжден премией, учрежденной Указом Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». В 2007 году стипендиат фонда «Русское исполнительское искусство». В 2008 и 2010 годах Евгению Волчкову присуждена государственная стипендия выдающимся деятелям культуры и искусства России. Евгений участник многих фестивалей в России, Белоруссии, Финляндии, Германии, Швейцарии, Чехии, Латвии, Венгрии, Ливане, Швеции, Норвегии, Франции, Японии, Италии.

         С 2004 года -  артист-солист Академического оркестра русских народных инструментов Всероссийской Государственной телерадиокомпании художественный руководитель и главный дирижер Народный артист СССР Николай Некрасов. Выступления Евгения Волчкова с оркестром  в качестве солиста в абонементных концертах Московской Государственной академической филармонии в  Концертном зале им. Чайковского, Международном Доме музыки, Концертном зале РАМ им. Гнесиных всегда интересны, оригинальны и пользуются большим успехом у слушателей.

         C 2008 года Евгений Волчков артист-солист Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова художественный руководитель и главный дирижер Народный артист России Владимир Андропов.

        Музыкант ведет насыщенную концертную деятельность, выступая в качестве солиста с ведущими коллективами России, Белоруссии. В своих сольных концертных программах Евгений выступает в дуэте со своей супругой великолепной домристкой Дарьей Карплюк, замечательными пианистами-виртуозами: Наталией Кондрацкой и Владимиром Румянцевым. На протяжении многих лет музыкант принимает активное участие в концертных программах Московской Государственной Академической филармонии. 
      

       Евгений Волчков является художественным руководителем ансамбля солистов Московского музыкального общества «Русская Рапсодия».

С 2001 года преподает в Московском областном базовом музыкальном колледже им. А.Н.Скрябина. С 2011 – старший преподаватель по классу домры Российской академии музыки им. Гнесиных. Евгений ведет активную методическую работу и постоянно выступает на семинарах различного уровня с интересными и содержательными докладами по проблемам исполнительства на домре, публикует статьи в журнале «Народник». Его ученики являются лауреатами многих конкурсов. За активную деятельность в культурной жизни Московской области Е. А. Волчков был награжден Почетной грамотой за плодотворный труд, большой вклад в дело эстетического воспитания и обучения подрастающего поколения. С 2012 года Евгений Волчков работает в качестве дирижера симфонического оркестра МОБМК им. А.Н. Скрябина. В 2011 году Евгений Волчков защитил кандидатскую диссертацию «Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов».

Пётр Омельченко:


«Судьба сама определила мой путь –
путь профессионального музыканта»

Домра - душа народной музыки, как соловей - русской природы, без них гармонии не будет. Понимаешь это, когда слушаешь мелодию знаменитого «Соловья» Алябьева в исполнении Академического оркестра русских народных инструментов ВГТРК и солиста Петра Омельченко. Домра и человек в этом концертном номере совершенно неразделимы, слиты воедино.

Домрист Пётр Омельченко, несомненно, большой музыкант, но сколько их, больших, а сердца наши открываются навстречу не каждому. У Петра есть свой ключик к сердцам слушателей – собственная душа, которую он не жалеет в музыке. Музыкант обладает уникальной техникой, виртуозно исполняя сложнейшие пассажи.

Петр ведет активную концертную деятельность, выступая как сольно, так и в сопровождении ансамблей различных составов и оркестров. Репертуар музыканта включает в себя произведения различных эпох и стилей. Критики неоднократно отмечали необычайно красочное и сильное «концертное звучание» инструмента в его руках, блистательную технику, артистичное владение различными музыкальными стилями.

Наталья Анчутина. Лауреат II премии VI Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (г. Тверь) и лауреат I премии V Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Севера» (г. Череповец).

Наталья активно занимается концертной деятельностью. Ее репертуар необычайно широк, включает в себя оригинальные сочинения для домры, переложения скрипичных пьес и концертов из мирового репертуара. Выступала в качестве солистки с оркестрами русских народных инструментов: НАГОРНИ им. Н.Осипова (дирижер Николай Калинин), Муниципальным ОРНИ г. Ярославля «Струны Руси» (дирижер Евгений Агеев), ОРНИ Костромской филармонии (дирижер Владимир Сорожкин), ОРНИ Смоленской областной филармонии (дирижеры:Николай Калинин, Игорь Громов, Евгений Лыткин).

Сольные концерты Натальи Анчутиной с большим успехом проходили во многих городах: Москве, Ярославле, Костроме, Смоленске, Курске, Астрахани, Брянске, Твери, Белгороде, Саратове, Орле. В последнее время молодая домристка ярко и широко пропагандирует русскую исполнительскую культуру за рубежом (Германия, Швейцария, Австрия, Бельгия, Франция, Испания).

В 2012 году состоялся цикл концертов Натальи Анчутинойс симфоническим оркестром Франкфурта «Johann Strauss Orchester» (дирижер Штефан Оттерсбах). Концертные выступления Натальи Анчутиной транслировались на телевидении и радио Германии на каналах «HR» и «SWR».

 Многие современные композиторы доверяют ей премьерное исполнение своих сочинений и с благодарностью посвящают Наталье Анчутиной свои новые опусы. Она – участник фестивалей современной музыки: «Московская Осень», «Композиторы – детям», «Музыка друзей», «Панорама музыки России».

В дуэте с немецким пианистом Лотаром Фройндом (Lohtar Freund) ею были выпущены компакт-диски: «Saitenmalerei» (2007), «Domrapiano» (2009), «Liebestraum» (2012). Она является одной из исполнительниц в авторских дисках Татьяны Сергеевой (орган, клавесин, фортепиано) «Вечер в усадьбе» («Арт-сервис», 2007) и «Грезы прошедшего» («Арт-сервис», 2010).

С 2007 года Наталья преподает в РАМ им.Гнесиных. В 2012 года стала старшим преподавателем кафедры струнных народных инструментов РАМ им.Гнесиных и кафедры оркестровых народных инструментов ГМПИ им.М.М.Ипполитова-Иванова.

 Наталья Анчутина помимо концертной занимается и методической работой. Статьи «Домра со смычком» и «Александру Цыганкову – 60!» были опубликованы в журналах «Народник» в 2007 и 2008 г. В 2009 году в соавторстве с Татьяной Сергеевой был опубликован сборник для трехструнной домры и фортепиано «Натали. Сюита транскрипций», а в 2010г. Натальей выполнена исполнительская редакция партии домры в сборнике для трехструнной домры и фортепиано «Татьяна Сергеева. Пьесы». Также в 2010 – 2012 г. были написаны статья «Методические рекомендации для работы над новыми сочинениями», учебная программа для студентов вузов «Домра (специальный класс)» и методическое пособие «Мажорные гаммы, арпеджио и упражнения для трехструнной домры».

Н.В.Анчутина регулярно проводит мастер-классы в городах России, участвует в работе жюри исполнительских конкурсов всех уровней. Выпускники и студенты Н.В.Анчутиной занимаются концертной деятельностью, работают артистами в ведущих коллективах, преподают в средних учебных заведениях и в детских музыкальных школах. Среди учеников – лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов.

 За последние годы уровень исполнения на домре значительно возрос. Инструмент можно услышать во многих крупных концертных залах в России и за рубежом. Домристы выступают в сопровождении русских народных и симфонических оркестров. Ежегодно проводится множество конкурсов среди исполнителей на народных инструментах, как детских, так и профессиональных, выявляя целый ряд талантливых музыкантов. Все это позволяет широко пропагандировать современное исполнительство на домре не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

В этом докладе я рассказала лишь о некоторых современных исполнителях – домристах. Радует, что домровое исполнительство не исчезло, а вышло на новый виток развития. Существуют и продолжают появляться новые солисты и ансамбли. Молодые профессионалы ищут новые интересные стили исполнения, расширяют технические и колористические возможности инструмента. Расширяется репертуарный список, открывая тем самым широкие возможности для композиторской и исполнительской деятельности.

Литература.

  • Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М., 2002.
  • Композиторы и музыковеды Нижнего Новгорода. Н.Новгород, 2001.
  • Пересада А.И. Справочник домриста. Краснодар, 1993.
  • Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси. СПб.1995.
  • Воронова Л.В. Творческий подход и исполнительское мастерство домриста. Методическое пособие. Лангепас. 2012.
  • С.Ф. Лукин «Уроки мастерства домриста». 2006.
  • С.Ф. Лукин; М.И. Имханицкий «Методика Работы над новым репертуаром для домры». М., 2008.
  • Журнал Folker/ Berlin 2009.
  • Газета "Советская Сибирь". 2003.
  • Петрова Т.А. Про свирель, гудок и бубен. ГИПП «Янтарный сказ». 1995.
  • Имханицкий М.И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. РАМ им. Гнесиных.2008.
  • Андреев В.В. Материалы и документы. М.,1986.
  • Бендерский Л.Г. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск. 1980.
  • Народник: Информ. бюллетень. 1993-№1, 1994-№2, 1995-№2,3, 1998-№3,4, 2011- №2,3, 2012-№1-3, 2013-№2,3,4, 2014-№1,2.

Интернет ресурсы.