Методическая разработка мастер- класса: «Нам нужна одна Победа!»

Кристина Васильевна Новокшонова и Татьяна Владимировна Шкурко

Мастер-класс патриотической направленности для работы с песнями о ВОв на примере песни Б.Окуджавы "Нам нужна одна Победа!"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет по народному образованию

Солнечногорского муниципального района Московской области.

Муниципальное автономное некоммерческое учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Юность».

Методическая разработка мастер- класса:

«Нам нужна одна Победа!»

.

.

Новокшонова К.В.,

Шкурко Т.В.,

педагоги дополнительного образования

МАНУ ДО ДДТ «Юность»,

руководители объединения

«Клуб авторской песни  «Роза ветров».

г. Солнечногорск. 2014 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Основная часть. Мастер- класс: «Нам нужна одна Победа!»… ……………4

Заключение    …………………………………………………………………. 7

Список использованных источников: …………………………………… …8

Введение

Идентичность понятие не стабильное и зависит от разнообразия процессов общественных взаимодействий и трансформаций. Российская идентичность ослабляется в период мира и благополучия в стране и наоборот укрепляется в период конфликтов и разногласий, человек определяет себя и свои ценности. Так в период Великой Отечественной войны советская идентичность была особо крепка не зависимо от нации и вероисповедания, как известно, наследником СССР является Российская федерация.

Целостная оценка самого себя происходит в процессе усвоения ребёнком социального опыта, в ходе которого приобретаются знания в круговороте природных и общественных событий. Ребёнок преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Самосознание личности происходит, когда человек познает себя и относится к себе самому, пользуясь целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий. Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит эмоциям, которые возникают и регулируются в зависимости от социальной ситуации. Исходя из этого, наш мастер-класс формирует Российскую идентификацию, основываясь на исторической памяти подвига народа в Великой Отечественной войне, затрагивая эмоциональную составляющую личности ребёнка, на примере работы над музыкально-поэтическим произведением Б.Окуджавы «Нам нужна одна Победа!».

Актуальность и целесообразность:

Из многолетнего опыта работы, к сожалению, наблюдаем у подростков и юношества формальность в рассуждениях, циничность отношения или полное непонимание понятий: гражданская позиция, патриотизм, национальная историческая память. При этом свободно и зачастую напоказ используют фашисткою символику.  Чем заканчивается для народа такая моральная глухота и забывание уроков преподносимых историей, мы видим на горьких примерах настоящего. Конечно, начинать гражданско-патриотическое воспитание необходимо намного раньше, ещё с дошкольного периода. Но как действовать, если ребёнку уже более десяти лет и он становится мало восприимчив к словам взрослых?  

Зачастую ребёнок не воспринимает информацию, которая ему не близка, то есть эмоционально не окрашена. Эмоциональной окраской слова является интонация, которая  помогает нам понять смысл того о чем говорим.  Если произносить одно и то же слово или фразу с разной интонацией, то и смысл меняется и наши эмоции, настроение тоже меняется, что в свою очередь приводит к определенной поведенческой реакции. Задача педагога в общении с детьми выводить их на эмоции, которые помогут эмпатическому, а значит и к более глубокому восприятию информации.

Надеемся что наш мастер-класс сподвигнет педагогов и родителей к ещё большему использованию методов и приёмов эмоциональной окраски информации, особенно музыкально-поэтических произведений связанных с историей нашей Родины для верного эмоционально-нравственного отношения ребят к конкретным событиям.

Цель:

Создать методический материал для работы с детьми по формированию гражданско-патриотической позиции на примере работы с музыкально-поэтическими произведениями, используя современные и актуальные методы и приёмы, способные влиять на эмоции и эмпатию у детей.

Условия применения:

 Полную, частичную или вариативную модель мастер-класса, можно применять в педагогической работе с детьми от 11 до 17 лет, на уроках музыки, изобразительного искусства, МХК, литературы и истории, внеклассных мероприятиях, на занятиях в дополнительном образовании, методы и приёмы из мастер-класса могут применять родители.

Основная часть

Мастер- класс: «Нам нужна одна Победа!»

Цель мастер-класса:

Создание условий для понимания влияния эмоциональной составляющей на социальное поведение как фактора воздействия на самосознание личности и формирования гражданско-патриотической позиции.

Задачи:

  1. Способствовать развитию интереса у детей к историческому прошлому России и воспитанию национального самосознания через коллективную познавательно-творческую деятельность.
  2. Показать эффективные методы и приёмы работы с музыкально-поэтическим произведением в контексте эмоциональности для более глубокого понимания и осознания его информационно - смысловой составляющей.
  3. Показать взаимосвязь эмоционального настроя от положения тела иинформативности слова от использования эмоции при произношении.
  4. Применить на практике разбор информативной нагрузки в тексте и исполнить произведение Б.Окуджавы «Нам нужна одна Победа!».

Концептуальные подходы:

Творческие, воспитательные, репродуктивные, диалогические, эвристические, обьяснительно-иллюстративные, игровые, тренинговые, видеометод, демонстрационные, релаксационные (вокал).

Ресурсное обеспечение:

интерактивная доска или экран, проектор, проигрыватель или компьютер с колонками, подготовлены рабочие места для участников мастер-класса, фильм (хроники Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.), текст и аудиозапись песни Б.Ш.Окуджавы «Нам нужна одна Победа!» (печатный вариант, по количеству участников), ручки,  доска и маркеры или мел.

Ход мастер-класса: 

Сегодня актуален  вопрос о сохранении национальной  исторической памяти, наследии нравственных идеалов.  От этого зависит не только уровень национального и исторического самосознания, но и политическая стабильность в современной России. Эффективность  в решении данной задачи достигается преимущественно методами информационного, культурного и мировоззренческого воздействия.

В начале мероприятия - занятия с ребятами стоит провести небольшую эвристическую беседу о необходимости помнить и знать историю нашей Родины и подвиге нашего народа во вторую мировую войну.

Для молодых людей  при знакомстве с творчеством прошлых лет возникают вопросы по смыслу и информативности событий или даже просто некоторых отдельных слов.

Для более глубокого понимания, желательно ознакомить учащихся с событиями, происходившими в данный период времени. Например, показать документальный фильм. Просмотр хроник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., отрывков из 17-ти серийного фильма, выбранных по принципу наибольшего эмоционального воздействия (подлость фашисткой Германии при нападении без объявления войны, героическая защита Москвы, мужество Ленинградцев и ужас блокады, подвиг нашего народа, освободившего не только свои земли).

 После просмотра хроник поговорить с ребятами, что они прямые потомки народа Победителя. Самое главное качество культурной нации – память. И помнить свою историю, не забывать о ней помогают литературные произведения, фильмы, картины и песни.

Чрезвычайную важность сохранения национальной исторической памяти несет в себе  авторская (бардовская) песня. Если говорить об освещении  Великой Отечественной войны в авторской (бардовской) песне, то вспоминаем в первую очередь, песни Владимира Высоцкого, Виктора Берковского, Юрия Визбора, Олега Митяева и конечно же Булата Окуджавы.

Булат Окуджава –  один из признанных основоположников бардовской песни. Его песни вошли в нашу жизнь в конце 50-х годов, как оказалось, надолго. По сей день актуальна песня «Нам нужна одна Победа!». Поставить песню в аудио варианте или исполнить самим.

Раздать текст: «Нам нужна одна Победа!».  Б.Окуджавы.

1 куплет        

Здесь птицы не поют, деревья не растут.

И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.

Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,

И значит нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

ПРИПЕВ:

Hас ждет огонь смертельный, но все ж бессилен он.

Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный

Десятый наш, десантный батальон.

Десятый наш, десантный батальон.

2 куплет

Едва огонь угас, звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.

Взлетает красная ракета, бьет пулемет, неутомим,

Так значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

ПРИПЕВ.

3 куплет

От Курска и Орла война нас довела

До самых вражеских ворот, такие, брат, дела.

Когда-нибудь мы вспомним это,

И не поверится самим,

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех - мы за ценой не постоим,

Одна на всех - мы за ценой не постоим.

ПРИПЕВ.

Обязательно разобрать с ребятами непонятные по тексту песни фразы. Например:  Здесь птицы не поют, деревья не растут.

Возникает Вопрос. Почему птицы не поют? Почему деревья не растут?

Или например:

Едва огонь угас, звучит другой приказ,

И почтальон сойдет с ума, разыскивая нас.

Вопрос. Почему почтальон сойдет с ума?

Чтобы песня ожила важно  соблюдать и предавать эмоции, а также чувства принадлежащие произведению. Это помогает более глубокому пониманию смысловой нагрузки текста.  Влияние эмоций на человека трудно переоценить, ведь  СЛОВО само по себе несет только информацию, а вот смысл ему придает уже та эмоция которую употребили при произношении.

ТРЕНИНГ. Приглашаем Вас попробовать использовать выражение какой либо эмоции при произношении слова ( например - ВЕСНА)

Ведущий (педагог): произносит слово без особой эмоциональности  ВЕСНА.

Что Вы можете сказать об этом слове, как можете охарактеризовать?

Аудитория: отвечает, что это время года.

Ведущий (педагог): произносит слово ВЕСНА – радостно.

Аудитория:  даёт положительную картинку ВЕСНЕ.

Ведущий (педагог): произносит слово ВЕСНА – брезгливо.

Аудитория:  подмечает отрицательные стороны ВЕСНЫ.

Ведущий(педагог):  Мы сразу СЛЫШИМ, как меняется смысл сказанного слова.

На наше эмоциональное настроение влияет не только сказанное нам извне, но и наша с вами жесты, мимика и даже поза.

ТРЕНИНГ. (Можно сидя, но лучше стоя) Мы с вами сейчас попробуем расслабленно опустить и чуть увести вперед плечи, чуть сгорбиться, далее опустить подбородок, уголки губ и перекрестить ноги. Давайте теперь попробуем сказать «Я горд собой».

Аудитория делает и произносит: «Я горд собой».

Ведущий(педагог):  Кто поверил? - Аудитория отвечает: отрицательно.

Ведущий (педагог):  А теперь сделаем все с точностью до наоборот: выпрямимся, расправим плечи, поднимем подбородок, приподнимем уголки губ и поставим ноги устойчиво. Произнесем те же слова: «Я горд собой». В каком случае вы почувствовали себя эмоционально комфортно? - Аудитория отвечает: Во втором варианте.

Далее предстоит разобрать текст на эмоции (аудитория ищет определения сама):

1.С каким чувством мы должны исполнять  всё произведение?

2. Какие эмоции возникают в каждом отдельном куплете или припеве?

Эмоции и чувства фиксируем в тексте и на доске маркером или мелом.  

В заключении предлагается  коллективное исполнение  песни, желательно стоя и выпрямившись, стараясь соблюдать выбранные аудиторией эмоции и чувства.

Заключение

Выходя на любую аудиторию, мы обязательно привлекаем учащихся своего объединения («Клуб авторской песни «Роза ветров», ДДТ «Юность»).   Это помогает нам решать поставленные задачи с большей эффективностью, особенно если мастер-класс проходит при участии детей из других организаций, школ. Зная особенности подросткового и юношеского возраста (большее доверие  к сверстникам, сильное взаимовлияние), мы с учётом социализации и наших учащихся, таким методом решаем с большей эффективностью поставленные образовательные и воспитательные задачи.

Первый мастер-класс был проведён в ДДТ «Юность» в рамках районного семинара «Патриотическое  воспитание в рамках концепции развития дополнительного образования детей в РФ на период до 2020 г. включительно»  для заместителей директоров по воспитательной работе  школ и домов творчества, педагогов-организаторов 12 декабря 2014 г. В дальнейшем нас периодически приглашали провести мастер-классы в школах. Проведено 12 мастер-классов.  По отзывам администраций школ, педагогов и ребят наша работа не проходит впустую, а значит, мы добиваемся поставленной цели.

Список использованных источников:

  1. Быков А.К., МельниченкоИ.И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: методическое пособие. – М.: Сфера, 2007. – 208 с.
  2. Голос надежды. Новое о Булате. Вып.5/ Сост. А.Е.Крылов. – М.: БУЛАТ, 2008. – 624 с.
  3. Грачева Л. В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. – СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 120 с.
  4. Интернет ресурс: Youtube.com./ Документальный фильм «Великая отечественная война 1941-1945» - 17 серий.
  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. – СПб.:  Питер, 2005.- 940с.
  6. Курсы профессиональной переподготовки «Конфликтология» - АСОУ бывшее ПАПО)15.09.2009 г.-18.05.2011 г.
  7. Наполним музыкой сердца: песенник. / Сост. Р. А. Шилов – М.: Советский композитор, 1989. –  252 с.: ил., ноты.
  8. Ничипоров И. Б. Авторская песня в русской поэзии 1950-70-х гг. М.: Макс Пресс,2006.- 436с.
  9. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: Народное образование, 2008. - 816 с.