Правая рука гитариста

Соколова Анна Витальевна

Красота звука – заветная цель каждого исполнителя. Звук “создается” правой рукой. Поэтому именно ей надо уделить основное внимание в начальный период обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravaya_ruka_gitarista.docx18.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Г. ВОРКУТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема:

“РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ПОСТАНОВКЕ ПРАВОЙ РУКИ ГИТАРИСТА”

Преподаватель:

Соколова А.В.

2012 год

Общие принципы постановки

Правая рука – “смычок” гитары.

        Красота звука – заветная цель каждого исполнителя. Звук “создается” правой рукой. Поэтому именно ей надо уделить основное внимание в начальный период обучения.

        Многие трудности в постановке правой руки возникают потому, что из процесса игры исключаются мышцы спины и плеча, это приводит к скованности и, как результат, неполноценному звуку. Руку же надо чувствовать всю от плеча, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса инструмента.

        Чтобы обучающийся смог почувствовать вес руки при правильном положении, нужно проделать следующее:

  1. Обучающийся встает. Правая рука свободно висит вдоль туловища. Пальцы полусогнуты. Большой палец слегка касается указательного. В этом положении предплечье и кисть находятся на одной прямой.
  2. Рука сгибается в локте. Угол между плечом и предплечьем примерно 90°. Кисть держится на одной линии с предплечьем.
  3. Кисть дотрагивается до живота только поворотом плеча.
  4. Не нарушая положения кисти и предплечья, плечо отводится вперед примерно на 45°.
  5. Запястье делается слегка выпуклым. Это и есть положение правой руки. Заметьте, что кисть не висит свободно, а именно держится в нужном положении.

        Кисть может совершать вращательное движение вокруг своей оси, которым осуществляется, например, поворот ключа в замке. В данном движении различают пронацию и супинацию: при пронации ладонь смотрит вниз, при супинации – вверх.

        Гитара является единственным струнным грифовым инструментом, где в правой руке необходима пальцевая игра. При игре на гитаре кисть практически не меняет своего положения, т.е. находится в состоянии пронации.

        Кисть также может совершать боковые движения относительно предплечья. При сгибании кисти в сторону локтя угол между кистью и предплечьем приближается к прямому, т.е. кисть становится почти перпендикулярна предплечью.

        Перед тем как поставить пальцы на струны, можно расположить их на плоскости, например, передней деки. При этом пальцы i, m, a должны принять такое положение, как будто они стоят соответственно на 3, 2 и 1 струнах.

        Правая рука кладется локтевым сгибом на край широкой части корпуса гитары. Рука не должна нажимать на корпус, а только слегка опирается на него. От сильного нажима нарушается кровообращение, рука быстро устает и немеет. Кисть руки, находясь перед струнами в полусогнутом положении, с небольшим уклоном в сторону подставки, должна быть совершенно свободной от всякого напряжения. Во время игры она не должна подергиваться или подпрыгивать. Вся работа по извлечению звука производится только кончиками пальцев, которые располагаются над струнами.

        Следите за постановкой правой руки, чтобы она не лежала косо в отношении струн. Полноценный звук получится только тогда, когда пальцы стоят перпендикулярно струнам.

Правая рука ниже локтевого сгиба слегка опирается на широкую часть корпуса гитары. Кисть руки с полусогнутыми пальцами держат над струнами около розетки. Большой палец находится на басовых струнах. Остальные три пальца лежат на тонких струнах. Мизинец в игре не участвует.

При извлечении звуков не следует оттягивать струны вверх: при обратном движении они ударятся о гриф и издадут неприятный треск. Звук извлекается нажимом пальцев правой руки на струны и соскальзывает с них. Большой палец после звукоизвлечения останавливается на следующей струне, если на ней не находится в это время другой палец. Во время игры кисть правой руки не должна напрягаться и опираться на подставку. Обычно звук извлекается у нижней части розетки.

Правая рука, отведенная в сторону, ниже локтевого сгиба слегка опирается на широкую часть корпуса гитары. Большой палец в вытянутом положении легко опирается боковой частью на одну из басовых струн.

Держать кисти рук нужно так, словно в них зажато по крупному яблоку.

Звукоизвлечение

        Объективным критерием правильности звукоизвлечения является звучание открытых струн. Полноценный гитарный звук извлекается тогда, когда струна предварительно оттягивается пальцем и только затем отпускается. При этом все участки струны равномерно приходят в колебание, и основной тон преобладает над обертонами.

        Если струна приведена в колебание ударом, то возрастает количество обертонов. Звук получается некрасивым.

        Во время занятий обучающемуся нужно все время слышать “правильный” звук и видеть соответствующие движения пальцев. Поэтому в течение урока педагогу необходимо постоянно показывать игру на инструменте.

Большой палец p.

        Этот палец имеет две фаланги, пястную кость и подвижный пястный сустав. Движение при звукоизвлечении производится именно пястным суставом.

        Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. Начальная точка касания расположена ближе к середине ногтя. Точка схода вторая фаланга не должна прогибаться в суставе. После звукоизвлечения палец p продолжает движение и касается пальца i, образуя с ним “крест”.

        Возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлечения осуществляется только пястным суставом. Не нужно тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.

        Все упражнения большим пальцем производятся при стоящих на струнах пальцах i, m, a. При игре apoyando движение пальца p направлено не к пальцу i,а к нижележащей струне. При игре  tirando точка касания pи i, будут в одном и том же месте независимо от струны, которую берет  p.