Доклад «Некоторые особенности работы концертмейстера в классе скрипки с учащимися младших классов»

Коваль Надежда Владимировна

Доклад о работе концертмейстера в классе скрипки с учащимися младших классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koval_n.v._doklad.docx22.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коваль Н.В. концертмейстер

МБОУДО «Лянторская ДШИ № 2»

Россия, г.Лянтор

Доклад

«Некоторые особенности работы концертмейстера в классе скрипки с учащимися младших классов»

В своём докладе я хотела бы осветить некоторые особенности работы концертмейстера в классе скрипки с учащимися младших классов, которые только начинают осваивать навыки игры на инструменте.

Работа концертмейстера в классе скрипки с учащимися младших и средних классов очень важна и ответственна. Концертмейстер для них является не только простым аккомпаниатором, но и помощником, опорой и поддержкой на их нелегком пути становления музыканта! Ведь именно концертмейстер своим аккомпанементом  дает возможность самым первым «маленьким» звукам (щипкам и ведению смычка по открытым струнам) юного скрипача стать частью «большого» музыкального произведения, а самому скрипачу почувствовать себя исполнителем этого музыкального произведения. С концертмейстером ученик делит  волнение и ответственность на своём первом академическом концерте, на первом выступлении вне стен музыкальной школы, на конкурсе и ждёт от него поддержки, как от опытного товарища. И поэтому концертмейстер должен быть не только хорошим исполнителем, тонко чувствующим музыкальную ткань произведения, стиль и манеру исполнения, но и чутким психологом, который совместно с преподавателем закладывает основы исполнительского мастерства – чуткость, гибкость, уверенность и др.

Концертмейстер юных музыкантов не имеет права быть безучастным и пассивным в совместной работе, ученик должен чувствовать постоянную заинтересованность концертмейстера в наилучшем исполнении музыкального произведения. Своим исполнением аккомпанирующей партии концертмейстер должен создать абсолютно комфортное состояние для ученика, помогающее ему исполнять музыкальное произведение, а не отдельные звуки.

И именно на концертмейстера, на начальном этапе обучения, ложится большая доля ответственности в развитии музыкальности ученика.

Концертмейстер обязан знать особенности исполнения основных штрихов скрипичной музыки и тонко чувствовать возможность их не совсем точного исполнения, особенно когда эти штрихи только осваиваются учеником. А для того чтобы помочь маленькому ученику в возможных трудных ситуациях, должен знать и аппликатуру, хотя бы в первой позиции. Упоминаю здесь об аппликатуре исходя из собственного опыта, т.к. большинство учеников (со средними музыкальными данными) первого класса, запоминают первые музыкальные тексты не только нотами, но и струнами и пальцами. И при возникновении возможного сбоя у ученика концертмейстер должен суметь не только подыграть мелодию, но и подсказать палец на струне.

Очень часто они проставлены в нотном тексте скрипичной партии, но концертмейстер, зная их расположение на струнах, может сам их подсказать.

 Первые штрихи, которые осваивают юные скрипачи – это щипки пальцем и деташе по открытым струнам.

 Щипки юного скрипача, в силу его физического развития, не могут быть яркими, поэтому концертмейстер должен динамически очень аккуратно аккомпанировать мелодиям, исполняемым таким приёмом.

Détaché (деташе) – исполнение каждой ноты отдельным движением смычка, без отрыва от струны, меняя его направление. При исполнении данного штриха скрипачом от концертмейстера так же требуется довольно активное исполнение аккомпанемента.

Далее в арсенал юного скрипача добавляется навык смены струн смычком. Концертмейстер в этом случае так же должен быть очень внимателен и суметь немного приостановить движение, т.к. при овладении этим штрихом возможны перескакивания на ненужную струну и, в связи с этим, потеря времени при возвращении на нужную.

Затем осваивается штрих Legato. Он довольно сильно разнится с этим же штрихом у пианистов. Legato – это игра нескольких нот во время движения смычка в одну сторону. На начальном этапе освоения этого штриха это, чаще всего, legato из двух нот. Но и это может вызвать у ученика некоторые трудности с координацией движений, из-за которых он может перепутать направление движения смычка. Что в свою очередь  вызовет остановку и исправление ошибки. Задача концертмейстера быть готовым к такому развитию событий и, как можно незаметнее, ликвидировать возможную заминку или незаметно подсказать направление движения смычка, которое так же указывается в нотной строке скрипача.

После первичного освоения этого штриха приходит время игры на скрипке двумя руками, т.е. различными штрихами смычком правой рукой с аппликатурными изменениями в левой руке, и, дельнейшее закрепление этого в первой позиции. На первых порах это довольно сложный координационный процесс для ученика и концертмейстер, как и преподаватель, должен всячески помогать и поддерживать ребёнка в этом.

 К  сожалению, бывает, что концертмейстер начинает раздражаться из-за частых срывов ученика, что негативно сказывается на его моральном состоянии  и уверенности в себе, как начинающем музыканте. Но зная сложность освоения и исполнения этих штрихов юным музыкантом, концертмейстер будет в состоянии спокойно и с уважением отнестись к некоторым его промахам.

При дальнейшем освоении учеником новых штрихов от концертмейстера требуется более высокое исполнительское мастерство и хорошее знание особенностей исполнения этих штрихов.

При исполнении произведений штрихом staccato неизменно увеличивается темп исполнения и четкость артикуляции.

 При исполнении учеником штриха sautiller (сатийе) от концертмейстера требуется очень четкая метроритмическая организация, четкость и лёгкость исполнения своей партии.

 При изучении учеником переходов из позиции в позицию концертмейстер обязан знать о возможных оттяжках и интонационных неточностях при исполнении этого приёма и уметь помочь и поддержать ребёнка.

Итогом совместной работы ученика, преподавателя и концертмейстера становится концертное выступление – исполнение музыкального произведения!

На сцену ребенок выходит в сопровождении концертмейстера… И очень важно (помимо настроя преподавателя) дать ему почувствовать уверенность и защищенность - он не один, с ним единомышленник!

Юный исполнитель должен почувствовать дыхание музыкального произведения, его темпоритм, настроение, звуковую окраску.

Если в музыкальном произведении нет вступления, и оно начинается совместным исполнением, концертмейстер обязан подготовить ученика к этому – убедиться, что он готов к исполнению, спокоен и мысленно погружен  в музыкальный образ. Ни в коем случае его нельзя торопить, наоборот, попытаться своими движениями, выражением лица и внутренним настроем отвлечь ученика от сценического волнения и направить его мысли и чувства на музыкальный образ произведения, будь то Петушок или Колыбельная или что-то другое.

Если же в музыкальном произведении есть вступление, то у концертмейстера появляется замечательная возможность дать юному исполнителю настроиться и почувствовать музыкальную ткань, ее характер, динамику, скорость движения, тембровую окраску.

Совместный вдох перед началом – ауфтакт - важно выполнять в темпе музыкального произведения, не быстрее и не медленнее. Для этого ученик должен научиться предслышать исполняемое произведение, чувствовать его метрическую пульсацию, а концертмейстер тонко улавливать внутренний настрой исполнителя, не подгонять его и не оттягивать назад.

Концертмейстер юного скрипача должен хорошо понимать, что маленький размер скрипки и смычка, физические данные в силу юного возраста, не позволят ученику исполнять музыкальное произведение ярким, сочным звуком. Поэтому аккомпанемент обязательно должен быть в балансе с солистом, вступление (если оно имеется) не должно звучать вычурно ярко на фоне которого, исполнение солиста может выглядеть бледным и неуверенным.  То же самое касается всей музыкальной ткани, общая кульминация музыкального произведения должна выстраиваться солистом, а концертмейстер лишь поддерживать его.