Сценарий классного часа "Музыка летом"

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_muzyka_letom_.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

«МУЗЫКА ЛЕТОМ»

Ярыгина Галина Григорьевна

Шулепова Елена Сергеевна

МБУ ДО г.о.  Самара «Детская музыкальная школа №9 им. Г. В. Беляева»

I. Лекция-беседа «Вечная музыка вечного цикла природы». 

Прослушивание музыкальных фрагментов указанных произведений, просмотр репродукций картин и картинок природы по выбору.

«Времена года» Антонио Вивальди.

Времена года Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященные трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует конец жизни или старость).

В целом содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод... Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.

Времена года с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике». Хотя Антонио Вивальди написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется с Временами года и наоборот.

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269 (La Primavera)

1 Allegro. Пришла весна

2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!

Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315 (L'Estate)

1 Allegro non molto - Жара. Allegro - Кукушка, Зефир, Борей, Плач крестьянина.

2 Adagio — Presto.

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

Сонет:

В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет всё в природе,

Томится жаждой всё живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И тёплым ветром напоён простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка... И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей... И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293 (L'Autunno)

1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

3 Allegro, la Caccia. Охота.

Сонет:

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.

Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. "Разливается" вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297 (L'Inverno)

1 Allegro non molto

2 Largo

3 Allegro

Сонет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных "кувыркающихся" пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается "Зима" и цикл Времен года.

П. И. Чайковский «Времена года».

«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин, опус 37.

Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года.

В декабре 1875 года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. При издании пьесы получили поэтические эпиграфы и композитор их одобрил. Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внес свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо.

В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять- таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

Содержание  

1.1 «Январь. У камелька»

1.2 «Февраль. Масленица»

1.3 «Март. Песня жаворонка»

1.4 «Апрель. Подснежник»

1.5 «Май. Белые ночи»

1.6 «Июнь. Баркарола»

1.7 «Июль. Песня косаря»

1.8 «Август. Жатва»

1.9 «Сентябрь. Охота»

1.10 «Октябрь. Осенняя песня»

1.11 «Ноябрь. На тройке»

1.12 «Декабрь. Святки»

Пьесы

«Январь. У камелька»

Эпиграф из А. С. Пушкина: «И мирной неги уголок

                                                  Ночь сумраком одела,

                                                  В камине гаснет огонек,

                                                  И свечка нагорела».

«Февраль. Масленица»

Эпиграф взят из П. А. Вяземского: «Скоро масленицы бойкой

                                                              Закипит широкий пир».

В «Масленице» композитор изображает сцены народного гуляния, веселья и задора.

.

«Март. Песня жаворонка»

Эпиграф из А. Н. Майкова: «В небе льются света волны.

                                                  Вешних жаворонков пенья

                                                  Голубые бездны полны...».

«Апрель. Подснежник»

Эпиграф из А. Н. Майкова «Голубенький, чистый

                                                Подснежник – цветок,

                                                А подле сквозистый

                                                Последний снежок.

                                                Последние слезы о горе былом

                                                И первые грезы о счастьи ином...».

«Май. Белые ночи»

Эпиграф из А. А. Фета: «Какая ночь! На всем какая нега!

                                           Благодарю, родной полночный край!

                                           Из царства вьюг и снега

                                           Как свеж и чист твой вылетает Май!»

«Июнь. Баркарола»

Эпиграф из А. Н. Плещеева: «Выйдем на берег, там волны

                                                   Ноги нам будут лобзать,

                                                   Звезды с таинственной грустью

                                                   Будут над нами сиять».

«Июль. Песня косаря»

Эпиграф из А. В. Кольцова: «Раззудись, плечо,

                                                   Размахнись рука!

                                                   Ты пахни в лицо,

                                                   Ветер с полудня!»

«Август. Жатва»

Эпиграф из А. В. Кольцова: «Люди семьями

                                                   Рожь высокую!

                                                   В копны частые

                                                   Снопы сложены,

                                                   От возов всю ночь

                                                   Скрипит музыка».

«Сентябрь. Охота»

Эпиграф из А. С. Пушкина (Граф Нулин): «Пора, пора! Рога трубят;

                                                                           Псари в охотничьих уборах;

                                                                           Чем свет уж на конях сидят;

                                                                           Борзые прыгают на сворах»

Охота. Сентябрь. Охота — это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова «охота», означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота — очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы. Вспоминаются описания охоты в романе Л.Толстого, рассказах и повестях И.Тургенева, картины русских художников. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.

«Октябрь. Осенняя песня»

Эпиграф из А. К. Толстого: «Осень, осыпается весь наш бедный сад,

                                                 Листья пожелтелые по ветру летят...».

«Ноябрь. На тройке»

Эпиграф из Н. А. Некрасова: «Не гляди же с тоской на дорогу,

                                                     И за тройкой вослед не спеши,

                                                     И тоскливую в сердце тревогу

                                                     Поскорей навсегда затуши».

«Декабрь. Святки»

Эпиграф из В.А. Жуковского: «Раз в крещенский вечерок

                                                      Девушки гадали:

                                                      За ворота башмачок,

                                                      Сняв с ноги, бросали».

         «Святки». Декабрь. Святки — время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Заключительная пьеса цикла — «Святки» — имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

II. Викторина «Угадай ка»,

состоящая из фрагментов музыкальных циклов А. Вивальди и П. Чайковского и вопросов по материалам лекции-беседы.

Призы победителям викторины.

III. Сладкий стол.

IV. Трениг «Проект с ноля».

Участники делятся на команды.

Из заготовленных заранее вырезок нужно составить коллаж на тему «Летние мечты».

Требования к работе: концептуальность, логичность, командные мышление и действия, красочность.

Музыкальное сопровождение: звучат современные песни летней тематики (по выбору), а также учащиеся по желанию исполняют выученные произведения на фортепиано и синтезаторе.

Фотографирование с выполненными работами.

V. Разгадывание музыкального кроссворда.

Участники делятся на команды.

Время ограничивается двумя музыкальными композициями.

Победитель – команда с наибольшим числом правильных ответов.

Награждаются призами.

VI. В заключение – пожелания хороших, увлекательных, веселых каникул.