Детские пьесы П.И. Чайковского в репертуаре ДМШ

"Только та музыка может тронуть, потрясти и задеть, которая вылилась из глубины взволнованной вдохновением артистической души”.
 

П.И.Чайковский.

Знакомство с произведениями П.И. Чайковского начинается  в младших классах ДМШ и продолжается на протяжении всех лет обучения. Создание музыки, предназначенной для детского исполнения – одна из самых сложных композиторских задач

«Детский альбом» П.И.Чайковского стал первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности, поэтому появление этого сборника – отнюдь не случайное явление в его творческой биографии. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.

«Детский альбом» чрезвычайно полезен для воспитания учащихся, а также имеет огромную  художественную ценность.

«Детский альбом» П.И. Чайковский посвятил одному из своих многочисленных племянников - Володе Давыдову.

В «Детском альбоме» - 24 пьесы, которые не связаны какой-либо одной тематикой. В каждой пьесе есть конкретный сюжет и живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов - это картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»), игры детей («Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш оловянных солдатиков»), обрисованы персонажи русских народных сказок («Нянина сказка», «Баба-Яга»), русского народного творчества («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), песни других народов («Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»), европейские танцы («Вальс», «Мазурка», «Полька»).

Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности ребёнка. Яркость, доступность образов "Детского альбома” дают возможность педагогу от понимания образа вести ребенка к осмыслению художественных и технических средств, которыми  достигается его воплощение в звуках.

Преимущественное место в серии этих пьес занимает аккордовая техника, но как отмечено выше, всюду аккорды использованы с учетом физических возможностей детской руки.

Аккордовый аккомпанемент в партии левой руки характерен для таких пьесок, как «Мазурка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Вальс». Для этих музыкальных картинок певучий характер в партии правой руки поддерживается сопровождением, четко выявляющим гармоническую основу. 

В таких пьесах, как «Утреннее размышление», «Зимнее утро», «Марш деревянных солдатиков», «Нянина сказка» - мы видим другой тип фортепианного изложения - почти сплошная гармонизация мелодии, образующая движение аккордами, расположенными в обеих руках.

Пианизм Чайковского – «поющий». «Детский альбом» даёт прекрасный материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента, обучения навыкам legato.

Немалое значение в фортепианной музыке Чайковского имеет колористическое начало. В сочинениях для рояля мастерски передаются тембры различных инструментов, часто угадывается определенная «инструментовка» - голос в сопровождении камерного ансамбля, сопоставление каких-либо инструментов или групп симфонического оркестра и т. Эта черта фортепианного стиля композитора ярко проявилась и в «Детском альбоме». Не случайно существует так много переложений цикла для различных инструментальных составов.

«Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Это замечательный учебный и методический материал для работы с детьми. Изучение произведений позволит юным пианистам проявить творческую инициативу, каждое прочесть по-своему.

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >