Сценарий праздника "Рождество Христово и Святки"

Беляева Светлана Ивановна

Задачи:

- осуществление художественных познаний мира учащихся через собственную созидательную деятельность;

- знакомство с праздниками Рождество Христово, Святки;

- развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika_-_rozhdestvo_hristovo_i_svyatki_2017.docx28.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи

им В.П. Поляничко»

Сценарий праздника

 «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И СВЯТКИ»

Подготовила:

Беляева Светлана Ивановна,

педагог I квалификационной категории

                                           

                                                   

Оренбург, 2017

Сценарий праздника

 «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И СВЯТКИ»

Цель: всестороннее развитие и воспитание школьника, формирование основ эстетической культуры.

Задачи:

- осуществление художественных познаний мира учащихся через собственную созидательную деятельность;

- знакомство с праздниками Рождество Христово, Святки;

- развитие творческих способностей.

Ход праздника

На фоне записи «Святый Боже»:

Здравствуйте, гости дорогие! Сегодняшняя встреча посвящена великому празднику Рождества Христова. Мы ближе познакомимся с историей праздника, его традициями и обычаями его проведения.

Как известно, католическая и протестантская церкви отмечают праздник Рождества 25 декабря, а к нам - православным праздник приходит в январе.

«Январь - зиме государь. Году начало, зиме середина». «Январь на порог - прибыло дня на воробьиный скок». В январе растет день, растет и холод. В январе солнце на лето поворачивает. В январе мы празднуем Рождество!

Многим из наших современников смысл этого слова или вообще не знаком, или они имеют о нем очень смутное представление. А между тем, до 1917 года праздник Рождества Христова был всенародным и одним из самых любимых в России.

В ночь с 6 на 7 января по всей стране, в малых и больших церквах совершалось торжественное богослужение. Еще накануне праздника украшали в домах любимую с детства рождественскую елку.  Лесная красавица пришла в Россию из западных стран при царе Петре I. Вечная зелень ели и др. растений (можжевельник, лавр) была символом обновляющейся жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы.

Не случайно праздник Рождества Христова называют «Матерью всех праздников». Ведь рождением Иисуса Христа - Сына Божьего, Спасителя мира - начинается его земная жизнь, страдания, смерть и воскресение.

Значение этой святой ночи столь велико, что даже весь ход новой истории и само наше летоисчисление ведется от Рождества Христова.

Прежде чем рассказать о том, как праздновали наши предки Рождество, обратимся к Библии, а точнее к Евангельским историям рождения Христа:

В 10 км от г. Иерусалима находился небольшой городок Назарет. Там в семье благочестивых родителей родилась Дева Мария. С 3-х лет она воспитывалась в храме и после выхода из которого, в 14-летнем возрасте, дала обещание никогда не выходить замуж и служить только Богу. Священники вручили Пресвятую Деву 80-летнему старцу Иосифу, который уже имел взрослых детей и был для Марии вместо отца. Как-то в дом Иосифа, где жила Мария, явился Архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь престол». В тот период в стране Иудее правил царь Ирод, который был под властью Рима. Римский император Август повелел в земле Иудейской провести перепись населения. Каждому надо было пойти в свой город, город своих предков Иосиф был родом их Вифлеема, и вот они, вдвоем с Марией отправились пешком из Назарета в Вифлеем. Идти нужно было 170 км, пешком такое путешествие длилось довольно долго. Когда, наконец, Иосиф и Мария пришли в Вифлеем, для них не оказалось места для проживания, а поэтому они остановились за городом, в пещере, куда пастухи иногда загоняли овец в ненастную погоду. Мария ожидала рождения ребенка, и в первую же ночь их прибежища - ночлега у нее родился младенец. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота:

«Что за дитя в хлеву чужом Мария охраняет?

Небесный хор поет о Нём, а пастухи внимают.

Сей – есть Христос  Господь!

Пришедший в мир с небес высот

Он нам Всевышнем дан!

Спаситель! Сын Марии!

Зачем же он в яслях лежит, где овцам корм давали?

Чтоб всякий мог у Его ног сложить свои печали.

Ему в дар золото, ладан, и смирну принесите.

Он – Царь царей, пред Ним скорей

Дверь сердца отворите»

Рождению Иисуса посвящено много стихов и песнопений:

«Днесь Пресветлая

Небу и земли Царица,

Христа царя рождает.

И млеком его питает,

Пеленами увивает,

В ясли полагает.

Звезда пути являет,

Над вертепом сияет.

Волхвы же, понижу,

Христу царю приидоша,

Трои дары принесоша:

Злато, ливан, смирну – вещь предивну»

В то время вокруг городка Вифлеема находились пастбища. В ночь, когда родился Иисус, некоторые из пастухов не спали, сторожа свои стадо. Вдруг, предстал им Ангел Господень. Пастухи испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость. Ноне родился Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Мы видим, что Бог выбрал простое место, где должен родиться Иисус Христос, а не дворец, и пастухов – простых людей, а не богачей, чтобы им первым возвестить о рождении Спасителя всего человечества.

И поспешили пастухи в Вифлеем и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Поклонились они младенцу, рассказали о  том, что видели и слышали Ангела и радовались рождению Спасителя мира:

«К яслям бедным прибежали пастухи

Пред младенцем ликовали, как могли!

Слава в Вышних Богу!

Людям мир Бог даст!

Ангел светлый их на поле посетил,

О рождённом в Вифлееме возвестил!

Поклонились Жизнедавцу всей земли,

Сердцем чистым славу Богу вознесли.

Воплотилось слово по любви Отца

Рождество Христово – радость всем сердцам!»

Звучит песня «Народился наш Спаситель»

На 8 день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что означает «Бог спасает» или Спаситель.

Когда Иисус родился в Вифлееме, в Иерусалим пришли мудрецы с Востока и говорят царю Ироду: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Царь Ирод испугался, что у него отнимут власть, призвал волхвов – мудрецов к себе, послал их в Вифлеем, чтобы они всё разузнали о младенце. Подозрительный и коварный правитель задумал убить его.  

Придя в Вифлеем, мудрецы вошли в дом, над которым остановилась звезда. Увидев Марию и Младенца, они поклонились и дали дары: золото, ладан и смирну. Во сне мудрецы получили откровение не возвращаться к царю Ироду и поэтому другим путем ушли в свою страну. Узнав об этом, царь Ирод разгневался, послал воинов убить всех младенцев в Вифлееме от 2-х лет и младше. Воины пришли и убили невинных младенцев. Так исполнились слова пророка: «Глас в Риме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».

Такова история рождения Христа.

Простой христианский люд всегда благоговейно относился к Рождеству Христову и праздновал праздник красиво и ярко. Самому празднику предшествует 40-дневный пост. В этот период христиане больше молятся, читают Закон Божий. Воздерживаются от «скоромной пищи», т.е. мяса, молока, яиц и едят только  «постную» пищу, т.е. растительную: хлеб, овощи, фрукты.

6 января – Рождественный Сочельник или  «Навечерие».  В сочельник до самого вечера, точнее, до появления на небе вечерней звезды, никто ничего не ел и не садился за стол. В Сочельник родители рассказывали детям об истории рождения Спасителя. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи. Кое-где в России еще сохранился обычай в Рождественскую ночь жечь костры.  Так у казаков есть такой обычай в казачьем Домострое - «Огонь родного пепелища».

В ночь перед Рождеством, когда во всей злобе гуляет нечистая сила, а младенец Христос еще не положен спеленатый в ясли, выходят казачьи семьи в потаенный угол своего двора и зажигают сноп соломы. Высоко в небо взлетает огненный столб. Стоит молча семья вокруг костра, глядя в гудящее пламя, поминая своих предков. Считалось, что души их в эту ночь слетаются на огонь родового костра греться. А ведь так оно и есть. Греется душа не от огня, а от того, что ее помнят, помнят потомки свой род.

Исполняется тропарь и кондак «Рождество Твое»

На Рождество всегда вкусно ели, угощались. Но не всем было сытно и радостно.

Стихотворение «Сиротка»

Праздник Рождества имел массовый характер. В обычае было с самого утра - Славить Христа. Славлением занимались дети, которые ходили по домам с вертепом и звездой.

В Святочные дни с 7 по 19 января обязательно колядовали с песнями – колядками. За пение и колядование  детей награждали деньгами, пирогами, сладким.           Но хозяева бывают разные, иные и ничего не дадут, и тогда таких хозяев просмеивают.

Пение Колядки

В таких случаях, рассерженная коляда уходит к другому дому:  

Поют «Авсень, авсень»

Святки неотделимы от праздника Рождества. Это самое веселое время года. Хождение по гостям, катание на санных поездах и обязательно - гадание на судьбу. Девушки выбирали Святочные ночи, чтобы погадать на жениха. Самые смелые закрывались в бане, ставили два зеркала, свечи и ждали, когда в зеркале покажется суженый-ряженый. Гаданий существовало множество, многие дошли и до нашего времени.

Завершает Рождественский цикл Крещенье (19 января). Но оно одновременно открывает дверь в новую жизнь, в которую, как по праздничному мосту переходят люди с радостью преодоления зимы, стужи, тьмы, с новыми надеждами, силами к весеннему свету и теплу.