Особенности общения педагога и ученика на уроках индивидуального инструмента

Крехно Светлана Олеговна

О взаимоотношениях учителя и ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент культуры молодежной политики и спорта Администрации города Сургута

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого

                                           

                                             

Особенности общения педагога и ученика на уроках индивидуального инструмента

                                                                   

                                                                    Автор: Крехно С.О.

                                      Преподаватель по классу фортепиано

                                     

                                       г. Сургут

                                           2017

В условиях ДШИ, где основная форма работы – индивидуальные уроки, ответственным за воспитание учеников является педагог по специальности. В связи с этим на первый план выходит проблема общения учителя и ученика на уроках в классе индивидуального инструмента. Проблемы отношений учителя и ученика описаны в трудах многих педагогогов , таких как А.Б. Гольденвейзер, Л. А. Боренбойм, Г. Г. Нейгауз, А. Д. Артоболевская, психологов А. Л. Готсдинер, Б. М. Теплова, А. А. Люблинской и многих других.

  Личности педагога и ученика представляют собой динамически развивающиеся индивидуальности. Поэтому на первый план выступают совокупность личностных качеств, свойственных каждому из них, и вопросы, связанные с их взаимодействием.

 Центр образовательного процесса – ребенок и независимо от того как он попал в школу, сам ли он этого захотел или его привели заниматься родители, педагог сразу акцентирует его внимание на  таких вопросах, как  и ради чего он хочет заниматься музыкой, чем музыка интересна сама по себе, что она может дать ребенку и почему ей нужно уделять много времени. Принципиальное значение имеет «личностное» общение  преподавателя и ученика. Важно, чтобы между педагогом и учеником возникли теплые, доверительные отношения, не было дистанции, так как настоящая продуктивная работа возможна только тогда, когда существует взаимная  симпатия и уважение друг к другу. При этом участливое отношение к ученику не должно ограничиваться только занятиями музыкой. Учитель должен быть внимательным ко всем сторонам жизни ученика, уметь помочь своему воспитаннику.

В педагогическом процессе преподаватель выступает посредником между учениками и учебным материалом, составляющим содержание предмета. Его задача - так организовать обучение, чтобы учащиеся, усваивая содержание, успешно и гармонично развивались.

Методы и средства музыкального обучения можно разделить на вербальные и невербальные:

-вербальные методы - использующие речь, слово;

-невербальные(неречевые) методы –в первую очередь музыкальное исполнение, показ, прослушивание.

К общим методам относятся – воздействие взглядом, мимикой, позой , жестом, прикосновением, выразительной интонацией речи, обращением. Сюда входят и способы « подкрепления» - похвала, порицание или нарочитая сдержанность, которые могут быть выражены как вербальными, так и невербальными средствами.  

Широко известно, что коэффициент полезного действия в оптимальных условиях педагогического т общения никогда не равен  ста процентов. Он всегда меньше. Объясняется это различием психических свойств ученика и учителя, различием их жизненного опыта, темперамента, возраста и многих других факторов. Ученик  как объект обучения и общения вызывает у педагога определенное отношение. Важно, чтобы это отношение сопровождалось объективной оценкой, и было достаточно гибким. Психика ученика постоянно изменяется и обогащается, поэтому необходимо, чтобы педагог обладал достаточной чуткостью и умел видеть и правильно оценивать  изменения в личности учащегося.

 В отношении обмена информацией музыкально-педагогический процесс представляет собой постоянную исполнительскую и эстетическую коррекцию и воздействие на музыкальное и исполнительское развитие ученика. Важным является своеобразное эмоциональное заражение ученика музыкой, развитие творческих и музыкальных способностей посредством исполнения все нового музыкального материала, повышая степень усвоения знаний и умений учеником. Главным средством коммуникации здесь выступает сама музыка. Она представляет собой мощный поток эмоционального воздействия, направляющего мысли и чувства общающихся и сплачивает их действия воедино. Лучшие педагоги прошлого и настоящего – А. Рубинштейн, В. Сафонов, К. Игумнов, Г. Нейгауз, Д. Ойстрах и др. – умели создавать в своих классах атмосферу необыкновенной увлеченности музыкой.

Музыкальное обучение и воспитание  происходит в форме творческого общения. Продуктивные формы общения и обращения с учеником по словам известного музыкального психолога А. Л. Готсдинера, должны соответствовать следующим требованиям. Педагог должен уметь:

-владеть естественной простотой общения без фамильярности;

-искренностью тона без фальши;

-выражать доверие без попустительства;

-уметь выражать свою просьбу без упрашивания;

-делать замечания, давать советы и рекомендации без навязчивости;

-добиваться выполнения своих требований без подавления самостоятельности;

- применять иронию и юмор без насмешливости;

-быть требовательным без лишней придирчивости;

-проявлять настойчивость в действиях без упрямства;

-использовать деловой тон без раздражительности, сухости и холодности;

-быть доброжелательным без заласкивания;

- уметь выразить свое неодобрение и порицание без унижения достоинства ученика.

Мне кажется, эти качества своеобразная программа саморазвития  и самовоспитания педагога.

Задача педагогов - музыкантов – облегчить детям сложный путь в мир познания музыки, учитывая реалии современного мира. Меняются вкусы, пристрастия. Музыкальный язык, вся музыкальная атмосфера в которой растут современный дети. Все сложнее объяснить им взаимосвязи между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности, содействовать способности понимать разницу между серьезной и легкой музыкой. Роль педагога во всем этом является ключевой. Согласно концепции современного образования педагог работает над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений и находится в неразрывной связи  с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил.

Список литературы:

  1. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1969.
  2. Белошапка Г. И. Музыкальная психология. Учебное пособие. –Сургут: РИО Сур ГПИ, 2003. – 165с.
  3. Готсдинер А. Л. Роль психологических знаний в деятельности педагога. // Тез. докл. конф. – Тбилиси, 1980.
  4. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. Ростов на Дону: «Феникс», 2002.
  5. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1967.
  6. Теплов Б. М. Психология музыкальный способностей// АПН РСФСР. – М.; Л., 1974.