Оркестр и ансамбль - эффективное средство развития интереса к музыке у детей

Гришко Светлана Павловна

Из опыта работы. Самое лучшее средство увлечь ребенка со средними музыкальными данными - работа в коллективе, где эта работа приносит больший результат и удовлетворение от этой совместной работы. Этот творческий процесс способен малоодаренного ребенка превратить в полноценного исполнителя классической, современной, популярной музыки. Пусть не все дети  будут профессиональными музыкантами, но они полноценно могут играть в любительских оркестрах и ансамблях, заниматься делом, которое приносит удовольствие и пользу  себе и другим людям. При этом большая часть детей становится профессиональными музыкантами. Занимайтесь с детьми коллективным музицированием, тратьте свое дополнительное время на это.  Таким образом Вы получите прекрасных учеников, способных взаимодействовать в группе, ответственных, контактных и сохраните контингент учеников в своем классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гришко С.П. – преподаватель по классу виолончели МБУ ДО «Детская школа искусств г.Югорска»

Обобщение опыта работы по теме: «Ансамбль и оркестр как эффективная форма развития у детей интереса к музыке»

Воспитание юных музыкантов процесс длительный и сложный. Не каждый ребёнок выдержит 7-8 лет обучения в музыкальной школе, которая является дополнением к основной общеобразовательной нагрузке. В  музыкальных школах  большая часть детей, имеющих средние  музыкальные способности, обучается для общего всестороннего развития. Не  каждый ученик имеет ярко-выраженные музыкальные  способности, которые  способствуют музыкальной карьере. В процессе обучения, дети сталкиваются со сложностью овладения музыкальным инструментом, с большим объёмом работы, который появляется у ребёнка дополнительно. Чтобы не оттолкнуть  среднестатистического ребёнка от настоящего соприкосновения с музыкой,  необходимо поддерживать постоянный интерес в процессе обучения. Таким инструментом для поддержания интереса является учебный предмет «Коллективное музицирование», где дети общаются, вместе преодолевают трудности, тянутся за более успешными сверстниками. Сюда входят такие предметы как хор, оркестр, различные виды ансамблей, способствующих раскрытию музыкальных способностей детей,  развитию интереса к музицированию.

Дети, обучающиеся на различных музыкальных инструментах в начальных и средних классах, предметом коллективного воспитания имеют, как правило, хоровое пение, которое ведется с первого класса.  Оно помогает развитию музыкального слуха, координации слуха и голоса, умению понимать язык дирижерского жеста, учит общаться и взаимодействовать в коллективе. Навыки хорового пения очень помогают в дальнейшем музыкальном развитии ребёнка.

Но хоровое воспитание не помогает развивать необходимые навыки и умения, которые нужны для овладения специальным музыкальным инструментом, на котором обучается ребенок. Ещё не сформированы первые навыки игры, ещё не развита координация, а ребёнок уже хочет играть на сцене, так как очень важен процесс  самореализации.  Общеизвестно, в каких сложных психолого-педагогических условиях осуществляется начальное обучение детей на отделе струнно-смычковых инструментов. Ребенок, пришедший с более или менее выраженным желанием играть на инструменте, вынужден терпеливо ждать, пока это станет возможным. Однако есть фактор, позволяющий снимать эти противоречия. Таким фактором является коллективное исполнительство маленьких скрипачей и виолончелистов.

На начальном периоде обучения детям, не имеющим достаточных навыков игры на скрипке или виолончели, не владеющих необходимой штриховой  техникой, очень сложно работать в большом коллективе музыкантов, где  важно иметь ритмическое и штриховое единство, скорость переключения внимания и умения читать с листа. Поэтому для детей, обучающихся на начальной ступени, очень важно музицировать в небольшом ансамбле, где приобретаются начальные навыки работы в коллективе. Занятия по коллективному  музицированию начинаются с 1 класса, но они имеют подготовительный характер и проводятся в рамках занятий по специальности. В качестве партнера выступает педагог и концертмейстер.  Но уже в 1 классе важно групповое музицирование со сверстниками. К концу учебного года, приобретя элементарные навыки владения инструментом, детей необходимо объединять в небольшой ансамбль. Даже со слабо продвигающимся учеником  необходимо подготовить и выучить упрощенную партию, которую он сможет озвучить в коллективе сверстников. Нельзя завышать уровень сложности исполняемых произведений, чтобы не снизить интерес учащихся  из-за трудностей. Играя самые простые песенки, дети учатся слушать друг друга, подчиняться общему требованию, выражать эмоциональное отношение к музыке, учатся культуре поведения на сцене. Первым таким выступлением для них становится «Посвящение в музыканты», проводимое для первоклассников в конце первого года обучения. Этот момент стимулирует дальнейшее освоение таких сложных  музыкальных инструментов, как скрипка и виолончель. Заранее обговорив репертуар, мы – педагоги, выучиваем на уроках специальности отдельно с каждым учащимся пьесу, которую потом дети исполнят совместно на своем первом концерте. Требуется лишь несколько предварительных совместных репетиций в концертном зале. Регулярно занятия ансамблем в группе начинаются со 2 класса и проводятся в групповой форме 1 академический час в неделю. Сейчас этот вид деятельности включен в новые программы ФГОС и является обязательным условием выполнения программ.

Из собственного длительного опыта мы пришли к выводу, что при наборе детей в 1 класс необходимо принимать не одного-двух, а группу детей, обучающихся в дальнейшем параллельно, с возможностью их объединения в ансамбль. Таким образом, дети чаще видятся и общаются, делятся впечатлениями и  успехами, стремятся достигать уровня более продвинутых сверстников. Занимаясь вместе, дети стараются качественнее играть на инструменте, быстрее выучивают произведения наизусть, больше занимаются дома. В любом возрасте детям важен момент общения, самореализации  и интереса.

 При переходе в средние и старшие классы, в зависимости от уровня владения инструментом, дети изъявляют желание объединяться в дуэты, трио, квартеты, сочетая как однородные, так и различные инструменты. Игра в ансамблях придает им больше уверенности в концертных выступлениях, поэтому мы, педагоги, считаем целесообразным включать ансамблевые произведения даже в итоговую программу выпускников.

По программе «Ансамблевое музицирование» Отдел струнно-смычковых инструментов нашей школы работает уже давно, осознавая важность этого вида деятельности. Это необходимо и в качестве подготовительного этапа для скрипачей и виолончелистов, готовящихся стать участниками Камерного оркестра «Северная камерата», успешно существующего в школе в течение 10 лет. По образовательным программам ФГОС с восьмилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов и  наиболее подготовленные учащиеся 4 класса.  Здесь учащиеся продолжают свое дальнейшее обучение на музыкальном инструменте, вливаясь в большой коллектив, приобретая качественно новое звучание и интерес. В камерном оркестре  дети знакомятся с полным составом струнно-смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Помимо того в состав оркестра включены духовые  деревянные инструменты, существующие в школе (флейты, саксофон), ударная группа и фортепиано. Часто камерный оркестр исполняет произведения с хорами, вокальными ансамблями всех возрастов, солистами, где соло звучит у  ксилофона, колокольчиков, скрипки, флейты, саксофона, виолончели. Такая совместная работа пробуждают интерес у всех участников процесса, а также привлекает большее количество слушателей в концертные залы.  Большой творческий коллектив звучит выразительнее, масштабнее на концертных площадках. Поэтому наш оркестр и ансамбли часто приглашают предприятия нашего города, школы, детские сады, а концерты проходят при большом количестве зрителей. Таким образом, ребёнок-музыкант  является участником концертов, проводимых в рамках музыкальной жизни школы и города. Коллективы нашего струнно-смычкового отдела участвуют в городских, зональных и международных конкурсах. Родители, видя своих детей на сцене, испытывают гордость, поощряют творчество, что стимулирует их к дальнейшему труду.

Важную роль в ансамблевом и оркестровом музицировании играет подбор репертуара.  Наравне с исполняемой классической музыкой должна существовать современная эстрадная музыка, музыка кино, аранжированная под данный состав. Интерес исполнителей возрастает с большей силой при звучании именно современной музыки. Этот репертуар дети осваивают быстрее. Необходимо всегда учитывать возрастные  потребности и интересы детей, чтобы исполняемые произведения им были понятны, эмоционально близки  и вызывали желание их исполнять. Необходимо учитывать и технические возможности детей. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

Целесообразно участие педагогов в детских коллективах, так как  это способствует более успешной совместной работе. Качество исполнительства педагогов поднимает уровень исполнительства  учащихся, ведет к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников, раскрепощает детей,  придает уверенности.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что  на инструментальных отделениях музыкальных школ создание оркестровых и ансамблевых коллективов должно быть первоочередной задачей. Раннее включение учащихся в ансамбли и оркестры повышает интерес к учёбе, способствует быстрейшему освоению навыков игры на музыкальном инструменте, пробуждает творческие способности и желание детей к дальнейшему музицированию после окончания музыкальной школы.  Подтверждением этому является дальнейшая работа в камерном оркестре «Северная камерата» всех выпускников струнно-смычкового отдела нашей школы.