Курс бесед для родителей в ДМШ №4 о роли музыки в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Нестеренко Ирина Федоровна

В сборник бесед вошел материал лекций на родительских собраниях в МБУ ДО ДМШ №4 г.о. Тольятти, проведенных преподавателем по классу фортепиано Нестеренко И.Ф., о роли музыки в сохранении и укреплении здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курс бесед для родителей ДМШ №4.111.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нестеренко И.Ф.

МУЗЫКА - СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ДМШ

Курс бесед для родителей

Тольятти, 2016

Содержание

Предисловие ……………………………………………………………..….. 3

Роль музыки в здоровье человека………………………………………….. 4

Лечение звуками……………………………………………………………. 16

Музыкальные инструменты в здоровье человека………………………… 27

Музицирование как фактор здоровьесбережения……………………….…29

Список литературы……………………………………………………..…….38


Предисловие

«Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего человека».

В.А. Сухомлинский

Формирование психологического комфорта в процессе занятий музыкой и развитие чувства ответственности за самосохранение и укрепление здоровья детей важно во время занятий дома и на уроках в ДМШ.

Научить корректировать свое психологическое состояние, прививать чувство ответственности за свое здоровье и учить управлять им способствуют следующие задачи:

. 1. Активизировать, стимулировать и направлять процесс мышления учащихся в области сохранения и укрепления здоровья детей средствами музыкальных занятий на уроках фортепиано.

2.   Способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки, как способ активизации музыкотерапии.

3.   Воспитывать интерес и уважение к здоровьесбережению через музыкальную и общую культуру народов мира.

4.   Способствовать формированию у детей положительной мотивации, стойкого интереса к формированию здоровьесбережения в процессе обучения на музыкальном инструменте.

В целях формирования здорового образа жизни учащихся в процессе занятий музыкой необходимо большую работу проводить с родителями.


РОЛЬ МУЗЫКИ В ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Сценарий родительского собрания

24.12.2015

Испокон веков музыка считалась одним из самых сильных по влиянию на человека искусств. Музыка является более сильным фактором в формировании характера, чем религиозные убеждения, заповеди и этика, ибо, если они показывают желательность развития определённых качеств, то облегчает их приобретение именно музыка.

Музыка постоянно внушает слушателю какие-то эмоциональные состояния и воспроизводит их в нём, и эти эмоциональные привычки в конце концов становятся частью натуры.

Бытует мнение, что стили музыки - это продукт и выражение цивилизаций и национальных чувств. Изучение истории доказывает, что истина в обратном. Именно новшества в музыке неизбежно влекут за собой новшества в политике и морали. Не наоборот. И даже более - за упадком музыки в Египте и Греции последовало падение самих этих цивилизаций…

Сила воздействия на человечество дана только некоторым сочинениям, особенным и наиболее вдохновлённым.

В разное время и в разных местах зародились особые способы движения мелодии, которые мы называем ладами. Именно Греция славится многообразием ладов, которым приписывается даже разное эмоционально-психологическое влияние на слушателя. Ведь сегодняшний мир в чём-то очень похож на мир древней Греции с его акцентом на материальность. И музыка полутоновая намного понятнее современникам, чем треть- или четверть-тоновая египетская, или индийская, так как чем тоньше влияние, тем незаметнее…

Никогда в истории человечества не звучало столько музыки. Но на самом деле она не просто звучит - она исполняет свою функцию программирования. И это отнюдь не пустые слова параноика. Их подтверждают беспристрастные факты...

В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема.

Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнабельному. А Джимми Хендрикс когда-то сказал: «С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их самое слабое место, ты можешь им вбить в голову все, что угодно» (из интервью журналу «Лайф»). Это одна сторона музыки.

Первые исследования, посвященные влиянию музыки на покупателей, были проведены в США в конце 1950-х годов. Выяснилось, что мягкая расслабляющая музыка создает в торговом зале уютную атмосферу, побуждая покупателей не спешить и больше времени посвятить выбору покупок. Быстрая музыка провоцирует противоположный эффект и используется, например, в часы пик, чтобы ускорить движение покупателей. Данный принцип используется и фаст-фудами. К примеру, в «McDonald's» специальный менеджер постоянно анализирует количество посетителей в зале: если их много, ставятся динамичные записи (проглотил гамбургер и катись колбаской), если же посетителей мало, включается расслабляющая музыка (кушай спокойно, продолжай тратить свои деньги).

Сегодня на Западе работает много специализированных компаний, не просто подбирающих музыку для магазинов, а формирующих концепции музыкального оформления торговых предприятий. Наиболее известным разработчиком музыкальных решений для магазинов является фирма «Muzak Ltd» (США).

В 40-х годах прошлого века фирма работала на правительство - сочиняла музыку для оборонных заводов с целью повысить производительность труда. Нынче «Muzak Ltd» работает на супермаркеты: в 2002 году на выставке «Global Shop» в Чикаго была представлена одна из новейших разработок фирмы - акустическая система, воссоздающая разную музыку в различных отделах магазина. Особые пластиковые купола в проходах между стеллажами подают звук направленно, «точечно», и человек, переходя из одной торговой зоны в другую, слышит совершенно новую музыку. И удивляется, даже не догадываясь, что его «тупо ведут» по специально разработанному маршруту.

В 1-м Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова появилась лаборатория психокоррекции. Возглавил ее Игорь Смирнов. В 1993 году его пригласили в Америку. По данным издания «Defense Electronics», в Северной Вирджинии (США) тогда прошла серия встреч Смирнова и представителей ФБР, ЦРУ и других спецслужб США, на которых Смирнов демонстрировал американцам некий программный продукт, который якобы позволяет внедрять в мозг человека чужие мысли. В том же году в США была создана компания «Psychotechnologies Corp.», которая занялась разработками в области влияния на умственные процессы.

Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях.  

В Древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека:

1. На духовную сущность человека.

2. На интеллект.

3. На физическое тело.

Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия.

Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение, повышают работоспособность. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. По признанию многих ученых музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, вдохновить и воодушевить. В конце прошлого века И.Р. Тарханов - выдающийся отечественный физиолог, академик, своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм. Именно поэтому будет не лишним послушать вместе с ребенком правильно подобранную музыку - это окажет благоприятное влияние на его развитие.

 «Музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

  • Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию.
  • Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные – поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.
  • Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

Так же очень важны такие характеристики, как диссонансы – дисгармоничное сочетание звуков – они возбуждают, раздражают, и консонансы – гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг.

Влиять на формирование характера и мировоззрения ребенка с помощью музыки очень просто, ведь на свете не существует ни одного человека, который бы сказал, что не любит этот вид искусства. Она сопровождает нас на протяжении всей жизни, поднимая настроение и заставляя напевать любимые мелодии. Да, и слушать мы ее начинаем даже не с рождения, а еще находясь в утробе матери. Отсюда появляются новые программы для беременных. Так в Китае созданы плейеры на живот беременных женщин с определенной музыкой, направленной на плод ребенка с ориентацией времени суток (утро, обед, вечер). Американские ученые доказали оздоравливающий эффект ритмотерапии – бой барабанов.

Музыка благотворно влияет на человека. У человека улучшается обмен веществ, способность к концентрации внимания, координация движений, повышается работоспособность.

Для уменьшения агрессивности, конфликтности и напряженности в отношениях с окружающим миром рекомендуются следующие музыкальные произведения: А. Вивальди «Времена года» (Зима), Ф. Шопен Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, Р. Шуман «Детский уголок», И.С. Бах Кантата №2, Л. Бетховен «Лунная соната».

От озлобленности - И.С. Бах «Итальянский концерт», Й. Гайдн Симфонии.

Для уменьшения чувства скованности, тревоги, неуверенности в своих силах и благополучном исходе происходящего – Л. Бетховен Симфония № 6, Ф. Шопен Полонез № 6, Й. Гайдн Квартет № 2, И. Штраус Вальсы.

Для общего успокоения, умиротворения и согласия с самим собою – Ф. Шуберт «Ave Maria», Ф. Лист «Обручение», К. Сен-Санс «Лебедь», К. Дебюсси «Лунный свет», П.И. Чайковский Серенада До мажора, Балетная сюита ор.66, И. Брамс «Колыбельная».

Для улучшения общего самочувствия после эмоционального напряжения – Л. Боккерини Менуэт, Ф. Шопен Вальсы, В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада», И.С. Бах Мелодия из сюиты № 3.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия и настроения, повышения активности – Ф. Лист «Венгерская рапсодия» № 12, А. Хачатурян «Галоп», «Вальс», Ф. Шопен Вальс до-диез минор.

Для создания чувства радости – Дж. Гершвин «Голубая рапсодия», И. Штраус «Сказки Венского леса».

Для снижения раздражительности: Бах - кантата № 2; Бетховен – «Лунная соната».

Для снятия тревоги: Шопен - мазурки и прелюдии; Штраус – вальсы.

Для устранения чувства озлобленности: Бах - Итальянский концерт; Гайдн — симфония.

Успокаивающая музыка: Бетховен - III часть Шестой симфонии; Брамс – «Колыбельная»; Шуберт – «Аве Мария»; Дебюсси – «Лунный свет».

От головной боли: Лист - Венгерская рапсодия № 1; Хачатурян - сюита из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»; Гершвин - симфоническая сюита «Американец в Париже».

Против гипертонии, подозрительности и мнительности: Бах - кантата № 21, концерт ре минор; Барток – соната для фортепиано; Шопен – ноктюрн ре минор.

Для хорошего сна слушайте на ночь Грига «Пэр Гюнт», «Медитация»

Массне, «Песни без слов» Мендельсона, «Адажио» Родриго.

Музыка бодрости и спокойного настроения — музыка барокко. Она стимулирует ритмы головного мозга. Это музыка Баха, Боккерини, Телемана, Вивальди, Генделя. Прекрасный депрессант – это джаз, блюз.

Эффект Моцарта, Моцарт – музыкальный гений, который создал божественную музыку. Настоящее искусство будет жить вечно. Всё, что прекрасно, радует нас и исцеляет наши души. Музыка Моцарта создана для исцеления души, для расслабления и углубления вовнутрь себя.

Слушайте хорошую музыку и прислушивайтесь к своему организму, ведь музыка и здоровье связаны между собой!

«Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль, и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни».

Болезни, поддающиеся лечению музыкой:

- Гастрит. Очень часто первопричиной этого заболевания является злость на себя и на весь мир, а также регулярное противостояние со своими собственными желаниями.

- Язва желудка. Причины те же, последствия более тяжелые.

- Улучшение зрения и снятие глазного давления.

-  Артериальное давление.

-  И, как следствие, многие другие заболевания, которые провоцирует гипертония или гипотония.

- Болезни сердца.

- А также музыкотерапия способствует восстановлению сердечного ритма. Многие кардиологи рекомендуют определенную музыку для скорейшей реабилитации после инфарктов и некоторых операциях на сердце.

- Алкоголизм

- Снижение частоты припадков у пациентов, страдающих эпилепсией.

-Неврозы, синдром хронической усталости, депрессии, раздражительность и бессонница.

Именно в этой области музыкотерапия действует наиболее эффективно.

Именно благодаря «Единой силе Души, Мелодии и Песни».

Академик Владимир Михайлович Бехтерев, известный психоневролог, научно доказал благотворное влияние музыки на дыхание, газообмен, ЦНС, кровообращение, практически на все процессы жизнедеятельности. Владимир Михайлович назвал музыку целительницей здоровья.

Музыка способствует улучшению памяти и усвояемости материала. Внутреннее самочувствие повышается при работе под музыку. Это применимо и к учебе. Прослушивание легкой классической музыки в фоновом режиме помогает с концентрацией в течение долгого периода времени. При изучении определенных материалов, которые необходимо запомнить, желательно прослушивать музыку в стиле барокко. Чтобы избавиться от печали и поднять настроение следует прослушать музыку в ритме джаза и блюза.

Эти примеры указывают нам на то, что влияние музыки имеет большую силу. Так же нужно прислушиваться к себе и правильно выбирать музыку, которая вызовет успокоение или другие свойства, необходимые в данной ситуации.

Высказывание о том, что музыка имеет огромное влияние на нервную систему, не раз было доказано учеными. Музыка может успокоить или взбодрить, навеять грусть или вызвать чувство радости. То, какое именно влияние окажет на нас определенное музыкальное произведение, зависит еще и от нашего настроения и восприятия мира в момент прослушивания.

 В первую очередь, музыка воздействует на человеческий мозг, который впоследствии передает определенные импульсы телу. Способствуя созданию атмосферы спокойствия, музыка погружает человека в состояние умиротворения. Особенностью такого типа музыки является то, что продолжительность музыкального такта там равна продолжительности человеческого вдоха. Нормализуя и приводя в норму дыхание, мы нормализуем и внутреннее состояние.

Лечебное воздействие музыки известно уже не одну тысячу лет. Раньше музыкой лечили, как правило, нервные расстройства - ведь музыка воздействует именно на нервную систему.      

Различные средства музыкальной выразительности влияют на частоту сердечных сокращений, являются как результат эмоциональных реакций. Одним из основных механизмов влияния музыки на человека ученые считают акустико-моторный рефлекс, вследствие которого восприятие музыки сопровождается повышением тонуса скелетных мышц, изменяется моторная активность.

Сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, когда она доставляет удовольствие и создает приятное настроение: в этом случае замедляется пульс, усиливается сокращение сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Музыка как ритмический и эмоциональный раздражитель способна повышать процессы организма, происходящие как в моторной, так и в вегетативной сфере, сделать их наиболее оптимальными, энергетически более экономными.

Большинство музыкальных ритмов основывается на естественном фундаменте ритмов человеческого организма. Это, прежде всего, ритмы дыхания, сердечных сокращений, ходьбы и бега. Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает всю жизнь человека от его первых до последних дней. Мы живем в определенном ритме труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем какой-либо болезнью, это означает, что где-то нарушается ритм нашей жизнедеятельности.

Если соотнести биоритмы мозга с ритмической пульсацией в музыке, можно увидеть, что чередование звуков со скоростью трех в секунду  можно услышать в «Лунной сонате» Бетховена, во многих ноктюрнах Шопена[1]. Ритмическая пульсация со скоростью 8 звуков в секунду слышна в финале Третьего концерта для фортепиано Бетховена, во многих военных маршах, этюдах Шопена, Листа, Паганини.

Есть все основания предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритм мозга непроизвольно настраивается на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент резонанса – совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкально-ритмической пульсации.

Реакция навязывания ритма, при помощи которой физиологи исследуют деятельность мозга, имеет очень важную особенность. Она зависит от свойства нервной системы человека, в частности, от такого ведущего показателя, каким является параметр «сила-слабость».

Исследования показывают, что у лиц со слабой нервной системой, для которой характерна высокая чувствительность, наблюдается более выраженная реакция перестройки биоритмов на сравнительно большую зону частот. Для лиц с сильной нервной системой, обладающих меньшей чувствительностью, реакция навязывания ритма выражается слабее[2].

Таким образом, можем предположить, что, скорее всего, лица со слабой нервной системой будут гораздо тоньше и глубже чувствовать и переживать содержание музыкальных произведений. Те, кто принадлежит к сильному типу высшей нервной деятельности, будут предпочитать музыку быстрых темпов, громкую и звучащую достаточно долго.  Обладатели слабого типа будут тяготеть к спокойной и негромкой музыке.

Ритмы музыки могут создавать оптимальные условия для созревания человеческого мозга (Г. Уолтер). Если у детей преобладает дельта- (2-3 звука в секунду) и тэта-ритмы (4-7 звуков в секунду), альфа-ритм (8-10 звуков в секунду) появляется только в подростковом возрасте – к 15 годам, то какую музыку можно давать слушать? Которая способствовала бы развитию абстрактного или логического мышления.

Эмоции связаны с удовлетворением первичных потребностей. В последние годы в психологической науке об эмоциях все большее значение приобретают когнитивные теории, в которых причина возникновения эмоций связывается с рациональной переработкой стимулов, поступающих в сознание человека из внешней среды. Человек испытывает положительные эмоции (ам. псих. Лео Фестингер), когда его ожидание находится в консонансе с результатами деятельности. Музыка (секвенции, отклонения, модуляции) – средство, которое уравновешивает внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

Учащиеся нашего класса подготовили для своих родителей концертную программу.

  1. Давлетшин Максим I кл.

В. Дональдсон – MУ ВАВУ

Прыг-скок – мотив Венгерской рапсодии Ф.Листа

  1. Кузнецова Ева II кл.

В. Моцарт - Менуэт

  1. Рыбак Иван II кл.

И.Пахельбель – Канон

Д. Штейбельт - Адажио

Собственное сочинение Ивана Рыбака

    4. Абрамова Настя III кл.

А. Караманов – Канон

Й. Гайдн - Менуэт

  1. Рожнов Егор IV кл.

Ж. Рамо – Менуэт

В. Косенко - Дождик

  1. Фомина Катя IV кл.

Л. Моцарт – Ария

А. Гладковский – Маленькая танцовщица

  1. Кульпина Надя VI кл.

Г. Пахульский - В мечтах

  1. Матвеева Вика V кл.

Н. Раков - Скерцино

  1. Хлызова Вика VII кл

И.С. Бах – Инвенция № 6 (трехголосная).

    10. В заключение Нестеренко И.Ф. исполняет Полонез М. Огинского.


ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ

Сценарий родительского собрания

26.05.2016

Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.

Звуки - это упругие волны, распространяющиеся в воздухе и воспринимаемые ушами человека. Эти волны могут приносить нам радость или печаль, в зависимости от характера воспроизводимых звуков. Ведь мир звуков, окружающих человека, очень разнообразен.

Звук представляет собой результат воздушных колебаний, при этом источник звука приводит к данным колебаниям молекулы воздуха. Со скоростью 330 метров в секунду молекулы переходят друг от друга, а сами колебания распространяются до того, как доходят до конечного адресата – человеческого уха. Каждый звук можно определить четырьмя параметрами, такими как частота, интенсивность, тембр и продолжительность. Кроме того, звук бывает простым (отдельный тон) или сложным (речь).

Человеческое ухо слышит в основном сложные звуки. Во время того, когда звук доходит до нашего уха, возбуждаются колебания его чувственных участков, воспринимаемые в виде музыки, речи, шума и т.п. в первую очередь это зависит от свойства звука, продиктованы характером его источника.

Мир звуков очень трудно объяснить словами. Их надо слушать, слышать и чувствовать. Звуки - это тонкий инструмент духовного совершенствования, который может помочь человеку во многих ситуациях и внести в его жизнь яркую эмоциональную окраску. Если человек с самого детства окружен прекрасными звуками, он способен тоньше чувствовать, быстрее реагировать, легче понимать окружающих. У него глубокое воображение, он способен к творческому мышлению.

Кроме духовного совершенствования приятные звуки помогают еще и физическому здоровью человека. В последние годы проблема взаимосвязи звуков и здоровья интересует человечество все больше. Врачи и музыканты, ученые спорят о стимулирующем влиянии звуков на здоровье человека. Наука о звуках уже и в нашей стране стала самостоятельной ветвью медицины.

Действительно, звук и здоровье тесно связаны между собой. В обиходе даже появилось новое слово - «ЗВУКОТЕРАПИЯ». Представьте себе, что человеческое тело - это арфа, имеющая много струн. Одни струны - физиология человека, другие - психология, третьи - его эмоции, опыт, ассоциации и т. д. При звукотерапии все они реагируют на звуки и дают положительный отклик. Частота звуковых волн и вызывает в поле человека явление резонанса. Он возникает в голове, груди или тканях, воздействуя затем на ритм сердца, энергетическое поле головного мозга, частоту дыхания.

Вы, наверное, замечали, что спокойные, тихие звуки побуждают к эмоциональному расслаблению, а громкие, наоборот, возбуждают. Многие люди сталкивались в своей жизни с такими ситуациями, когда солдаты или дети маршировали под барабаны, и им было легче двигаться и выполнять нужные команды. Бодрые веселые звуки барабанов помогают собраться с силами, поднимают настроение.

Следование ритму и характеру услышанных звуков может изменить психологическое и физиологическое состояние человека, повлиять на его здоровье. Вместе с тем не надо забывать, что человек - существо эмоциональное, и услышанные им приятные звуки, например, шума морских волн, способны вызвать сильный эмоциональный отклик в душе, который также даст толчок для физических изменений в организме.

В XX веке учеными доказаны профилактические, лечебные и оздоравливающие свойства звука, которые базируются на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. Установлена жесткая связь между частотой звуковых колебаний и конкретными органами человеческого организма или физиологическими процессами.

Ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: вибрация звуков создает энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Поэтому звуковые сигналы, попадая в резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам того или иного органа, оказывают на него стимулирующее действие. Правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление.

Звуковые колебания воспринимаются либо через органы слуха, передающие полученную информацию в особые участки мозга, либо колебания определённой частоты напрямую воздействуют на функционирование отдельных органов и организм в целом. 

В первом случае мозг, в зависимости от полученной информации, направляет органам сигналы, возникающие под её влиянием. Во втором случае механизм воздействия звуковых колебаний следующий. Каждый орган работает в своём особом режиме, биоритмы работы любого здорового органа лежат в определённом диапазоне частот, общем для подавляющего большинства людей. 

Например, частота работы сердца и гладкой мускулатуры внутренних органов близка к 7 Гц. Альфа-режим работы мозга – 4 – 6 Гц. Бета-режим – 20 – 30 Гц. При совпадении или приближении частоты звукового колебания к частоте биоритмов того или иного органа возникает хорошо известное всем явление резонанса (усиление колебаний) или антирезонанса (подавление колебаний). Возможны также случаи так называемого неполного резонанса (частичного совпадения колебаний). Но, как бы там ни было, орган начинает работать в непривычном или вовсе дисгармоничном для него ритме, что может привести к развитию патологии как этого органа, так и всего организма в целом. Человек слышит звуковые колебания в среднем с частотой от 20 Гц до 20 КГц.

Выше этого диапазона начинается область ультразвуковых колебаний, но прямое воздействие на организм в общем случае оказывают в основном колебания от 2 до 10 Гц. Помимо этого, следует отдельно перечислить ряд дополнительных факторов, которые также влияют на наш организм: 

1. Громкость звука (свыше 20 дБ появляются болезненные ощущения, а при 150 возможен летальный исход).

2. Шум. Особенно влияет так называемый “белый шум” (фоновый шум). Его уровень, который составляет примерно 20 – 30 дБ, безвреден для человека, так как является естественным. 

3. Продолжительность воздействия звуковых колебаний. Любой шум достаточной интенсивности и длительности воздействия может привести к снижению слуховой чувствительности и некоторым функциональным недомоганиям. 

То, что определенные сочетания звуков способны изменять душевное и физическое состояние человека, - открытие не нашего времени. Считают, что начало звукотерапии лежит в глубокой древности. Еще первобытные люди верили в то, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Не зря же они использовали первые музыкальные инструменты - трещотки, шаманские барабаны, костяные флейты, когда лечили своих собратьев.

В окружающей человека природе не бывает абсолютной тишины. Мы постоянно слышим какие-то звуки. Одни из них приносят нам удовольствие – ласкают слух, другие –  раздражают и выводят из себя. Почему нам неприятен звук капающей воды из крана или визг пилы? Почему нас баюкает шум прибоя?

Дело в том, что звук, это, прежде всего волна, она воздействует на барабанную перепонку уха, она так же воздействует и на все наше тело. Если звуковые волны гармонично сочетаются с ритмами нашего тела – нам комфортно и приятно. Если же наоборот – весь наш организм протестует, мы не желаем слышать неприятные для нас звуки. Звук может стать настоящей пыткой, но может и исцелять. Именно для лечения и исцеления используются звуки в комплексной терапии названной звукотерапия. Данная методика разрабатывалась и применяется для укрепления физического состояния и восстановления психического здоровья.

Звукотерапевты утверждают, что все наши органы и клетки ведут себя примерно так же, как сердце (хотя это менее заметно), а всякая болезнь—следствие изменений в основной частоте колебаний или выработке энергии организма. Эти изменения могут иметь место в группе клеток, в целом органе или во всем организме. Звукотерапия преследует цель возвращения колебаний к норме.

То, что звуки воздействуют на человека, было известно с древних времен. Удары бубна при изгнании бесов, тибетские поющие кубки, даже пение колыбельной ребенку ("Спи, моя радость, усни" Моцарта, "Сон приходит на порог" Дунаевского, "За печкою поёт сверчок" Островского, "Колыбельная Светланы", "Спи, дитя моё»). Это идеальные мелодии для детского слуха, они успокаивают незрелую нервную систему и стимулируют гармоничное развитие важных психических процессов.  

Нельзя забывать и о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, – то есть как определённой частоты колебания, – но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд. Конечно же, он тоже воздействует на человека. Приведём некоторые примеры влияния музыки на человека. 

Еще в глубокой древности было известно, что звуковые колебания (и, в частности, музыка) способны оказывать эффективное лечебное или болезнетворное воздействие на человеческий организм и психику. Пифагор, которого, помимо прочих лестных титулов, называют «первым музыкотерапевтом», создал целую методику такой терапии и успешно применял её. А в парфянском царстве (III в. до н. э.) был выстроен специальный музыкально-медицинский центр, где с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. 

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков, произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье. По образному выражению ученых гортань – второе сердца человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм.

До того, как человек обрёл способность мыслить, ему пришлось научиться справляться с целым миром ощущений, эмоций и чувств. Его «чувственная сфера», развиваясь, смогла поначалу вбирать в себя и отдавать самое примитивное. Со временем она проходила закалку под ливнями эмоциональных бурь и в трудных поисках «лекарства» от полных жизненных штилей. Затем человек вдруг осознал, что его «крыльями» и «вёслами» никак не могут быть ядовитые, сладковато-горькие вещества, даже если они на время успокаивали или, наоборот, бодрили… Нет не душу — нервы, тело…

Душа хотела иного! Она стремилась быть на одной волне с прекрасным заоблачным миром, откуда и приходят на Землю Музыка, Живопись, и все грани Искусства. Тогда человек наконец-то понял, что такое истинное вдохновение. И… начал учиться творить. Этак тихонько, для себя самого, скромно и незаметно. А кто не побоялся сделать несколько шагов в неизвестное, узнал, что существует нечто большее. Нет, ни слава и аплодисменты. Хотя и они для чего-то нужны. Эти смельчаки, сами того не осознавая, прикоснулись к чуду, к тайне СоТворчества. И поэтому то, что они делают, волшебно, прекрасно и по-своему совершенно…

Смотрите. Улыбайтесь. Плачьте. Ловите каждое мгновение — прочувствуйте отклик каждого сердца. Переживайте, наполняя свой чувственный мир, свою неповторимую ауру энергией Х-Фактора, феноменом Искусства. Пусть каждое подобное прикосновение согревает, пробуждая к существованию всё, что вам нужно.

Учеными доказано, что гласные и согласные звуки оказывают воздействие на организм человека:

«А» – помогает снять боли различного происхождения, лечит сердце и верхние доли легких, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает мощное действие на весь организм, способствуя насыщением тканей кислородом.

«И» – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника. «Прочищает» нос, стимулирует работу сердца.

«О» – лечит кашель, бронхит, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли, облегчает течение туберкулеза легких.

«У» – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в области живота.

«Ы» – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.

 «Э» – улучшает работу головного мозга.  

 Согласные.

Научно доказана целебная сила некоторых согласных звуков.

«В», «Н», «М» – улучшают работу головного мозга.

«К», «Щ» – помогают при лечении ушей.

«Х» – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание.

«С» – помогает при лечении кишечника, полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.

Научно доказано, что музыка регулирует эмоциональное состояние, облегчает осознание собственных переживаний, повышает социальную активность. Например, напряжение можно снять пением сочетания "А-У-М" на продолжительном выдохе по 5-7 раз.

Правильно используя звук, мы управляем энергией во всех планах сознания.

Звук управляет нашими телами, эмоциями, разумом, настроением.

В зависимости от размера, он может успокаивать, вдохновлять, возвышать, уравновешивать или возбуждать. Вряд ли найдется какая-либо функция человеческого тела, на которую не оказывала бы влияние музыка.

Греки охраняли чистоту своей музыки со всей строгостью закона. Композиторов штрафовали и даже высылали из страны, если считалось, что их музыкальные произведения наносят вред обществу.

Римляне были самыми практичными людьми, известными истории, но им недоставало воображения музыкальности. Их воинственность, не уравновешенная благородной изящной музыкой, вырождалась в грубость. Ярким проявлением этого были бои гладиаторов и поощрение жестокости.

В Индии хорошо известно, что использование законов времени и пространства посредством ритма приносит уравновешенность и устойчивость.

Воздействие на человеческий организм сверхгромких звуков разрушительно - подобную музыку специалисты называют «музыкой-убийцей», «звуковым ядом». Это уже решительный штурм всей человеческой личности. К возбуждающим пульсациям ритма добавляется околдовывающий эффект раздражающего шума, который по своей природе приводит к нервному перенапряжению. 

Создаётся атмосфера высшего напряжения, чтобы затем дать выход сильным страстям, влекущим за собой их стихийное удовлетворение. Барабанный бой, гитары, трубы, электронные синтезаторы, световые эффекты, пронзительные крики, телодвижения – всё это врывается со всей свирепой силой и пронизывает чувствительный человеческий организм. Ускорение чередования сценического света и темноты приводит к значительному ослаблению ориентации, снижению рефлекторной быстроты реакции. При определённой скорости вспышки света начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-волнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. При дальнейшем росте частоты происходит полная потеря контроля. 

Весь технический арсенал тяжелого рока направлен на то, чтобы манипулировать, играть на человеке, как на музыкальном инструменте. Музыка оказалась в состоянии тотально изменить индивидуальные характеристики человека, т. к. она одновременно влияет на двигательный, эмоциональный, интеллектуальный и половой центры человека, то есть влияние касается всех измерений человеческой личности: физиологических, психологических, душевно-эмоциональных и духовных. 

Физиологические нарушения – это изменение пульса и дыхания, воздействие на центры спинного мозга (вегетативной нервной системы, связанной с бессознательной сферой личности), изменение зрения, внимания, слуха, содержания сахара в крови, повышение секреции эндокринных желёз. Американская группа врачей Боба Ларсена категорически утверждает: «Низкочастотные колебания, созданные усилением бас-гитары, к которым добавляется повторяющееся действие ритма, в значительной мере влияют на состояние спинно-мозговой жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, непосредственно влияет на железы, регулирующие секреты гормонов, существенно изменяется уровень инсулина в крови. В результате нарушается равновесие половых и надпочечниковых гормонов так, что различные функции контроля нравственного торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются». 

Восприятие музыкального ритма связано и с функциями слухо-моторного аппарата. А вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинаторными явлениями, головокружением, тошнотой. 

 Но основное воздействие направлено на мозг и рассчитано на подавление сознания. Оно аналогично тому, которое достигается наркотиками. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. Но главный удар направлен на те участки мозга, которые тесно связаны с половыми функциями человека. У многих древних народов с помощью подобных ритмов, отбиваемых на большом барабане, осуществляли казнь. 

В течение продолжительного времени невозможно подвергать себя воздействию рока и не получить глубокие психо-эмоциональные травмы. При этом возникает утрата контроля над способностью к сосредоточению, значительно ослабляется контроль над умственной деятельностью и волей, необузданные порывы ведут к разрушению, вандализму и бунту, особенно на больших сборищах. Сильному воздействию подвергается способность к здравому суждению, она оказывается сильно притуплённой, а иногда даже вообще нейтрализованной. Именно в этом состоянии умственно-нравственного замешательства даётся зелёный свет наиболее диким, до того сдерживаемым страстям, таким как ненависть, гнев, ревность, мстительность, жестокость.

Всё вместе взятое означает, что разрушаются барьеры нравственности, исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты. И всё это направлено на то, чтобы увлечь человека подсознательными сообщениями исполнителя. Подсознательное сообщение – такая информация, которая воспринимается личностью за порогом её сознания, то есть подсознанием. Такие сообщения никак не могут быть выявлены с использованием возможностей сознания. 

Установлено, что только седьмая часть информации воспринимается сознанием, а шесть седьмых частей её воспринимается подсознанием. Подсознательные сообщения минуют слух, зрение, внешние чувства и проникают в самую глубину подсознательного. В том случае, когда мозг в течение продолжительного времени подвергается воздействию направленного на подсознание звукового сигнала, в нём происходит биохимическая реакция, аналогичная той, которую вызывает укол морфия. А когда человек находится в наркотическом трансе, подсознательные сообщения превращаются в программы, обязательные для исполнения. 

Учащиеся нашего класса подготовили концертную программу.

1.Давлетшин Максим I кл.

Ю. Литовко – Марш «Пиццикато»

Д. Штейбельт - Адажио

2 Кузнецова Ева II кл.

П. Чайковский – Старинная французская песенка

А. Дюбюк – Русская песня с вариацией

3. Рыбак Иван II кл.

Е. Накада – История, увиденная во сне

Ф. Шопен – Забытый вальс

Собственное сочинение Ивана Рыбака

4. Абрамова Настя III кл.

  В. Моцарт – Аллегро

  А. Гедике – Медленный вальс

5. Рожнов Егор IV кл.

    В.Моцарт – Рондо

    Э. Куртис – Вернись в Сорренто

6. Фомина Катя IV кл.

   М. Клементи – Сонатина (III ч.)

   Р. Глиэр - Утро

7. Кульпина Надя VI кл.

 Ф. Кулау – Сонатина (I ч.)

8. Матвеева Вика V кл.

     Ф. Шпиндлер - Сонатина

9. Хлызова Вика VII кл.

    Й. Гайдн – Концерт Ре мажор (I ч.)

    Ф. Шопен  Вальс Си минор

10. Нестеренко Ирина Федоровна исполняет на рояле Турецкое Рондо

                 В.А. Моцарта

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Сценарий родительского собрания

22.12.2016

http://www.oum.ru/images/content/bedunkova/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0.jpg

Игра на фортепиано помогает гармонизировать психику, нормализует работу почек и мочевого пузыря, очищает щитовидную железу.

Струнные инструменты: гитара, арфа, скрипка, виолончель — нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. Кроме того, звучание этой группы инструментов вызывают у человека сострадание, готовность к самопожертвованию.

Духовые инструменты способствуют работе дыхательной системы, очищают лёгкие и бронхи. Благотворно влияют на кровообращение.

Ударные инструменты, в свою очередь, помогают восстановить ритм сердца, лечат печень и кровеносную систему.

Играя на музыкальных инструментах, дети не только разучивают произведения Моцарта и других известных классиков, но и становятся более внимательными, начинают лучше контролировать свои эмоции и справляться с беспокойством. К такому выводу пришли ученые из Медицинского колледжа детской психиатрии Университета Вермонта (США).

Учащиеся нашего класса подготовили концертную программу.

  1. Башлыков Никита I кл.

С. Шевченко – Полифоническая пьеса

В. Игнатьев – Гном

  1. Рыбак Иван III кл.

Ф. Шопен – Забытый вальс

Ж. Арман – Фугетта

  1. Абрамова Настя IV кл.

Л. Моцарт – Бурре

А. Жилинскис – Латвийская народная полька

  1. Рожнов Егор V кл.

Д. Циполи – Фугетта

Н. Гольденберг – Этюд на чёрных клавишах

  1. Фомина Катя V кл.

Ф.Э. Бах – Фантазия

Л. Моцарт – Юмореска

  1. Юдаева Лера VI к.

И. Маттесон – Ария

  1. Бедник Катя VII кл.

Д. Чимароза – Соната

  1. Лепилова Оля VII кл.

М. Дворжак – Джазовый этюд № 15

  10. Нестеренко Ирина Федоровна исполняет Вальс Ф. Шопена.

МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Сценарий родительского собрания

23.05.2017

 В Библии было сказано, что пение и игра пастухов положительно влияют на рост стада. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но “очищали” человеческие действия и страсти, восстанавливая гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности сжечь дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от всех недугов, которые неподвластны врачам. История сохранила для нас сведения о том, что в Древнем Египте работали клиники, в которых физические и психические расстройства исцеляли при помощи прослушивания музыки и игры на различных музыкальных инструментах. 

Из глубокой древности пришло к нам знание о воздействии различных музыкальных ладов на настроение человека. Так с помощью александрийского лада помогали создать торжественный настрой, индийский лад способствовал гармонизации организма и сознания человека, а фригийский был незаменим в военном деле. Наиболее глубокое воздействие музыка оказывает на тех, кто подготовлен к ее восприятию. Активное внимательное прослушивание гармоничных музыкальных произведений позволяет эффективно возвысить сознание, ощутить вдохновение и, вместе с тем, существенно способствует нашему оздоровлению. В давние времена определенные ритмы, созвучия использовали как анестезирующее средство. В настоящее время этим методом обезболивания пользуются в некоторых стоматологических клиниках США. 

Музыку используют во врачебной практике голландские акушеры, в некоторых родильных домах Одессы. Красивая музыка стимулирует интеллектуальную деятельность, дарит вдохновением. Многие писатели и поэты сочиняли свои произведения во время или после прослушивания музыки. 

Например, так действует музыка Бетховена – композитора, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния, нашел в глубине своей души не только вдохновение, но и силу, и веру... Религиозная музыка дарит чувство покоя, она анальгетик в мире звуков, помогает справляться с болью, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы. Музыка Баха вызывает в воображении строгие, возвышающие наше настроение, символы, зовет к гармонии. Так же воздействует и музыка Генделя. Церковное пение как музыка человеческого голоса, трансформирующая молитвенные устремления в мелодии – многогранно и символично. 

Каноны этой музыки являются фильтром, который очищает сознание человека от тумана страстей. Для того чтобы понимать ее, требуется предварительная подготовка. Она может показаться несколько сухой и однообразной для человека, ищущего в музыке пустого развлечения или примитивных ритмов. 

Пение способствует правильному формированию дыхания. Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” наши трахеи и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка.   Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов, и очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

Слушание необходимо и эффективно на музыкальных занятиях, оно помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала.   Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. 

Музыкально-ритмические упражнения мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и, нарушенную болезнями, гармонию в человеческом теле.

Музыка – вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

Она, подобно живописи, театру, поэзии – является художественным (образным) отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни.

Её роль в социальной действительности велика. Поэтому ни в далеком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни.

Музыка замечательно точно рисует и человеческие характеры, обладает звукоизобразительными возможностями.

Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с простых мелодий, пробуждающих в нем чувство радости, стремления двигаться, улыбаться, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего, что передумало и пережило человечество. Пройти данный путь человеку позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства,

Что такое, например, песня, как не единство поэзии и музыки?

Балет — единство музыки и хореографии.

Опера, в сущности своей, есть синтез драматургии, изобразительного искусства и музыки.

Программная музыка нередко воспроизводит в звуках сюжет, знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и других видов искусства.

Инструментальная музыка, отделившись oт иных искусств, сохранила внутренние связи с ними. Так, например, в эпоху барокко музыка многое переняла от ораторского искусства, в эпоху классицизма от театра, в период романтизма от поэзии, в XX в. – от искусства кино.

Современное музыкальное искусство очень многообразно: оно включает в себя различные музыкальные жанры, индивидуальные, национальные и исторические стили, музыкальный язык.

Музыка — язык звуков и интонаций — отличается особой эмоциональной глубиной. Именно эмоциональная сторона содержания музыки и ощущается слушателем в первую очередь,

В то же время, музыку признают наиболее обобщенным, абстрактным искусством — художественным эквивалентом философии и математики.

С глубокой древности человечество пыталось постичь тайны музыкального искусства, его специфическое воздействие на духовное формирование человека. Начиная с эпохи античности, было замечено, что такие компоненты музыки как мелодия и ритм способны перестраивать внутренний мир человека.

Для античности вообще показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, своей музыкой возвращал безумному благоразумие, когда древние врачи открыли значение нервов в организме человека, они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий — «играть на нервах».

И в наше время большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, па уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки; доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, по и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания. регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании.

Аристотель объяснял это тем, что в основе музыки лежат как бы зародыши нравственных состояний. Древнегреческие мыслители признавали, что музыкальное искусство способно формировать духовный облик человека.

Платон полагал, что в государстве нет худшего способа разрушения нравов, чем отход от гармоничной музыки. Через «распущенные лады» в душе слушателей может проникнуть постыдное, а чудовищное - через лады слишком суровые. Ритмы и лады, считал Платон, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Поэтому лучшая охрана государства - музыка «степенная и слаженная», скромная и простая.

В школе Пифагора разрабатывалась философская система, основанная на идее ритма как общего основания для математической теории. музыки и мироздания.

До наших дней дошло описание того, как Пифагор усмирил музыкой греческого юношу, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотевшего сжечь ее дом. Пифагор приказал музыканту-флейтисту, находившемуся при этом, поменять музыкальный лад исполняемой музыки с фригийского на лидийский, и таким образом успокоил молодого человека.

Созвучны этому и мысли Восточных мудрецов, которые в рассуждениях о музыке и ее свойствах подчеркивали ее значимость не только в формировании духовных, нравственных качеств личности, но и ее специфическую функциональность в управлении государством.

В более поздний период также имели место гипотезы и научные догадки со стороны многих мыслителей, которые пытались объяснить общественно-значимую роль музыки в духовном и эстетическом воспитании личности. Кардинал эпохи Возрождения Николай Кузанский видел в музыке инструмент создания Вселенной. Г. Лейбниц определял музыку как скрытое арифметическое упражнение для духа. По А. Шопенгауэру, музыка ecть тайное упражнение души... О. Шпенглер, напротив, считал музыку высшей формой человеческого познания, В.Р. Одоевский отмечал, что музыка выражает внутреннее чувство человека, а Толстой называл музыку стенограммой чувств.

Тоталитарная идеология умело использовала музыку в своих целях: бороться против идеологии инакомыслящих, за светлое будущее и т.д. И это, естественно, отражалось на культуре. В музыке преобладали тяжелые монотонные мелодии, в основном марши. Кроме того, люди пели песни о вождях, о победах и подвигах.

В XX веке интерес к влиянию музыки па формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

Приведу факты из истории музыкальной педагогики. Венгерский педагог Золтан Кодай в 1951 г. создал первую школу с расширенным преподаванием музыки. В его школах резко возросла успеваемость по сравнению с другими школами, - и это, несмотря на то, что объем преподавания других предметов пришлось сократить в пользу уроков музыки. Этот эксперимент был повторен в Швейцарии (1988-1991) и также выявил положительные результаты. Итоги этого эксперимента зафиксированы в работе O.B. Beбepа «Музыка делает школу».

История нашего времени когда-нибудь предстанет перед человечеством в обобщенном, отвлеченном контексте: две мировые войны прошлого века, постоянное предчувствие третьей - и невиданный технический прогресс: тоталитарные государства, смерть, превращенная в статистику, - и прочность противостояния личной совести; нарастание космического сознания и проблема защиты собственной планеты; и еще очень и очень многое, не менее сложное. А в качестве свидетелей времени выступят философия, литература, изобразительное искусство и музыка. И все они повествуют об утратах и откровениях, восторге и одиночестве в соответствии с духовной семантикой культуры.

Учащиеся класса подготовили концертную программу.

  1. Лучедарнов Платон – подгот. кл.

Пастушок

Р.н.п. Я на горку шла

  1. Башлыков Никита I кл.

Я. Ванхаль – Сонатина

М. Глинка – Жаворонок

Д. Кабалевский – Клоуны

  1. Рыбак Иван III кл.

И.С. Бах – Инвенция № 4 (двухголосная)

Г. Гендель – Ларго

Е. Веврик – Вариации на тему шотландской мелодии «Прощальная песня»

Собственное сочинение Ивана Рыбака – Прелюдия

  1. Абрамова Настя IV кл.

М. Клементи – Сонатина (III ч)

П. Чайковский – Партия Одетты из балета «Лебединое озеро»

  1. Абрамова Кристина IV кл.

Р. Роджерс – Голубая луна

И. Беркович – Этюд «Тема Паганини»

  1. Рожнов Егор V кл.

Й. Бенда – Сонатина

Г. Пахульский - Прелюд

  1. Фомина Настя V кл.

В. Моцарт – Рондо

Э. Морриконе – Ветер, крик из к/ф «Профессионал»

  1. Юдаева Лера VI кл.

Ф. Кулау – Сонатина

И. Корнелюк – Город, которого нет

  1. Широкова Настя I кл.

П. Чайковский – Вальс из балета «Спящая красавица», облегченное переложение

Вальс собачек с вариациями

  1. Владыкинв Катя I кл.

М. Клементи – Сонатина (I ч.)

П. Чайковский – Старинная французская песенка

  1. Бедник Катя VII кл.

И. Маттесон – Менуэт

Н. Рота – Поговори со мной из к/ф «Крестный отец»

  1. Лепилова Оля VII кл.

Й. Гайдн – Соната – Партита (I ч.)

М. Глинка – Прощальный вальс

13. Преподаватель Нестеренко И.Ф. исполняет джазовое музыкальное

произведение- Прихрамывающий Вальс Д. Брубэка.


Послесловие

В курс бесед для родителей вошли материалы по сохранению и укреплению здоровья учащихся средствами музыки, звука, музыкальных инструментов.

Критик и композитор А.Н. Серов говорил, что в музыке может отражаться вся человеческая жизнь в той степени, в какой она волнует душу. Музыка не только отражает духовную жизнь человека, но и организует ее, преображает, являясь могучим фактором воспитания будущего человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет на психику и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать положительные и отрицательные эмоции.

Таким образом, музыка в семье искусств занимает особое место, благодаря своему непосредственному комплексному воздействию на человека. она сопровождает человека всю жизнь, следовательно, семье важно позаботиться о том, чтобы этот прекрасный спутник детей всегда был мудрым и добрым.

Родителям необходимо лично участвовать в создании музыкально-воспитательной обстановки дома. важно помнить, что занятия музыкой для ребенка должны проходить с удовольствием и интересом. И кто как не родители способны поддержать своего ребенка, помочь ему в организации самостоятельных занятий, дабы не навредить собственному здоровью ребенка. самые лучшие педагоги бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. именно папы и мамы должны «заразить» ребенка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным приоритетам, правильно организовать музыкальные занятия.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов»

Г. Нейгауз


Список литературы

  1. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах. // Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2002. - 256 с.

2.  Гергиев, Ю.А. Музыка здоровья. / Ю.А. Гергиев. – М.: Клуб, 2001. - №6.

3.Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. / А.Л. Готсдинер. – М.: Магистр, 1997. – 240 с.

4.Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания / Н. Давыдова. –Дошкольное воспитание, 1994, №6. – С. 89.

5.Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова и др. – М.: Академия, 2001. – 248 с.

6.Метлов, Н.А. Музыка – детям. / Н.А. Метлов. – М., 1985. – 144 с.

7.Петрушин, В.И. Музыкальная психология. / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

8.Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия. / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.

9.Шушарджан, С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. / С.В. Шушарджан. – М., изд-во «Перспектива», 1994. – 190 с.

10.Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер,

В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.


[1] Уолтер Г. Живой мозг. М., 1966., - С.107.

[2] Голубева Э.А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифференциальной психофизиологии//Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. Т.7. – С.15.